Курсовая работа: Технико-экономические показатели работы автотранспортного предприятия
Название: Технико-экономические показатели работы автотранспортного предприятия Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание Исходные данные для выполнения РГР: Вариант №1. Показатели: Объем перевозок, тыс. т – 250; Условия эксплуатации – 1; Место эксплуатации – гор; Режим работы АТП – 357; Средний пробег автомобилей с начала эксплуатации (в долях от ресурсного пробега) – 0,7; Виды грузов в %, среднее расстояние перевозки, км и способы погрузки-разгрузки:
Оглавление Введение 1. План перевозок грузов 2. Производственная программа по эксплуатации подвижного состава 3. Расчёт производственной программы технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава 4. План расхода эксплуатационных и ремонтных материалов 5. План по труду и заработной плате 6. Калькуляция себестоимости перевозок 7. План по доходам, прибыли и рентабельности 8. Технико-экономические показатели работы АТП 9. Анализ эффективности финансовой деятельности АТП Заключение Библиографический список Введение За отчетный период (год) работу АТП можно охарактеризовать следующими показателями: - объем перевозок грузов составил 124 тыс. тонн; - общий грузооборот - 1364000 ткм; - автопарк предприятия насчитывает 5 автомобилей КамАЗ-55111 (грузоподъемность13,0 т), общий пробег автомобилей - 182373,87 - общая численность персонала предприятия составляет 16 человек, из которых водителей - 11. - при доходной ставке на 1 ткм 4,02 руб. общая сумма валовых доходов за год составила 5483280,00 руб.; - общая стоимость основных производственных фондов 4501021,10 руб., показатель фондоотдачи составил 1,22, а фондовооруженность 281313,82 руб./чел.; - общая сумма оборотных средств АТП 2001612,32 руб., годовое число оборотов средств составило 2,25, а скорость оборотов 162,22 дней; - общая сумма балансовой прибыли – 2113269,42 руб., общая рентабельность производства составила 0,32, а расчетная рентабельность 0,30. 1. План перевозок грузов Перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляются на основе плана перевозок, который служит базой для расчёта парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т. п. Он включает перечень основных грузоотправителей с указанием количества и номенклатуры отправляемых грузов, расстояния перевозки. На основе исходных данных необходимо определить класс груза с учётом вида груза. План перевозок разрабатывается в форме таблицы 1. Расчёты производятся на одну марку автомобиля (КамАЗ-55111), а по остальным маркам в таблицы вносятся необходимые данные и результаты расчётов без приведения самих расчётов. Таблица 1.1 План перевозок грузов
Pгод = Qгод * lге =62 *12=744 тыс.ткм; =62+62=124 тыс.т; =744+620=1364 тыс.ткм
==4770 ед., где: q – грузоподъёмность автомобиля,т; γс -коэффициент использования грузоподъемности (статический); =т, где: q – грузоподъемность автомобиля, т; - коэффициент использования грузоподъемности (статический); ТН – время в наряде, ч; Vт – скорость техническая, км/ч; - коэффициент использования пробега; tПР - время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, ч; = ед., где Др – режим работы АТП; =4770+4770=9540 ед. =2+2=4 ед. 2. Производственная программа по эксплуатации подвижного состава Производственную программу эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта разрабатывают на основе показателей плана перевозок, данных о числе подвижного состава каждой марки и типа на планируемый период и расчётной производительности автомобилей в соответствии с принятыми в плане технико-эксплуатационными показателями. Расчет по табл.2.1 производится для одного автомобиля отдельных марок. Таблица 2.1 Расчет коэффициента выпуска автомобилей на линию
где Lр н – нормативный ресурсный пробег данной марки автомобиля [10], км; К1 ,К2 ,К3 – коэффициенты корректировки ресурсного пробега в зависимости от, соответственно, условий эксплуатации, модификации подвижного состава, климатических условий; dто-тр =0,5…0,55 – грузовые автомобили грузоподъемностью более 5 т; где К4 – коэф., учитывающий длительность простоя в ТО и ТР; где Дпр.п.ц – количество дней простоя автомобиля в исправном состоянии по организационным причинам: Дпр.п.ц =(0,05…0,07)Драб. ц. ; где Дк – количество календарных дней в году (Дк =365); 2. Среднесуточный пробег 1 автомобиля, км: =; =; L сс = (138,22+117,20)/2=127,71 Таблица 2.2 Производственная программа по эксплуатации
