Реферат: Пакт Бриана-Келлога
Название: Пакт Бриана-Келлога Раздел: Исторические личности Тип: реферат |
В годы относительной стабилизации капитализма США еще больше укрепили свои позиции международного кредитора, шире и глубже вовлеклись в систему международных экономических отношений. За 1924—1930 гг. американские корпорации невероятно обогатились. Их прибыли превысили 53 млрд. долл. (до вычета налогов), они росли и в послевоенные годы от поставок товаров и кредитов в опустошенную вой- ной Европу. К 1923 г. сумма займов США иностранным государствам составила 10,6 млрд. долл., а с учетом процентов по займам — 11,8 млрд. Главными должниками США оказались Англия — 4600 млн. долл., Франция — 3999 млн., Италия — 2015 млн.1 Правительство США, выражая волю финансово-монополистических кругов, стремилось не связывать себя какими бы то ни было экономиче- скими или политическими союзами с Лигой наций и отдельными госу- дарствами. Финансово-монополистический капитал США, обретя небыва- лую долларовую силу, при покровительстве своего правительства устремился во все концы мира, на все континенты, особенно в разорен- ную войной Европу. Интересам монополий была подчинена внешнеполи- тическая деятельность министерств финансов, торговли, военного мини- стерства и государственного департамента. Воспользовавшись ослаблением позиций своих конкурентов, США повсеместно теснили их на мировых рынках. Английская газета «Дейли ньюс» жаловалась: «Всюду наши интересы приносятся в жертву Соеди- ненным Штатам...» 2. Если в 1914 г. Англия и США имели одинаковый вес в японском импорте (16,8%), то в 1927 г. доля Англии снизилась до 7%, а доля США увеличилась до 30%. В 1913 г. доля Англии в китай- ском импорте составляла 16,3%, а США —6,0%, в 1926 г. соответствен- но— 10,2 и 16,4%. В Латинской Америке успехи США были еще значи- тельнее. С 1913 по 1927 г. доля США в импорте 20 республик Цент- ральной и Южной Америки увеличилась с 24 до 38%, а доля Англии снизилась с 25 до 16% 3. Следует подчеркнуть, что европейский рынок для США продолжал оставаться главным. В 1924 г. страны Европы пог- лощали примерно 51% общего американского экспорта, тогда как импорт США из Европы по отношению к общему импорту США составил лишь 30%. Одновременно росли инвестиции американского капитала в зарубеж- ные страны. «Избыточный» капитал шел туда в виде правительственных внешних займов, кредитов корпораций и вложений частных лиц. В 1926 г. американские инвестиции за границей, не считая 12 млрд. долл. по военным займам, составили сумму 9522 млн. долл.4 Особое место от- водилось прямым вложениям: скупке контрольных пакетов зарубежных предприятий, открытию филиалов или дочерних предприятий американ- ских монополий. Нередко филиалам банков и промышленных компаний США удавалось поглотить отдельные европейские компании. Во Фран- ции ими были таким образом захвачены позиции в производстве элект- рического и телефонного оборудования, а также и кинематографии. Под контролем США оказалось производство железа, стали, электроэнергии, добыча угля в Польше. Монополии США предпочитали давать европейским странам не порт- фельные, а прямые инвестиции — на создание филиалов американских предприятий. Особый интерес проявлялся к обрабатывающей промышлен- ности (машиностроение, химия). По официальным данным министерства торговли, в 1929 г. имелось американских предприятий: в Германии — 186 с капиталом 216 млн. долл., во Франции — 203 с капиталом 145 млн. долл., в Англии — 169 предприятий с долей американского капитала более 25% 5. Создание предприятий в странах Европы и дру- гих континентов американские корпорации рассматривали как важное средство преодоления тарифных барьеров, получения сверхприбылей, борьбы за рынки сбыта, за контроль в области экономики и политики. Американский капитал проявлял заинтересованность и к источникам сырья. Правительство Кулиджа оказывало активную помощь