Реферат: Особенности культуры русского языка
Название: Особенности культуры русского языка Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Л Е КЦ И Я 1 Предмет изучения курса Предметом изучения в курсе является русский язык и закономерности речи. Язык – важнейший признак нации Русский язык – это национальный язык русского народа. 3. Что такое язык? Язык – слово многозначное 1) Язык – это любая знаковая система язык жестов, азбука Морзе, система дорожных знаков 2) Язык – важнейшее средство общения людей (славянские языки) 3) Язык – стиль (язык Пушкина, язык публицистики) 4 Определение языка • «Язык – система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе» С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.,1988 5. Словарное определение языка • «Язык – это социально-обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из двух форм реализации – устную или письменную» – Н.В.Васильева. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 19956.Происхождение языка Основные теории: божественная трудовая, или социальная, или деятельностная 7 Божественная теория • Суть теории: Бог создал язык Гермес - в древнегреческой мифологии – посредник между людьми и богами, отсюда «герменевтика» - наука и искусство толкования текстов 8 Трудовая теория • Суть: язык – социальное явление, которое зарождается и развивается в совместной трудовой деятельности людей. Люди рождаются не со знанием языка, а только со способностью к овладению им. Лишенный человеческого общения ребенок остается неговорящим. 9 Социальная природа языка • Итак, язык возникает только в обществе, в процессе совместной человеческой деятельности, НО: • Язык существует независимо от конкретного человека 10 Р Е Ч Ь • Когда язык использует конкретный человек, он (язык) превращается в речь • Речь – слово многозначное: - Способность говорить, говорение - Стиль языка (стихотворная речь) - Звучащий язык (русская речь музыкальна) - Публичное выступление (Скажи речь!) - Разговор, беседа (О чем речь?) 11 Речь – это портрет человека • Человек отличается от животного способностью говорить и смеяться • Человек разумный (Homo sapiens) реализует себя как человек говорящий (Homo eloquens) • Каждое высказывание характеризует человека, мгновенно раскрывает его ум, характер, чувства, опыт 12 Речь и мышление • Мышление – способность человека думать, рассуждать, делать умозаключения («Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую») • Мысль – это внутренняя речь • Ситуация и аудитория заставляют мысль, а затем и речь выстраиваться в определенную внешнюю форму для общения 13 Речь и психика • Аппарат речи (дыхание, голос, язык, губы) действует в зависимости от силы и качества мысли. Если мысли неясные – голос робкий, монотонный, дыхание прерывистое, язык «заплетается». • «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» 13 Соотношение понятий • Итак, язык – это средство общения • речь – это способность говорить, процесс общения • Слово – это единица речи 14 Разновидности языка • Основные понятия: Инд.язык – говор – диалект (территориальный, социальный, профессиональный) – общенациональный язык – литературный язык (устная и письменная формы) 15 Функции языка • Коммуникативная • Когнитивная (познавательная) • Номинативная (назывная) • Архивная (сохранение информации) • Эмоциональная • Магическая 16 Структура языка 17 Разновидности речи • По форме существования • По сфере употребления • По количеству участников • По содержательно-композиционным особенностям 18 По форме существования 19 По сфере употребления 20 По количеству участников 21 По содержательно-композиционным особенностям 22 СЛОВО – основная единица языка По Словарю В.И.Даля: - Дар говорить, словесная речь - Разговор, беседа - Речь, проповедь, сказание - Сочетанье звуков, означающих предмет • Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира 23 Слово – созидающая сила «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть» Евангелие от Иоанна 24 • «В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города… 25 • «Но забыли мы, что осиянно Только слово средь мирских тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово – это Бог 26 • Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова» Николай Гумилев «Слово»- 1921г. 27 «Вырождение» слова • Это наибольшая опасность, угрожающая русской культуре и истории • От слова было отлучено