Реферат: Товароведение вино-водочной продукции ЗАО Новое Время
Название: Товароведение вино-водочной продукции ЗАО Новое Время Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» Кафедра управления в социальных и экономических системах ТОВАРОВЕДЕНИЕ ВИНО-ВОДОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ЗАО «НОВОЕ ВРЕМЯ» Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1.Краткая характеристика магазина ЗАО «Новое время»Основные конкуренты магазина ЗАО «Новое время»……………………………………...5 2. Классификация товара ...……………………………………………………...5 2.1 Классификация коньяков……………………………………………………..6 2.2 Общая классификация коньяков……………………………………………..7 2.3 Учебная классификация коньяков…………………………………………...7 3. Ассортимент магазина «Новое время» и его показатели……………….….10 3.1 Классификация ассортимента……………………………………………….10 3.2.Расчёт показателей ассортимента…………………………………………....13 4. Качество и потребительские свойства вино-водочной продукции…………15 4.1. конецформыначалоформыТехнология производства…………………………………………………….15 4.2. Качество вино-водочной продукции………………………………………...17 4.3 Конкурентоспособность……………………………………………………..21 5.Сохраняющие факторы, формирующие и сохраняющие качество и количество………………………………………………………………………...25 5. Транспортировка и хранение……………………………………………….....25 5.2.Упаковка………………………………………………………………………26 6. Товарная информация ………………………………………………………..27 6.1 Маркировка…………………………………………………………………...28 6.2 Информационные знаки……………………………………………………..28 Заключение……………………………………………………………………….32 Список литературы………………………………………………………………33 Введение В последние десятилетия потребления алкогольной продукции во всём мире,а также в нашей стране очень возросло.конецформыначалоформыВ рыночных условиях, как известно, структура спроса формирует соответствующий рынок продукции, в данном случае алкогольной. На сегодняшний день на российском рынке появилось огромное количество как отечественного,так и зарубежного производства.Вырос спрос на качественную продукцию,а значит и требования предъявляемые к ним. Цель курсовой работы: расширить и систематизировать знания о вино-водочной продукции, в частности коньяка (бренди). Задачи: - провести классификацию вино-водочной продукции; - рассмотреть ассортимент вино-водочной продукции и его показатели; - определить факторы, формирующие качество вино-водочной продукции; - провести оценку, градацию качества и товарную информацию вино-водочной продукции. 1. Краткая характеристика ЗАО «Новое время». Основные конкуренты ЗАО «Новое время» Компания ЗАО "Новое время" была основана в 1993 году. На сегодняшний день ЗАО "Новое время" занимает первое место по объему продаж на алкогольном рынке Республики Башкортостан и является крупнейшей в регионе фирмой оптово-розничной торговли алкогольной продукцией. Уже более 1800 торговых предприятий и магазинов в г. Уфе и повсей Республике выбрали "Новое время" своим постоянным поставщиком. Помимо всего прочего, компания "Новое время" имеет сеть фирменных магазинов "Мастер вин" и собственные витрины в наиболее крупных торговых точках по г. Уфе и Республике. В фирменных магазинах "Мастер вин" продукция продается по оптовым ценам в розницу! Компания неустанно заботится о расширении ассортимента, - постоянно присутствуют в наличии более 1000 наименований от лучших зарубежных и отечественных производителей. Вы всегда найдете в прайс-листе ЗАО "Новое время" любые категории алкогольной продукции - от недорогой до элитной. Ежедневно в продаже вина, коньяки, ликеры, виски, вермуты, слабоалкогольные напитки, ром, водка, текила, бренди, джины. Вся поставляемая продукция проходит тщательный отбор, фирма работает только с проверенными поставщиками и производителями. Гарантия высокого качества всех предлагаемых напитков подтверждается специальной маркой компании ЗАО "Новое время" на каждой проданной бутылке. Магазин,который раасматриваеся в данной курсовой находится по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 456750 г.Туймазы, ул.Островского, д. 23а. В настоящее время в Туймазах существует 2 крупные фирмы по оптово-розничной продаже виноводочных изделий («Винный погребок», «Белая Крепость»). Розничная продажа виноводочных изделий: 1 «Белая Крепость»-около 40%; 2 основной конкурен в городе-«Винный погребок»-около 20%; 3 остальные 23% приходиться на прочие магазины и торговые сети; «Белая Крепость» занимается продажей вино-водочных изделий дя покупатей с разным уровнем дохода. Работа с поставщиками ведётся давно и весьма успешно. Конкуренция в отрасли довольно сильная, поэтому каждая фирма старается предложить покупателям более выгодные условия покупки. Следовательно, покупатели стараются покупать именно у той фирмы, которая предложит лучшие условия. «Винный погребок» был основан январе 1997 года, как обычная предпринимательская компания. Глава 2. Классификация вино-водочной продукции. 