Курсовая работа: Проект зоны второго технического обслуживания ТО-2 для автотранспортных предприятий АТО со
Название: Проект зоны второго технического обслуживания ТО-2 для автотранспортных предприятий АТО со Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕАвтомобильный транспорт является наиболее массовым видом транспорта, особенно эффективным и удобным при перевозке грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния. Экономичная и эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается рациональным использованием многомиллионного парка подвижного состава грузовых и легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов. Автомобильная промышленность поставляет в народное хозяйство совершенный подвижной состав, конструкция которого имеет высокую надежность. Однако вследствие усложнения конструкций подвижного состава необходимо применение все более сложных технических средств обслуживания автомобилей, в первую очередь диагностических, а также совершенствование технологии и организации работ. Интенсивный рост автомобильного парка требует резкого повышения производительности труда при обслуживании и ремонте подвижного состава, а усложнение конструкции - повышение квалификации ремонтно-обслуживающего персонала. Трудовые и материальные затраты на техническое содержание подвижного состава составляют значительную часть общих затрат на автомобильном транспорте. Имеющиеся до настоящего времени простои подвижного состава из-за технически неисправного состояния вызывают значительные потери в народном хозяйстве, и их снижение является одной из важнейших задач работников отрасли. Эти затраты и потери могут быть уменьшены путем широкой механизации и автоматизации производственных процессов, а также совершенствования организации и управления производством. Организацию и управление процессами технического содержания подвижного состава практически осуществляют инженерно-технические работники автомобильного транспорта и в том числе инженеры-экономисты по экономике и организации автотранспорта, а также по организации управления на автомобильном транспорте. Современный автомобиль является сложной машиной, состоящей из ряда систем, агрегатов и узлов, которые содержат тысячи деталей. Как основной вид наземного безрельсового транспорта автомобили работают в самых различных дорожных, климатических и других условиях эксплуатации. Разнообразие условий эксплуатации и сложность конструкции предопределили необходимость использования целого комплекса эксплуатационных свойств для оценки возможности и удобства осуществления автомобилем транспортного процесса в конкретных условиях с определенной производительностью, экономичностью и рентабельностью. Основные эксплуатационные свойства автомобиля связаны с его движением. Они определяются параметрами и выходными характеристиками систем, агрегатов и узлов. Уровень этих параметров обеспечивается в процессе конструирования и производства и зависит при эксплуатации от технического состояния автомобиля. При длительной эксплуатации технического состояния автомобиля, как и любой машины, неизбежно ухудшается. Поддержание автомобиля в работоспособном состоянии в течение длительной эксплуатации является основной задачей технического обслуживания и ремонта. Техническое обслуживание предназначено: поддерживать подвижной состав в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, обеспечивать надежность и экономичность работы, безопасность движения, защиту окружающей среды, уменьшать интенсивность изменения параметров технического состояния, предупреждать отказы и неисправности и выявлять их для своевременного устранения. Техническое обслуживание имеет профилактический характер, оно выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установлено пробег или время работы подвижного состава. Ремонт предназначен восстанавливать исправное техническое состояние, ресурс и безотказность работы подвижного состава и его составных. 1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ1.1 Исходные данные для проектированияСпроектировать зону второго технического обслуживания (ТО-2) для автотранспортных предприятий (АТО) со списочным составом: КамАЗ – 5320 70 шт. Lcc - 300 км Категория условий эксплуатации (КУЭ) - II для всех автомобилей. Климатическая зона — умеренно-холодная. Дней рабочих в году - 305. 