несколько поколений с 1917г. • Слово утратило свой сакральный смысл, стало инструментом манипуляции 28 Негативные особенности функционирования русского языка в современном обществе • Наша речь безграмотна • Наша речь бессвязна • Наша речь лжива • Наша речь грязна (слова-паразиты, мат, брань) • Наша речь агрессивна 29 Что такое «хорошая речь»? • Речь грамотная • Связная, плавная, логичная • Искренняя • Чистая • Доброжелательная • Уместная • Умная, содержательная, интересная • Красивая 30 Статистика • Современный человек проводит в устном общении 65% своего рабочего времени 2,5 года жизни Успевает «наговорить» 400 томов по 1000 страниц 31 Слово – это действие • Хорошая речь – эффективная речь, т.е. достигающая цели, воздействующая, гармонизирующая • Эффективное общение – при котором потери информации при передаче минимальны 32 Риторика • Это наука о закономерностях речевого поведения • Это теория и мастерство эффективной речи 33 Речевое событие Речевое событие – завершенный по содержанию речевой акт, протекающий во времени и пространстве. Реч.Соб. = Реч.Пов. + Реч.Сит. 34 Речевое поведение человека 35 Вербальное и невербальное 36 ДИСКУРС • Звучащее слово – живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события 37 Речевая ситуация (РСит.) • Это «действующие лица» и «сцена действия», т.е. условия, обстановка, в которой происходит речевое общение Самое главное – способность привести свое речевое поведение в соответствие с речевой ситуацией 38 Участники речевой ситуации • Это ГОВОРЯЩИЙ и СЛУШАЮЩИЙ, или АДРЕСАНТ и АДРЕСАТ Кроме главных участников, могут быть свидетели 39 Характер речевой ситуации Определяется: • Действующими лицами (их личными качествами) • Отношениями между ними (их социальной ролью): «Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно» • Целями каждого участника общения 40 Отношения участников РСит. По Аристотелю, всех адресатов можно разделить на 3 типа: • «просто зритель», которому важна только красота речи • «судья», который выносит решение • «государственный муж» (aner politikos) 41 Цели участников РСит. Соответственно, выделяется 3 рода речей, у каждой из которых своя цель • «просто зрителю» - речи, функция которых «хвалить или порицать» (торжественная речь), т.е цель – показать слушателю, «что такое хорошо и что такое плохо» • «судье» - речи «судебные», цели которых – обвинить или оправдать. Цель говорящего – доказать свою правоту. Предмет речи - справедливость • «политику» - речи «совещательно-политические», цель которых – «склонять или отклонять». У человека, дающего совет, предмет речи – польза и вред определенных действий 42 Условия и обстоятельства • Где и когда? Место, суточный режим активности человека влияют на его внимание и способность восприятия Найди ошибку! • Базаров – молодой человек с захудалым лицом • Катерина и Кулигин – лучшие представители темного царства • Сатин первый раскусывает Луку • Иудушка отличался от своих братьев подхалимством и дурманными методами ЛЕКЦИЯ 4 НОРМЫ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ 45 Понятие нормы • Нормы речи – общепринятые, закрепленные в словарях и справочниках правила употребления языковых средств (звуков, слов, знаков) 46 Норма и вариант 47 Виды норм • Грамматические: орфографические морфологические синтаксические • Лексические • Орфоэпические • Стилистические 48 Морфологические нормы • Морфология изучает правила изменения слов, а именно: состав слова, изменение по падежам (склонение), изменение по лицам и числам (спряжение), правила употребления слов 49 Несклоняемые существительные: • Иноязычные, оканчивающиеся на гласный меню, метро • Иноязычные названия женского пола леди, фрау, мисс • Сложносокращенные слова РФ, замдиректора, замдекана, завскладом 50 Читали «Доктора Живаго»? Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный: • - склоняются, если относятся к мужчинам (студенту Шевчуку) • - не склоняются, если относятся к женщинам (студентке Шевчук) • - не склоняются фамилии на –аго, яго, ых, их, ово: Живаго, Белых • - не склоняются фамилии, оканчивающиеся на гласный: проза Данте, романы Золя • - не склоняются украинские фамилии: стихи Шевченко 51 Какого рода ЖАЛЮЗИ? Несклоняемые существительные (шасси, бра, жалюзи, джерси и др.) относятся к среднему роду , кроме: • кофе – м.р. • названий животных (кенгуру, какаду) – м.р. • традиционно мужских профессий (атташе, рефери) – м.