Курсовая работа: Расчет производственно-технической инфраструктуры СТО
Название: Расчет производственно-технической инфраструктуры СТО Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление 1. Исходные данные 2. Расчет годовых объемов работ 3. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения 4. Расчет численности рабочих 5. Расчет числа постов 6. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения 7. Определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТО 8. Определение состава и площадей помещений 9. Расчет площади территории 10. Определение потребности в технологическом оборудовании 1. Исходные данныеИсходными данными для технологического; расчета являются: - годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам – NСТО ; - количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год – d; - годовое количество продаваемых автомобилей – Nп ; - среднегодовой пробег автомобиля – Lг ; - число рабочих дней в году станции – Драб г ; - продолжительность смены – Тсм ; - число смен – С. В качестве примера ниже рассматривается технологический расчет станции обслуживания автомобилей семейства ВАЗ, для которой приняты исходные данные, приведенные в табл. 1. Таблица 1. Исходные данные (пример заполнения)
2. Расчет годовых объемов работГодовой объем работ СТО может включать услуги (работы) по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей и их предпродажной подготовке. Годовой объем работ по ТО и ТР (в чел.-ч.):
где NСТО – годовое количество условно обслуживаемых на СТО автомобилей данной марки; Lг – среднегодовой пробег автомобиля, км; ТТО-ТР =2,3 – удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч. / 1000 км. Годовой объем работ ТО и ТР проектируемой СТО:
Годовой объем уборочно-моечных работ (в чел.-ч.):
где Nз.умр – число заездов в год на УМР; tумр – средняя трудоемкость УМР, чел.-ч. [2, 6]. Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.:
Если на СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР согласно [2] может быть принято из расчета одного заезда на Lз = 800…1000 км пробега. Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг:
Для нашего примера
Годовой объем работ УМР (в чел.-ч.):
где tEО – средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной (0,15..0,25) и ручной мойке (0,50), чел.-ч. [2, 6]. Для нашего примера
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел.-ч.):
где tпв – разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч. [2, 6]. Для рассматриваемого примера
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел.-ч.):
где Nз пк – число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова; tпк – разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел.-ч. [2, 6]. Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 5 лет, т е 0,2…0,3 заезда в год:
В нашем случае принимаем:
Годовой объем работ по предпродажной подготовке (в. чел.-ч.):
где Nп – количество продаваемых автомобилей в год; tпп – трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля (3,0…3,5 чел.-ч.). Для нашего примера
Результаты расчета годовых объемов работ в табл. 2. Таблица 2. Годовые объемы работ, чел.-ч.
Кроме работ, приведенных в табл. 3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10-15 % от общего объема работ СТО. Для нашего примера объем вспомогательных работ составит:
3. Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполненияВ настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ. Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т п, предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно – гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ. На СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др), выполнению обойных работ и т п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих. Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения:
где Т – общий годовой объем работ СТО, чел.-ч.; j – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (j = 1,15); Кп – доля постовых работ в общем объеме (0,75..0,85); Драб г – число рабочих дней в году; Тсм – продолжительность смены; С – число смен; Рп – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Рп = 0,9.. 1,1); hп – коэффициент использования рабочего времени поста (hп = 0,9). Для нашего примера
Используя данные, производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл. 3). Таблица 3. Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
4. Расчет численности рабочихТехнологически необходимое (явочное) число производственных рабочих Рт и штатное Рш :
где Т – годовой объем работ, чел.-ч.