корпорациям в борьбе за доступ к зарубежном}7 сырью, прежде всего нефти и кау- чуку, столь необходимым для развивавшейся автомобильной промышлен- ности. Госдепартамент помогал американским предпринимателям внед- ряться в районы добычи нефти. «Стандард ойл», «Галф» и другие неф- тяные компании США при поддержке правительства скупали акции у английских, французских, голландских компаний на производство и контроль нефтяных источников в Иране, Колумбии, Венесуэле, Мексике. Аналогичная политика проводилась также в отношении каучука, меди и другого важного сырья. Американские медные фирмы в 20-е годы до- бились контроля над 95% мирового капиталистического производства ме- ди и ценами на мировом капиталистическом рынке. Гардинг, Кулидж и Гувер поощряли создание крупных межнациональных картелей. Мини- стерство торговли выступало как коммивояжер американских товаров 6. В своих декларациях правительство Кулиджа заявляло, будто оно, как и крупнейшие частные банки, предоставляет пострадавшей от войны Европе займы в целях ускорения восстановления ее экономики. На са- мом же деле они стремились нажиться на европейских долгах и процен- тах по ним. Особенно американская администрация была заинтересована в том, чтобы восстановленная Германия могла выплачивать военные ре- парации. В этой связи США взяли на себя инициативу по выработке плана репарационной проблемы, которая, по мнению американцев, стала серьезным препятствием на пути оздоровления европейского и мирового капитализма. Для решения вопроса о репарациях был создан Международный ко- митет экспертов, в который вошли представители пяти государств — по- бедителей в войне: США, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии. В 1924 г. этот комитет под руководством американского банкира Чарлза Дауэса разработал план, предусматривавший получение репараций с Германии. В литературе он стал известен как «план Дауэса». Его авторы полагали, что восстановленная Германия будет добросовестно выплачи- вать военные репарации Франции и Англии, а эти последние, в свою очередь, станут выплачивать государственные долги Соединенным Шта- там. По «плану Дауэса» банкиры США и Великобритании предоставили Германии заем на сумму 800 млн. марок (200 млн. долл.), из которых половина приходилась на банкирский «дом Морганов». Германия обязы- валась, в свою очередь, выплатить в первый год 1 млрд. репарационных марок (250 млн. долл.) и увеличить затем платежи до 2,4 млрд. марок в год. К 1928—1929 гг. общая сумма репараций с Германии окончатель- но еще не была установлена. С принятием в августе 1924 г. на Лондонской конференции «плана Дауэса» для капитала США открывались новые возможности проникно- вения в экономику Германии. В период между 1924 и 1929 гг. американ- цы обеспечили себе 80% капитала, шедшего на заем кредитным учреж- дениям Германии, 75% займов местным правительствам, т. е. германским землям, и 50% — крупным германским корпорациям7. «План Дауэса», принятый под давлением американских банкиров и правительства Кулид- жа, отвечал интересам в первую очередь США и Германии. Бывший канцлер Германии Вирт в одной из речей в Чикаго подчеркнул: «...ваша помощь во многом помогла моей стране избежать социальной катастро- фы» 8. Оказание помощи в стабилизации германской промышленности на определенном этапе укрепляло в целом экономическую и социальную систему капитализма и в Европе. Вместе с тем эта помощь в возрожде- нии германского империализма таила в себе и огромную опасность не только для немецкого народа, но и народов других стран. США удалось подписать соглашения с правительствами Великобри- тании, Бельгии и Чехословакии о выплате ими некоторой части военных долгов, что временно смягчало межкапиталистические противоречия. Американские буржуазные историки и публицисты представили «план Дауэса» как свидетельство «политики мира». На деле же правительство Кулиджа и Уолл-стрит стремились превратить