Реферат: Экспертизы декоративной косметики на примере лака для ногтей
Название: Экспертизы декоративной косметики на примере лака для ногтей Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Экспертиза товаров – исследование экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли и других. Товарная экспертиза – исследование и оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений которые служат конечным результатом. Экспертиза находит широкое применение в различных сферах, где требуется проведение экспертных исследований. При этом экспертиза отличается от научных и иных исследований тем, что ее результаты оформляются по определенной форме и используются для определенных юридических целей (доказательств, отказов и т.п.) В современной ситуации России экономические реформы кардинально изменили ситуацию на отечественном рынке, обеспечив обилие и разнообразие товаров. Качество товаров и услуг – вот одна из серьезнейших проблем нашего рынка. Экспертиза помогает выявить расхождение действительных значений основополагающих характеристик товаров с документальными данными или установленными требованиями нормативных документов либо информацией на маркировке. Что в свою очередь поможет приостановить реализацию недоброкачественной продукции, которая наносит вред благополучию и здоровью российских граждан. Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и проведение экспертизы декоративной косметики на примере лака для ногтей. 1 Основные понятия экспертизы 1.1 Цели и методы экспертизы Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами по товарам могут быть специалисты, ученые, которые владеют специальными (профессиональными) знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с товарной массой и качеством товаров. Эксперты-товароведы должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества. Для проведения экспертизы товаров создаются экспертные комиссии, они состоят из двух групп: экспертной и рабочей. Профессиональный состав и численность специалистов, входящих в эти группы, зависят от целей и этапов экспертизы, особенностей оцениваемого товара (изделия), условий проведения экспертизы и устанавливаются нормативными документами. Экспертиза требует применения методов (инструментальных, экспертных), исследований, обеспечивающих объективные результаты испытаний. Основные компоненты экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура и результат. Объектом экспертизы являются потребительские свойства товаров. Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров. Общие критерии - это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара. Конкретные критерии - это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в нормативных документах, а также базовые значения показателей, характеризующие качество проектируемой продукции, реально существующих изделий. Исследование - творческий процесс, что не всегда относится к экспертизе. Цель экспертизы определяет структуру оценочных критериев. При проведении экспертизы эстетических свойств товара эксперты формулируют ценностные шкалы в виде базовых рядов образцов. Это ряд изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их качества и разделенных на группы. Методы экспертизы - это систематизированный комплекс методических приемов, обеспечивающих экспертное исследование потребительских свойств товаров, отображенных в экспертном заключении. Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть применены к первому типу методов проведения экспертизы на стадиях разработки. Методы экспертизы потребительских свойств товаров могут быть комплексными и оперативными, экспертными и социологическими, а также расчетно-инструментальными. Каждая группа общих методов состоит из набора частных методов: 1) разработка потребительских классификаций; 2) выявление тенденций изменения конструктивно - технических и художественно - стилевых особенностей изделий данного вида и класса; 3) разработка модели потребления товара человеком; 4) разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества; 5) проведение измерений и определение значений показателей; 6) формирование критериев оценки; 7) составление базового ряда образцов и шкал оценки; 8) оценка показателей качества. При проведении комплексной экспертизы, наряду с использованием экспертных и расчетно-инструментальных методов, проводятся исследования процесса потребления, росы потребителей, изучаются условия потребления и т.д. оперативном проведении экспертизы социологические исследования заменяются экспертными оценками или вообще проводятся, а использование расчетно-инструментальных методов ограничено этапом анализа опытного образца изделий массового производства в процессе их эксплуатации. Ведущим методов проведения экспертизы свойств товаров является экспертный метод, решающий отдельно такие комплексные вопросы экспертизы, чаще применяемы для получения итоговых результатов. Используются две разновидности этого метода: 1) метод ведущего эксперта группы; 2) метод комиссии. В общем случае экспертиза потребительских свойств состоит из двух этапов: 1) анализа с целью обеспечения экспертов всей необходимой информацией о качестве товара для вынесения ими оценочных суждений; 2) оценки, которая основывается на результатах анализа и содержит характеристику потребительского уровня качества товара и ее обоснование. Комплексная экспертиза потребительских свойств проводится для оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых для массового потребления. Поэтому проведение такой экспертизы ориентирует экспертов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки. Оцениваемый объект рассматривается в сложных и многочисленных взаимосвязях с человеком-потребителем и его предметным окружением. В процессе экспертизы формируются критерии оценки, отбираются базовые образцы и показатели качества. Оперативная экспертиза потребительских свойств товаров основывается на результатах предварительно проведенных комплексных экспертиз, что позволяет экспертам резко сократить сроки проведения экспертных работ при сохранении требуемой глубины и обоснованности экспертных заключений. Оперативная экспертиза проводится на стадиях разработки новых товаров (техническое задание, проектно-конструкторская документация, опытный образец) и в процессах массового выпуска и потребления продукции. 