Реферат: Управление интеллектуальной собственностью организации
Название: Управление интеллектуальной собственностью организации Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ 1. Интеллектуальная собственность. 4 2. Роль интеллектуальной собственности в повышении конкурентоспособности и развитии организации. 10 2.2 Стратегия и политика патентования. 10 2.3 Характеристики передового предприятия. 12 Список использованной литературы.. 15 Развитие интеллектуального капитала в организации вопрос серьезный, требующий детального рассмотрения, определенных подходов, системы мотивации сотрудников. Во многих наших организациях, особенно с текучкой кадров, нет и речи об обучении своих сотрудников, например в агентствах недвижимости из вновь приходящих сотрудников выжимают все соки, заставляя делать их определенную монотонную работу, в итоге, через год такой работы сотрудник начинает понимать, что ему агентство и не нужно, собирает, как можно больше информации – баз данных, связей – именно то, что относится к интеллектуальной собственности организации, и уходит в свободное плавание, так происходит и во многих других организациях, сначала сотрудник нарабатывает опыт и связи, потом уходит и работает на себя. Такой процесс никуда в перспективе не приведет, рано или поздно он закончится, и тогда, те организации, которые уделяли внимание интеллектуальной собственности, выйдут вперед. Процесс управления интеллектуальной собственностью организации непрерывен, сотрудники организации должны быть хорошо смотивированы, и отношения в организации должны быть партнерскими, в какой то мере это достигается участием сотрудников в капитализации компании, и распределении дивидентов с акций. Интеллектуальные ресурсы стоят на вершине инновационного развития. Каждый этап может привести к катастрофе. Идея возникшая в одной голове дорабатывается уже коллективно, на основе полученного опыта. Даже работая на заказ, создавая продукт определенного качества, к заказчику уходит образец, техническая документация, а у разработчики остается полученный опыт, черновики, копии технической документации, лабораторный образец и т.д. Цена такой коллективной работы возрастает, интеллектуальные ресурсы уже с более наработанным опытом идут по пути дальнейшего развития, создавая новые продукты. Это один из моментов развития интеллектуальных ресурсов. Особенностью информации является то, что от обилия информации она не теряет своей стоимости, информацией можно делится во времени, пространстве, информация не изнашивается от частого использования, количество человек получающие информацию безгранично, а самым существенным недостатком информации является то, что она быстро устаревает. Интеллектуальные ресурсы могут быть внесены в уставной капитал компании, на них можно начислять амортизацию, их можно продать, заложить и т.д. 1. Интеллектуальная собственность Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники, а они могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность – результат интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Объектами интеллектуальной собственности являются авторское право и промышленная собственность. Основной характеристикой интеллектуальной собственности является то, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование, а так же то, что никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллектуальную собственность без его разрешения. Перечень объектов интеллектуальной собственности дан в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), принятой в Стокгольме 14 июля 1967 года. Российская Федерация является участником данной конвенции. Объекты интеллектуальной собственности подразделяются на следующие виды: литературные, художественные произведения и научные труды; исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения; пресечение недобросовестной конкуренции. Интеллектуальная собственность включает в себя: - авторское право, - патентное право, - средства индивидуализации, - так называемые «нетрадиционные» объекты интеллектуальной собственности, в число которых входят топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, коммерческая тайна, секреты производства (ноу-хау) и др. Вышеназванные объекты интеллектуальной собственности регулируются отдельными статьями Гражданского кодекса. Промышленная собственность Промышленная собственность как объект интеллектуальной собственности включает в себя патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товара. Кроме того, в понятие промышленной собственности входит пресечение недобросовестной конкуренции. Промышленная собственность требует регистрации, поскольку это та интеллектуальная собственность, которая связанна с созданием, охраной и использованием объектов, суть которых определена содержанием полученного результата. Промышленная собственность обязательно регистрируется в государственном патентном ведомстве в установленном порядке и требует наличие патента или свидетельства, только при таких условиях интеллектуальная собственность приобретает статус промышленной собственности (кроме ноу-хау). Авторское право Авторское право как объект интеллектуальной собственности включает в себя произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач. Такие объекты интеллектуальной собственности не требуют дополнительной регистрации. Право на них возникает у автора в момент их создания. Таким образом, основными объектами интеллектуальной собственности являются: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров, интегральные микросхемы, авторское право, программы для ЭВМ и базы данных. Рассмотрим более подробно эти виды интеллектуальной собственности: Изобретения Продуктом, как изобретением для целей регистрации объекта интеллектуальной собственности, является, в частности, устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных, генетическая