3. Расчёт производственной программы технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава Производственная программа по техническому обслуживанию и текущему ремонту служит основанием для планирования потребностей мощности ремонтно-обслуживающего производства. Потребность подвижного состава в ТО и ТР зависит от многих причин и определяется «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Методика расчёта производственной программы по ТО и ТР представлена в виде табл. 3.1. Таблица 3.1 План технического обслуживания и ремонта подвижного состава
,tco ,tEO - нормативные трудоемкости, чел.-ч [см. 10]. Периодичность ТО автомобилей корректируется с помощью коэффициентов К1 и К3 [см. 10]. К1 К3 ≥ 0,5. Количество сезонных обслуживаний принимается из расчета двух сезонных обслуживаний для одного автомобиля в год (при переходе с зимнего периода эксплуатации на летний и наоборот). Как правило, этот вид обслуживания совмещается с очередным ТО-2, увеличивая его трудоемкость на 20% (за исключением автомобилей семейства КамАЗ, для которых трудоемкость сезонного обслуживания составляет 15,1 чел.-ч – для КамАЗ-5320). Трудоемкость ТО автомобилей корректируется с помощью коэффициентов К2 и К4, а трудоемкость ТР – К1 , К2 , К3 , К4 , К5 [см. 10]. 4. План расхода эксплуатационных и ремонтных материалов План материально-технического снабжения разрабатывается с целью определения потребного количества материальных ресурсов для обеспечения нормальной работы автомобильного парка при выполнении установленного плана перевозок. Планом определяется потребность предприятия в автомобильном топливе, смазочных и обтирочных материалах, автомобильных шинах, запасных частях к автомобилям, материалах для ТО и ремонта подвижного состава. Таблица 4.1 План материально-технического обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия
ККЛ - зимняя надбавка к нормам расхода топлива по регионам России; М - количество зимних месяцев в регионе, ед.; LН ш - нормативный пробег шин i–го наименования, км (обычно 80000 км); НЗЧМ – нормы затрат на запасные части и материалы на 1000 км пробега для конкретной марки подвижного состава, руб.; КЗЧМ – поправочный коэффициент, учитывающий корректировку норм затрат на запасные части и материалы по данной марке подвижного состава. Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива на каждую ездку с грузом – 0,25 л бензина, 1 л дизельного топлива или 0,25 м3 природного газа. Нормы расхода топлива повышаются в следующих при работе в зимнее время года: в умеренной зоне – 5 месяцев до 10%, в холодной зоне – 10 месяцев до 15%. Индивидуальные нормы расхода масел и смазок приведены в справочниках. Расход обтирочных материалов определяют, исходя из нормы затрат на единицу подвижного состава (до 15 кг в год) и среднесписочного парка автомобилей. Потребность в автомобильных шинахрассчитывают отдельно по каждому размеру шин в комплектах (покрышка, камера, ободная лента). Нормы затрат на запасные части и материалы установлены для второй категории условий эксплуатации подвижного состава. При работе в условиях первой категории применяют поправочный коэффициент 0,84, а в условиях третьей категории – 1,25. Цены на расходные материалы берутся из прейскурантов или прайс-листов. 5. План по труду и заработной плате Разработка плана по труду и заработной плате имеет целью определить необходимое количество работников всех категорий, уровень производительности труда и фонды заработной платы на планируемый период. План по труду и заработной плате разрабатывается по форме таблицы 5.1. Таблица 5.1 План по труду и заработной плате