р. 52 А КАРАЧИ? • Несклоняемые географические наименования Миссури (река) – грязная Онтарио (озеро) – глубокое Уэмбли (стадион) - знаменитый 53 ОАО «Монолит» открыл…? • Сложносокращенные слова ( аббревиатуры ) имеют род главного слова • СНГ – образовалось • ИТАР – сообщило • ЖЭК – отремонтировал (утрачена связь с гл. сл.) • ДЕЗ – приняла (вариант – принял) • РОНО – решил (вариант – решило) • ЮАР – создана • ГУЮНО – открыто • ВГИПА – провела 54 Рюмочку коньяк…(а/у)? • Родительный падеж единственного числа • Центнер сахара - мешок сахара\у • Мало снега \ у • Много шума \ у • Цистерна спирта – пузырек спирта \ у • Две тонны чая – чашка чая\ю • Три рулона ситца – лоскут ситца \ у 55 В годе или в году? • Предложный падеж в отпуске – в отпуску на холоде – на холоду в цехе – в цеху 56 Бухгалтеры или бухгалтера? • Именительный падеж множественного числа • директор – токарь • трактор – слесарь - • инспектор – цвет - • лагерь – • инженер – шофер – • профессор – Окончание -а(-я) свойственно бытовой и профессиональной речи 57 Нет чулок , НО носков Нет турок, грузин Но нет арабОВ солдат, гусар капитанОВ ватт, ампер граммОВ яблок помидорОВ, апельсинОВ 58 Оля – кривляка, а Олег - ? • Существительные общего рода склоняются по типу сущ-ых женского рода Макс – стиляга, Андрей – лакомка, Толик – зануда, Петр - ханжа 59 Живой ли покойник? • Одушевленные: существительные муж., жен.р., обозначающие живые существа: людей, животных, мифических персонажей (дьявол, домовой) и ср.р. (дитя, животное…) СРАВНИТЕ: неодуш. одушевл. Р. программ палисадников кукол покойников В.программы палисадники кукол покойников 60 Морфология прилагательных Книжная норма разговорная Безнравствен безнравственен Естествен естественен Активнее активней Красивее красивей • НЕЛЬЗЯ: более активнее, самая красивейшая 61 Морфология числительных Собирательные числительные сочетаются с: • Сущ. муж. р.: двое студентов, трое преподавателей • Названиями детенышей: четверо медвежат • Сущ. только мн.ч.: пятеро ножниц • Сущ., обозначающими парные предметы: двое носков • Сущ. общего рода: шестеро судей • Личными местоимениями: их было семеро 62 Склонение числительных • В составных количественных числ-ых склоняются все компоненты Одной тысячей (тысячью) девятьюстами семьюдесятью (восьмьюдесятью) восемью • Оба (обо-их) Обе (обе-их) • К Первому сентябрЯ, к Девятому маЯ 63 Морфология местоимений • Местоимение «Вы» и «Ваш» пишутся с большой буквы, если употребляются как форма вежливого обращения к одному лицу Почему Вы думаете, что Ваше выступление нам интересно? • С маленькой буквы – если обозначает несколько (много) лиц 64 Чье пальто? • Мать попросила дочь почистить свое пальто • Нехватка запчастей? Это отговорка лодырей. Их скоро подвезут. 65 Морфология глаголов • Чередование О – А в основе: обусловить – обуслОвливать, обуслАвливать Узаконить - узакОнивать, узакАнивать, Сосредоточить – сосредотОчивать, сосредотАчивать 66 «Всех победЮ!» • У некоторых глаголов нет формы 1 лица ед. будущего времени Победить Убедить Утвердить Очутиться • НЕЖЕЛАТЕЛЬНО образовывать эту форму от глаголов дудеть галдеть гудеть 67 Морфология причастий • Мы купили моющиеся обои • Это самоклеющееся покрытие 68 Орфоэпические нормы • ОКАНЬЕ – произнесение О на месте безударного О «дОрога» • АКАНЬЕ – произнесение А на месте безударного О «дАрога» • ЦОКАНЬЕ – произнесение Ц на месте Ч «ноЦка, пеЦка, доЦка» Различать О и А Произносим на месте О: О – кОттедж, Оазис, дОсье, ветО, хаОс, Шо пен, Зо ля, БоккаччО А – поэт, рояль, концерт, романс Произносим правильно • Буква Я Я – пЯтка, Яблоко И(е) – яичница, пятак Сочетание ЧН • Сочетание ЧН как «ШН»: скучно, конечно, скворечник, пустячный, нарочно, яичница, Ильинична Как «ЧН» - в остальных случаях (булочная, прачечная, сливочное, молочный) Различать Е – Э - Ё • Только Е АфЕра, манЕвр, гренадЕр, ОдЕсса, шлЕм, крЕм, хребЕт, кофЕ, рЕльс, патЕнт, бЕнефис, кларнЕт, тЕнор, тЕрмин, шинЕль • Только Э Адекватный, свитер, бизнесмен, анестезия, генетика, гротеск, детектив • Варианты: Декан, претензия, террор, терапевт, трек, 69 Синтаксические нормы • Синтаксис – совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и сочетания. «Бежал он их беседы шумной» (Пушкин) «Мстиславу, сидящему на обеде, приде ему весть» (дательный самостоятельный) Лаконичность • Лаконично говорили спартанцы. Послы с острова Самос