Курсовая работа: Нестандартные методы решения задач по математике
Название: Нестандартные методы решения задач по математике Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа |
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» Математический факультет Курсовая работа Нестандартные методы решения задач по математике Исполнитель: Студентка группы М-42 Давиденко А.Ю. Научный руководитель: Канд. физ-мат. наук, доцент Зверева Т.Е. Гомель 2007 Содержание 1. Метод функциональной подстановки 2. Метод тригонометрической подстановки 3. Методы, основанные на применении численных неравенств 4. Методы, основанные на монотонности функций 5. Методы решения функциональных уравнений 6. Методы, основанные на применении векторов 8. Методы, основанные на использовании ограниченности функций 9. Методы решения симметрических систем уравнений 10. Методы решения уравнений, содержащих целые или дробные части числа Заключение Литература В настоящее время на занятиях по математике в математических классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев все большее внимание уделяется изучению нестандартных методов решения уравнений и неравенств из различных разделов математики (алгебра, тригонометрия и геометрия). В известной степени это вызвано тем, что в последние годы имеет место устойчивая тенденция к усложнению заданий, предлагаемых на вступительных экзаменах по математике в ведущих высших учебных заведениях Беларуси и Российской Федерации. В данной работе предлагаются нестандартные методы решения задач по математике, которые имеют довольно-таки широкое распространение. Многие из приведенных здесь задач предлагались совсем недавно на вступительных экзаменах по письменной математике в Белгосуниверситете. 1. Метод функциональной подстановки Метод функциональной подстановки является, пожалуй, самым распространенным методом решения сложных задач школьной математики. Суть метода состоит в введении новой переменной Основная трудность решения задач методом функциональной подстановки заключается в том, что зачастую трудно угадать вид самой подстановки и вид уравнений (или неравенств), где эту подстановку можно использовать. В настоящем разделе предлагаются наиболее распространенные уравнения и неравенства, которые эффективно решаются методом функциональной подстановки. Задачи и решения Пример 1 Решить уравнение Решение.
Введем новую переменную Рассмотрим два уравнения Первое уравнение корней не имеет, а из второго получаем Ответ:
Пример 2 Решить уравнение Решение.
Нетрудно видеть, что Пусть теперь Если обозначить Рассмотрим уравнения Ответ:
Пример 3 Решить уравнение Решение. Перепишем уравнение в виде Положим, что Поскольку где Ответ:
Пример 4 Решить уравнение Решение.
Для преобразования левой части уравнения воспользуемся очевидным равенством и Если затем положить Таким образом, необходимо рассмотреть два уравнения Ответ:
Пример 5 Решить уравнение Решение.
Первоначально убедимся, что Пусть и из уравнения следует Далее, рассмотрим три уравнения Ответ:
Пример 6 Решить неравенство Решение.
Разделим числитель и знаменатель дроби в левой части неравенства на и Решая неравенство с учетом того, что Ответ:
Решение.
Выполним замену переменных, пусть В таком случае из уравнения получаем систему уравнений Пусть теперь Поскольку Ответ:
2. Метод тригонометрической подстановкиК числу, нестандартных методов решения алгебраических уравнений относится метод, основанный на применении тригонометрической подстановки. Использование такого метода целесообразно в том случае, когда искомые уравнения напоминают известные тригонометрические формулы. Это относится преимущественно к уравнениям (системам уравнений), решение которых обычными приемами весьма затруднительно, и которые после введения тригонометрических подстановок сводятся к несложным тригонометрическим уравнениям. Суть тригонометрической подстановки состоит в замене неизвестной переменной Полученные корни тригонометрических уравнений позволяют находить корни исходных уравнений как в тригонометрической, так и в алгебраической форме. Следует особо отметить, что тригонометрические уравнения имеют, как правило, бесконечное число корней, а исходные уравнения --- конечное их число. Задачи и решения Пример 8 Решить уравнение Решение.
Поскольку Если Пусть Решением уравнения Ответ:
Пример 9 Решить уравнение Решение. Нетрудно видеть, что Выполним замену а из уравнения следует тригонометрическое уравнение вида Сделаем еще одну замену переменных, пусть Из уравнений системы составим квадратное уравнение относительно Ответ:
Пример 10 Решить систему уравнений Решение.