Германию в «надежного партнера» и использовать ее в качестве противовеса Англии и Франции в Европе, помешать налаживанию нормальных отношений между Гер- манией и Советским Союзом, не допустить роста революционного движе- ния в Европе. На очередь встал вопрос об урегулировании политических отношений Германии со странами Антанты, о присоединении ее к Лиге наций. После принятия «плана Дауэса» дипломатия США поддержала Англию, которая под прикрытием разговоров о «гарантиях европейской безопасности» приступила к организации политического союза западно- европейских стран (с участием Германии), направленного своим острием против СССР. Для осуществления этого плана была созвана в 1925 г. в швейцарском курортном городке Локарно конференция представителей Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, а также Поль- ши и Чехословакии. В итоге конференции, длившейся с 5 по 16 октяб- ря, было подписано восемь соглашений. Но важнейшим из них был Рейн- ский гарантийный пакт, который предусматривал прежде всего неруши- мость установленных Версальским мирным договором границ Германии на западе — с Францией и Бельгией. Роль «гарантов» взяли на себя Великобритания и Италия. Гарантийный пакт вступил в силу после при- нятия Германии в Лигу наций —14 сентября 1926 г.9, а наряду с этим для Германии кончилась дипломатическая изоляция со стороны стран Запада. Хотя США формально и не участвовали в переговорах и выработке локарнских соглашений, тем не менее они оказали сильное влияние на ход переговоров и их результаты. «... Американский финансовый капи- тал, рассматривавший Европу как большую колонию, из которой он может извлекать огромные барыши,— отметил в речи 25 ноября 1925 г. в рейхстаге Эрнст Тельман,— весьма рьяно трудился над заключением Локарнского договора» 10. Правительство США усматривало в этом договоре гарантии для своих капиталов в Европе, а также возможность сколотить антисоветский блок в Европе. 8 декабря 1925 г. президент Кулидж в ежегодном послании конгрессу США признал факт воздействия США в деле выработки и принятия локарнских соглашений, которые рассматривались как извест- ная гарантия для американских капиталовложений и займов в Европе, а также как средство достижения таких политических союзов государств в Европе, которые бы позволили Вашингтону занять роль лидера и арбит- ра. Государственный секретарь США Келлог изображал локарнский сго- вор империалистов как «выдающееся достижение» ". При содействии американских капиталов экономика Германии стала быстро развиваться. В 1927 г. Германия не только достигла довоенного уровня экономического развития, но в ряде отраслей и превзошла его, восстанавливался промышленный потенциал страны. Уже в 1928 г. Германия ставила вопрос об эвакуации союзных войск с территории Рейнской области, находившихся там в роли гаранта выполнения Гер- манией Версальского мирного договора. В конце 1928 г. и первой половине 1929 г. на повестку дня вновь ставился репарационный' вопрос. США принимали участие в созданном Францией, Великобританией, Италией, Японией, Бельгией и Германией комитете финансовых экспертов по репарационному вопросу, возглавлен- ном американским неофициальным экспертом О. Юнгом, одним из авто- ров «плана Дауэса», и банкиром Дж. П. Морганом. 12 февраля 1929 г. германский представитель заявил в комитете экспертов, что его страна не в состоянии платить 2,5 млрд. марок ежегодно. В комитете шли долгие дебаты о ежегодной выплате репараций Германией. Юнг предложил свой проект платежей со стороны Германии, и этот план 7 июня 1929 г. был одобрен. Затем «план Юнга» был поставлен на обсуждение международ- ной конференции 12 государств, открывшейся 6 августа 1929 г. в Гааге, на которой США присутствовали как «страна-арбитр». В соответствии с «планом Юнга» был установлен общий размер репараций в сумме 113,9 млрд. марок, подлежащих уплате Германией в предстоящие не- сколько