1.2 Виды экспертизы 1) Экологическая экспертиза товара. Главной задачей экологической экспертизы является недопущение производства и ввоза в Россию экологически опасной, не утилизируемой продукции (потребительских товаров). Экологические свойства товаров, это воздействие товара на человека и окружающую среду в процессе потребления. При этом учитывается не только непосредственное потребление, но и все сопутствующие ему операции (хранение, транспортировка, разгрузка, погрузка и др.). Экологическое воздействие товара на человека-потребителя чаще всего носит косвенный характер, вызывая иногда в окружающей среде нежелательные эффекты или необратимые изменения. Однако потребитель, будучи включенным в систему "человек-изделие-среда", в конечном счете, непосредственно сталкивается с этим воздействием в процессе труда и отдыха. Экологические показатели качества товара включают две основные группы показателей, отражающих особенности воздействия товара: 1) на природную среду; 2) на предметно-пространственную среду. К первой группе относятся, например, показатели о содержании вредных примесей, выбрасываемых в водную или воздушную среду лодочными моторами или двигателями автомобилей; о загрязнении окружающей среды отходами, не поддающимися быстрому разложению в природных условиях (полиэтиленовая упаковка, содержащие ртуть лампы) и др. Ко второй группе относятся косвенные показатели сохранности. Отнесение показателей к экологическим условно, поскольку традиции, но учитываются только показатели, отражающие воздействие товара на природную среду. Все эти показатели определяются несколькими методами экологической экспертизы, способствуя сохранности чистоты окружающей среды. Экспертиза помогает отобрать лучше решения и своевременно внести необходимые изменения, направленные на улучшение потребительских свойств товаров. 2) Экономическая экспертиза состоит в исследовании экс пертом на основе специальных знаний в области экономики целью установления фактического состояния и обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решение дела, возникшего в процессе правоотношений. Экономическая экспертиза основывается на исследований ЯХ, проведенных с помощью ФСА, АВС и других методов анализа, для раскрытия причинных связей, обусловивших конфликтные ситуации в хозяйственных операциях и процессах как по выпуску товарной продукции, ее качеству так и по вопросам экономической деятельности фирмы производителя. Экономическая экспертиза исследует применение технологических норм и нормативов, содействуя экономическому развитию предприятия. На решение экономической экспертизы выносятся такие вопросы: - в какой мере обеспечивается рациональное планирование производственной деятельностью предприятия; - на сколько целесообразно установлен перечень организаций получающих продукцию от заказчика на льготных условиях; - в какой мере отрицательные результаты (ущерб, убытки) деятельности предприятия могли быть устранены и т.д. 3) Товарная экспертиза. Основная задача товарной экспертизы - защита потребителя от некачественной товарной массы. Товарная экспертиза подразделяется в зависимости от объектов на экспертизу продовольственных и экспертизу непродовольственных товаров. В процессе экспертизы товаров определяют: - соответствие показателей качества действующим государственным стандартам, договорным условиям; - факт снижения сортности товаров в процессе производства и транспортировки; - степень соответствия качества товара цене реализации; - правильность понижения цены реализации товаров; - причины брака товаров; - обоснованность списания товаров и т.п. Товарная экспертиза определяет также правильное наименование товара, назначение и соответствие маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документам. Необходимость в товарной экспертизе возникает при расследовании в судебном порядке уголовных дел, при расследовании деятельности малых предприятий (АО) по способам изготовления продукции, использованию сырья, при выявлении снижения качества из-за нарушения правил упаковки, неправильного хранения, транспортирования и т.п. Товарная экспертиза при исследовании потребительских свойств (качества) товара пользуется как органолептическими, так и инструментальными методами. Объектами товарной экспертизы являются товары, полуфабрикаты, сырье. Источником информации служат первичные документы на производство, транспортировку и реализацию продукции народного потребления. Товарные экспертизы проводятся торговой палатой, бюро технических экспертиз. К этим работам привлекаются товароведы-эксперты и лица со специальными знаниями по соответствующей группе товаров, материалов, сырья. Вопросы, решаемые товарной экспертизой: - отвечают ли фактическому виду товара его сорт, цена, указанные в договорных документах? - как декодировать товароведческие признаки товара насколько они отвечают указанным в договорных документах или маркировке - отвечает ли товар требованиям государственного стандарта и если нет, то в чем конкретно? - насколько списание товаров обоснованно (их унижения, для переработки)? - отвечают ли изменение уровня качества товара уровня его новой цены? - соблюдались ли правила сохранения качества, и если нет, то на каком этапе и кто нарушал их (причинил ущерб)? - насколько велика скрытость дефекта в исследуемой экспертами некачественной продукции и допустима ли идентификация данного дефекта контролером ОТК предприятия? 4) Технологическая экспертиза. Базовой задачей технологической экспертизы является установление оптимальности перспективы производства конкретной продукции. Технологическая экспертиза исследует технологию обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции; соответствие продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию. Эта; экспертиза изучает последовательность технологических процессов, методы их выполнения, определяет правильность выбора необходимого оборудования, приспособлений, моделей, инструмента, расположения производственных мощностей и др. Экспертиза материалов, вещей, изделий, которые используются в процессе производства может выполняться % посредствам специальных экспертиз. Результаты технологической экспертизы используются часто в судебной практике при расследовании производственного травматизма, хищений имущества, служебных преступлений, выпуска недоброкачественной продукции. 5) Судебно-правовая экспертиза. Ее задачей является укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве. Судебно-правовая экспертиза - это исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления по материалам уголовного или гражданского дела фактических данных и обстоятельств. Судебно-правовая экспертиза проводится по специальному постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда в области потребительских свойств товара. Эта экспертиза слагается из трех отдельных актов: - производства исследования потребительских свойств товара с привлечением объективных методов; - изложения заключения об обнаруженных исследованием нарушениях признаков в области потребительских свойств товара; - представления суду отчета о результатах произведенного исследования. Судебно-правовая экспертиза в области потребительских свойств товара применяется в уголовном процессе, как на предварительном следствии, так и во время разбирательства дела в суде. 1.3 Структура и содержание заключения эксперта Заключение эксперта состоит из трех частей - вводной, исследовательской и выводов. Иногда выделяется еще четвертая часть (или раздел) - синтезирующая. Во вводной части указывается номер и наименование дела, по которому назначена экспертиза, дается краткое изложение обстоятельств, обусловивших назначение экспертизы (фактическое основание), приводятся: 1) номер и наименование экспертизы; 2) сведения об органе, назначившем