Поскольку Из первого уравнения системы получаем Отсюда следует Ответ:
3. Методы, основанные на применении численных неравенствНестандартными методами в математике являются также методы, в основу которых положено использование известных в математике численных неравенств (Коши, Бернулли и Коши--Буняковского), изучению которых в общеобразовательной школе не уделяется или почти не уделяется никакого внимания. Однако многие математические задачи (особенно задачи повышенной сложности) эффективно решаются именно такими методами. В этой связи незнание последних может существенно ограничить круг успешно решаемых задач. Первоначально приведем формулировки неравенства Коши, неравенства Бернулли и неравенства Коши--Буняковского, а затем проиллюстрируем их применение на примерах, взятых из программы вступительных экзаменов по письменной математике в Белгосуниверситете. Неравенство Коши Пусть где Это неравенство чаще всего встречается при решении школьных задач по математике. Если в положить Здесь неравенство равносильно равенству лишь при Следует отметить, что имеется аналог неравенства для отрицательных значений Данное неравенство превращается в равенство при Неравенство Бернулли Наиболее распространенным является классическое неравенство Бернулли, которое формулируется в следующей форме: если Причем равенство в достигается при Наряду с существует обобщенное неравенство Бернулли, которое содержит в себе два неравенства: если если где Следует отметить, что равенства в и имеют место только при Неравенство Коши--Буняковского Для произвольных где Причем равенство в достигается в том и только в том случае, когда числа На основе использования неравенства Коши--Буняковского можно доказать неравенство которое справедливо для произвольных Задачи и решения Пример 11 Доказать неравенство где Доказательство. Преобразуем левую часть неравенства с использованием неравенства , т.е. Так как по условию Пример
12
Доказать, что если Доказательство.
Введем обозначения Используя неравенство Коши-Буняковского , можно записать Имеет место равенство Следовательно, для доказательства неравенства достаточно показать, что Пусть Так как Отсюда следует, что неравенство доказано. Пример
13
Доказать, если Доказательство. Для получения нижней оценки левой части требуемого неравенства первоначально воспользуемся неравенством Бернулли , а затем неравенством Коши , тогда Пример 14 Решить уравнение Решение. Используя неравенство Коши , можно записать т.е. имеет место неравенство Отсюда и из уравнения следует, что приведенные выше неравенства Коши обращаются в равенства. А это возможно лишь в том случае, когда Следовательно, имеем Ответ:
Пример 15 Решить уравнение Решение. Применим к левой части уравнения неравенство Бернулли , а к правой части --- неравенство , тогда и Отсюда следует, что неравенства Бернулли, примененные к обеим частям уравнения , обращаются в равенство, а это возможно лишь в том случае, когда Ответ:
Пример 16 Доказать неравенство где Доказательство.
Непосредственно из неравенства следует Пример 17 Доказать, что где Доказательство.
Известно, что Тогда Отсюда следует справедливость неравенства . Пример
18
Доказать, что для всякого прямоугольного параллелепипеда с ребрами Доказательство.
Воспользуемся неравенством Коши--Буняковского , тогда Поскольку в прямоугольном параллелепипеде Пример
19
Пусть Доказательство.
Через точку Используя неравенство Коши--Буняковского , можно записать два неравенства и Следовательно, имеет место и Складывая приведенные выше неравенства, получаем неравенство . 4. Методы, основанные на монотонности функцийПри решении уравнений типа Напомним, что функция В этой связи при решении уравнения Задачи и решения Пример 20 Решить уравнение Решение.
Областью допустимых значений уравнения являются Ответ:
Пример 21 Решить уравнение Решение.
Введем новую переменную Уравнение имеет очевидный корень Так как Таким образом, имеем Ответ:
Решение.
Разделим обе части уравнения на Подбором нетрудно установить, что Обозначим Если Если Следовательно, среди Ответ:
5. Методы решения функциональных уравненийК числу наиболее сложных задач на вступительных конкурсных экзаменах по математике относятся задачи, решение которых сводится к рассмотрению функциональных уравнений вида или где Методы решения функциональных уравнений , основаны на использовании следующих теорем. Теорема
23
Корни уравнения Доказательство.
Пусть Отсюда следует, что т.е. Теорема
24
Если Доказательство.
Пусть Так как Отсюда и из теоремы следует справедливость теоремы . Следствие
25
Если функция Следствие
26
Если функция Более сложным является решение уравнения в том случае, когда на некотором отрезке В данном случае имеют место аналоги теоремы и двух следствий только при условии, что в уравнении число Теорема
27
Если Доказательство.
Пусть Предположим, что Так как Поскольку Так как Отсюда, с учетом теоремы , следует справедливость теоремы . Следствие
28
Если функция Следствие
29
Если функция Так как в рассмотренных выше случаях функция Если в уравнении В данном случае для поиска корней уравнения необходимо проводить дополнительные исследования. Теорема
30
Если Доказательство.
1) Пусть 2) Пусть Следствие
31
Если Также следует отметить, что при решении функционального уравнения необходимо внимательно рассматривать случай, когда функция Теорема
32
Если четная функция Доказательство
проводится по аналогии с доказательством предыдущей теоремы. При этом используется четность функции Анализ функции Задачи и решения Пример 33 Решить уравнение где квадратный корень берется Решение.