1.2 Характеристика объекта проектированияВторое (ТО-2) техническое обслуживание предназначены для снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Техническое обслуживание должно обеспечить безотказную работу агрегатов, узлов и систем подвижного состава в пределах установленной периодичности и обязательного перечня операций. ТО-2 включает в себя смазочные, крепежные и регулировочные работы и выполняются через определённые пробеги, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. В целях повышения безопасности движения, исключения отказов в работе, обеспечения долговечности на заданном уровне и сокращения затрат на техническое содержание подвижного состава автотранспортные предприятия могут корректировать нормативы технического обслуживания с учетом условий эксплуатации подвижного состава. Изменения режимов технического обслуживания (т.е. перечня операций, периодичности и трудоемкости), изменяя соотношения между объемами работ технического обслуживания и ремонта в результате включения в техническое обслуживание характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта. Корректирование нормативов направлено на обеспечение высокой эксплуатационной надежности, увеличение роли и значения профилактических работ за счет сокращения объема текущего ремонта. 2 РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬВ данном разделе определяется объем работы объекта проектирования и количество исполнителей. Таблица 1 - Условные обозначения
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
2.1 Расчет годовой производственной программыПериодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до капитального ремонта:
где LH 1 и LH 2 - нормативные пробеги автомобиля до ТО1 и ТО2; LH Kp - нормативный пробег автомобиля до капитального ремонта; K1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации; К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы; Скорректированные значения периодичности ТО-1 и ТО-2 проверяются на кратность с последующим округлением до сотен километров; К3 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно -климатических условий и агрессивной окружающей среды. L1 =4000·0,9·0,9 = 3300 км L2 =16000·0,9·0,9 = 13200 км LКР =300000·0,9·1,0·0,9 = 244000 км Трудоемкость ЕО, ТО-1,ТО-2, Д-1, Д-2, СО, ТР: tео= tнео•К2•К5•Км(ео) (4) где t"eo - нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания; К5 - коэффициент корректирования нормативных трудоемкостей в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей в АТП; Км - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ЕО, рассчитывается по формуле: Км =100-(См +Со )/100 (5) где См - % снижения трудоемкости за счет применения моечной установки, принимается 55%; Со - % снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха 15%. Км =100-(55+ 15)/100 = 0,3 t ЕО 0,5 1,0 1,15 0, 3 0,2 чел.-ч Трудоемкость ТО-1 t1 = tн 1 • К2 • К5 • Км(1) (6) где tн 1 - нормативная трудоемкость ТО-1; Км(1) - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-1 при поточном метода производства. Принимается равным 0,8. t 1 3, 4 1,0 1,15 1, 0 3,9 чел.-ч Трудоемкость ТО-2 t2 = tн 2 • К2 • К5 • КМ (2 ) (7) где tн 2 - нормативная трудоемкость ТО-2; Км(2) - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-2 при поточном метода производства. Принимается равным 0,9. t 2 14,5 1,0 1,15 1, 0 16,6чел.-ч. Трудоемкость СО tсо =t 2 •Cсо /100 чел-ч (8) чел-ч где Ссо - % работ сезонного обслуживания: для средней полосы - 20%; Для холодного и жаркого сухого климата - 30%; Для очень холодного и очень жаркого сухого климата - 50%. Трудоемкость общего диагностирования (tд-1 ) tд-1 =t1 •Cд-1 /100 чел-ч (9) где Сд-1 - % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-1. t Д 1 3,9 0,4 чел-ч Трудоемкость поэлементного диагностирования (tд-2 ) tд-2 =t2 •Cд-2 /100 чел-ч (10) t Д 2 16,6 1,7 чел-ч где Сд-2 - % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-2. Удельная трудоемкость ТР (tтр ) tтр =tн тр •К1 •К2 •К3 •К4(ср) •К5 чел-ч/1000 км (11) где tH Tp - нормативная удельная трудоемкость ТР.чел-ч t ТР 8,5 1,1 1,15 1,1 0, 4 5 чел-ч/100км K4(ср) = A1 • K4(1) + A2 • K4(2) + … + An • K4(n) / A1 + A2 + … +An (12) K4(ср) = 50 • 0,4 + 20 • 0,7 / 50+20 = 0,4 где К4 (сР ) - коэффициент корректирования нормативной удельной трудоемкости ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации. Расчетное значения продолжительности простоя ТО и ТР для (d ТОиТР ) определяется по формуле: dТОиТР=dнТОиТР•К4(ср) (13) где dн ТО и ТР - нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава ТО и Ремонте. d ТОиТР 0,55 0, 7 0,39дн/1000 Расчётная продолжительность простоя подвижного состава в капитальном ремонте (dКР ) с учётом времени транспортировки автомобиля на АРЗ. dКР = 22 дня Таблица 2. Исходные и скорректированные нормативы в ТО и ремонте.
Продолжение таблицы 2..