экспертизу; 3) правовое основание проведения экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно выполнено); 4) дата поступления материалов на экспертизу и дата под писания заключения; 5) сведения об эксперте или экспертах: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень и звание, должность; 6) наименование поступивших на экспертизу материалов; 7) способ доставки, вид упаковки и реквизиты исследуемых объектов, а также по некоторым видам экспертиз, представленные эксперту исходные данные: сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); 8) вопросы, поставленные на разрешение эксперта. Вопросы, разрешаемые экспертом по своей инициативе, обычно тоже приводятся во вводной части заключения. Если экспертиза является дополнительной, повтор комиссионной или комплексной, это особо отмечается во вводной части. При дополнительной и повторной экспертизах, вводятся также сведения о предшествующих экспертизах, данные об экспертах и экспертных учреждениях, в которых они проводились, номер и дата заключения, получений выводы, а также основания назначения дополнительной и повторной экспертизы. Если экспертом заявлялись ходатайства о предоставлении дополнительных материалов (исходных данных), то это также отмечается во вводной части. Во вводной части отражается также участие эксперта, если такое имело место, в получении образцов для сравнительного исследования. При наличии нескольких вопросе эксперт вправе сгруппировать их. В исследовательской части заключения излагаются алгоритм исследования, результаты и научное объяснение установленных фактов. Указывается состояние объектов исследования, методы исследования и технические условия применения, ссылка на справочно-нормативные материя и литературные источники. Алгоритм исследование должен обеспечить рационально схему проведения исследования. Идентификационные исследования включают аналитическую (раздельное исследование свойств объектов), сравнительную (установление совпадении различий свойств объектов) и интегрирующую (комплексная оценка результатов исследования) стадии. Соответствующим образом строится, и структура исследовательской части заключения. В синтезирующей части (разделе) при идентификационных исследованиях отражают итоговую оценку совпадающих и различающихся признаков сравниваемых объектов констатирует, что совпадающие признаки являются (не являются) устойчивыми, существенными и образуют (не образуют) индивидуальную, неповторимую совокупность. Как уже отмечалось ранее, синтезирующий компонент заключения не всегда выделяется в самостоятельную часть. Выводы должны объективно раскрывать сущность поставленных перед экспертом вопросов. Выводы являются конечной целью исследования. Именно они определяют доказательство на базе результатов экспертизы. Логическое умозаключение эксперта, сделанное по результатам проведенных исследований на основе выявленных или представленных ему данных об исследуемом объекте и общего научного положения соответствующей отрасли знания, является выводом. Требования к выводам эксперта: 1) принцип квалифицированности — эксперт формулирует только такие выводы, которые требуют высокой квалификации; 2) принцип определенности — однозначное, целенаправленное лаконичное и конкретизированное толкование; 3) принцип порога допустимости — в соответствии с ним в процессе показания могут быть использованы только та кие выводы эксперта, которые не требуют для своей интерпретации специальных познаний. Этот принцип применяется в судебно-следственной экспертизе. Для идентификационных исследований характерны два вида выводов: об индивидуальном-тождестве и о родовой (групповой) принадлежности. При классификационных исследованиях, дается классификационный вывод. Он сводится к отнесению объекта в определенный класс, что является конечной целью исследования и обычно имеет самостоятельное доказательственное значение. При ситуалогических исследованиях (когда анализу подвергается какое-то событие, процесс) даются выводы о механизме события или его отдельных фрагментах. Диагностические исследования выявляют состояние объекта, (транспортных средств, стального проката, лесоматериалов при хранении на открытых площадках и т.п.). Логические формы выводов эксперта: - альтернативные, безусловные, вероятностные; - возможности и действительности; - однозначные и условные. Вероятностный вывод может формулироваться экспертом лишь при высокой степени вероятности устанавливаемого факта. В выводах о возможности, в отличие от выводов о действительности, констатируется не факт объективной действительности, а лишь возможность какого-либо событий явления. Альтернативный вывод формулируется, когда эксперту не удалось прийти к единственному варианту решения итогом исследования стало несколько вариантов. Однозначный вывод вытекает из единственного варианта решения задачи. Условловным называется вывод, в котором его истинности ставится в зависимость от какого-либо условия. Безусловный вывод никаких условий не содержит. Отрицательный вывод констатирует отсутствие устанавливаемого факта, события, свойства. Документальное оформление. Заключение должно быть подписано экспертом. Если экспертиза проводилась в экспертном учреждении, то заключение заверяется печатью этого учреждения. К заключению прилагаются документы, чертежи, спектрограммы, ведомости и т.п. Они подписываются экспертом и заверяются печатью экспертного учреждения. Каждая часть заключения, должна быть подписана тем экспертом (экспертами), который непосредственно провел данное исследование и сформулировал выводы. 2 Характеристика ассортимента декоративной косметики 2.1 История развития декоративной косметики История косметологии восходит к древнейшим временам. Уже первобытные люди старались содержать тело в чистоте, приукрасить свою внешность. Об этом свидетельствуют и находки археологов, исследовавших поселения древних, и труды этнографов, изучавших жизнь сохранившихся до нашего времени племен. Раскраска тела, татуировка, всевозможные бальзамы использовались и в повседневной жизни, и для различных ритуалов и религиозных обрядов. Принято считать, что родина современной косметики – Древний Восток. Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Искусством изготовления косметических средств владели в основном жрецы. Состоятельные люди применяли дорогостоящие методы улучшения внешности (красились и женщины, и мужчины), используя для этого специальные вещества, а менее богатые использовали простые "народные" средства. Забота о внешности была для египтянок делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им была хорошо известна помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты арсенала современной женщины. Едкий сок некоторых видов ириса употребляли в качестве румян (раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась длительное время). В некоторых случаях косметика имела профилактическое значение. Например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра. Идеалом женской красоты древнего Египта считается знаменитая Нефертити, супруга фараона Эхнатона. Природной красоте совершенного лица всё же помогала косметика: очевиден уход за кожей, грим, украшения. Рисунок рта, бровей, глаз был подчёркнут гримом, щёки также были подкрашены. Считается, что она в совершенстве владела искусством макияжа. [8] Из 16 в. до н. э. дошли до нас способы использования в качестве косметического средства пудрообразного алебастра и мёда, составы красителей для окраски век в зелёный, а их краёв – в чёрный цвет. Губы и щёки подкрашивали хной. Самую древнюю губную помаду обнаружили при раскопках шумерского города Ур (35—г. до н. э.). Особое место в истории косметологии принадлежит косметике Древней Индии и Древнего Китая. В этих странах существовал настоящий культ женской красоты, для поддержания и совершенствования которой использовали тушь, белила для лица, лак для ногтей. В Китае детям было принято красить щечки красной краской в виде яблочка, чтобы Всевышний, взглянув на детей, оставался доволен, видя, что они радостны и здоровы. А вот что говорили о красоте женщины китайские мудрецы: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо". И еще: "Мудрая женщина может меняться каждый день, вовек не исчерпывая своих чудесных превращений…" Для чернения глаз и бровей гречанки использовали копоть, добавляя в нее сок вяжущих трав, или сажу, причем закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой. Губы и щеки румянили с помощью сурика, или мелкотертых порошков и составов, вызывающих прилив крови к щекам. В Древней Руси женщины красились вовсю. Да так, что казались просто размалеванными кистью. В косметических целях, как и во всех других странах, применялись, в основном, растительные средства, свойства которых язычники знали в совершенстве. Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос так же использовали растения, например, кожурой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в бело-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую - из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Первая «Энциклопедия красоты» вышла в Париже в 1806 г., она содержала советы, как сделать кожу красивее. Конец 19 – начало 20 вв. характеризуются интенсивным развитием косметического производства. Особенностью этого периода является культ природных материалов и одновременно применение веществ, полученных химическим путём. Кроме того, изменились требования к косметике, расширился её ассортимент. В наши дни основное правило при применении косметики – использование высококачественных косметических средств при условии их безвредности для кожи и организма. 2.2 Характеристика ассортимента декоративной косметики Ассортимент декоративной косметики подразделяют в зависимости от целевого использования (назначения) на четыре группы: средства для лица, средства для губ, средства для глаз, средства для ногтей. Общим признаком классификации ассортимента декоративной косметики является цвет (тон), гамма которого зависит от вида косметики и направлений моды. Так, в одной гамме выпускают косметику для губ и ногтей, которая не отличается по гамме от косметики для лица и глаз. Кроме того, декоративная косметика различается по наличию блеска или его отсутствию (матовая поверхность), а также наличию перламутрового блеска. Все остальные признаки классификации ассортимента декоративной косметики рассматриваются по вышеуказанным группам. Декоративная косметика для лица. Фон, на котором подчёркиваются глаза и губы, является основой всего макияжа. В зависимости от состояния и типа кожи могут возникнуть проблемы при использовании для макияжа пудры или тонального крема. Поэтому макияж начинают с подбора косметического средства, который носит название «основа под макияж» и применяется для того, чтобы: сделать кожу лица гладкой, ровной, скрыть мелкие недостатки; увлажнить кожу и создать условия для нанесения пудры, тонального крема, румян; защитить кожу от неблагоприятных воздействий окружающей среды и декоративной косметики, содержащей красители. Ассортимент декоративной косметики. По назначению: для лица - основа под макияж, тональный крем, крем – пудра, пудра, румяна; для губ: контурный карандаш, блеск для губ, губная помада; для глаз: подводка, карандаш для век, тушь для ресниц; для ногтей: основа под лак, лак, закрепитель лака, средства для высыхания лака, средства для снятия лака, средства для удаления кутикул. При подборе основы следует учитывать, что её ассортимент различается по типу кожи, консистенции, оттенку и ситуации использования (для ежедневного и вечернего макияжа). По консистенции различают основы: 1) жидкие – лёгкие, подходят для любого типа кожи, кроме очень сухой, и для любого возраста; 2) кремовые – для сухой и уже немолодой кожи; 3) муссы – содержат питательные вещества, идеально подходят для сухой кожи; 4) твёрдые – компактные, содержат пудру, для любой кожи, кроме очень сухой. По оттенку основы бывают от розового до тёмно-жёлтого цвета. Так называемые дополнительные основы, которые служат для коррекции формы лица, имеют необычные для кожи цвета: зелёный, лавандовый, белый. Дополнительную основу наносят под слой обычной основы, придавая ей тем самым оттенок. Так, белая основа подходит для вечернего макияжа и придаёт ему особенный тон. Определяют цвет основы при естественном освещении, нанося немного средства на линию подбородка. При этом особое внимание следует обратить на то, как цвет сочетается с кожей лица и шеи. Основу наносят на увлажнённую кожу лица, шеи, декольте косметической губкой (а не пальцами) сначала точечно, а затем растирают. Завершающий штрих макияжа – нанесение на кожу пудры и румян. Основное декоративное назначение пудры – придание коже цвета и матовости, что достигается введением в её состав пигментов. Тональные кремы имеют основу обычных эмульсионных кремов для любой кожи, но в них вводят пигменты (5 – 10%). Поэтому ассортимент тональных кремов обычно подразделяют только по оттенку, например «натуральный матовый оттенок». Крем-пудра содержит больше пигментов (до 30%), поэтому имеет более густую консистенцию. При нанесении на кожу сухой губкой она даёт эффект, близкий к пудре, а при нанесении влажной губкой действует подобно тональному крему. Крем маскирующий применяют для кожи под глазами и маскировки мелких дефектов. Такие средства фирмы выпускают в виде серий, например серии, разработанные фирмами «L`Oreal» и «Maybelline». Маскирующие карандаши имеют ещё более густую консистенцию. Они обладают высокой укрывистостью и поэтому маскируют покраснения и дефекты кожи. В их состав могут входить бактерицидные компоненты (маскирующие карандаши серии Lumene-Clear Jine – с антисептическим действием). Компактная (спрессованная) пудра отличается от порошкообразной тем, что при прессовании частички пигмента плотно слипаются и в результате ложатся на кожу более толстым слоем. Для улучшения спресованности в компактную пудру добавляют связующее вещество, которого не должно быть много, иначе пудра становится твёрдой. Румяна выпускают двух разновидностей: твёрдые (порошкообразные, компактные) и кремообразные (на жировой