десятилетий. Отменялся контроль союзников над экономикой и финансами Германии 12. США не удалось установить в Германии прочной финансовой геге- монии. Вместе с тем «план Юнга» открывал новые возможности воз- рождения экономического и военного потенциала Германии. Политика «дауэсизации» Германии ускорила тем самым приближение второй ми- ровой войны. С 1924 по 1930 г. Германия получила частные американские займы примерно на сумму 2,5 млрд. долл., сама выплатила репараций по «плану Дауэса» около 2 млрд. долл., а бывшие союзники выплатили США военные долги в сумме 2606 млн. долл., т. е. больше займа, предо- ставленного американскими банками Германии 13. В 1929 г. Германия па 13% превысила довоенный объем промышлен- ной продукции и заняла в капиталистическом мире второе место после США по производству и вывозу машин, первое место — по производству синтетического горючего и синтетического каучука. Доля Германии в мировом экспорте возросла с 5,7% в 1924 г. до 10,9% в 1929 г. (доля США в 1929 г. составляла 17,5%, Англии — 12,1% 14). «План Дауэса» укреплял позиции монополий Германии, но не улучшал положение тру- дящихся. Администрация Кулиджа и финансовые круги США проводили жест- кую политику в отношении европейских стран-должников. Они не до- пускали и мысли о том, чтобы аннулировать военные долги, настойчиво добиваясь возврата займов с процентами. В конце 1925 г. французское правительство предприняло ряд дипломатических демаршей, пытаясь добиться 10-летпего моратория по задолженности, но встретило со сто- роны США отрицательную реакцию. Правительство США навязало пра- вительству Франции унизительное предварительное соглашение (Мелло- на — Берендже), по которому Франция обязывалась выплатить США из общей военной задолженности, составлявшей 4211 млн. долл., немногим менее 50%, а именно 2008 млн. долл. Устанавливался срок выплаты долга — 62 года при среднем проценте 1,5, что в конечном итоге выра- жалось в сумме 6848 млн. долл. Соглашение не было ратифицировано Францией. Оно вызвало во Франции бурную антиамериканскую, реакцию. Франция сопротивлялась «дяде Шейлоку» (так именовали США- кредитора европейские страны-должники) более решительно, чем Англия, которая первой согласилась еще в 1923 г. выплачивать долги в сумме 4100 млн. долл. в течение 62 лет, что вместе с процентами равнялось 11,1 млрд. долл. Лондонская «Дейли мейл» писала в 1926 г.: «Британия превратилась в сборщика долгов для уплаты Соединенным Штатам, но в отличие от большинства сборщиков долгов мы получаем только не- нависть и никаких выгод» 15. К фашистской Италии США были более снисходительны. С нее взыскивалось за долги лишь 0,4%. Долги Италии были сокращены более чем на 80% 16. Государственный секретарь Ф. Келлог в марте и апреле 1925 г. направил румынскому правительству ноты, в которых потребовал, чтобы были приняты неотложные меры для решения вопроса о долгах. Аналогичные ноты были направлены правительствам Бельгии и Чехосло- вакии. Всего стран-должников оказалось 17 17. Особый интерес США стали проявлять к Польше, когда там в 1926 г. произошел переворот и к власти пришло правительство Пилсудского. Государственный департамент, финансово-монополистические круги США поспешили направить своих финансовых и других советников для оказа- ния «помощи» Польше, а также в целях сбора информации о возможно- стях расширения американских инвестиций. Внешнеполитический курс правительства США в отношении образо- ванной в 1918 г. Венгрии был направлен на удушение социалистической революции. Правительства США и стран Антанты, опираясь на реакцион- ные силы в самой Венгрии, организовали вторжение войск Франции, Румынии и Чехословакии на территорию революционной Венгрии. США объявили «голодную блокаду» революционной Венгрии. В неравной борь- бе Венгерская Советская республика пала, просуществовав всего лишь 133 дня. В стране была установлена фашистская диктатура крупной буржуазии