Определение коэффициента технической готовности автомобилей. αт = 1 / 1 + Lcc (dто и тр / 1000 + dкр / Lср кр ) (14) где Lcc - среднесуточный npo6ir; dТО и ТР — корректированное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и Ремонте; dKp - продолжительность простоя подвижного состава в капитальном ремонте; Lcp Kp - средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального ремонта. Lсркр = Lкр (1 – 0,2 • Aкр / A) (15) где LKp - скорректированное значение пробега автомобиля до капитального ремонта; Акр - количество автомобилей, проходящих капитальный ремонт; А - списочное количество автомобилей в АТП. L СРКР 244200 1 0,2 0 244200 км 70 1 Т 0,87 0,39 22 1300 1000 244200 Определение коэффициента использования автомобилей: αи = Дрг /365•αт •Кн (16) где Дрг - количество рабочих дней в году; αт - коэффициент технической готовности парка; Ки - коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам. И 0,87 0, 97 0,7 Определение годового пробега автомобилей в АТП ∑Lr = 365 • А • Lсс • αи (17) L Г 305 70 300 0,7 4483500 км Определение годовой программы по техническому обслуживанию автомобилей. Количество ежедневных обслуживании автомобилей за год Nreo ∑Lr/ Lcc (18) N ЕО Г ед. Количество УМР за год: для грузовых автомобилей и автопоездов Nr умр = (0,75…0,80) • Nr ео (19) N УМР Г 0,8 14945 11956 ед. Количество ТО-2 за год: N2 = ∑Lr / L2 (20) / N 2 Г 340 ед. Количество ТО-1 за год: N1=∑Lr / L1 –Nк2 (21) N 1 Г ед. Количество общего диагностирования за год: Nr д-1 = 1,1 • Nr 1 + Nr 2 (22) N 1 Г 340 1019 Количество поэлементного диагностирования (Д-2) за год: r r N д-2 = 1,2 • N 2 (23) N Д Г 2 1,2 340 408 Количество сезонных обслуживании за год: Nr co = 2 • А (24) N СО Г 2 70 140 Расчет сменной программы Этот расчет производится в соответствии с темой проекта. Для расчета суточной программы автору проекта необходимо принять количество рабочих дней в году объекта проектирования по исходным данным или по приложению 8 методического указания, а также принять число смен. Сменная программа рассчитывается по общей для всех видов воздействий формуле: N1см = Nr1 / Дрг • Ссм (25) где Ссм - число смен. Принимается в соответствии с выбором режима работы производственных подразделений; N1 cм - сменная программа соответственно ТО-2; N1 r - годовая программа соответственно ТО-2.
N Г 14945 Д РГ С СМ 305 1 СМ N 2Г 340 N 2 1,1 Д РГ С СМ 305 1 СМ N ДГ 1 14461 N Д 1 4,8 5 Д С РГ СМ 305 1 СМ N ДГ 2 408 N Д 2 1,3 Д С РГ СМ 305 1 в результате расчета - принимаем универсальный тупиковый метод организации производства. Определение обшей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава АТП. Трудоемкость ежедневного обслуживания: Tr eo = teo • Nr умр чел-ч.(26) Т ЕО Г 0,2 14945 2989чел-ч. Трудоемкость ТО-1; Tr1=t1 • Nr1+Trcn.p(1) (27) где Тг сп .p(1) - трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-1. Trcn.p(1) = Стр • t1 • Nr1 (28) где Стр = 0,15…0,20 - регламентированная доля сопутствующего ТР при проведений ТО-1. Т СП Р Г . (1) 0,2 3,9 1019 794,7,чел.-ч Т 1 Г 3,9 1019 794,7 4768,4 ,чел.-ч Трудоемкость ТО-2; Tr2 = t2 • Nr2 + Trcn.p(2) (29) где Тг сп .р (2) - трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-2. Тгсп.р(2) = Стр • t2 • Nr2 (30) где Стр = 0,15…0,20 - регламентированная доля сопутствующего ТР при проведений ТО-2. Т СП Р Г . (2) 0,2 16,6 340 1127,8,чел.-ч Т 2 Г 16,6 340 1127,8 6766,чел.-ч Годовые трудоемкости общего (Д-1) и поэлементного (Д-2) диагностирова ния:
Т ТР Г чел-ч.
Т ТРГ ПОСТ ЦЕХ .( ) 4099чел-ч. Общий объем работ по техническим воздействиям на подвижной состав: Тгто и тр = ∑T r то + ∑Т r тр чел-ч. (38) Т ТОиТР Г 13420,7 20495 33915,7 чел-ч. 2.2 Определение количества ремонтных рабочих в АТП и на объекте проектирования. Число производственных рабочих мест и рабочего персонала определяется по формулам: Ря = Тr1 / Фрм чел.(39) Рш = Тг 2 / Фрв чел. (40) где Ря - число явочных, технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест; Рш - штатное число производственных робочих; Тr 2 - годовая трудоемкость соответствующей зоны ТО-2; Число производственных рабочих мест и рабочего персонала для зоны ТО-2 R Я 6,5 7 R Ш 7,4 7 Число производственных рабочих мест и рабочего персонала для зоны ЕО R Я 2,6 3 R Ш 2,9 3 Таблица 3. Расчетные показатели по объекту проектирования.
