Конечно, А. С. Пушкин скорее петербургский писатель, но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город, возникший неестественным путем, “из тьмы лесов, из топи блат”. Другое дело - Москва. В трагедии “Борис Годунов” Пушкин отождествляет Москву и Россию в целом. Не зря Курбский говорит Самозванцу:
Там ждут тебя сердца твоих людей: Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава.
Пушкин восхищается Москвой в прекрасных строках из 7-й главы романа “Евгений Онегин”. Вспоминая о героических страницах Отечественной войны 1812 года, поэт с гордостью говорит о “недавней” славе столицы, стойкости ее защитников и о том достоинстве, с которым Москва встречает Наполеона:
Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.
Поэт видит живую красоту древней столицы и понимает, что Москва дорога сердцу каждого русского человека:
Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Москва - “ярмарка невест” - провинциальна, в чем-то патриархальна. Если при описании Петербурга в романе “Евгений Онегин” поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики...
И действительно, с того момента, как мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось:
Но в них не видно перемены; В них все на старый образец...
Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подслушивает “бессвязный пошлый вздор” и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых видит в гостиной Татьяна, “не вспыхнет мысли в целы сутки”. Пушкин понимает, что после того, как столица государства была перенесена в Петербург, прежнее значение Москвы утрачивается (“И перед младшею столицей померкла старая Москва...”), но поэт называет ее царственной “порфироносной вдовой”. Древний город бесконечно дорог сердцу Пушкина:
Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!
|