основе). По сотаву первые аналогичны сухим теням для век и пудрам, вторые – кремам и маскирующим карандашам. Румяна различаются по оттенку. Ассортимент твёрдых («сухих») румян шире, они более популярны, чем румяна на жировой основе. Как правило, румяна входят в косметические наборы с пудрой или тенями для век. Декоративная косметика для губ. Основой хорошего макияжа губ является их ухоженная кожа без трещин и отслоений. Поэтому все современные средства макияжа, как и средства по уходу за кожей губ, содержат витамины, увлажнители и солнцезащитные препараты. Макияжу губ предшествует их очищение – безалкогольным лосьоном и косметическим молочком, если до этого использовалась стойкая губная помада. Макияж губ выполняют тремя видами косметических средств: контурным карандашом; блеском для губ; помадой. Ассортимент губных помад разнообразен по цвету (тону), который указывается номером тона. Крупные фирмы выпускают по нескольку десятков тонов. Так, популярная в России серия Lumene фирмы «Noiro» включает 54 тона. Выбор цвета зависит от возраста, конкретной ситуации ( дневной или вечерний макияж), направления моды. Губные помады подразделяют на устойчивые ( не оставляющие следов от прикосновения) и обычные (мягкие, увлажняющие и др.). Стойкость помаде придают не только воски, но и жидкий парафин, силиконы. Иногда на маркировке устоцчивых помад имеется уточнение – «kissproof» (поцелуестойкая, суперстойкая), что больше относится к рекламе, чем к особенностям помады. Устойчивые губные помады выпускают фирмы «Max Factor», «L`Oreal», «Noiro», «Lancome» и многие другие. Особенность применения устойчивых помад заключается в том, что после нанесение они должны закрепиться, для чего не следует сжимать губы в течение 1 – 2 мин. Наименее стойкими являются увлажняющие помады, поэтому их рекомендуется использовать с контурным карандашом и не наносить во время занятий спортом и на пляже. Чтобы повысить устойчивость обыкновенной помады, её наносят два раза, после первого слоя помады губы припудривают, а излишки второго слоя снимают салфеткой. Блеск для губ – это косметическое средство для лёгкого макияжа губ, занимает промежуточное положение между гигиенической и губной помадами. Иногда в названии указывают «помада-блеск». Блеск часто наносят на губы кисточкой – аппликатором. Предназначено это косметическое средство для защиты губ, уходу за ними, улучшения их естественного цвета (натуральный макияж), вместо помад для создания лёгкого летнего макияжа. Для вечернего макияжа блеск наносят на губную помаду. Блеск для губ выпускают одного цвета или нескольких оттенков (от 2 до 10), в его состав могут входить перламутровые добавки или светоотражающие пигменты, благодаря которым губы как бы светятся. Кроме того, блеск для губ может различаться по запаху и цвету желеобразной массы. При натуральном или лёгком макияже блеск применяют вместе с контурным карандашом. В сочетании с губной помадой контурный карандаш повышает устойчивость макияжа губ. Его подбирают под цвет помады или чуть темнее либо светлее, что сейчас модно. Раньше контурный карандаш было принято наносить до помады. Теперь визажисты пришли к выводу, что сначала надо наносить помаду, а потом – контур, так губы выглядят намного натуральнее. Контурные карандаши для губ выпускают двух видов – в виде обычного карандаша в деревянной оболочке и в пластмассовой оболочке с выдвигающимся стержнем. Декоративные средства для глаз. В декоративной косметике макияжу глаз придают главное значение. Сегодня почти 80% молодых женщин в Европе предпочитают наносить макияж только на глаза. Поэтому производители косметики уделяют этой группе большое внимание. Чтобы создать аккуратный и устойчивый макияж глаз, начинать его следует с нанесения на веки крема-основы для век, который сверху припудривают, только после этого используют тени для глаз. Крем-основу вырабатывают не все фирмы, он входит, например, в серию Lumene. В зависимости от состава тени для век выпускают на жировой основе (близко по составу к губной помаде) и твёрдые, вырабатываются только компактными (по составу аналогичны компактной пудре). Устойчивость макияжа при использовании теней на жировой основе невысокая, поэтому их сейчас почти не выпускают. Ассортимент теней для век подразделяют по цветам, оттенкам и количеству оттенков в упаковке (1-, 2-, 3- и 4-цветные) и наборы. По виду создаваемой поверхности тени делят на матовые, блестящие и перламутровые. Выбор в этом случае определяется направлением моды и вкусами потребителя. В комплект упаковки теней входит аппликатор. Подчеркнуть или изменить форму глаз помогут такие средства, как карандаш для глаз, подводка для глаз и карандаш для бровей. Карандаши для глаз и бровей различаются только цветом, причём более разнообразны цвета карандашей для глаз. Механическая подводка для глаз – средство, аналогичное карандашу для глаз, но стержень подводки выдвигается автоматически и при этом затачивается. Это более удобное средство по сравнению с традиционным карандашом. Жидкая подводка для глаз – новое косметическое средство, позволяет очень аккуратно подчеркнуть форму глаз, причём без давления на нежную кожу век. Как правило, в состав жидкой подводки входят полезные добавки. Это наиболее дорогостоящая косметическая продукция. После теней и карандаша наиболее важным косметическим средством для глаз является тушь. Макияж, даже саамы изысканный, не будет завершён без аккуратно подкрашенных ресниц. Тушь для ресниц представлена достаточно в широком ассортименте (табл. 3). Твёрдую тушь с кисточкой сейчас практически не выпускают, т.к. она морально устарела. Современный ассортимент представлен кремообразной тушью. Водостойкость туши означает, что она не образует разводы при смывании её водой, под дождём, но не характеризует её устойчивость к поту и слезам. На жирной коже тушь также может расплываться. Её трудно удалять. При выборе туши следует учитывать форму, размер, густоту ресниц и подбирать такое средство, которое устранит недостатки. Для обеспечения безопасности средство необходимо плотно закрывать, периодически мыть аппликаторы и кисточки, особенно при использовании туши с запасным баллончиком. Декоративные средства для ногтей. Ассортимент этой группы представлен лаками самых разнообразных оттенков и вспомогательными средствами – разбавителями и растворителями лаков, основой, закрепителем, средством для быстрого высыхания и средством для удаления кутикулы. Лак – это раствор плёнкообразующего полимера, включающего пластификатор и краситель, в органическом растворителе. Классический маникюр выполняется в несколько слоёв. Нижний лак (основа) – это, как правило, блестящий лак без красителя или пигмента. Он образует на ногте ровную лаковую поверхность, на которую накладывают цветной лак, и в результате лак лучше держится. Кроме того, предполагается, что основа должна препятствовать возможному вредному воздействию красящего вещества на ноготь. Верхний лак (закрепитель) – это блестящий твёрдый и прочный лак, который должен повышать стойкость лака на ногтях. Основа под