Продолжение таблицы 3.
2.3 Расчет постов, линий зон ТО и ТР Количество постов определяется по формуле: n n ТО (41) R где 1П - такт поста, т. е. время обслуживания автомобиля на посту; R - ритм производства, т. е. время одного обслуживания. Такт поста определяется по формуле: τn = ∑Tr 1 • 60 • Kn / Nr 1 • P • Kи + tn (42) где Тг 2 - годовая трудоемкость постовых работ зоны ТО-2; Кн - коэффициент неравномерности загрузки постов, принимается 1,09; Р - численность одновременно работающих на посту, принимается 3 чел; N2 r - годовая программа по ТО-2; Ки - коэффициент использования рабочего времени поста, принимается 0,93; tn - время установки автомобиля на пост и съезд с него. n (ТО 1) 3 108мин. n (ТО 2) 3 338мин. Ритм производства рассчитывается по формуле: R = tсм • Ссм • 60 / N2см (43) где tсм - продолжительность работы зоны ТО-2 за одну смену. Принимается 8 часов при 5-дневной рабочей недели; Ссм - число смен; N2 см - сменная программа ТО-2. R ТО 1 140 мин. R ТО 2 382мин. nТО 1 0,8 1пост. nТО 2 0,9 1 пост. Количество линий зоныЕО определяется по формуле : л n л (44) R где: ТЛ -такт линии, мин; R - ритм производства, мин Такт линии определяется по формуле : 60 л ,мин (45) N У где: Ny - производительность моечной установки, автомобилей/ч. л 3 Ритм производства определяется по формуле: t СМ C СМ 60 R , мин (46) N ЕО R 8,6 n л 0,351 линия Расчет количества постов зоны текущего ремонта (ТР), общей и поэлементной диагностики (Д-1и Д-2). Расчет согласно ОНТП-01-91 производится по единой формуле : Т iГ К Н n , мин (47) Д РГ t СМ C СМ P К И где: TГ i - годовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР (определяется по формуле 3.45) или годовая трудоемкость общей или поэлементной диагностики (определяется по формулам 3.40 и 3.41) ; ДРГ - число рабочих дней в году зоны ТР или участка Д-1 (Д-2) (принимается по данным п. 4,4); tсм - продолжительность работы зоны ТР или участка Д-1(Д-2); Ссм - число смен в сутки (принимается по данным п.4.4); Р - численность рабочих, одновременно работающих на посту (принимается по табл. 13 с.28 [ 6 ], Приложение 24); Кн - коэффициент неравномерности загрузки постов (принимается по табл. 12 с.27 [ 6 ], Приложение 23); Ки - коэффициент использования рабочего времени поста (принимается по табл. 53 с.84 [ 6 ], Приложение 25). 584693 1,1 n 0,72 1, пост 305 7 1 0,92 1 3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ3.1 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса ТО и ТРОрганизация технологического процесса зависит от производственной программы: количества автомобилей, их суточного пробега, числа зоны постов, количества рабочих, а также от срока эксплуатации подвижного состава. Данное АТП имеет 70 автомобилей со средним ежедневным пробегом каждого автомобиля около 300 км. В данном курсовом проекте технологический процесс зоны ТО-2 осуществляется на одном посту. Тип поста универсальный. Принят не поточный метод организации производства. В зоне ТО-2 обслуживаются автомобили без прицепов. Автомобиль заезжает на пост, проходит техническое обслуживание, съезжает задним ходом. Оборудование на посту распределено в соответствии с выполнением на них работ. 3.2 Расчет численности производственного персоналаРасчет численности производственного персонала выполняется в процентном соотношении от числа основных рабочих. Количество вспомогательных рабочих определяется по формуле: РВ 0,15Р Ш ,чел. (48) РВ 0,15 7 1,051,чел. Число служащих рабочих определяется по формуле: РС 0,08Р РВ Ш ,чел. (49) Р С 0,08 7 1 0,64 1 ,чел. Количество младшего обслуживающего персонала определяется по формуле: РМОП 0,04Р Р В Ш ,чел. (50) РМОП 0,04 7 1 0,32 1 ,чел. Расчет инженерно-технических работников: РИТР 0,03Р Р В Ш ,чел. (51) Р ИТР 0,03 7 1 0,24 1 ,чел. Таблица 4. Распределение рабочих по специальностям, квалификация и рабочих мест.