Дв – число выходных дней в году, дн.; Дпр – число праздничных дней в году, дн.; Дотп – число дней основного очередного отпуска, дн.; Дд.о – дни дополнительного отпуска, дн.; Дб – дни неявок по болезни (до 3% числа календарных дней в году), дн.; Дгос – дни неявок в связи с выполнением государственных обязанностей (0,5 – 1% числа календарных дней в году), дн.; Тсм – продолжительность рабочей смены (8 часов при пятидневной рабочей неделе и 6,7 часа – при шестидневной), ч; Дпп – число предпраздничных дней в году; tсокр - время рабочего дня перед выходными и праздниками, ч; Кр - районный коэффициент. Водителям отпуск предоставляется в размере 28 календарных дней. Кроме того, лица, проработавшие в АТП более двух лет, получают дополнительный отпуск в количестве 3 дней. При планировании принимаем, что правом на дополнительный отпуск пользуется 2/3 персонала, следовательно, число дней дополнительного отпуска принимаем равным 2 дням. Счас - часовая тарифная ставка водителя 3-го разряда, руб. - время в движении, равное 1 ч; - подготовительно-заключительное время, приходящееся на 1 час движения (0,3 часа). Потребное количество ремонтных рабочих определяют в соответствии с производственной программой и трудоемкостью работ по ТО и ремонту подвижного состава. При расчете действительного фонда рабочего времени ремонтного рабочего продолжительность отпуска принимаем равной 28 календарным дням, количество невыходов по болезням и государственным обязанностям – 7 дней. Таблица 5.2 Сводный план по труду и заработной плате АТП
Количество подсобно-вспомогательных рабочих условно может быть принято в размере 30% от количества ремонтных рабочих. ФЗПп-всп =Nп-всп ·12·ЗПп-всп мес =1·12·2500=30000,0 руб. Численность административно-управленческого персонала определяется в соответствии со штатным расписанием. В целях планирования можно принять, что в численности этого персонала инженерно-технические работники (ИТР) составляют 60% (со среднемесячной заработной платой 5000 - 7000рублей), а служащие - 40% (среднемесячная заработная плата 2200 - 4000 рублей). В настоящее время в среднем АТП водители составляют примерно 60-70% общей численности персонала, ремонтные и вспомогательные рабочие – 20-30%, а административно-управленческий персонал – 10-20%. Если принять во внимание, что численность водителей, ремонтных и подсобно-вспомогательных рабочих рассчитана и она составляет 80-90%, то вся численность работников АТП составляет 100%. Из этой пропорции можно определить численность административно-управленческого персонала, а через их среднемесячную заработную плату – фонд зарплаты данной категории работников: Nа-уп ==2 чел.; ФЗПа-уп =Nи-тр ·12·ЗПи-тр +Nсл ·12·ЗПсл = =1·12·7000+1·12·2500=84000+30000=114000 руб. 6. Калькуляция себестоимости перевозок Себестоимость перевозок является комплексным экономическим показателем, характеризующим экономические результаты и качество работы АТП, и представляет собой денежное выражение затрат, произведенных АТП на производство единицы транспортной работы. Расчёт себестоимости продукции называется калькулированием. В статью "Амортизация подвижного состава" входят амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления подвижного состава, которые перечисляются на расчетный счет АТП. Сумму амортизационных отчислений определяют в соответствии с нормами отчислений в зависимости от стоимости автомобиля и его амортизационного (ресурсного) пробега: =(900000·182373,87·0,2)/1000·100=328272,97 руб. где - балансовая стоимость автомобиля, руб.; - нормы амортизационных отчислений Величина общехозяйственных расходов принимается, исходя из сложившейся на АТП структуры соответствующих затрат. В целях планирования данные затраты условно могут быть рассчитаны, исходя из следующего условия: 4,5 рублей накладных расходов на 1 авточас работы автомобилей. Величину общехозяйственных расходов вычисляем по формуле: =4,5·15175=68287,5 руб. После того как рассчитаны расходы по каждой статье, определяют себестоимость автомобильных перевозок делением суммы затрат по содержанию автомобильного парка за определенный период времени на выполненную за то же время транспортную работу. Результаты расчетов сводим в таблицу 6.1. Таблица 6.1 Расчет себестоимости грузовых автомобильных перевозок
7. План по доходам, прибыли и рентабельности Таблица 7.1 Расчет норматива собственных оборотных средств