и помещиков во главе с Хорти. Наступил террор, в ходе ко- торого было убито до 20 тыс. передовых рабочих, революционеров. США поспешили на помощь этому режиму, предоставив ему в изобилии про- довольствие и кредиты. Стабилизации контрреволюционного режима в Венгрии не менее ак- тивно помогали администрации президентов США Гардинга и Кулиджа. Американские банкиры охотно вкладывали капиталы в экономику Венг- рии, взяв режим Хорти на свое попечение. Большую роль в этом сыграл нью-йоркский банкирский «дом Шпейера». В 1925 г. Венгрия получила по американскому займу около 9 млн. долл. Этот заем накладывал тя- желые экономические и политические обязательства, которые существен- но затрагивали суверенитет государства. 24 июня 1925 г. правительство США подписало договор с хортистской Венгрией о дружбе, торговле, а также соглашение по консульским вопросам 18. Не менее дружественные отношения правительство США поддержи- вало с военно-фашистской диктатурой генерала Примо де Рпвера в Испании. И после того, когда в 1931 г. в результате буржуазно-демокра- тической революции в Испании была свергнута монархия и провозглаше- на республика, США стремились не упустить возможности влиять на Испанию. Торгово-экономические связи между США и Испанией разви- вались негладко и не без конфликтов. Закон о запрещении торговли спиртным (XVIII поправка к конституции США) наносил ущерб Испа- нии, которая раньше в большом количестве поставляла вино в США, подрывал стоимость песеты на международном денежном рынке. Одно- временно американский капитал стремился как можно глубже проникнуть в слабо развитую экономику Испании. Экспорт из США в Испанию пре- вышал импорт из Испании более чем в 2 раза 19. Таким образом, американское правительство поддерживало экономи- ческие связи со странами, в которых утвердились фашистские либо военно-монархические диктатуры. В 20-е годы американские монополии сумели весьма широко внедрить- ся в экономику ряда европейских капиталистических стран. Прикрываясь изоляционистскими лозунгами, правящие круги США активно проводили экономическую экспансию. Сенатор X. Джонсон, характеризуя внешнюю политику правительства Кулиджа, подчеркнул: «Вообще ни в деловых связях, ни в финансовом, ни в социальном, ни в коммерческом отноше- ниях мы не являемся изолированными от Европы» 20. В эти же годы большое значение в Вашингтоне придавалось строитель- ству военно-морского флота, призванного обеспечить США господство на море. В конце 1924 г. конгресс США принял решение построить до 1 июля 1927 г. восемь крейсеров, вооруженных 8-дюймовыми орудиями (водоизмещением по 10 тыс. т) 21. Стремительно рос и торговый флот. В ежегодном послании конгрессу в декабре 1926 г. Кулидж сообщил, что США держат в стране, на море и за рубежом постоянную и резервную армию примерно в 610 тыс. человек, на содержание и вооружение ко- торых в 1926 г. ассигновано 680 млн. долл. Для того времени эти циф- ры были значительны. «Мы,— заявил президент,— достаточно сильны, так что никто не может обвинить нас в том, что мы слабы, если мы не сразу разгневаемся» 22. В конце декабря 1926 г. США подготовили билль о строительстве 10 крейсеров. В упомянутом послании конгрессу Кулидж выразил готов- ность распространить вашингтонскую формулу 5:5:3 (Великобритания, США и Япония) на строительство других типов кораблей. В августе 1927 г. в Женеве состоялась конференция представителей США, Велико- британии и Японии по военно-морским вопросам. В конгрессе США и на страницах прессы обсуждался вопрос об усилении флота. «Я за военную готовность,— говорил президент Кулидж в 1927 г.