3.3 Распределение производственного персонала по рабочим местам, специальностям и должностямТаблица 5. Распределение исполнителей в зоне ежедневного обслуживания по специальностям
Таблица 6 - Распределение исполнителей в зоне второго технического обслуживания по специальностям.
3.4 Подбор технологического оборудования. Таблица 7 - Технологическое оборудование ( организационная оснастка ) Продолжение таблицы 7.
Продолжение таблицы 7.
Продолжение таблицы 7.
Таблица 8 - Техническая оснастка
Продолжение таблицы 8.
3.5 Расчет производственных и технологических площадейРасчет производственной площади объекта проектирования F3 = ( fa • n + Fo6 ) • Kn (52) где fa - площадь горизонтальной проекции автомоб1ля; п - количество постов в зоне ТО и ТР и постов диагностики; Fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования; Кп - коэффициент плотности расстановки постов и оборудования. F3 = (18,6 • 1 + 125,5) • 4,5 = 648,4 м2 3.6 Оформление постовых технологических картВ зависимости от темы курсового проекта технологическая карта составляется на операцию указанную в задании. В технологической карте указывается перечень выполняемых операций, место их выполнения, количество точек, оборудование для выполнения операций и инструмент. Также указывается норма времени необходимая для выполнения работ, технические условия 3.7 Схема технологического процессаРисунок 1 - Схема технологического процесса при агрегатно-участковой организации труда рабочих. 3.8 Выбор и обоснование режима работыКодексом законов о труде РФ (труда и отдыха) устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени работ на предприятиях, учреждениях и организациях, которые не могут превышать 40 часов в неделю. По мере создания экономических и других необходимых условий будет осуществляться переход к более сокращённой рабочей недели. Для работ устанавливается пятидневная рабочая неделя, продолжительность рабочей смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или фафиком сменности, утверждённым администрацией, по согласованию с соответствующими организациями. Отпуск работникам должен предоставляться ежегодно в установленный срок в соответствии с утверждённым графиком и составляет 24 дней. Таблица 9 - Совмещенный график работы автомобилей на линии и производственных подразделений на АТП 2 4 8 10 12 14 16 18 20 22 24 3.9 Расчет уровня механизации производстваОбщая степень охвата рабочих механизированным трудом в подразделении ТО определяется по формуле: С = См + Смр , % (53) где См - степень охвата рабочих механизированным трудом; Смр - степень охвата рабочих механизированно-ручным трудом. С = 19,6 + 32 = 51,6 % Общий уровень механизированного труда в общих трудозатратах в подразделении ТО определяется по формуле: Ум = Умт + Умр , % (54) где Умт - уровень механизированного труда в общих трудозатратах; Умр - уровень механизированно-ручного труда в общих трудозатратах. Ум
= 10 + 3,7= 13,7 % 4 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ, ОХРАНА ТРУДА, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ4.1 Техника безопасностиАвтомобильный транспорт постоянно развивается. Расширяется применение газобаллонных автомобилей. Это предъявляет повышенные требования к улучшению условий труда, санитарно-гигиенического обслуживания работников автотранспортных предприятий, к обеспечению их безопасности и сохранению здоровья в процессе труда. Охрана труда - это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Техника безопасности - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействий на работающих опасных производственных факторов. Производственная санитария - система организационных мероприятий и технологических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Техника безопасности и производственная санитария являются составной частью термина охраны труда. Правила, нормы и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии входят в комплекс нормативно-технической документации по охране труда. Они конкретизируют мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и гигиены труда. Территория АТП и расположенные на ней здания, сооружения, площадки для хранения автомобилей должны соответствовать требованиям санитарии. Территория предприятия должна иметь ровную поверхность. В помещениях для хранения автомобилей, работающих на сжиженном газе, осветительная арматура и электрооборудование должны быть во взрывобезопасном исполнении. При размещении на территории АТП пунктов заправки автомобилей топливом и смазочными материалами следует соблюдать требования санитарных и строительных норм и правил. Производственные помещения АТП необходимо содержать в чистоте. В них должна проводиться влажная уборка, очистка пола от следов масел, грязи и воды. Полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. На автомобильном транспорте к таким правилам относятся: "Правила по охране труда на автомобильном транспорте", содержание требования охраны труда к производственным, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям, к организации и