однажды пришли к ним просить хлеба и сказали длинную красивую речь. «Речь ваша нам понравилась, но начало ее мы забыли, а конец не поняли, потому что забыли начало». В следующий раз послы пришли с мешком и фразой «Мешок есть – хлеба нет». Синтаксическое богатство Выражается в чередовании : • утвердительных и отрицательных суждений • вопросов и восклицаний • простых и сложных предложений • Определенно-личных и неопределенно-личных высказываний Ошибки синтаксиса • Двусмысленность в предложении (амфиболия) из-за неудачного построения фразы Татьяна ехала в карете с приподнятым задом Деепричастный оборот • НЕЛЬЗЯ: Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа Деепричастный оборот должен относиться к тому же подлежащему, что и сказуемое Противоречие в высказывании • Король умер. Да здравствует король! Контаминация • Ошибочное соединение частей нескольких фраз Гроша выеденного не стоит • Намеренное соединение (с целью создания комизма): Баба с возу – и на нашей улице праздник Трудные случаи • Ректор института часто выступал(а) перед студентами (разговорный стиль) • Наша секретарь, референт, судья (разговорный стиль) Кресло-кровать продавал…сь • Сказуемое сочетается со словом, обозначающим более широкое понятие Роман-газета распространял… Некто заглянул(о) в кабинет • При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях сказуемое ставится в форму муж. рода ед.числа. 22 футболиста участвовал… в тренировке • Несколько человек не работал… • Тренер со своим подопечным проводил… на стадионе целые дни Не читайте письм… • С конкретными существительными – В.п. • С абстрактными существительными – Р.п. Не обращайте внимания, не бойтесь угроз Среди и между • Предлог среди (посреди) указывает на место в центре к.-либо пространства или среди аналогичных предметов и требует Р.п. (посреди поляны, среди друзей) • Предлог между указывает положение предмета среди двух других и требует В.п. (между палатками, между людьми) Благодаря… Из-за…. • Предлог «благодаря» требует Д.п. и используется для обозначения причины, положительно влияющей на ч.-либо (Благодаря помощи родителей я могу продолжать учебу) • Предлог «из-за» указывает на причину, отрицательно влияющей на ч.-либо Книжные предлоги • Вследствие…. • В результате… • В связи…. • Под действием… • Под влиянием…. • В целях… • С целью… В случае или в зависимости • В случае дорожного происшествия вызывайте ГАИ (при неожиданном действии) • В зависимости от погоды составим план мероприятий (при наличии обусловливающего фактора) Про «про» • О роли (нейтральный стиль) • Относительно роли (книжный стиль) • Про роль (разговорный стиль) Инверсия • Это изменение обычного порядка слов в предложениях для привлечения внимания Цветов цветенье, звезд движенье Присоединение • Перед Белым домом разбили палаточный городок шахтеры. И присоединившиеся к ним работники бюджетной сферы (выразительность и экономия речевых средств) Лексические нормы • ЛЕКСИКА - словарный состав языка • Нарушения лексических норм: • Лексическая несочетаемость. Оксюморон • Плеоназм • Тавтология • Контаминация Изобразительно-выразительные средства речи В современной публичной речи необходимо сочетание логико-аналитических и эмоционально-выразительных языковых средств. 91 Лексические приемы (тропы) • Тропы – слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении , что позволяет достичь выразительности и образности У многозначных слов: первое значение, с которым слово появилось в языке – прямое, последующие значения – переносные (лакировать, тонкий, заноза) Сказать о большом количестве ч.-либо можно двумя способами: • Употребить слово много (много книг) • Использовать слова в переносном значении (море книг, бездна книг) 93 Метафора Основана на переносе наименования по сходству: • по принципу олицетворения (вода бежит) • овеществления (стальные нервы) • отвлечения (поле деятельности) Идет дождь, часы стали, теплое отношение, острое зрение, железная леди 94 Из речи прокурора • «Таковы доказательства, такова твердая почва , на которой стоит обвинение. Обратимся же к обозрению возведенного на этой почве колоссального здания преступлений. От фундамента до вершины … должны мы рассмотреть его» 95 Метонимия • Основана на смежности (тесной связи друг с другом) «И зал встает, и зал поет, и в зале дышится легко» (К. Симонов), где зал – аудитория и помещение Аудитория, школа, класс, группа – метонимия, если обозначает людей 96 Сравнение • Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, имеющих общий признак Сравнение предполагает наличие: Предмета – что сравнивается Образа – с чем сравнивается Признака – на основании чего сравнивается 97 Из речи адвоката Спасовича: • «Отношения ростовщиков с должниками самые бессердечные. С одной стороны, человек молодой , имеющий ресурсы, рассматривается как овечка , которую надо стричь , и стричь поближе к телу, даже до крови, пока она будет давать шерсть..» 