Курсовая работа: Уровень жизни, его показатели, факторы роста, динамика в Республике Беларусь
Название: Уровень жизни, его показатели, факторы роста, динамика в Республике Беларусь Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕФЕРАТ«Уровень жизни, его показатели, факторы роста, динамика в Республике Беларусь» Курсовая работа: 32 с., 22 источника, 3 прил. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, ФАКТОРЫ РОСТА УРОВНЯ ЖИЗНИ. Актуальность темы. Экономическое развитие - не самоцель, а средство улучшения жизни. Социальные аспекты жизни общества по отношению к экономике вторичны: уровень жизни народа прямо зависит от уровня развития экономики. Однако именно социальные аспекты жизни общества являются главной целью экономического развития страны, главной целью экономических преобразований, основным критерием их эффективности. Повышение уровня и качества жизни населения является комплексом мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе. Объект исследования - уровень жизни. Предмет исследования - показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь. Цель работы – провести всесторонний анализ уровня и качества жизни в Республике Беларусь, а также определить основные направление по совершенствованию. При написании работы использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, математический метод. Вопросам изучения уровня и качества жизни уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные авторы, тем не менее, продолжают оставаться проблемы, требующие решения. СОДЕРЖАНИЕ1ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ6 1.1Сущность и основные составляющие уровня жизни. 6 1.2Факторы роста уровня жизни населения. 10 2ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ12 3ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСНЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ16 3.1Показатели уровня жизни в Республике Беларусь. 16 3.2Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь. 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ31 ВВЕДЕНИЕПовышение уровня и качества жизни населения является комплексом мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе. С этой целью политика повышения уровня и качества жизни всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества. Республика Беларусь выбрала социально-ориентированную модель развития экономики, где особое внимание уделяется повышению благосостояния населения, а именно улучшению уровня и качества жизни, поэтому изучение данных вопросов приобрело для нашей страны особую актуальность. Известно, что никогда не существовало единого мнения по поводу любой экономической категории или события. Это доказывают статьи В. Бобкова «Дифференциация благосостояния» и С. Миронова «Социальная политика: Уточнение задач, отладка механизмов». Теоретический материал был взят из книг Н.Н. Бондара, Н.А Горелова и учебника «Национальная экономика», посвященных данной тематике. Республика Беларусь выбрала социально-ориентированную модель развития экономики, где особое внимание уделяется повышению благосостояния населения, а именно улучшению уровня и качества жизни, поэтому изучение данных вопросов приобрело для нашей страны особую актуальность. Объект исследования - жизни. Предмет исследования - показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь. Цель работы – провести всесторонний анализ уровня и качества жизни в Республике Беларусь, а также определить основные направление по совершенствованию. Для реализации поставленной уели необходимо решить ряд задач: - рассмотреть теоретические основы категории уровня жизни населения; - изучить показатели уровня жизни в современных условиях; - определить необходимость и пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь. При написании работы использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, математический метод. Вопросам изучения уровня и качества жизни уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные авторы, тем не менее, продолжают оставаться проблемы, требующие решения. Курсовая работа выполнена на 32 страницах, включает введение, 3 раздела, 4 подраздела, заключение, список использованных источников, 4 приложения. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ1.1 Сущность и основные составляющие уровня жизниИнтегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика - историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами [14, с. 51]. Дадим характеристику понятию «благосостояние населения» о определим в его структуре место и значение таких категорий, как уровень и качество жизни. Благосостояние населения напрямую связано с результативностью или эффективностью национальной экономики. Экономическая эффективность охватывает проблемы «затраты - выпуск», «результаты - затраты» и характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Больший объем продукта, получаемый от данного объема затрат, означает повышение эффективности, меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности. Критерий эффективности - это методологический подход к ее измерению с учетом выполнения основных социально-экономических целей. Он дает качественную характеристику результативности производства. Показатель эффективности характеризует ее количественную сторону. Различают экономическую и социальную эффективность, или производственно-экономическую и социально-экономическую. Производственно-экономическая эффективность характеризует результативность использования