Стоимостьподвижного состава: 5·900000=4500000 руб.; Годовые затраты по отдельным статьям составят: годовые затраты на спецодежду принимают из расчета 500 рублей на одного рабочего: 500·14=7000,00 руб. малоценный и быстроизнашивающийся материал определяют из расчета 1300 рублей в год на 1 автомобиль:1300·5=6500,00 руб. топливо для хозяйственных нужд принимают по фактическим данным, а если их нет, то не учитывают; по прочим материалам затраты принимают из расчета 350 рублей в год на 1 автомобиль:350·5=1750,00 руб. Нормативы собственных оборотных средств определяем в рублях, исходя из среднесуточного расхода отдельных элементов оборотных фондов и необходимого их запаса в днях: Ооб =Зоб Ндн /Дпл, где Зоб – затраты производства согласно смете на планируемый период (год) по данному элементу оборотных средств, руб.; Ндн – норма запаса по данному элементу оборотных средств, дней; Дпл – продолжительность планируемого периода (365 дней). Дизельное топливо: Ооб = Смазочные и обтирочные материалы: Ооб = Автошины:Ооб = Запасные части:Ооб = Ремонтные материалы:Ооб = Малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь: Ооб = Спецодежда:Ооб = Прочие материалы:Ооб = Таблица 7.2 План по доходам, прибыли и рентабельности
Доходы от грузовых перевозок при сдельной оплате труда водителей определяют как произведение сдельного тарифа на объем выполненной транспортной работы в тоннах. Установление тарифов по себестоимости: к расчетной величине себестоимости перевозок добавляется планируемая норма рентабельности, т.е. Т=З(1+R/100), где Т – установленный тариф; З – себестоимость перевозок (табл. 6.1); R – планируемая норма рентабельности, %. Верхний предел планируемой нормы рентабельности для автотранспортных предприятий составляет 35%. Т=2,98(1+35/100)=4,02 руб.; Дпер =Т·Ргод =4,02·1364000=5483280,00 руб. Валовые доходы АТП Двал, руб., определяются суммированием доходов, полученных от всех видов деятельности АТП: Двал =Дпер +Дтэо +Дп-р +Дпр, где Дпер – доходы от перевозочной работы, руб.; Дтэо – доходы от транспортно-экспедиционных операций, руб.; Дп-р - доходы от погрузочно-разгрузочных работ, руб.; Дпр - доходы от прочих работ и услуг, руб. Доходы и расходы от прочих видов деятельности (транспортно-экспедиционных операций, погрузочно-разгрузочных и прочих работ) принимаются равными нулю. Двал =Дпер . Величина отчислений на строительство и ремонт автодорог– отчисления в размере 2% от доходов по перевозкам: 0,02·Дпер =0,02·5483280=109665,6 руб. Балансовая прибыль АТП: Пбал =[(Дпер –0,02Дпер )+Дтэо +Дп-р +Дпр ] – (ΣЗпер +ΣЗтэо +ΣЗп-р +ΣЗпр )= =(Дпер –0,02Дпер ) –ΣЗпер =(5483280,0-109665,6)- 3260344,98=2113269,42 руб. Стоимость ОПФ определяется как сумма стоимости подвижного состава, определяемая умножением среднесписочного количества автомобилей на балансовую стоимость одного автомобиля и стоимости строительства, рассчитываемой по нормативам удельных капитальных вложений на 1 списочный автомобиль. Фосн = Асп (Цавт + Нуд ); Нуд = Нуд н Кт Кп Кх Ксс Кэ , где Нуд – норматив удельных капитальных вложений на 1 автомобиль; Нуд н – нормативная величина норматива; Кт , Кп , Кх , Ксс , Кэ – поправочные коэффициенты, корректирующие величину норматива в зависимости, соответственно, от типа подвижного состава, количества прицепов, способа хранения автомобилей, среднесуточного пробега автомобилей, условий эксплуатации. Значения норматива удельных капитальных вложений и поправочных коэффициентов принимаем из прил. 2. Нуд = Нуд н Кт Кп Кх Ксс Кэ =140·1,45·0,9·1,15·0,90·1,08=204,22 руб. Фосн = Асп (Цавт + Нуд )=5·(900000,00+204,22)=4501021,10 руб. Общая рентабельность определяется по формуле: Rобщ =Пбал /(Фосн +Ооб ), где Фосн – планируемая среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; Ооб – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств в пределах норматива, руб. Этот показатель рассчитывают в процентах и используют для общей оценки эффективности работы предприятия. Rобщ =Пбал /(Фосн +Ооб )= 2113269,42/(4501021,10 +2001612,32)=0,32=32%. Расчетная рентабельность рассчитывается по формуле: Rрасч =Пбал –[n(Фосн +Ооб )+Фп +Бкр ]/(Фосн +Ооб ), где n – норматив платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства (0,02); Фп – фиксированные платежи в бюджет, руб.; Бкр - платежи по процентам за банковский кредит, руб. Rрасч =[Пбал –(n(Фосн +Ооб )+Фп +Бкр )]/(Фосн +Ооб )= =[2113269,42-(0,02·6502633,42)]/ 6502633,42=0,30=30%. Рентабельность перевозок определяет соотношение между балансовой прибылью и расходами от перевозок: 2113269,42/3260344,98=0,65=65%. 8. Технико-экономические показатели работы АТП После выполнения всех расчетов представляем основные технико-экономические показатели в сводной таблице 8.1, которая будет служить основой для последующего анализа производственной деятельности предприятия. Таблица 8.1 Сводная таблица технико-экономических показателей работы АТП