2.1.Общая классификация вино-водочной продукции. В товароведении и торговле классифицируют товары, их свойства, показатели качества и др. Развитие товароведения как научной дисциплины и рациональная организация торговых процессов невозможны без использования классификации товаров. Рассмотрим следующие виды классификаций: общая товароведная классификация потребительских товаров (таблица 1), учебная и иерархический метод классификации. Спиртные напитки делятся на следующие виды: водка, ликероводочные изделия, крепкие алкогольные напитки с длительной выдержкой и вина. 1.Водка представляет собой алкогольный напиток, полученный смешиванием спирта-ректификата и умягченной воды с последующей обработкой смеси адсорбентом. В зависимости от вкусовых и ароматических свойств водки делят на водки и водки особые . 2.Ликероводочные изделия – это спиртные напитки крепостью 12–60%, приготовленные смешиванием полуфабрикатов с ректификационным спиртом. В зависимости от крепости, массовой концентрации общего экстракта и сахара ликероводочные изделия в соответствии со стандартом (ГОСТ 7190–93) подразделяют на четырнадцать групп: ликеры крепкие, ликеры десертные, ликеры эмульсионные, кремы, наливки, пунши, настойки сладкие, настойки полусладкие, настойки полусладкие слабо градусные, настойки горькие, настойки горькие слабо градусные, напитки десертные, аперитивы, бальзамы, коктейли. 3. К крепким алкогольным напиткам с длительной выдержкой относятся бренди (коньяк), ром, джин и виски. Виски в зависимости от сырья различают ржаное, кукурузное и смешанное. В зависимости от сроков выдержки винных спиртов и качества бренди подразделяют на ординарные, марочные, коллекционные. 4. Вина подразделяются на виноградные и плодовые. Виноградные вина – напитки, полученные в результате спиртового брожения виноградного сусла или мезги (раздробленные ягоды винограда). 2.2 Товароведнаяклассификация вино-водочной продукции Товары, как объекты коммерческой деятельности, могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение. Каждый род подразделяется на классы. В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Таблица 1 – Общая Товароведная классификация вино-водочной продукции Таблица 1
конецформыначалоформы 2.3 Учебная классификация вино-водочной продукции Согласно учебной классификации выбранный товар обладает следующими признаками: 1. По потребительскому назначению коньяк относятся к потребительским товарам, т.к. предназначены для индивидуальных потребителей и их личного использования. 2. Рассматриваемые изделия могут быть и отечественными, и импортными. Например, коньяк российского происхождения – Коньяк Арарат (Армения), и коньяк импортный – Коньяк Hennessy (Франция). 3. Данные товары предназначены для употребления человеком в пищу т.е. по группе потребностей следует отнести их к продовольственным товарам. 4. По уровням товара коньяки относятся к товарной единице (имеют марку, свойство, качество, внешний вид, упаковку). 5. По степени присущей долговечности данные товары относят к товарам кратковременного пользования в связи с тем, что они полностью употребляются за один или несколько циклов пользования. 6. В зависимости от характера взаимодействия данные товары относятся к взаимозаменяемым. 7. На основе потребительского восприятия рассматриваемые товары можно отнести к идентичным, т.е. товары, одинаковые по физическим и техническим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения и/или марке производителя. 8. Коньяк можно отнести к товарам предварительного выбора, который потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает по показателям качества, цены и внешнего оформления. 9. По интенсивности спроса следует отнести данный ассортимент товаров к товарам особого спроса, т.к. покупатель ради приобретения которого готов затратить дополнительные усилия. 10. Данные товары относятся к товарам эластичного спроса в виду того, что объём их потребления изменяется вместе с ценой, но при этом не возрастает по мере увеличения доходов потребителя. 