обустройству рабочих мест, инструменту и оборудованию, положения о безопасном проведении работ на различных участках автотранспортных предприятий и на линии; "Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования РСФСР". Инструкции по охране труда устанавливают требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции должны содержать разделы: общие требования безопасности; требования безопасности перед началом работы; требования безопасности во время работы; требования безопасности после окончания работы. Инструкции для работающих на АТП утверждаются руководством и обязательно согласовываются с профсоюзным комитетом предприятия. Контроль за их выполнением возлагается на руководителей АТП и его структурных подразделений, руководителей цехов, участков, мастеров, бригадиров, инженера по охране труда и профсоюзный комитет. Выполнение требований инструкций является обязательным для работающих. Инструкции могут быть выданы работающим на руки, либо вывешены на рабочих местах, либо храниться в определенном месте, доступном для работающих. Пересматривают инструкции не реже одного раза в 5 лет, а для профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности, - не реже одного раза в 3 года. 4.2 Производственная санитарияПроизводственные помещения автотранспортных предприятий необходимо содержать в чистоте. В них должны регулярно проводиться влажная уборка, очистка полов от следов масла, грязи и воды. Полы должны быть ровными и прочными, иметь открытые с гладкой, но не скользящей поверхностью, удобной для очистки. В местах использования кислот, щелочей, нефтепродуктов полы следует изготавливать из материалов, устойчивых к воздействию этих веществ и не поглощающих их. На постах мойки полы должны быть водонепроницаемые. Канавы должны иметь направляющие предохранительные реборды. Размеры канав определяют в зависимости от конструкции обслуживаемых автомобилей и применяемого технологического оборудования. Для обеспечения пожарной и электробезопасности, соблюдения чистоты канавы, траншеи, ведущие в них лестницы изготавливают из несгораемых материалов и защищают от сырости и грунтовых вод. Стены облицовывают керамической плиткой светлых тонов. Полы при наличии трапов делают с уклоном 2% в сторону трапов. На полу следует установить прочные деревянные решетки. Для сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда особое значение имеет состояние воздушной среды: чистота воздуха, метеорологические условия в рабочих помещениях. Однако многие производственные процессы на автотранспортных предприятиях сопровождаются выделением в воздух рабочей зоны вредных веществ, к которым относятся различные газы, пары и пыль, вредные вещества выделяют двигатели внутреннего сгорания в состав отработавших газов, при сварочных работах, зарядке аккумуляторов, мойки деталей автомобилей, пайке, обработке металла и дерева, окраске, заправке автомобилей и агрегатов топливом, маслами и техническими жидкостями и в ряде других случаев. Эти вещества проникают в организм человека через дыхательные пути, а также через кожу и пищеварительный тракт и могут вызывать раздражение и травмирование слизистых оболочек дыхательных путей, болезни кожного покрова, ожоги, отравления и другие изменения в организме человека. Степень и характер изменений зависит от количества, продолжительности воздействия, путей проникновения, химической структуры вредного вещества, температуры среды, состояния организма и многих других факторов. Определение площади окон Fок = Fпол • а, (55) где Fпол. - площадь пола; а - световой коэффициент. Fок = 648,4•0,35=226,9 м2 Fок(1)=Fок/F(1) Fок(1) =226,9/6,6=34 шт Определение мощности электроосвещения затрачиваемой в год WOCB = RQFУ ,BT (56) где R-норма расхода электроэнергии Q-продолжительность работы электрического освещения в течение года Ру - площадь пола участка. W0CB = 20 • 2100 • 648,4= 27232800 Вт Определение числа ламп дневного освещения необходимого в данной зоне технического обслуживания Пл = R • Fy / Р, шт. (57) где Р-мощность лампы. Пл = 20•648,4/200 = 65 шт Определение производительности вентилятора W = V • K (58) где V-объем определения; k-кратность объема воздуха. где F- производственная площадь помещения; h - высота помещения; Рям - площадь смотровой ямы; пям - высота смотровой ямы; П - смотровых ям; V = (Fу •h) + (Fям •hям )•Плм (59) V = (648,4 • 6) + (7,5 • 1.3) • 1 = 3899,8 м3 W =3899,8•6=23398,5M 3 /Л 4.3 Охрана трудаСогласно ст. 139 обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятия. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Эти факторы различны по своей природе, формами проявления, характеру действия на человека. Среди них особую группу представляют опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ). Их значение позволяет предупредить травматизм и заболевания, создать более благоприятные условия труда, обеспечив тем самым его безопасность. В соответствии с ГОСТ 120.003-74 (СТ СЭВ 790-77) опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему действию на организм человека на следующие группы: физические, химические, биологические и психохимические. Действие многих (ОВПФ) можно предотвратить с помощью средств коллективной защиты (оградительные и предохранительные устройства, тормозные устройства и блокировки, сигнализаторы об опасности, опознавательная окраска и знаки безопасности, дистанционное управление, освещение, вентиляция, отопление производственных помещений, разрывы и габариты безопасности и т.