Фт и Фш – соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч. Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска) Для всех других специальностей Фт = 2020 ч и Фш = 1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска). Для нашего примера результаты расчета общей численности, производственных рабочих СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача автомобилей, противокоррозионная обработка кузовов и предпродажная подготовка) приведены в табл. 4. Таблица 4. Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
Численность вспомогательных рабочих:
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл. 5. Таблица 5. Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Принятая итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного значения до целого числа. 5. Расчет числа постовПосты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные. Рабочие посты – это автомобиле-места оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ). Число рабочих постов:
где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.; j – коэффициент неравномерности загрузки постов (1,15); Драб г – число рабочих дней в году; Тсм – продолжительность смены, ч; С – число смен; Рп – среднее число рабочих на посту (0,9…1,1 чел); hп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,85…0,90). Для расчета числа рабочих постов ТО и ТР принимаем j = 1,15 и Рп = 1,0 чел. Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в табл. 6. Таблица 6. Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
В результате анализа данных табл. 5, 7 и 8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов. Диагностические работы предлагается проводить на посту по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов. Обойные работы предусматривается выполнять в кузовном участке. В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в табл. 7. Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ - кузовных, арматурных и обойных, - окрасочных, - слесарно-механических и по ремонту узлов, систем и агрегатов, - противокоррозионных. Таблица 7. Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
В расчете принято, что 75 % объема работ выполняется на постах и 25 % на участке. То же 85 % на постах и 15 % на участке. Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной установки:
где Nс – суточное число заездов (Nc = Nз / Дpaб г ); jм – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (для СТО до 10 рабочих постов – 1,3.. 1,5; от 11 до 30 постов – 1,2.. 1,3); Тоб – суточная продолжительность работы участка, ч; Ny – производительность моечной установки, авт. / ч; hп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,85.0,90). Для нашего примера число постов УМР (перед ТО и ТР):
Число механизированных постов мойки:
Для проектируемой СТО принимаем 1 пост УМР (для мойки, автомобилей перед ТО и ТР и для коммерческой мойки). Число постов по противокоррозионной обработке кузовов:
Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл. 8. Таблица 8. Распределение рабочих постов по видам воздействий
Вспомогательные посты – это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрасочном участке и т. п). В нашем примере число постов приемки и выдачи:
В данном случае приёмку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах. Число вспомогательных постов на окрасочном участке (зашкуривания, шпатлевки и т.п.) принимается из расчета 2. 4 вспомогательных поста на один пост окраски, те. Хвсп
= (2..4) Хокр
, Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25… 0,50. 6. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и храненияВ зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Автомобиле-места ожидания – это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости автомобиле-места ожидания могут использоваться для выполнения определенных видов работ ТО и ТР. Поэтому расстояния на этих автомобиле-местах между автомобилями, между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих постов. Предпродажную подготовку автомобилей для нашего примера предусматриваем на автомобиле-местах ожидания. Количество автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост [2, 6]. В нашем случае Хож = 11 * 0,5 = 6 автомобиле-мест. Предусматриваем, что 3 автомобиле-места размещаются в помещении рабочих постов и 3 на открытой стоянке. Автомобиле-места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей; продаваемых автомобилей на открытой стоянке магазина и для демонстрации различных моделей. Число автомобиле-мест для готовых к выдаче автомобилей:
где Nc – суточное число заездов (Nc = NCTО * в / Дрaб г ); Тпр – среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (= 4 ч); Тв – продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч. Для нашего примера
где 270 – число заездов в год на работы по противокоррозионной защите кузова. Следовательно:
Принимаем, что 2 автомобиле-места в помещении. Число автомобиле-мест на открытой стоянке магазина:
где Nп – число продаваемых автомобилей в год; Дз – число дней запаса, Драб м – число рабочих дней магазина в год. Для нашего примера
Для демонстрации новых автомобилей в помещении станции предусматриваем 2 автомобиле-места. 7. Определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТООбщее количество постов – 13 и автомобиле-мест – 61 (5 в помещении СТО и 56 на открытой стоянке), в том числе - рабочие посты – 11, - вспомогательные посты на участке окраски автомобилей – 2, - автомобиле-места ожидания постановки автомобилей на посты – 6 (из них 3 располагаются в помещении рабочих постов и 3 на открытой стоянке), - автомобиле-места хранения - готовых к выдаче автомобилей – 2 (располагаются в помещении СТО), - продаваемых автомобилей на открытой стоянке – 53, - для демонстрации новых автомобилей в помещении станции – 2. 8. Определение состава и площадей помещенийСостав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения СТО, площади помещений уточняются. Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на: - производственные (зоны постовых работ, производственные участки), - складские, - технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др.), - административно – бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т п), - помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т.п., - помещения для продажи автомобилей (салон – выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.). Производственная площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле-местами ожидания и * ранения определяется следующим образом:
где fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2 ; X – число постов; Кп – коэффициент плотности расстановки постов. Коэффициент Кп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение Кп зависит в основном от расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6…7, при двухсторонней расстановке постов Кп = 4…5. Ориентировочно площадь производственных участков можно определить по количеству работающих [2]:
где f1 – площадь на первого работающего, м2 ; f2 – то же на каждого последующего работающего, м2 ; Рт – число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену. Исходя из имеющегося опыта проектирования СТО площадь технических помещений может быть принята из расчета 5…10 %, а складских 7…10 % от площади производственных помещений. Площадь административно – бытовых помещений на одного работающего зависит от размера станции и примерно составляет для, офисных помещений 6…8 м2, для бытовых – 2…4 м2 . Площадь помещений для обслуживания клиентов (клиентской продажи автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и др.) устанавливается индивидуально, исходя из размера станции и конкретных условий, определяемых заказчиком (инвестором). При прочих равных условиях площадь этих помещений будет зависеть от количества одновременно находящихся в них клиентов. Площадь клиентской ориентировочно может быть принята 1,0 … 3,0 м2 на один рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей – 30 % от площади клиентской. Рассмотрим определение площадей для нашего примера. Из семейства автомобилей ВАЗ выбираем для расчета модель Ford Focus 3, имеющую наибольшие размеры (длина 4,34м и ширина 1,84 м). Площадь в плане автомобиля Ford Focus 3. fa = 4,34 * 1,84 = 8,0 м2 . Общее число постов и автомобиле-мест, располагаемых в помещении, согласно приведенному выше расчету, составляет 20 в том числе · рабочие посты – 11, · вспомогательные посты – 2, · автомобиле-места ожидания – 3; · автомобиле-места хранения – 2; · автомобиле-места для демонстрации автомобилей – 2. Площадь, занимаемая рабочими постами на данном этапе расчета (принимаем одностороннюю расстановку постов): 8,0 * 11 * 6 = 528 м2 . Площадь участка по ремонту узлов, систем и агрегатов (при f1 = 18, f2 = 12 и Рт = 2): 18 + 12 (2 – 1) = 30 м2 . Общая производственная площадь (рабочих постов и участков): 528 + 30 = 558 м2 . Площадь, занимаемая вспомогательными постами и автомобиле-местами ожидания и хранения (принимаем двухстороннюю расстановку): 8,0 * 9 * 6 = 432 м2 . Площадь технических помещений принимаем из расчета 7 % от производственной площади: 558 * 0,07 = 39 м2 . Складские помещения принимаем из расчета 8 % от производственной площади: 558 * 0,08 = 45 м2 . Административные помещения определяем из расчета, что в них будет работать персонал в количестве 15 % от общей численности производственных рабочих (см. табл. 6) и площади 7 м2 на одного работающего: 18 * 0,15 * 7 = 19 м2 . Бытовые помещения определяем исходя из общей численности работающих на СТО (производственные, вспомогательные рабочие и служащие) и площади 4 м2 на одного работающего: (18 + 2 + 4) * 4 = 96 м2 . Площадь клиентской определяем из расчета 2,5 м2 на один рабочий пост: 11 * 2,5 = 27,5 м2 . Площадь помещений для продажи мелкие западных частей и автопринадлежностей определяем из расчёта 30 % от площади клиентской: 27,5 * 0,3 = 8,25 м2 . Общая расчётная площадь помещений СТО: 558 + 432 + 39 + 45 + 19 + 96 + 27,5 + 8,25 = 1214,75 м2 . 9. Расчет площади территорииНа стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах, согласно [6], потребная площадь участка (в гектарах):
где Fз пс , Fз aб , Fоп – площадь соответственно производственно-складских помещений, административно-бытовых помещений и открытых площадок для хранения автомобилей, м2 ; Кз – плотность застройки территории, % [6]. Для нашего примера расчетная площадь помещений станции – 1214,75 м2 ; площадь открытых площадок 2264 м2 , в том числе автомобиле-места. Площадь ожидания постановки автомобилей на посты ТО и ТР: 8,0 * 3 * 6 = 144 м2 ; на открытой стоянке магазина: 8,0 * 53 * 5 = 2120 м2 . Площадь участка:
10. Определение потребности в технологическом оборудованииОпределение потребности СТО в оборудовании заключается в выборе необходимого технологического оборудования, оргоснастки (верстаки, стеллажи и т. д.) и установлении его количества. Перечень технологического оборудования устанавливается на основе выполняемых станцией видов услуг (работ) с учетом соблюдения сертификационных требований. При выборе технологического оборудования необходимо учитывать: - специализацию и виды выполняемых работ на постах и участках ТО и ТР (кузовные, окрасочные, диагностические, по проверке и регулировке тормозов, углов установки управляемых колес, смазочные, универсальные ТО и ТР и т д.); - техническую характеристику и область применения данного вида оборудования, - приспособленность его для автомобилей, заезжающих на СТО; - организацию и технологию ТО и ТР на СТО; - экономические показатели ТО и ТР и оборудования (стоимость работ, оборудования, эффективность его использования, затраты на приобретение). При подборе оборудования используются различные справочники, каталоги выпускаемого (продаваемого) оборудования, табели технологического оборудования и др. В курсовом проекте производится - подбор основного технологического оборудования (подъемники, диагностические стенды, окрасочно-сушильные камеры, стапели для правки кузовов и т. п.). Результаты подбора приводятся в данном разделе в ведомости «Основное технологическое оборудование» по форме (рис. 7); - подбор основного технологического оборудования и оргоснастки для разрабатываемого поста (участка). |