Из условия задачи следует, что Так как при Ответ:
Пример 34 Решить уравнение Решение. Перепишем исходное уравнение в виде функционального уравнения типа , т.е. где Поскольку Ответ:
Пример 35 Решить уравнение Решение. Преобразуем уравнение следующим образом: Отсюда получаем уравнение Пусть Так как функция Ответ:
Решение.
Поскольку Положив то функция Ответ:
6. Методы, основанные на применении векторовНедостаточное внимание в общеобразовательной школе уделяется применению векторов для решения уравнений и неравенств. Тем не менее, как будет показано ниже, в ряде случаев применение свойств векторов позволяет эффективно решать довольно-таки сложные уравнения и неравенства. Вектор Два отличных от нуля вектора называются коллинеарными , если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. У коллинеарных векторов соответствующие координаты пропорциональны. Верно и обратное утверждение: если у двух векторов соответствующие координаты пропорциональны, то векторы коллинеарные. Для векторов Формула обобщается на случай суммы (или разности) трех и более векторов. Геометрический смысл состоит в том, что длина ломанной линии, соединяющей две точки трехмерного пространства, больше или равна длине отрезка прямой, проведенного между этими точками. Формула иначе называется неравенством треугольника . Следует особо отметить, что равенство в достигается тогда и только тогда, когда векторы В свою очередь, равенство где Для вычисления скалярного произведения двух векторов Из формул и легко получить формулу для вычисления косинуса угла со между векторами Из формулы следует, что векторы Отметим, что формулы -- обобщаются на случай векторов Задачи и решения Пример
37
Доказать, если где Доказательство.
Пусть Так как Если в неравенство подставить выражения для Пример 38 Решить неравенство Решение.
Пусть на плоскости вектор Равенство означает, что Отсюда следует, что векторы Ответ:
Пример 39 Решить уравнение Решение.
Введем в рассмотрение два вектора Принимая во внимание уравнение , получаем равенство Из уравнения следует, что Ответ:
Пример 40 Найти минимальное значение функции Решение.
Представим функцию Введем на плоскости векторы Пусть Так как Если Ответ:
7. Комбинированные методыПри решении сложных задач по математике используются самые разнообразные нестандартные методы, большинство из которых трудно поддаются классификации. Как правило, такие методы ориентированы на решение относительно узкого круга задач, однако их знание и умение ими пользоваться необходимы для успешного решения математических задач повышенной сложности. В настоящем разделе приведены задачи, решение которых базируется на применении оригинальных (эффективных, но сравнительно редко встречающихся) комбинированных методов. Задачи и решения Пример 41 Решить уравнение Решение.
Рассмотрим уравнение с параметром которое совпадает с уравнением при Решением уравнения относительно т.е. Ответ:
Пример 42 Решить уравнение Решение.
Обозначим Ответ:
Пример
43
Найти все значения параметра Решение.
Воспользуемся известным тригонометрическим равенством где Воспользуемся неравенствами, которые имеют место для произвольных (данные неравенства легко доказать самостоятельно). Следовательно, Ответ:
Пример 44 Решить уравнение Решение.
Преобразуем уравнение согласно известного равенства Если уравнение сложить с уравнением , то получаем Ответ:
Пример 45 Решить уравнение Решение.
Очевидно, что областью допустимых значений уравнения являются Решением уравнения являются Ответ:
Пример 46 Решить уравнение
Решение.
Обозначим где Преобразуем левую часть второго уравнения системы следующим образом: Так как Корнями первой системы являются Пример 47 Решить уравнение Решение.
Преобразуем уравнение , используя свойство пропорции: если Поскольку Так как уравнения и равносильны, то решением уравнения являются Ответ:
Пример 48 Доказать неравенство где Доказательство.
Доказательство неравенства будем вести методом от противного. Допустим, что существуют такие значения Из неравенства получаем Так как Таким образом, получено ложное неравенство, которое доказывает справедливость исходного неравенства . 8. Методы, основанные на использовании ограниченности функцийОдним из эффективных методов решения уравнений или неравенств является метод, основанный на использовании ограниченности функций. К наиболее известным ограниченным функциям относятся, например, некоторые тригонометрические функции; обратные тригонометрические функции; функции, содержащие модуль, степень, корень с четной степенью и т.д. Приведем наиболее распространенные неравенства. Известно, что Кроме приведенных выше простейших неравенств имеются и более сложные, в частности, тригонометрические неравенства Следует также отметить, что при решении некоторых задач, приведенных в настоящем разделе, можно эффективно применять неравенства Коши, Бернулли и Коши--Буняковского, описанные в разделе . Задачи и решения Пример 49 Решить уравнение Решение.
Выделим полный квадрат в правой части уравнения, т.е. Решением второго уравнения системы является Ответ:
Пример 50 Решить уравнение Решение.
Обозначим Так как Если Ответ:
Решение.