11. По этапам жизненного цикла рассматриваемые товары следует отнести к известным товарам, завоевавшим популярность на рынке среди потребителей. конецформыначалоформыВ России, как, впрочем, и в целом ряде других стран, коньяком до сих пор называют любое бренди – крепкий спиртной напиток, производимый путем дистилляции вина с последующей выдержкой спиртов в дубовых бочках. Здесь говорят о коньяках армянских, грузинских, дагестанских... Но по праву носить наименование «коньяк» могут лишь напитки, производимые в соответствии с установленной технологией в винодельческом регионе Коньяк, что расположен на Западе Франции, на берегу Бискайского залива, и охватывает территорию департаментов Шаранта, Приморского Шаранта, а также небольшую часть департаментов Дордонь и Де-Севр. Глава 3. Ассортимент (характеристика, расчёт показателей) 3.1. Классификация ассортимента товаров Ассортимент представляет собой набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99). Товарный ассортимент включает отдельные виды товаров. Расчёт показателей и свойств ассортимента магазина ЗАО «Новое время» представлен в таблице 2: Расчет показателей ассортимента ЗАО «Новое время»
3.2 Показатели ассортимента Для расчета показателей, состояние ассортимента на 26.10.2006г. Таблица 3 – Ассортимент вино-водочной продукции магазина ЗАО «Новое время»
4. Качество и потребительские свойства вино-водочной продукции 4.1. . конецформыначалоформыТехнология производства 4.2. Качество вино-водочной продукции Качество товара - согласно ГОСТ Р 51303-99 - совокупность потребительских свойств товара.Во-первых, качество коньяка определяется: Внешний вид - важный показатель качества коньяка. Матовые, коньяки на вкус обычно бывают выдохшимися, безвкусными или горькими. Осадок могут иметь только коньяки большой выдержки. Углекислый газ - признак молодого коньяка. Выдержанные коньяки должны сиять в бокале золотистым цветом. Органолептическая оценка. Так же качество коньяка определяют по следующим показателям: - Прозрачность; Согласно ГОСТ 7208-93 вce коньяки дoлжны быть кpиcтaлличecки-пpoзpaчными, без ocaдкa и пocтopoнниx включений. Коньяк характеризуют по убывающей степени прозрачности:
Старые коньяки часто содержат осадок, который не является свидетельством низкого качества. Наоборот, это подтверждает элитность коньяка, выдержанного длительное время. Цвет . Цвет коньяка - это один из главнейших показателей его качества. По окраске коньяк может быть золотистым,медным,светло-золотистым,темно-золотистый,золотисто-медным,светло-коричневый,матово-золотистый,тёмно-янтарный,шоколадно-розовым. Аромат Вся территория, где производится коньяк, подразделена на шесть субрегионов. Они отличаются друг от друга климатом, а также особенностью подпочв, существенно влияющими на качество винограда и производимых из него спиртов. Считается, что чем ближе к одноименному городу произведен коньяк, тем выше его качество. В целом иерархия субрегионов выглядит следующим образом: Различают следующие оттенки сладости: Легкая – приятная сладость молодых коньяков; Гармоничная – зрелый сладкий вкус высококачественных выдержанных коньяков; Приторная – выпирающая, негармоничная сладость. Терпкость близка к горькому вкусу и создается веществами, горькими на вкус. Спиртуозность характеризуется различными оттенками жгучего вкуса. Терминов, употребляемых для характеристики вкуса коньяков, очень много. Наиболее часто из них используются следующие:
Послевкусие. Различают послевкусие короткое, долгое, приятное и неприятное. Высококачественные коньяки обладают долгим, приятным послевкусием. Ароматные сорта винограда дают коньяки с долгим послевкусием. Молодым коньякам присуще короткое послевкусие. Осадок. - Легкий - легко поднимающийся со дна. - Тяжелый – в виде быстрооседающих крупных частиц. - Кристаллический – в виде мелких блестящих кристаллов винного камня. - Хлопьевидный – в виде крупных хлопьев. - Слизистый – тягучий осадок вязкой консистенции. Химический состав коньяка . Содержание этилового спирта - от 9 до 45%. Содержание сахара - от 0,1 до 5%. Органические кислоты – от 4 г/л до 8 г/л. Они представлены яблочной, лимонной, молочной и уксусной кислотами. Фенольные соединения - от 0,02 г/л до 5 г/л. Азотистые вещества : протеины (недостаток протеинов в коньяке является следствием осветления, которому подвергается коньяк в процессе его изготовления), аминокислоты, пептиды. Количество общего азота – от 0,1 г/л до 0,8 г/л. Азотистые вещества участвуют в образовании аромата, вкуса и цвета коньяка. Ароматические вещества – они попадают в коньяк в виде эфирных масел и участвуют в создании аромата коньяка. Минеральные вещества – от 1 г/л до 10 г/л. Витамины – находятся в малых количествах. 4.4.Конкурентоспособность Рассмотрим конкурентоспособность на примере 2 коньяков. За оцениваемый товар возьмем коньяк «Мартель Ноближ», а за базовый коньяк «мартель ХО Суприм». В таблице 3 приведены показатели нормативных свойств и показатели рассматриваемых товаров. Вычислен относительный показатель этих двух товаров (Bi = Ai / Aij ) и экспертным методом выявлена их весомости.