— Это тот самый воп- рос, которому я всегда уделял особое внимание в своих посланиях по вопросу бюджетных ассигнований» 23. На конференции в Женеве британская концепция «абсолютных по- требностей» во флоте натолкнулась на американское требование «полной свободы вооружения кораблей» 24. К соглашению прийти не удалось, и конференция провалилась 25. В январе 1928 г. морской министр К. Уилбур, выступая в защиту внесенного в конгресс очередного законопроекта об ассигновании 725 млн. долл. на постройку в течение пяти лет 25 крупных крейсеров, пяти авианосцев, девяти миноносцев и 32 подводных лодок, заявил, что его министерство не намерено считаться с морскими программами дру- гих держав. В качестве аргумента он сослался на необходимость «защиты торговли»: «Наши купцы и фабриканты должны иметь возможность удерживать иностранные рынки, на которых мы утвердились, а по мере того как в Европе восстанавливается нормальное положение, мы должны искать и новые рынки для нашей продукции. Демонстрация флага зна- чительно стимулирует борьбу наших предпринимателей за новые рынки сбыта, а успех этой борьбы во многом зависит от престижа, который создают государству крейсера» 26. Характерно, что военный министр Д. Дэвис запросил президента Ку- лиджа предоставить дополнительно свыше полумиллиарда долларов на улучшение снабжения амуницией армии27. Аналогичные приготовления шли по линии ВВС и химического оружия. Конгресс США отказался ратифицировать принятый 17 июня 1925 г. в Женеве протокол, подписанный представителями США и многими другими странами о запрещении применения отравляющих веществ и бактериологического оружия в ходе войны. Некоторые сенаторы заявляли, что «неразумно отказываться» от применения этого оружия в войнах28. Стремясь к установлению господства на море, администрация Кулид- жа уверяла общественность, что ее внешняя политика была направлена на обеспечение всеобщего мира. Утверждалось, что США будто бы не ищут для себя особых привилегий, а лишь настаивают на «равных воз- можностях» для всех стран. Отказ вступить в члены Лиги наций объяс- нялся тем, что США не желали якобы быть вовлеченными в европейские распри, стремясь сохранить свободу рук и возможность влиять на разви- тие событий в мире. Для этого американская дипломатия удачно использовала демарш Франции. В ответ на обращение, сделанное 6 апреля 1927 г. министром иностранных дел Франции А. Брианом, оформить между Францией и США двустороннее соглашение о запрещении войны Келлог предложил заключить многосторонний договор, пригласить все крупные государства подписать декларацию. Келлог решил использовать инициативу Франции в интересах США — обеспечить за США роль международного арбитра и нанести удар по Лиге наций, по политике ее ведущих государств, ос- лабить впечатление от советских предложений о всеобщем разоружении. Не случайно поэтому в марте 1927 г. на Женевской конференции совет- ский проект о разоружении был отвергнут делегациями США, Велико- британии, Франции и других стран. 23 июня 1928 г. правительство США разослало текст договора об от- казе от войны Германии, Англии, Италии, Польше, Франции, Чехосло- вакии, Бельгии, Японии и другим государствам. В течение ряда месяцев с. 54—127; Иванов Л., Смирнов П. Англо-американское морское соперничество. М., 1933. в парламентах и прессе многих стран шли дебаты по данному вопросу. Очевидным было стремление отстранить СССР от переговоров по этому вопросу, что вскрывало истинные планы правящих кругов США, стре- мившихся изолировать СССР на международной арене. Народный комис- сариат иностранных дел СССР своевременно реагировал на эти замыслы, вынудив правительства США, Франции и Великобритании заявить, что СССР будет приглашен подписать этот пакт. 27 августа 1928 г. в Париже представители 15 государств подписали договор об отказе от войны как средства национальной политики, полу- чивший название пакта Бриана — Келлога. Другие страны, включая СССР, присоединились к пакту позже. Советский Союз провозгласил свою Декларацию о присоединении к Парижскому пакту 6 сентября 1928 г.29 Пакт содержал важные международно-правовые нормы, направленные против агрессивной войны, хотя не предусматривал гарантий для претво- рения их в жизнь. |