лак и закрепитель могут выпускаться в одном флаконе. Наиболее разнообразен ассортимент цветных лаков для ногтей. Обычно фирмы выпускают гаму цветом – до 70 оттенков, от светлых до тёмных. Серия Ultra – люминесцентные цвета молодёжного направления; применять их следует только с основой, так как они могут оставлять на ногтях жёлтые пятна. Фирма «Intop S.L.» производит лак-хамелион, цвет которого изменяется на солнце; это вариант молодёжного клубного макияжа. Выделяют ряд лаков с характеристикой «быстросохнущие». Это лаки, время высыхания которых 1 – 2 мин., а остальных лаков – свыше 2 и 10 мин. На такие лаки может быть нанесено средство для быстрого высыхания, например фирмы «Sally Hansen». Маникюр проблемных ногтей предполагает применение не обычной, а увлажняющей основы (фирма «Mary Kay»), или укрепляющего комплекса для ухода за ногтями (серии Lumene). Завершают макияж ногтей закрепителями лака, напрмер серии Nivea, или защитным лаком. Закрепитель применяют после нанесения лака – он способствует его высыханию, или применяют отдельно, вместо лака. Защитный лак наносят на цветной сразу после нанесения лака и последующие 2–3 дня, что повышает стойкость цветного лака до двух недель. Жидкость для снятия лака должна быть достаточно активной для того, чтобы растворить содержащиеся в лаке нитроцеллюлозу и синтетические смолы, которые растворяются плохо. С этим прекрасно справляется ацетон, который раньше составлял основу всех жидкостей для снятия лака. Для снятия лака с особо ломких и чувствительных ногтей разработаны кремы и эмульсии, в которые воски и жиры введены в гораздо большем количестве. Кремы рекомендуются для ломких, слоящихся ногтей. Они представляют собой эмульсию типа «вода в масле». Кремы содержат влагоудерживающие (пропиленгликоль), укрепляющие ингридиенты, например, низкомолекулярные производные кератина, аллантоин и комплекс витаминов. Всё это помогает ногтям восполнить потерю жиров и влаги, сохранить блеск и эластичность, стать более прочными. В кремы, предназначенные для очень мягких ногтей, добавляют формальдегид. Плёночную маску выпускают в виде жидкости. Она представляет собой питательный концентрат с гелеобразователем. Эта жидкость быстро застывает и образует прочную плёнку, которую через несколько часов нужно снять. Активные вещества и комплекс витаминов способствуют регенерации ногтевой пластины, восстанавливая её структуру. Средства для удаления кутикулы содержат производные тиогликолевой кислоты, способные растворять кератин рогового слоя. Для выполнения их функции требуется щелочная среда (pH 9 и выше), поэтому основу средств для удаления кутикулы составляют растворы гидроксидов натрия и калия. Этот способ удаления кутикулы имеет преимущества перед традиционным механическим, т.к. он бескровный. При традиционном маникюре кусачками можно повредить ростковую зону ногтя. Однако содержание в препаратах для удаления кутикулы сильнодействующих веществ также небезопасно, поэтому необходимо строго соблюдать инструкцию по их применению. 2.3 Описание объекта исследования 2.3.1 История возникновения пленкообразующих изделий для ухода за ногтями Лаки известны ещё с древнейших времён. Задолго до того, как стало известно восточноазиатское лакирование, в Европе также использовались лаки. Первые следы их применения были обнаружены в искусстве этрусков. Слово «лак» индостанского происхождения и буквально обозначает «100 000». Возможно, это связано с получением в давние времена одного из лаков – шеллака – путём очистки смолистых выделений насекомых, паразитирующих в огромных количествах на некоторых видах тропических деревьев, преимущественно в Индии и Таиланде. Впоследствии термин «лак» распространили и на растворы других смол. Во втором тысячетелетие до н. э. в Китае изготовляли лак на основе сока лакового дерева. За несколько веков до нашей эры в Египте готовили лак на основе природных смол–янтаря, мастики и других. В 8 веке нашей эры были хорошо известны лаки, изготовляемые на основе высыхающих растительных масел – льняного, конопляного, орехового. По некоторым данным лак для ногтей был изобретён в Китае около XXX века до н. э Во времена китайской династии Мин, в моду входят длинные ногти как признак высшего сословия. Женщины отращивали ногти (иногда длиной до 25 сантиметров) для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, а мужчины — как признак мужественности и амулет от зла. В Китае длинные ногти были признаком мудрости и величия, поэтому маникюром там увлекались и женщины, и мужчины. Француженки времен Екатерины Медичи демонстрировали обществу короткие ногтевые пластины естественного цвета, чтобы не прослыть колдуньями. Египтянки пытались быть совершенными во всем: они красили свои ноготки зеленой краской, смягчали кожу лица и рук маслами и благовониями. В античности, наоборот, считалось, что ногтевая лунка не должна быть накрашена - древние греки отождествляли ее с Луной. Среди археологических находок этого периода встречаются мумии с окрашенными хной ногтями. Любопытно, что интенсивность цвета указывала на социальную принадлежность. Чем более знатное происхождение имел житель древнего Египта, тем интенсивнее был цвет его ногтей. Ногти красили и другими натуральными веществами, причём использовали и закрепители, и вещества, придающие блеск. В Древнем Египте листья червеницы, предположительно использовались для изготовления пасты для окрашивания рук, подошв ног, а также ногтей и волос. Также некоторые исследователи отмечают, что ногти на руках и ногах древнеегипетских статуй иногда бывают окрашены в красный цвет. Китайское снадобье, например, содержало в своём составе кроме красителя естественного происхождения, яичный белок и желатин, а иногда воск. Известно использование «полировки для ногтей» в Древнем Риме (около 100 года до н. э.), состоящей из жира и крови животных. Шесть веков назад в Китае предпочитали золотой и серебряный цвет ногтей. А в эпоху династии Мин ногти красили уже в чёрный или красный. Позднее в этой стране стали использовать накладные ногти. Во время раскопок были обнаружены наконечники для пальцев из благородных металлов. Лак для ногтей, прообраз современных его вариантов, люди изобрели только в первой половине прошлого века. Лаки для ногтей появились в 1932 г. в США и были тогда далеко не лучшего качества. Часто они давали осадок и были очень вредны для здоровья ногтей. Первую в мире несмываемую водонерастворимую формулу лака для ногтей изобрел Чарльз Ревcон, основатель компании Revlon (1930-е гг.). Он считается одним из изобретателей лака для ногтей. Свою первую коллекцию лаков он вынес на суд покупателей, вернее, покупательниц, в 1933 г. Лаки, конечно, выпускались и до него, но они были прозрачными и скорее заменяли всевозможные приспособления для полировки ногтей. Изобретение Ревсона принципиально изменило внешний вид ногтей. В 1939 г. он предложил новую идею - использовать лак и помаду одного цвета. Эта мода продержалась почти 60 лет и не потеряла свою актуальность и сейчас, лишь изредка уступая место демократическим тенденциям