Областью допустимых значений уравнения являются Первоначально покажем, что функция Представим функцию Поскольку Следовательно, для доказательства неравенства Полученное численное неравенство свидетельствует о том, что Рассмотрим теперь правую часть уравнения . Так как
Однако известно, что Ответ:
9. Методы решения симметрических систем уравненийВ ряде случаев приходится решать системы уравнений с симметрическим вхождением слагаемых или сомножителей. Системы с таким свойством будем называть симметрическими. К таким системам относятся системы вида и Метод решения системы состоит в сложении левых и правых частей уравнений. Тогда заем из полученного уравнения поочередно вычитаются третье, второе и первое уравнения системы , в результате чего получается система уравнений При решении системы уравнений необходимо перемножить левые и правые части уравнений, тогда получаем Здесь необходимо потребовать, чтобы выполнялось условие Полученные системы уравнений относительно Кроме изложенного выше метода, существует еще много других, которые учитывают специфику заданной симметрической системы уравнений. Задачи и решения Пример 52 Решить систему уравнений Решение. Если к обеим частям каждого уравнения системы прибавить 1, то получаем Из последней системы уравнений следует Пусть и Если Ответ:
Пример 53 Решить систему уравнений Решение.
Из первого уравнения системы вычем второе уравнение, тогда откуда следует Ответ:
Пример 54 Решить систему уравнений Решение.
Обозначим Преобразуем второе и третье уравнения системы следующим образом: Из второго уравнения системы следует, что необходимо рассмотреть два случая. 1) Пусть из которой следует 2) Пусть Если и Если Отсюда следует Ответ: См. выше. Пример
55
При каких значениях параметра имеет единственное решение? Решение.
В систему неравенств переменные Подставим Ответ:
10. Методы решения уравнений, содержащих целые или дробные части числаК числу нестандартных относятся методы решения уравнений, которые содержат целые и (или) дробные части действительных чисел. В программе школьной математики методы решения таких уравнений не изучаются. В настоящем разделе применение существующих методов и приемов иллюстрируется на примерах решения ряда уравнений. Целой частью действительного числа Например, имеет место Отметим некоторые свойства введенного выше понятия целой части действительного числа. Для произвольных действительных чисел Кроме того, для любого действительного числа Перейдем теперь к рассмотрению уравнений, содержащих целую и (или) дробную части неизвестной перенной. Задачи и решения Пример 56 Решить уравнение Решение.
Поскольку Ответ:
Пример 57 Решить уравнение Решение. Рассмотрим последовательно три случая. Если Пусть Решением данной системы неравенств являются Если Ответ:
Пример 58 Решить уравнение Решение. Используя свойство , можно записать Так как Отсюда, принимая во внимание уравнение , следуют неравенства Поскольку в этом случае Из уравнения следует, что Ответ:
Пример 59 Решить уравнение Решение.
Из формулы следует, что Отсюда следует уравнение Очевидно, что Рассмотрим последовательно несколько случаев. Если Если Если Если Следовательно, уравнение имеет единственный корень Ответ:
Пример 60 Решить уравнение Решение. Решая тригонометрическое уравнение , получаем где Следовательно, равенство в уравнениях совокупности может иметь место только в том случае, когда правые их части являются рациональными (точнее, целыми) числами. А это возможно лишь в первом уравнении при условии, что Ответ:
Пример 61 Решить уравнение Решение.
Левая часть уравнения принимает только целые значения, поэтому число Так как В этой связи Так как Ответ:
для произвольного действительного числа Доказательство.
Любое число Рассмотрим два возможных случая. 1) Пусть
2) Пусть
Таким образом, равенство выполняется для каждого из двух рассмотренных выше случаев. Следовательно, равенство доказано. Заключение
Применение нестандартных методов решения задач по математике требует от старшеклассников и абитуриентов нетрадиционного мышления, необычных рассуждений. Незнание и непонимание таких методов существенно уменьшает область успешно решаемых задач по математике. Тем более, что имеющая место тенденция к усложнению конкурсных заданий по математике стимулирует появление новых оригинальных (нестандартных) подходов к решению математических задач. Следует отметить, что знание нестандартных методов и приемов решения задач по математике способствует развитию у старшеклассников нового, нешаблонного мышления, которое можно успешно применять также и в других сферах человеческой деятельности (кибернетика, вычислительная техника, экономика, радиофизика, химия и т.д.). Литература
1. А.И.Назаров «Задачи-ловушки», Мн., «Аверсэв»,2006 2.С.А. Барвенов «Математика для старшеклассников», «Аверсэв»,2004 3. О.Н. Пирютко «Типичные ошибки на централизованном тестировании», Мн., «Аверсэв»,2006 4. С.А. Барвенов «Методы решения алгеброическиж уравнений», «Аверсэв»,2006 |