конструкция. Способом является процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств. Изобретению, интеллектуальной собственности, предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Патент на изобретение действует в течение 20 лет с даты подачи заявки. Не являются изобретениями, в частности: открытия, а также научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для электронных вычислительных машин; решения, заключающиеся только в представлении информации Не признаются патентоспособными такие объекты интеллектуальной собственности, как: сорта растений или породы животных; топологии интегральных микросхем; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Изобретение как объект интеллектуальной собственности требует государственной регистрации в установленном законом порядке. Исключительное право на такой объект интеллектуальной собственности, а также его приоритет подтверждается особым документом о регистрации – патентом. Полезные модели В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Объект интеллектуальной собственности - Полезная модель должна быть новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность существенных признаков не известна из уровня техники и является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности. Патент на полезную модель действует в течение 10 лет с даты подачи заявки и может быть продлен ещё на 3 года. В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется таким объектам интеллектуальной собственности, как: решениям, касающимся только внешнего вида изделий, направленным на удовлетворение эстетических потребностей; топологиям интегральных микросхем; решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали. Основные отличия полезных моделей от изобретений состоят в том, что не требуется высокий изобретательский уровень, процедура регистрации не предусматривает проведения экспертизы по существу, а также быстрее и дешевле. Промышленные образцы В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу, интеллектуальной собственности, предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия. Не предоставляется охрана в качестве промышленного образца: решениям, обусловленным только технической функцией изделия, объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям, объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ. Товарные знаки Товарные знаки и знаки обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Товарный знак дает возможность привлечь внимание потенциальных покупателей к продукции, маркированной им. Выразительный и легко запоминающийся товарный знак будет ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой, качеством предлагаемых ею товаров и оказываемых услуг. Товарные знаки могут быть словесного, изобразительного, комбинированного, объемного и другого обозначения. Правовая охрана товарного знака распространяется только для перечня товаров и услуг, в отношении которых он регистрируется. Товарный знак незаменим как средство рекламы. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности Фирменные наименования Основной целью фирменного наименования является идентификация всего предприятия в целом и иногда безотносительно к товарам и услугам, которые она представляет на соответствующем рынке. Также, фирменное наименование, являясь охраняемым объектом интеллектуальной собственности, символизируя собой репутацию предприятия, является его ценным активом. В качестве такого объекта интеллектуальной собственности фирменное наименование не требует специальной регистрации и охраняется законом на всей территории РК с момента включения наименования в Единый государственный регистр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Наименование места происхождения товара Правовая охрана предоставляется наименованиям мест происхождения товаров, и представляет собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. Исключительное право использования наименования места происхождения товара как объекта интеллектуальной собственности подлежит государственной регистрации и удостоверяется свидетельством. Авторское право Авторское право охраняет форму выражения идеи автором и правовая охрана всех объектов авторского права возникает в силу их создания. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем являются наиболее новыми и нестандартными объектами авторского права. Все эти объекты интеллектуальной собственности охраняются, если они являются результатом творческой деятельности. Интегральные микросхемы Под топологией интегральной микросхемы понимается зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Материальными носителями топологии интегральной микросхемы могут быть бумага для чертежей, фотопленка, магнитный или оптический носитель с закодированной на нем информацией о топологии, либо сам кристалл интегральной микросхемы. Программы для ЭВМ Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Базы данных Под базой данных, как объектом интеллектуальной собственности, понимают объективную форму представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Особенно важно патентовать интеллектуальную собственность малым предприятиям, так как патентование интеллектуальной собственности дает исключительные права, прочное положение на рынке, высокую отдачу от капиталовложений, позитивный имидж предприятия, возможность лицензировать и продавать интеллектуальную собственность. В случае отказа патентования, их может запатентовать кто-либо другой, конкуренты могут воспользоваться данным изобретением, возможности выдавать, продавать или передавать технологию будут ограничены. Таким образом, интеллектуальная собственность является активом: ее можно покупать, продавать, лицензировать, обменивать или отдавать безвозмездно, как любую другую форму собственности. Но отличается от других форм собственности тем, что интеллектуальная собственность является неосязаемой. Права интеллектуальной собственности носят территориальный характер, то есть им предоставляется правовая охрана только в той стране, где была осуществлена регистрация и получены охранные документы. Поэтому охрана интеллектуальной собственности за рубежом является важной для того, чтобы пользоваться там теми же преимуществами охраны, которые существуют и в своей стране. Таким образом, интеллектуальная собственность охраняется на национальной основе, объем охраны и потребности в ее получении меняются от страны к стране. Однако между национальными правовыми системами есть сходные черты. 2. Роль интеллектуальной собственности в повышении конкурентоспособности и развитии организации Это требование главное условие для бизнеса, а также новых продуктов и способов. Потребители требуют и покупают новые продукты, а производству необходимо более надежное и эффективное оборудование, чтобы выдерживать конкуренцию на отечественном и зарубежном рынках. Для успешного сбыта продукции предприятию нужны изобретения, совершенствование продукта и агрессивный маркетинг. Велико влияние новых продуктов и на занятость, особенно на малых и средних предприятиях, так как они сохраняют и создают новые рабочие места. Подготовиться к будущему и глобальным рынкам помогают долгосрочные проекты. Новые технологии изменяют структуру экономики и способствуют повышению уровня жизни и созданию новых рабочих мест. Рост экономики во многом основан на ноу-хау, и требования к квалификации возрастают. Это относится и к образованию. Свыше 2/3 дохода и рабочих мест в странах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) приходится на услуги. Вследствие ускоренного развития информационных технологий, их неуклонно возрастающего использования и распространения в большинстве областей техники, мир переживает период фундаментальных изменений. Новые технологии поддерживают обновление общества. Успех в бизнесе основан на способности предприятия к обновлению и новаторству. Развитие производства и права на интеллектуальную собственность связаны во многих отношениях, включая: интеллектуальный капитал предприятия и его развитие стратегии интеллектуальной собственности и инноваций как часть общей стратегии предприятия понимание значения прав на интеллектуальную собственность как основы успешного бизнеса готовность к интеллектуальным и финансовым инвестициям в разработку продуктов и инновационную деятельность. тесное взаимодействие с заказчиками и заинтересованными сторонами необходимость новых продуктов, конкурентоспособность, выход на зарубежные рынки и успешная коммерческая деятельность. 2.2 Стратегия и политика патентования Техническое и экономическое развитие в мире опирается на новые и конкурентоспособные продукты. Последние можно классифицировать по значимости на различных уровнях сложности и по различным секторам экономики, от высоких технологий до обычных продуктов повседневного спроса. Некоторые получили международное признание, в то время как другие пользуются спросом в своем регионе или стране. Техника и изобретения способствуют общему благосостоянию, играют важную роль в производстве услуг. В большинстве отраслей права на интеллектуальную собственность, особенно патенты и их использование, имеют ключевое значение в разработке и организации производства новых продуктов. Предприятия должны иметь стратегию интеллектуальной собственности как составляющую корпоративного планирования и стратегии. Стратегия интеллектуальной собственности определяет принципы, которым должны служить права на интеллектуальную собственность, а также способы управления патентованием и другими делами, связанными с интеллектуальной собственностью, внутри предприятия. Целью политики патентования является поддержка деловой деятельности предприятия. Пренебрежение делами патентования создает угрозу развитию предприятия в мире растущего международного бизнеса. Политика патентования и интеллектуальной собственности предприятия среди прочего должна включать определение прав на интеллектуальную собственность, организацию корпоративной деятельности по охране прав на интеллектуальную собственность (или просто патентование), создание и приобретение изобретений и доступных источников, инструкции по получению и поддержке соответствующей патентной охраны, инструкции по приобретению, отслеживанию и другой работе с патентной информацией, охране патентов предприятия, политики лицензирования и опубликования. Корпоративные политики патентования можно разделить, например, на политики менее важные и политики большого значения, агрессивные политики патентования предприятий, действующих на международных рынках, и политики патентования, которым следуют предприятия, занимающиеся коммерческой эксплуатацией прав интеллектуальной собственности или передачей технологий. Ниже приведена классификация политик патентования различного вида предприятий: 1. Создайте портфель патентов, соответствующий сфере вашей деятельности и ее техническому уровню, и используйте его в бизнесе. 2. Уважайте патенты и права на интеллектуальную собственность других лиц и избегайте их нарушения. 3. Укрепляйте и охраняйте собственные права на интеллектуальную собственность. 