Продолжение табл. 3.
Расчет конкурентоспособности: · Нормативные параметры (Кн ) : Кн = Пн пок *Ii Пн пар - нормативный параметр Ii =1- соответствует нормам и стандартам Ii =0- не соответствует Вычисления: 1)Этиловый спирт – 1 2)Аромат пряностей – 1 3) Цвет золотистый – 1 Кн =1 · Экономические параметры (Кэ ) : Кэ - определяется как соотношения стоимостей потребления. Кэ = СAi / CAij С- цена + затраты на эксплуатацию Вычисления: Кэ =2.500/2.950=0,84 · Технические параметры( Кт ): Кт =SBi qi Bi - относительный показатель qi - весомость показателя. Вычисления: Кт =1*0,2+1*0,3+0,66*0,1+0,5*0,2+0,66*0,1=1,632 · Интегральный показатель( Кин ): - по техническому, экономическому и нормативному параметрам: Кин = Кт / Кэ * Кн Если Кин <1, то оцениваемый товар уступает базовому и является не конкурентоспособным. Если Кин >1, то оцениваемый товар не уступает базовому и является конкурентоспособен по отношению к базовому. Вычисления: Кин =1,632\0,84*1=1,34 Вывод: Интегральный показатель больше 1,следовательно, оцениваемый товар коньяк «Мартель Ноближ» конкурентоспособный. 5 Сохраняющие факторы 5.1 Транспортировка конецформыначалоформы Коньяк перевозят в ящиках, таре-оборудовании, контейнерах и пакетами типа А по ГОСТ 23285-78 транспортом всех видов - в крытых транспортных средствах; при внутригородской перевозке допускается использовать открытый транспорт ГОСТ 5575-76. 5.2.Упаковка. В соответствии с ГОСТ 5575-76 все типы коньяков, разливают в стеклянные бутылки. Розлив коньяка может осуществляться как по объему, так и по уровню. Если коньяк разливают по объему, то допускаются следующие предельные отклонения от нормальной вместительностью при температуре 2010,5с, в см3 : 6,0- для бутылок вместительностью 800 см3 ; 5,0- для бутылок вместительностью 750 и 700 см3 ; 4,0- для бутылок вместительностью 500 см3 ; 2,0- для бутылок вместительностью 200 см3 ; 1,5- для бутылок вместительностью 100 см3 ; 1,0- для бутылок вместительностью 50 см3 ; Полноту налива определяют по ГОСТ 23943-80. До укладки в ящики бутылки с коллекционными коньяками контролируемых наименований по происхождению полностью обертывают бумагой или целлофаном, упаковывают в художественно оформленные сувенирные коробки, в которые вкладывают краткую аннотацию с правилами хранения и обращения. Бутылки с марочными и выдержанными коньяками так же, как и коллекционные, обертывают бумагой или целлофаном полностью или бумажным пояском, закрывающим этикетку. Если эти коньяки транспортируются в черте города, а также или в случае укладки их в ящики из гофрированного картона, допускается не обертывать бутылки бумагой. Укладка бутылок может осуществляться в дощатые открытые многооборотные ящики (ГОСТ 18575-81),ящики из гофрированного картона (ГОСТ 13516-86 и ГОСТ 22702-77), полимерные многооборотные ящики, при этом бутылки устанавливают в вертикальном положении, а также в дощатые неразборные ящики (ГОСТ 13360-84), в которые возможна горизонтальная укладка бутылок. При укладке бутылок в закрытые ящики используют сухой упаковочный материал, за исключением опилок и других сыпучих материалов. В случае междугородных перевозок в зимнее время внутренние стенки закрытых ящиков выстилают термоизоляционными материалами - войлоком, пенопластом. Закрытые ящики обтягивают проволокой, концы которой пломбируют, или стальной упаковочной лентой, концы которой укрепляют в замок. Ящики из гофрированного картона обтягивают стальной лентой, закрепляют концы в замок или оклеивают бумажной лентой в два пояса. Глава 6.Информация о товаре. 