д.) Важными мероприятиями для обеспечения безопасности является правильная организация движения транспортных средств и пешеходов на территории АТП, а также технологических процессов, рациональная планировка производственных помещений, расстановка технологического оборудования в соответствии с нормами безопасности, использование средств механизации, профилактические испытания производственного оборудования. В тех случаях, когда коллективные средства недостаточно эффективны, применяются средства индивидуальной защиты. Для профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний должно своевременно контролировать санитарно-гигиенические условия труда. Этот контроль на АТП проводят лабораторией по охране труда и окружающей среды и специализированные организации (например, санитарно – эпидеомилогическая станция) по договору с предприятием. В задаче лаборатории входит контролирование: содержания в воздухе производственных помещений вредных веществ, уровня шума, вибрации освещенности, температуры и влажность воздуха и других физических производственных факторов; санитарно-бытового обеспечения работающих; соблюдения условий электробезопасности; наличия и исправности защитных устройств на оборудовании и инструкции по охране труда; организации обучения рабочих в соответствии с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте; проведение административно-общественного контроля; выполнения мероприятий по охране труда; наличия и устранения замечаний по ведению паспорта санитарно-технического состояния условий труда; правильности значений показателей, внесенных в форму СУОТ-1; состояния загрязнения атмосферного воздуха на территории предприятий и за его пределами, сточных вод и организации работ по снижению загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, содержащихся в отработавших газах автомобильных двигателей. Средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно рабочим и служащим тех профессий и должностей, которые предусмотрены в соответствующих производствах, цехах, участках и видах работ типовых отраслевых норм(типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим автомобильного транспорта и шоссейных дорог, типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим сквозных профессий и должностей всех отраслей народного хозяйства и отдельных производств и др.) 4.4 Противопожарная безопасностьВ нашей стране обеспечение пожарной безопасности является общегосударственной задачей. За ее выполнение несут ответственность руководители советских и хозяйственных органов. Предусмотрено, что обеспечение противопожарной защиты городов и других населенных пунктов, объектов народного хозяйства является важнейшей задачей. Функции государственного пожарного надзора в нашей стране возложены на Главное управление пожарной охраны МВД России и его периферийные органы. В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре органы надзора: разрабатывают и издают правила, инструкции и технические нормы по пожарной безопасности, и систематически контролируют их выполнение; контролируют выполнение требований пожарной безопасности всеми предприятиями и учреждениями, а также отдельными лицами; контролируют и проверяют боеготовность пожарных подразделений и исправность средств пожарной сигнализации и пожаротушения во всех ведомствах, учреждениях организациях. Пожар наносит большой материальный ущерб и нередко сопровождается несчастными случаями с людьми. Основными причинами возникновения пожаров на АТП являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других огневых работах, нарушение правил эксплуатации электрооборудования, неисправность отопительных приборов и термических печей, нарушение режима эксплуатации устройств для подогрева автомобилей, нарушение правил пожарной безопасности при аккумуляторных и окрасочных работах др. При эксплуатации подвижного состава наиболее частыми причинами возникновения пожаров являются неисправность электрооборудования автомобиля, не герметичность системы питания, нарушение герметичности газового оборудования на газобаллонном автомобиле, скопление на двигатели грязи и т. п. Исключение причин возникновения пожаров - одно из важнейших условий обеспечения пожарной безопасности на АТП. Пожарная безопасность АТП должна отвечать требованиям ГОСТ 12.1.004-85 строительным нормативам и правилам, типовым правилам пожарной безопасности для промышленных предприятий Правилами пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования РСФСР. Территорию АТП необходимо содержать в чистоте и систематически очищать от производственных отходов. Промасленные обтирочные материалы и производственные отходы следует собирать в специально отведенных места, и по окончании работы удалить. Разлитое топливо-смазочные материалы надо немедленно убирать. Дороги, подъезды, проезды к зданиям и пожарным водоисточникам, противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями и подступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными. Во избежание пожара вблизи мест стоянки автомобилей и хранения горючих матеариалов не разрешается курить и пользоваться открытым огнем. ВО из-бежании пожара в помещениях устанавливается вентиляционная система с вентиляторами и регуляторами, исключающие искрообразование. Помещение должно быть оснащено огнетушителями, песком и противопожарным щитом. 