98 Из речи прокурора А.Кони: «Каждое преступление, совершенное несколькими лицами по предваритель-ному сговору, представляет цельный живой организм, имеющий и руки, и сердце, и голову. Вам предстоит определить, кто в этом деле играл роль послушных рук, кто представлял алчное сердце и все замыслившую и рассчитавшую голову» 99 Эпитеты Это художественные определения, позво-ляющие более ярко охарактеризовать предмет или явление «Само появление ее (подсудимой) на свет было омерзительно . Семя жизни было брошено не в плодоносный тук, а в гнилую почву». 100 В помощь: • «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло (Л., 1979) 101 Гипербола • Это преднамеренное преувеличение свойств и качеств предмета Целая вечность прошла с тех пор 102 Фигуры речи • Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово (в отличие от тропов) обычно выступает в прямом значении • Это приемы стилистического синтаксиса, т.е. необычно построенные словосочетания, предложения, группы предложений 103 ФИГУРЫ РЕЧИ 104 АНТИТЕЗА Это сопоставление противоположных явлений или признаков. • «…потому для нас не столь важно, что за человек перед нами – герой труда или лентяй , романтичный однолюб или развратник , пьяница или трезвенник , праведник или грешник . Важно другое – убийца он или нет.» (Из обвинит. речи) 105 Примеры антитезы • «Я царь - я раб, я червь – я бог» (Державин) • «Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь!» (Некрасов) • Велик телом, да мал делом • На голове густо, да в голове пусто 106 ИНВЕРСИЯ Изменение обычного порядка слов в предложении со стилистической и смысловой целью: «Уже раздавались на судебном следствии со стороны подсудимых неоднократные протесты против этого обвинения» 107 ПОВТОР Повтор существует в нескольких формах • АНАФОРА (единоначатие) – одинаковое начало строк, строф, предложений, фраз. • ЭПИФОРА – одинаковое окончание фраз. • СТЫК – повтор на границе смежных отрезков 108 АНАФОРА • «ЭТО ОНИ в течение четырех лет выходили на улицы нашего города с оружием в руках; • ЭТО ОНИ нападали на инкассаторов государственного банка; • ЭТО ОНИ убивали людей, пытавшихся оказать им сопротивление» Из речи прокурора Ю.Костанова109 ЭПИФОРА Её назначение – заострить внимание на следствии, а не на посылке «Лица, получающие взятку, совершают преступление . Лица, дающие взятку, совершают преступление . Лица, содействовавшие этому, совершают преступление . Свидетели, укрывающиеся от дачи показаний, совершают преступление . 110 СТЫК Повтор на границе смежных отрезков: «Халатное отношение к служебным обязанностям требует наказания. Наказания требует любое нарушение закона» 111 Пословицы как средство выразительности • Мал язык, да всем телом владеет • За правое дело говори смело • На великое дело – великое слово • Хорошую речь хорошо и слушать • Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь 112 Крылатые слова • Его пример – другим наука • Злые языки страшнее пистолета • Свидетели бывают двуликими Янусами (бог времени в римской мифологии, имеющий два лица) 113 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ • На широкую ногу • «Общие деньги от приватизации достались тому, у кого и без того уже был свой дом, и дом этот полная чаша » (из обвинит. речи) • Подсадная утка Собака на сене • Блудный сын Одного поля ягода 114 Риторический вопрос • Предложение, которое по форме и интонации является вопросительным, а по цели высказывания – повествовательным Поговорим о речи. Что же такое правильная речь? 115 Риторическое обращение Интонационно окрашенное развернутое обращение «Брат мой, свидетель моих бед, благодарю тебя за верность!» 35 • Ржавеет золото и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего сильнее на земле печаль И долговечней – царственное Слово Анна Ахматова • БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! |