в макияже. В начале 50-х гг. именно Ревсон ввел моду на кроваво-красные оттенки лаков и помад. Структура лака была нестабильна, покрытие отшелушивалось уже через два-три дня. В качестве жидкости для снятия лака использовался обычный ацетон. Гамма лаковых покрытий была весьма однообразна: около пяти-шести оттенков красного, при этом использованные пигменты были достаточно небезопасны. В индустрии красоты все стремительно меняется и неустанно совершенствуется, не исключение в этом смысле и лак для ногтей. Сегодня во всем мире многочисленные компании отрасли предлагают фантастическое количество средств по уходу за руками и ногами, в том числе лаковых покрытий. Сейчас выпускается множество различных лаков, отвечающих всем требованиям. Например, крем-лак очень хорошо ложится на поверхность ногтя и не требует повторного нанесения. Экспресс-лак высыхает за 1 мин. Пиль-офф-лак очень легко снять, буквально одним движением. Очень экзотичен лак-мозаика. Он при высыхании трескается, создавая тем самым причудливые необычные узоры. Лаки для ногтей стали использоваться в том числе и для того чтобы сообщить некоторые тенденции и субкультур. Таким образом, ногтевое искусство стало одним из важных культурных символов. Чёрный лак для ногтей, например, стала популярной среди готов, рок-звезд и панков в 1970-е годы, и часто по-прежнему является общей тенденцией сегодня среди этих групп. Совсем недавно, лаки приобрели популярность среди мужчин. Хотя маникюр для мужчин являются более общим, а иногда используются и цветные мужские ногти. 1.3.2 Ингредиентный состав лаковых покрытий Любой типичный современный лак содержит четыре основных типа ингредиентов: полимеры, растворители, пластификаторы, пигменты. Полимеры - основа любого лакового покрытия. Тосиламидформальдегидная смола (ТСФ) и производные нитроцеллюлозы (например, ацетобутират целлюлозы) - традиционные составляющие современных лаков. Именно они и образуют прочную блестящую пленку, которая называется лаковым покрытием. Нитроцеллюлоза, растворяясь в смеси растворителей, создает яркую, блестящую твердую пленку, но без дополнительных добавок будет хрупкой и не даст нужного сцепления с поверхностью ногтя. ТСФ - синтетический полимер, хорошо сочетаемый с живыми тканями организма. Именно этот ингредиент определяет качество сцепления с ногтем и делает лаковое покрытие прочным. Лаковые покрытия твердеют не посредством полимеризации, а благодаря испарению растворителей, которые входят в их состав. Именно они выполняют роль носителей всех ингредиентов лака. Также их содержание определяет способность лака качественно быть нанесенным на ногти. Комбинация нескольких видов растворителей дает оптимальное время высыхания лака на ногтях. Растворителями в лаках являются эфиры, распространенные в кондитерской промышленности для производства фруктовых эссенций и конфет - этилацетат и бутилацетат. Именно их характерный "аромат" чувствуются при открытии флакона с лаком. Также в состав лаковых покрытий входят изопропиловый спирт, стеаралконий гекторит и диметикон. Бутилацетат дает возможность распределить лак по поверхности ногтя. Этилацетат отвечает за скорость высыхания и формирования пленки. Изопропиловый спирт, являющийся аналогом этилового спирта и основой профессиональных антисептиков. Он используется для резкого снижения взрыво- и огнеопасности нитроцеллюлозы. Стеаралконий гекторит противодействует осаждению пигмента и контролирует равномерное распределение лака по поверхности. Диметикон - разновидность силикона, который ускоряет процесс высыхания лака. Также часто является основным ингредиентом наряду с жидкими маслами в спреях-"сушках" для лака. Пластификаторы - придают лаковой пленке необходимую эластичность и прочность. Часто используют: дибутилфталат и камфору. Дибутилфталат - надежный и гарантированный пластификатор в лаках. Однако оказался под запретом в Евросоюзе из-за предполагаемого, но не доказанного негативного воздействия на организм. Американские производители, вслед за этим, перестали использовать этот ингредиент в лаках, заменив его трифенилфосфатом или пентанил диизобутиратом. Камфора - пластификатор натурального происхождения из камфорного дерева и других растений. В связи с неоднозначной реакцией организма человека на ингредиент, некоторые производители лаковых покрытий отказываются от использования его в составе своих лаков. Пигменты - применяются натуральные и синтетические. Слюда, силикаты, диоксид титана, оксихлорид висмута, D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow, лимонная кислота. Слюда - естественный ингредиент, придает лакам эффект мерцания. Силикаты - способны контролировать консистенцию лака и одновременно предупреждать осаждение пигментов. Диоксид титана - самый распространенный пигмент, придающий лаку белый цвет и регулирующий все остальные оттенки цветов. Оксихлорид висмута - соль, придает различным лакам перламутровый эффект. Иногда для этой цели используют специальные глины и натуральный перла. D&C Red, D&C Blue, D&C Yellow - пигменты натурального и синтетического происхождения различных цветов от красного до синего и черного. Лимонная кислота - эффективна как стабилизирующий агент. 3 Экспертиза пленкообразующих изделий для ухода за ногтями По органолептическим и физико-химическим показателям пленкообразующие изделия для ухода за ногтями должны соответствовать требованиям и нормам, установленным в ГОСТ Р 52701-2006 «Изделия косметические для ухода за ногтями. Общие технические условия». 3.1 Требования ГОСТ Р 52701-2006 «Изделия косметические для ухода за ногтями. Общие технические условия» Согласно ГОСТ Р 52701-2006 «Изделия косметические для ухода за ногтями. Общие технические условия» пленкообразующие изделия для ухода за ногтями должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
3.2 Экспертиза пленкообразующего изделия для ухода за ногтями на основе органических растворителей 3.2.1 Органолептическая оценка выбранного объекта Для экспертизы был выбран лак для ногтей фирмы «SHISEM». Внешний вид испытуемого образца - вязкая непрозрачная масса без посторонних включений. Цвет – красный, свойственный тону данного изделия. Запах – не определяется для данного вида образца. 