4.5 Охрана окружающей средыПроблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является одной из главных общечеловеческих проблем, так как от ее решения зависят жизнь на земле, здоровье и благосостояние человечества. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает только в атмосферу 350 млн. т. окиси углерода, более 50 млн. т. различных углеводородов, 120 млн. т золы, 150 млн. т. двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ и в то же время уменьшается количество кислорода. Стремительно нарастает дефицит пресной воды. Происходит также биологическое и акустическое (шумовое) загрязнение. Определенную долю в загрязнение окружающей среды вносят и АТП, особенно эксплуатируемые ими автомобили. В состав отработавших газов автомобиля входят такие вещества, как окись углерода, окислы азота, различные углеводороды, сернистый газ, соединение свинца, сажа. Только один исправный грузовой автомобиль с карбюраторным двигателем в течение года выбрасывает в атмосферу 8-10 т. окиси углерода. Транспортные средства являются источником повышенного шума и электромагнитных излучений. Необходимость охраны природы закреплена в конституции СССР. Для снижения вредного воздействия АТП на окружающую среду при его проектировании, строительстве и эксплуатации должны выполняться природоохранительные мероприятия. Вокруг предприятия должна быть санитарно-защитная зона шириной не менее 50 м. Эту зону озеленяют и благоустраивают. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, шум, очищают воздух от пыли и регулируют микроклимат. Производства с вредными выделениями по возможности сосредотачивают в филиалах на окраине города. Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78. При этом исходят из условия, что концентрация вредных веществ в приземном слое атмосферы не должна превышать ПДК. С целью поддержания чистоты атмосферного воздействия в пределах норм на АТП предусматривают предварительную очистку вентиляционных и технологических выбросов с их последующим рассеиванием в атмосфере. Сокращение вредных выбросов двигателями автомобилей можно добиться поддержанием исправного технического состояния автомобиля. На АТП двигатели должны регулироваться на токсичность и дымность отработавших газов до показателей, установленных ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75*. На АТП контроль при эксплуатации автомобилей на содержание СО и Cn Hm должен проводиться при ТО-2, после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание СО и CnHm, а также по заявкам водителей. Уменьшение выброса вредных веществ в атмосферу достигается за счет экономии топлива. Чем меньше со жженого топлива, тем меньше отработавших газов, а соответственно и токсичных компонентов. Дымность отработавших газов двигателя на режиме свободного ускорения автомобилей с дизелями без наддува не должна превышать 40%, с наддувом-50%. Снижению загрязнения атмосферы способствует перевод автомобилей с бензинового (карбюраторного) двигателя на дизельный, в отработавших газах которого содержится значительно меньше окиси углерода и углеводорода. ЗАКЛЮЧЕНИЕКурсовой проект представляет собой зону второго технического обслуживания (ТО-2), со списочным количеством автомобилей: КамАЗ – 5320 количество автомобилей 70 штук, со средне суточным пробегом 300 км. Категория условий эксплуатации (КУЭ) - II Климатическая зона - умеренно-холодная Количество рабочих дней в году – 305 в курсовом проекте изложено: 1. Исследовательская часть. 2. Расчётно-технологическая часть. 3. Организационная часть. 4. Охрана труда. 5. Конструкторская часть. Также было спроектировано: 1. Зона второго технического обслуживания (ТО-2). 2. Технологическая карта. 3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. М., Транспорт, 1981. 2. Карташов В.П., Мальцев В.М. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. М., Транспорт, 1979. 3. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М., Транспорт, 1985. 4. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986. 5. Руководство по организации и управлению производством Технического обслуживания и ремонта подвижного состава в автотранспортных предприятиях. НИИАТ, М.,1975. 6. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М., Транспорт, 1991. ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ |