Билеты: ГИА русский язык 2009 спецификация
Название: ГИА русский язык 2009 спецификация Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПЕЦИФИКАЦИЯэкзаменационной работы по русскому языку государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г. подготовлена Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классовобщеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. 2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236). 2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). 3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций: – лингвистическую компетенцию , то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; – языковую компетенцию , то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; – коммуникативную компетенцию , то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе. В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых. Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях). Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме). Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1. Таблица 1 Распределение заданий по частям экзаменационной работы
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2. Таблица 2 Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»
Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание. Таблица 3 Распределение заданий по видам работы с языковым материалом
При разработке содержания экзаменационной работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, но и, в равной мере, проверки овладения умениями, представленными в таблице 4. Таблица 4 Перечень проверяемых умений
5. Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). 6. Дополнительные материалы и оборудование На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями. 7. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам) Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу. Учитель-словесник, не работавший с экзаменуемыми , приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию. Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена. Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме. Затем знакомятся с текстом для чтения, который по мере необходимости предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и языковым анализом прочитанного текста. После этого экзаменуемые приступают к написанию небольшого сочинения-рассуждения на лингвистическую или морально-этическую тему. Таблица 5Рекомендуемый регламент проведения работы
8. Рекомендации по подготовке к экзамену При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ: 1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение. 2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа. 4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина. 5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. 6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман– Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа. 7. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение. К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на Федеральном образовательном портале www.edu.ru в разделе «Федеральный перечень учебников для общего образования». 9. Изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку 2009 года по сравнению с 2008 годом Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Как и в 2008 году, в экзаменационном тесте 2009 года проверяются три из четырёх основных видов речевой деятельности: слушание, чтение, письмо. Изменена форма предъявления задания А7 с выбором ответа. Расширена тематика задания С2.1 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С1 и С2.1 с развёрнутым ответом. Изменено максимальное количество баллов за выполнение задания С1 части 1 и работы в целом. 10. План экзаменационной работы Для формирования вариантов экзаменационной работы по русскому языку разработан план демонстрационного варианта, представленный в Приложении 1. Приложение 1План демонстрационного варианта экзаменационной работы по русскому языку
[1] Часть 1 – 1 задание, часть 2 – 6 заданий, часть 3 – 1 задание. [2] Максимальное количество баллов, включающее баллы за грамотность и фактическую точность речи. [3] Действие выполняется по окончании написания сжатого изложения всеми экзаменуемыми в данной аудитории. [4] Действие выполняется по окончании написания сжатого изложения всеми экзаменуемыми в данной аудитории. |