3.2.2 Физико-химические показатели выбранного объекта 1) Определение условной вязкости. За условную вязкость пленкообразующего изделия, обладающего свободной текучестью, принимают время непрерывного истечения в секундах определенного объема пленкообразующего изделия через калиброванное сопло вискозиметра типа ВЗ-246. Средства измерения, вспомогательные устройства и реактивы: - вискозиметр типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм вместимостью не менее (100 +/- 1) куб.; - штатив для укрепления вискозиметра в горизонтальном положении; - термометр жидкостный стеклянный с диапазоном измерения температуры от 0 -С до 55 -С и ценой деления 0,5 –С; - секундомер с ценой деления 0,2 с; - термостат, обеспечивающий температуру (20,0 +/- 0,5) –С; - сосуд вместимостью 110 - 150 куб. см; - ацетон технический. Допускается применение средств измерения и вспомогательного оборудования с аналогичными метрологическими и техническими характеристиками, а также реактивов, по качеству не хуже указанных в стандарте. Проведение испытания. Пленкообразующее изделие перед испытанием тщательно перемешивают д однородного состояния, избегая образования пузырьков воздуха. Испытание проводят при температуре воздуха (20 +/- 2) -С. Вискозиметр и испытуемое пленкообразующее изделие непосредственно перед испытанием должны иметь температуру (20,0 +/- 0,5) -С. Вискозиметр и особенно сопло тщательно очищают ацетоном. Вискозиметр помещают в штатив и устанавливают в горизонтальном положении. Под сопло вискозиметра ставят сосуд. Отверстие сопла закрывают пальцем, испытуемое пленкообразующее изделие наливают в вискозиметр с избытком, чтобы образовался выпуклый мениск над верхним краем вискозиметра. Наполняют вискозиметр медленно, чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха. Открывают отверстие сопла и одновременно с появлением испытуемого пленкообразующего изделия из сопла включают секундомер. В момент первого прерывания струи испытуемого изделия секундомер останавливают и отсчитывают время истечения. За результат испытания принимают среднеарифметическое значение результатов не менее трех измерений времени истечения в секундах. 2) Определение внешнего вида пленки. Средства измерения и вспомогательные устройства: - пластина стеклянная размером 60 х 90 х 1,2 мм; - термометр жидкостной стеклянный с диапазоном измерения температуры от 0 -С до 50 -С и ценой деления 1 –С; - часы; - вата; - спирт этиловый технический. Допускается применение средств измерения и вспомогательного оборудования с аналогичными метрологическими и техническими характеристиками. Подготовка к испытанию. Стеклянную пластину тщательно промывают в теплой мыльной воде, затем в чистой воде и высушивают. Сухую пластину протирают ватой, смоченной спиртом, не оставляя волокон ваты на стекле, и сушат. Получение пленки (покрытия). Пленкообразующее изделие наливают на стеклянную пластину при температуре (20 +/- 2) -С, быстро и равномерно разливая его по всей поверхности. Затем пластину ставят под углом 45- поверхностью с нанесенным изделием вверх для стекания избытка пленкообразующего изделия. Время стекания избытка пленкообразующего изделия с пластины, поставленной под углом 45-, - 15 мин. Внешний вид полученной пленки определяют визуально при дневном свете. 3) Определение времени высыхания Средства измерения, вспомогательные устройства и реактивы: - чашка ЧБН-2; - термометр жидкостной стеклянный с диапазоном измерения температуры от 0 -С до 50 -С и ценой деления 1 –С; - часы; - диски диаметром 26 мм из типографской бумаги N 1, марки А, матовой; - диски диаметром 22 мм и толщиной от 4 до 6 мм из резины твердостью 30 - 40 условных единиц; - гири массой 200 г; - электроплитка; - спирт этиловый технический; - ацетон технический. Допускается применение средств измерения и вспомогательного оборудования с аналогичными метрологическими и техническими характеристиками, а также реактивов, по качеству не хуже указанных в стандарте. Проведение испытания. Наружную поверхность крышки чашки Петри обезжиривают этиловым спиртом или ацетоном и дают высохнуть. Чашку Петри заполняют доверху водой, нагретой до (35 +/- 1)-С, и накрывают крышкой так, чтобы не было воздушных пузырей. Затем кисточкой наносят пленкообразующее изделие площадью 2 – 3 кв. см и замечают время нанесения покрытия. Чашку Петри с нанесенным на крышку пленкообразующим изделием выдерживают при температуре (20 +/- 2) -С в помещении, защищенном от пыли, сквозняка и прямого попадания солнечных лучей. Время высыхания определяют после естественного высушивания нанесенного слоя пленкообразующего изделия: при легком прикосновении пальцем покрытия не наблюдается его липкость. При этом замечают время высыхания покрытия. Для подтверждения высыхания на полученное пленкообразующее покрытие накладывают бумажный диск, а на него резиновый. На середину резинового диска устанавливают гирю массой 200 г и выдерживают ее на поверхности покрытия 30 с. Затем гирю и резиновый диск снимают. Крышку чашки Петри ставят на ребро. Бумажный диск не должен прилипать к пленкообразующему покрытию и оставлять на нем след. За результат испытания принимают среднеарифметическое значение двух измерений. 4) Определение адгезии. Сущность метода заключается в нанесении на готовое покрытие пленкообразующего изделия решетчатых надрезов и визуальной оценке состояния покрытия по четырехбалльной системе. Средства измерения и вспомогательные устройства: - пластина стеклянная размером 60 х 90 х 1,2 мм; - режущий инструмент: бритвенное лезвие в держателе любого типа; остроконечный скальпель или одно- или многолезвиевый нож с углом заточки режущей части 20- - 30- и кромкой лезвия толщиной 0,05 -0,10 мм; - линейка металлическая или шаблон с пазами, расположенными на расстоянии 1 мм друг от друга; - кисть волосяная плоская мягкая шириной не менее 10 мм, волос длиной не менее 15 мм; - лупа с 2,5 - 4-кратным увеличением. Проведение испытания. Для проведения испытания используют покрытие стеклянной пластины по 6.5, которое после определения внешнего вида пленки выдерживают на воздухе в горизонтальном положении в течение трех часов при температуре (20 +/- 2) -С. Перед проведением испытания бритвенное лезвие заменяют на новое, а качество режущей кромки скальпеля или ножа проверяют при помощи лупы. При наличии мелких зазубрин и затупления они затачиваются. Испытание проводят на двух пластинах и не менее чем на трех участках поверхности каждой пластины. На каждом испытуемом участке поверхности пластины на расстоянии от края не менее 10 мм делают режущим инструментом по линейке или шаблону не менее шести параллельных надрезов до стекла длиной не менее 20 мм на расстоянии 1 мм друг от друга. Режущий инструмент держат перпендикулярно к поверхности образца. Скорость резания должна быть от 20 до 40 мм/с. Аналогичным образом делают надрезы в перпендикулярном направлении. В результате на покрытии образуется решетка из квадратов одинакового размера 1 х 1 мм. Расстояние между решетками должно быть не менее 20 мм. Контроль прорезания покрытия до стекла осуществляется при помощи лупы. После нанесения надрезов для удаления отслоившихся кусочков покрытия проводят мягкой кистью по поверхности решетки в диагональном направлении по пять раз в прямом и обратном направлении. Адгезию оценивают в соответствии с таблицей 2, используя при необходимости лупу.
За результат испытания принимают значение адгезии в баллах, соответствующее большинству совпадающих значений, определенных на всех испытуемых участках поверхности двух пластинок; при этом расхождение между значениями не должно превышать 1 балл. При расхождении значений адгезии, превышающем 1 балл, испытание повторяют на том же количестве пластинок. За окончательный результат принимают среднее округленное значение, полученное по четырем пластинам. При равной повторяемости двух значений адгезию оценивают по большему значению. |