4. Вступайте в свободные соглашения по взаимному лицензированию и (или) найдите союзников. Даже простая политика патентования жизненно необходима для небольших компаний, так как бизнес часто базируется лишь на нескольких ключевых продуктах. Патент дает изобретателю право решать судьбу своего изобретения. Изобретатель может производить и продавать свой продукт сам или передать свои права кому-то еще. А товарный знак – это придуманное название, присваиваемое предприятием производимому продукту (продуктам), чтобы отличить их от товаров других производителей. Международное признание прав также является общим мерилом прав интеллектуальной собственности. Все международные права на интеллектуальную собственность являются предметом международных соглашений. Предоставляемая интеллектуальной собственности правовая охрана имеет для владельца коммерческое значение, поскольку он может, например, предотвратить получение другими предприятиями прибыли от его интеллектуальной собственности. Предприятиям (производственным, торговым и пр.) для их продуктов на самом деле необходимо название или знак, чтобы потребители могли различать их среди других продуктов. Аналогично, изобретатель должен защитить исключительное право на свое изобретение, патент, чтобы никто другой не смог использовать это изобретение для своего бизнеса. Изобретение может стать плодом работы индивидуума, исследовательской группы, служащего корпорации или группы разработки продукта. В общем случае индивидуум владеет своим изобретением персонально, тогда как корпорация (юридическое лицо) обладает изобретением, сделанным ее служащим, если оно относится к бизнесу работодателя. Кто обладает изобретениями университетских исследователей, зависит от страны, но часто изобретения являются собственностью университета. Как бы там ни было, но изобретения всегда делаются людьми. Успешные предприятия умеют вкладывать деньги в исследования и разработки. Несмотря на то, что индивидуумы, а также малые и средние предприятия испытывают недостаток ресурсов, ноу-хау и инновации все же могут привести к изобретениям и патентам. Результата очевиден – это новые продукты, повышение конкурентоспособности и успех на рынке. 2.3 Характеристики передового предприятия Новаторская организация отличается следующими характеристиками: 1. Стратегии инноваций и интеллектуальной собственности выработаны и предприятие им следует. 2. Существует культура производства. 3. Созданы группы для решения задач. 4. Созданы условия для творчества. 5. Допускается возможность ошибки. 6. Творчество и инновации поощряются. 7. Активно создаются новые возможности. Несмотря на то, что эти принципы и наблюдения относятся в основном к оценке и стимулированию технических идей, изобретений и инноваций, во многих случаях их также можно распространить и на другие инновации и идеи, связанные с бизнесом. Новаторство и творчество – отличные качества и людей и бизнеса. Однако изобретение нуждается в среде для разработки – предприятии. Навыки корпоративного управления часто играют ключевую роль в успешной разработке продукта. Оценивая конкурентоспособность и вероятность успеха в бизнесе, особенно новом, следует сосредоточить внимание на следующих факторах: 1. Управление, предпринимательство и обязательство. 2. Спрос на продукты, условия рынка и возможности роста производства. 3. Патенты и новаторские продукты, ресурсы разработки, качество и значимость патентов, а также возможности роста производства. 4. Всесторонний охват. 5. Финансовая и деловая деятельность. Эти оценка и этапы планирования бизнеса имеют целью определение реальных условий, в которых придется работать, и шансов на успех для данных начинаний. Шансы нового продукта следует анализировать с точки зрения бизнеса, находя и взвешивая ответы на следующие вопросы: 1. Кто ваши заказчики и каковы ваш каналы сбыта? 2. Анализ доходности внушает оптимизм? 3. Насколько важен этот продукт для вашего бизнеса и престижа? 4. Есть ли у вас необходимые интеллектуальные и экономические ресурсы для разработки продукта? 5. Как повлияет продукт на вашу деятельность и общий доход? Непрерывная оценка коммерческого потенциала продукта на протяжении процесса разработки имеет решающее значение. Значение мероприятий по маркетингу и коммерциализации возрастает по мере приближения проекта к этапу организации производства. Сама по себе идея бизнеса обычно оценивается в свете факторов, как внешних по отношению к организации, так и внутренних. Несмотря на множество этапов разработки и трудностей, продукты, порождаемые изобретениями, и связанные с ними права на интеллектуальную собственность, имеют большое влияние на деятельность и конкурентоспособность предприятия, его успешность, развитие и количество рабочих мест. Предприятия должны обеспечивать генерацию идей, приобретение и разработку новых продуктов на регулярной основе и на долгосрочную перспективу, а не только, когда начнут накапливаться проблемы. Наконец, возможно, самый серьезный инструмент конкуренции последнего десятилетия – это выбор времени: вы должны выйти на рынок в нужный момент и с нужными продуктами. Благодаря современным средствам связи и расширяющейся международной кооперации, сбор и эффективное использование информации сейчас важнее, чем когда бы то ни было. Список использованной литературы 1. Конституция Республики Казахстан; 2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть); 3. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года "Об авторском праве и смежных правах"; 4. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; 5. Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 427 "Патентный закон"; 6. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 422-I "Об охране селекционных достижений"; 7. Закон Республики Казахстан от 29 июня 2001 года № 217 "О правовой охране топологий интегральных микросхем"; 8. Багов В.П. и др. Управление интеллектуальным капиталом: Учебное пособие. — М.: ИД «Камерон», 2006. 9. Елисеев А.Н. Институциональный анализ интеллектуальной собственности: Учебное пособие. — М.: Инфра-М., 2005. 10. Судариков С.А. Экономика и интеллектуальная собственность. — М.: ИДУЛ, 2005. 11. Цыганов В.В. Интеллектуальное предприятие: механизм овладения капиталом и властью. — М.: Университетская книга, 2004. 12. Чурин Н.Ф. Интеллектуальная промышленная собственность в структуре мировой экономики. — М.: Экономистъ, 2005. |