6.1. Маркировка и средства информации. На каждую бутылку с коньяком наклеивают художественно оформленную этикетку. Информация для потребителя должна включать ( ГОСТ Р 51074-97): - Наименование продукта; - Наименование, местонахождение изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения; - Объем, дм3 ; - Товарный знак изготовителя (при наличии); - Объемную долю этилового спирта; - Массовую концентрацию сахаров; - Дату розлива; - Год урожая (для марочных и коллекционных коньяков); - Наименование предприятия, производившего розлив; - Информация о содержании красителей, ароматизаторов, подсластителей при их использовании; Маркировку закрытых дощатых ящиков из гофрированного картона производят по ГОСТ 14192-77 с нанесением на ящики манипуляционных знаков: (осторожно, хрупкое), (вверх не кантовать), (боится сырости). На ящиках наносятся следующие дополнительные обозначения: наименование коньяка; количество бутылок; дата упаковки. В каждый ящик вкладывают упаковочный лист с обозначением наименования коньяка, количества бутылок и их вместительности, фамилии или номера упаковщика и даты упаковки. конецформыначалоформы конецформыначалоформы 6.2 Информационные знаки Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Им свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Товарнылй знак рассматриваемого товара представлен на рис.1
Рис. 1. Товарный знак фирмы-производителя Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии объектов сертификации или национальному стандарту []. Таким образом, статус этого знака сведён до средства информации о подтверждении соответствия требованиям на добровольной основе.(см. рис. 2) Рис. 2.Знак соответствия Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопаных способах их эксплуатации,использование или утилизации. Знак предназначен для информации о способах,предотвращающих загрязнение окружающей среды. Эко-знак этой подгруппы могут содержать призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой,сдавать её на вторичную перерадотку или складывать в специальные мусоропробники. Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. ШКТ применяется предприятиями-изготовителями, распределяющими организациями (оптовымиторговыми фирмами, центрами снабжения), потребителями. Предприятие-изготовитель, проставляя штриховые коды на своей продукции, улучшает управление ее запасами. Торговая фирма использует штриховые коды на получаемых ею товарах для регистрации, сортировки, контроля за хранением, поиска и про верки перед отгрузкой продукции и ее продажей. Компания - потребитель товара использует штриховой код при регистрации его и отправке в соответствующие подразделения для использования. Технология автоматической идентификации изделий продолжает развиваться. Она становится неотъемлемой частью производства, материально-технического снабжения и торговли. Штриховая информация: На упаковку нанесён штриховой код EAN-13. СТРУКТУРА EAN/UCC-13
a)460 – префикс национальной организации. Это Франция. b)060501– регистрационный номер предприятия «Мартель Ноближ» внутри национальной организации. c)460060501 – регистрационный номер предприятия, складывается из префикса национальной организации и национального номера предприятия d)102– регистрационный номер продукции «Мартель» внутри предприятия «Martell», присваивается предприятием. e) 7 – контрольное число. Вычисляется по нижеприведённой таблице. Табл. 4. Расчет контрольного числа.
Заключение В ходе выполнения курсовой работы были выполнены все поставленные задачи.А именно была проведена классификация виноводочной продукции,рассмотрен ассортимент и расчет показателей,определены факторы формирующие качество,проведена оценка и градация,рассмотрены сохраняющие факторы и товарная информация. В результате проведённой работы можно сделать вывод,что коньяк является распостранённым и преобретаемым напитком,пользующийся потребительским спросом. Список литературы1.Шевченко В.В. учебник «Товароведение и экспертиза потребительских товаров» - 2006г. 2. ГОСТ Р 51149-98 Вина. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение 3.ГОСТ 27906-88 Изделия ликероводочные. Общие технические условия. 4. Краткий справочник виноторговца 5. Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения», учебник для вузов, 2006. 6. «Товароведение и экспертиза потребительских товаров», учебник, М: ИНФРА-М, 2006. 7. ГОСТ 5363-93 Водка. Правила приемки и методы анализа 8. ГОСТ Р 51149-98 Коньяк. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. 9. www.ean.ru 10.http://www.alcorun.biz/?sid= |