К показателям использования ОПФ относится фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность. Фондоотдача основных производственных фондов: ФО = Двал / Фосн =5483280,0/4501021,10=1,22. Фондоемкость ОПФ: ФЕ = 1/ФО = Фосн / Двал =4501021,10/5483280,0=0,82. Фондовооруженность персонала ФВ = Фосн / Nперс =4501021,10/16=281313,82, где Nперс – численность персонала АТП, чел. Срок окупаемости ОПФ: Т = Фосн / Пбал =4501021,10/2113269,42=2,13. Коэффициент эффективности капитальных вложений Е = 1/Т=1/2,13=0,47. К показателям использования оборотных средств относят коэффициент оборачиваемости и продолжительность одного оборота. Коэффициент оборачиваемости равен: Коб =Двал –НДС/Ооб ==2,25, где НДС – ставка налога на добавленную стоимость (18 % от валового дохода). Продолжительность одного оборота оборотных средств: Тоб = Дпл / Коб =365/2,25=162,22. 9. Анализ эффективности финансовой деятельности АТП Прибыль без учета налогов за отчетный период: Пвал =Дпер - Зпер =Дпер - Зпост - Зперем ; где Зпост - полные постоянные затраты, руб.; К постоянным затратам относим те, которые не зависят от общего пробега автомобилей: заработная плата аппарата управления с начислениями по социальному страхованию, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, затраты на спецодежду, прочие материалы. Зпост =114000,00·1,26+6500,00+7000,00+1750,00=158890,00 руб.; Зперем - переменные затраты, руб. Удельные переменные затраты: S=Зпер /Ргод.АТП. = 3260344,98/1364000=2,39; Доходная ставка за выполненную транспортную работу: d=Дпер /Ргод.АТП =5483280/1364000=4,02. Пвал =dРгод.АТП - Зпост - SРгод.АТП = (d-S) Ргод.АТП - Зпост . По определению точки безубыточности: Пвал =(d-S) Р* - Зпост =0, где Р*-точка безубыточности: Р*= На графике безубыточности: 1 – зона прибыли; 2 – зона убытков; Р* - точка безубыточности; 0 – мертвая точка. Мертвая точка 0 соответствует транспортной работе Р*, которая не приносит прибыли, т. е. доход равен затратам. Уменьшение объема работ приведет к убыточности, а увеличение – к прибыльности.
Заключение В целях повышения производительности работы подвижного состава предприятия, улучшения показателей работы АТП следует использовать ряд методов, к числу которых относятся: 1) МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЛАНА - увеличение времени пребывания в наряде за счет применения новых разработок по организации перевозок и сокращения подготовительно-заключительных операций; увеличение количества перевозимого товара за 1 ездку за счет применения прицепного состава; повышение уровня механизации и как следствие сокращение времени погрузо-разгрузочных работ; повышение качества обслуживания и ремонта подвижного состава; увеличение долговечности подвижного состава, а также его замена на более современную технику, что позволит сократить расходы топлива, увеличить грузооборот и сократить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу; 2) ВНЕДРЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПЕРЕВОЗОК - составление оптимальных графиков работы персонала автотранспортного предприятия; применение математических методов при разработке маршрутов; организация диспетчерского руководства и т.д. Библиографический список 1. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте. – СПб.: Питер, 2004. – 448 с.: ил. 2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. 3. Кожинов В.Я. Амортизация. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. –320 с. 4. Колосков Л.И., Напхоненко Н.В. Курс лекций по экономике автотранспортных предприятий. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 128 с. 5. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.: Правовая библиотека. Вып. №12. – М.: Юрайт-Издат., 2006. – 61 с. 6. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 544 с. 7. Сербиновский Б. Ю., Фролов Н.Н. и др. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 496 с. 8. Строительная, дорожная и специальная техника: Краткий справочник/ Манаков Н.А., Глазов А.А., Понкратов А.В. и др. – М.: АО «ПРОФТЕХНИКА», 1996. – 304 с.: ил. 9. Туревский И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 22 с.: ил. 10. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. / М-во автомоб. трансп. РСФСР. – М.: Транспорт, 1988. – 78 с. |