Реферат: Основы права 9
Название: Основы права 9 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
1 .Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. · Действие нормативно – правовых актов во времени. Весьма важно то, что определить, с какого момента соответствующий акт приоб- ретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется. Другими словами, в течение какого времени нормативный акт реализуется. Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утра ты юридической силы. Определения времени начала действия актов связано с по- нятием их опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определен- ных газетах («Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка» и др.), на которые можно официально ссылаться. В соответствии со ст.7 Консти туции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публи куются до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Из вестны различные варианты определения времени вступления актов в силу, при чем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесо образным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный пе- риод времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с со- держанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Бела- русь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в та- ком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрачивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте. Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начина- ют действовать обычно с момента получения их этими органами, если не уста- новлен иной срок введения их в действие. Важное значение имеет также опреде- ление времени утраты нормативно – правовым актом юридической силы. Право- вой акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это проис- ходит при наступлении определенных обстоятельств. Во–первых, акт теряет юри- дическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на опре- деленный срок. Во – вторых, он утрачивает юридическую силу в следствии пря- мой его отмены. Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном пе- речне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В – третьих, нормативно – правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он признан неконституционным в установленном законом порядке. В – четверых, акт пре- кращает действия и теряет юридическую силу в том случае, когда правовой акт признается утратившим силу. С действием нормативно – правовых актов во вре- мени связано такое понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил действия нормативно – правовых актов во времени и относится к числу исключений. Понятие обратной силы закона означает, что данный норма- тивный акт распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распростра- няются на прошедшее время. Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой практикой, закон обратной силы не имеет и рас- пространяется только не те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного дея- ния дело должно рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104 Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона ²О нормативных правовых актах Республики Беларусь², что является свидетельством отражения в белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других актах законодатель- ства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).Однако это общее прин- ципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными сооб- ражениями. Обратная сила в обязательном порядке придается законам, смягчаю- щим или устраняющим уголовную и административную ответственность. Кроме того, новым нормативно – правовым актами может быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого демократического общества харак- терно то, что решение о придании нормативно –правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъ ектов. В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно. · Действие нормативно – правовых актов в пространстве. Действие нормативно – правовых актов в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. Про- странственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. В международном праве под государственной территорией понима- ется часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т. е. ко- торая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит суша в пределах его границ, включая недра, внутренние (национальные) итерри- ториальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, воен- ные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистри- ровавшего объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за ру- бежом и др.. В соответствии с положением о территориальном верховенстве, как составной части государственного суверенитета, нормативно – правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие на всю государственную территорию. Это означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его террито- рии. Однако некоторые нормативно – правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в пределах той территории, на которой распространяется их управленческие функции. Так, решения областных, районных, городских, сельских, поселковых Советов и исполкомов в Республике Беларусь распространяют свое действие соответственно на территорию этих административных единиц. Обычно на определенной территории действуют одновременно различные по юридической силеакты. В случае их противоречия действует акт высшей юридической силы. Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно – правовых актов в пространстве, как возможность применения законов определен- ного государства к его гражданам, находящимся за границей. Так, в соответствии со ст. 6 УК Республики Беларусь ее граждане, совершившие преступление вне пределов своего государства, подлежат уголовной ответственности, если совер- шенное ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории кото рого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. Постоянно проживающие в республике лица без гражданства так же попадают под действие данной статьи. Следует заметить, что в соответ- ствии с Конституцией гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10).Что касается применения нормативно – правовых актов одной страны на территории другой, то оно может осуществляться в соответствии с международ- ными соглашениями постольку, поскольку определенные сами допускают воз- можность. Следует иметь в виду, что между странами, входящими в Содружество Независимых Государств 22 января 1993 г. Заключена специальная Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов- ным делам, в которой определен порядок взаимоотношения этих стран в случаях возникновения юридических дел, связанных с территориальными пределами дей- ствия актов государств – членов содружества. · Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц. С действием нормативно – правовых актов в пространстве связано их действие по кругу лиц. Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении то- го круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, со- держащихся в соответствующем нормативно – правовом акте. По общему прави- лу нормативно – правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц Республики Беларусь и иностран- ных юридических лиц, функционирующих на территории государства. Суще- ствуют вместе с тем некоторые особенности, связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых нормативно – правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находя- щихся на его территории. Так, например, нормы избирательного закона Респуб- лики Беларусь не действуют в отношении граждан, признанных судом недееспо- собными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке, установленном уголовно – процессуальном зако- нодательством, избраны меры пресечения – содержание под стражей. Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое действие лишь на опре- деленные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п.. Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных государств и лиц без граж- данства, находящихся на территории соответствующего государства. Так, в соот- ветствии с законодательством Республики Беларусь, иностранные граждане и ли- ца без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики. Однако, во – первых, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений. Су- ществуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношений могут выступать только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность несению воинской служ- бы, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состо- ять и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных долж- ностей. Эта категория лиц не может участвовать в формировании выборных госу- дарственных органов. Они не могут избирать и быть избранными в эти органы равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы и лица без граждан- ства не могут выступать носителями и ряда других прав и обязанностей. Во–вто- рых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и прави- тельств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и атташе и др.), члены их семей и не- которые другие иностранные граждане пользуются так называемым правом экс- территориальности (внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммуните- том. Он состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об уголовной и административной ответственности дипломатических представите- лей иностранных государств в случае совершения ими преступлений и админи- стративных проступков на территории страны пребывания разрешается диплома- тическим путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юриспруденции за исключением некоторых случаев. Например поискам, относя- щимися к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломата в стране пребывания, не связанной с его официальными функциями, поискам о наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или наслед- ника и др.. Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать за- коны государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д.. Установление пределов действия нормативно – правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение, как отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов. 2.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность административного правонарушения. · Обстоятельства, смягчающие административную ответственность Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; 4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; 8) совершение административного правонарушения беременной женщиной. · Обстоятельства, отягчающие административную ответственность Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: 1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; 2) совершение административного правонарушения повторно; 3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; 4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; 7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение; 8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием; 9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; 10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей. 3.Отпуска и их виды. Порядок предоставления отпусков. Порядок предоставления отпусков регулируется главой 12 ТК РБ. Под отпуcком понимается освобождение от работы по трудовому договору на опреде- ленный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней ра- боты и заработной платы в случаях, предусмотренных ТК РБ. Работникам предоставляются следующие виды отпусков: 1) трудовые отпуска: основной отпуск; дополнительные отпуска; 2) социальные отпуска: по беременности и родам; по уходу за детьми; в связи с обучением; в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; по уважительным причинам личного и семейного характера. Продолжительность отпусков работников исчисляется в календарных днях. Государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период отпус- ка, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней. Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с про- должительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предо- ставления и конкретная продолжительность этого отпуска установлены постанов- лением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 100. Продолжительность основного отпуска обязательна для всех нанимателей. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется до- полнительный отпуск за работу в таких условиях труда. Работникам, труд кото- рых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется дополнитель- ный отпуск за особый характер работы. Порядок, условия предоставления указан- ных дополнительных отпусков и их продолжительность установлены постановле- нием Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, и индивидуальными пред- принимателями установлен Положением о порядке проведения аттестации рабо- чих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 с последующими изменениями и до- полнениями. При этом следует также руководствоваться Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 с последу- ющими изменениями и дополнениями. Работникам с ненормированным рабочим днем наниматель за счет собственных средств устанавливает дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определя- ются коллективным или трудовым договором, приказом (распоряжением) нани- мателя, а в организациях, финансируемых их бюджета, - постановлением Совета Министров РБ от 18.03.2008 № 408. Постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1695 установлены катего- рии работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день. Дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы может предоставлять- ся работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли. Такой отпуск устанавливается нанимателем за счет собственных средств до 3 календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем. Дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться за счет соб- ственных средств нанимателя коллективным договором, соглашением или нани- мателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально - трудовым до- говором. Дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску, если иное не предусмотрено законодательством. По соглашению между работником и нанимателем допускается замена части тру- дового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный день, денежной компенсацией. При этом замена денежной компенсацией отпус- ков, предоставляемых авансом, беременным женщинам, работникам, признаным инвалидами, работникам моложе восемнадцати лет и работникам за работу в зо- нах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы не допускается. Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предо- ставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя, за исключе- нием случаев, предусмотренных статьей 166 ТК РБ. До истечения шести месяцев работы наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника: женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него; лицам моложе восемнадцати лет; работникам, принятым на работу в порядке перевода; совместителям, если трудо- вой отпуск по основному месту работы приходится на период до шести месяцев работы по совместительству; участникам Великой Отечественной войны; женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ре- бенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет; работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных Учре- ждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально- технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, в вечерней или заочной форме получения образования; в других случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением или трудовым договором. Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за второй и последующий рабо- чие годы предоставляются в любое время рабочего года в соответствии с очеред- ностью предоставления трудовых отпусков, если иное не предусмотрено ТК РБ. Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согла- сованию с профсоюзом, либо нанимателем по согласованию с работником в слу- чае отсутствия профсоюза. График трудовых отпусков составляется на календар- ный год не позднее 5 января или иного срока, установленного нанимателем и профсоюзом, и доводится до сведения всех работников. Наниматель обязан предоставлять работнику, как правило, трудовой отпуск в те- чение каждого рабочего года (ежегодно). В исключительных случаях, когда предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации, ин- дивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенос ча- сти отпуска на следующий рабочий год. Другая часть трудового отпуска не может быть менее четырнадцати календарных дней и предоставляется до окончания те- кущего рабочего года. Переносимая часть трудового отпуска по желанию работ- ника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год или используется от- дельно. Запрещается непредоставление трудового отпуска работникам моложе восемнадцати лет и работникам, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда. Социальные отпуска работникам предоставляются с целью создания благоприят- ных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения се- мейно-бытовых потребностей и для других социальных целей, в соответствии с ТК РБ. Право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительно- сти, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы орга- низации. На время социальных отпусков сохраняется место прежней работы и (в случаях, предусмотренных ТК РБ или коллективным договором, соглашением) заработная плата. Социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска. Социальные отпуска предоставляются за тот календарный год, в котором работ- ник имеет на них право. В случаях неиспользования социального отпуска в теку- щем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменя- ется денежной компенсацией, в том числе при увольнении. 4.Последствия признания недействительными следующих сделок: · Недействительность сделки, совершение которой запрещено законодательством. Сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна. При нали- чии умысла у обеих сторон такой сделки – в случае исполнения сделки обеими сторонами – в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного). При наличии умысла лишь у одной из сто- рон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь. · Недействительность мнимой и притворной сделок. Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения со- здать соответствующие ей юридические последствия, ничтожна. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с уче- том существа сделки применяются относящиеся к ней правила. · Недействительность сделки, совершенной гражданином, признанным недееспособным. Сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, ничтожна. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить по- лученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понеенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности дру- гой стороны. · Недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет Сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (ма- лолетним), ничтожна. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны. |