ресурсов. На уровне макроэкономики это может быть величина продукта, дохода, прибыли на единицу совокупных затрат (ресурсов) [13, с. 118]. Для характеристики эффективности производства применяется целый ряд частных показателей: - производительность труда - отношение продукта к затратам труда; - трудоемкость - затраты труда на единицу продукции; - материалоотдача - отношение продукта к количеству используемых материалов; - материалоемкость - обратный показатель; - фондоотдача - отношение величины продукта к величине используемых основных фондов (основного капитала); - фондоемкость - количество фондов, приходящихся на единицу продукции [1, с. 68]. Наиболее важные из них - это производительность труда, материалоемкость и фондоотдача. Производительность труда может быть рассчитана на уровне отдельного работника, предприятия, отрасли, национальной экономики. Последний определяет реальный уровень жизни населения отдельно взятой страны. Существует прочная связь между производительностью труда и уровнем жизни. Население в целом может повысить свой уровень потребления в долговременный период лишь за счет увеличения общего количества произведенной продукции. Самым важным фактором роста производительности труда является рост накапливаемого капитала и внедрение новых технологий. Увеличение капитала означает количественные и качественные изменения в оборудовании, поэтому каждый рабочий получает возможность производить больше продукции за час работы. Рост производительности труда связан также с сырьевым сектором экономики. По мере того, как начинают истощаться запасы нефти, природного газа и других ресурсов, выпуск продукции на одного рабочего может снижаться. Показатели материалоемкости, фондоемкости и фондоотдачи характеризуют эффективность использования капитала. Их изменение связано, прежде всего, с изменением технического и технологического уровня производства, а также его организации. Важными показателями эффективности производства являются качество продукции, рентабельность производства. Социально-экономическая эффективность характеризует уровень удовлетворения социальных потребностей. Показателями социальной эффективности являются: потребление продукции на душу населения, величина дохода, заработной платы, обеспеченность населения услугами в образовании, здравоохранении, культурных и других социальных запросах. Экономическая и социальная эффективность взаимодействуют и обусловливают друг друга, характеризуют экономический и социальный прогресс общества. Эффективность функционирования рыночной экономики имеет микро- и макроэкономический аспекты. Они взаимосвязаны, поскольку микроэффективность - предпосылка и условие эффективности всей системы. Так, первый принцип эффективности хозяйственной деятельности субъектов - максимализация результата - экономической выгоды и прибыли. Эффективность рынка достигается, когда товары и услуги становятся доступными в количествах, которые делают максимальными выигрыш товаропроизводителей и потребителей. Второй принцип эффективности - принцип Паретто: достижение такого распределения ресурсов в экономической системе, когда ресурсы в течение определенного периода времени используются таким способом, который делает невозможным увеличение благосостояния одного субъекта экономики без причинения вреда благосостояния другого. Здесь эффективность является критерием оценки действий людей, использующих ресурсы [3, с. 65]. Названные подходы составляют основу общей эффективности системы в целом. Можно сказать, что эффективность национальной экономики, ее результативность есть уровень реализации основных социально-экономических целей общества, стабильность и экономический рост экономики, обеспечивающий высокий жизненный уровень населения, полную занятость, достаточные свободу и безопасность. В экономической теории и на практике применяются показатели чисто экономического благосостояния, индекс развития человеческого потенциала, реальные доходы на душу населения, уровень и качество жизни. Уровень жизни населения - это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей людей [7, с. 93]. Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия, как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам. Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Другими словами, качество жизни - это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие. По мнению других экономистов, качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободу личности. Уровень жизни зависит от фактического потребления материальных, духовных благ и от развития потребностей. Уровень потребления - это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. Различают три уровня потребления: - индивидуальный - на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека; - коллективный - на котором происходит потребление коллективов; - общественный - связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может. Чем уровень жизни выше, тем выше и потребности. Речь идет главным образом о физических, духовных и социальных потребностях [15, с. 35]. 1.2 Факторы роста уровня жизни населенияОдним из важных направлений, которое способствует росту уровня жизни, является преодоление бедности. По оценке ряда исследователей, в решении проблемы бедности существует ряд сложностей. Всегда сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда учитывают реальное положение. Например, часто бедность по доходам дополняется сохранением высокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки жилплощади, автотранспорт и т. д.). Такое имущество вполне может служить источником для получения дополнительных (скрытых) доходов. [17, с. 61]. Уровень бедности непосредственно зависит от таких обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменение обменного курса. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется в непродуманной экономической политике. Между уровнем личных доходов и жизненным циклом индивидуума существует прямая зависимость. Поэтому есть смысл определять уровень жизни не только текущими доходами, но и массой доходов, получаемых индивидуумом во всем жизненном цикле (т.е. учитывать ранее сделанные сбережения, накопление средств для получения пенсии по старости, возможность получения кредита для обучения и т. д.). Выявление самой бедности еще не означает ее автоматическое преодоление, так как финансовые возможности общества всегда ограничены. Это обязывает прибегать к оказанию адресной помощи нуждающимся семьям. В свою очередь это предполагает использование процедуры специальной проверки реального состояния доходов и имущества бедных семей. Однако сбор и систематизация дополнительной информации, раскрывающей реальное положение дел, сами по себе являются дорогостоящим мероприятием. В категорию бедных, особенно в переходный период, часто попадают и те члены общества, которые официально имеют рабочее место. Такая ситуация требует реформирования национальной системы регулирования оплаты труда, и наемных отношений, установления тарифной ставки первого разряда не ниже уровня МТБ. Поддержка социально ущемленных слоев населения должна сочетаться с укреплением мотивации к труду [5, с.12]. Таким образом, интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Качество жизни как показатель (категория) благосостояния характеризуется степенью удовлетворения потребностей, отношениями к соответствующим нормам, обычая и традициям. Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия, как в личностном, так и в социальном аспектах. В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды. Рассматривая уровень и качество жизни, экономисты уделяют особое внимание проблеме бедности. Бедность - состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. Существование проблемы бедности связано с тем, что денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. 2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХПоказатели уровня жизни многоплановы: денежные, или номинальные, доходы, то есть количество денег, полученных отдельными лицами в течение определенного периода времени; располагаемый доход, то есть доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения (этот доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей); реальный доход, то есть количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход с учетом уровня цен; уровень бедности, который отражает положение ниже прожиточного минимума населения; реальное потребление продуктов питания в расчете на душу населения; объем продаж во всех формах торговли в расчете на душу населения; объем всех видов платных услуг (бытовых, транспортных, жилищно-коммунальных и так далее) в расчете на душу населения; жилищные условия, прежде всего жилая площадь на душу населения или на одну среднестатистическую семью; уровень и качество образования, возможности доступа к культуре: библиотекам, клубам, музеям, театрам, кино, книгам, журналам, газетам, средствам информатики; уровень и качество медицинского обслуживания, оказываемого всей системой здравоохранения; уровень и качество системы отдыха, спорта и туризма; уровень и качество бытового и сервисного обслуживания населения: ремонт и пошив одежды, обуви, ремонт радиотелевизионной аппаратуры, транспортных средств, мебели, квартир и т.д.; экологические условия жизни, состояние водно-воздушного бассейна; условия и охрана труда, уровень его интенсивности; социальная и нравственно-политическая обстановка в стране, регионе, на предприятии, в семье; степень защищенности человека от преступлений и бандитизма, охрана прав, уверенность человека в завтрашнем дне [7, с. 100]. Широко используются для характеристики уровня жизни такие обобщенные показатели, как валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт, или национальный доход) на душу населения. При использовании единой международной методики расчета этих показателей несомненное их достоинство в простоте, убедительности и доступности. Этими же качествами отличается и показатель совокупных располагаемых доходов на душу населения в данной стране, если доход рассчитывается в национальной валюте; или по группе стран, если доход рассчитывается в единой и сопоставимой денежной единице [7, с. 102]. Валовой внутренний продукт (ВВП) - совокупная рыночная стоимость всех произведенных за определенный промежуток времени товаров и услуг на территории страны, в том числе с использованием факторов производства, находящихся в иностранной собственности. ВВП выступает как совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный промежуток времени всеми производителями. Валовой национальный продукт (ВНП) - совокупная рыночная стоимость всех произведенных страной за определенный период времени товаров и услуг, в том числе с использованием факторов производства, находящихся за рубежом [10, с. 68]. Производственный метод - валовой внутренний продукт выступает как сумма добавленных стоимостей всех товаров и услуг данной страны, то есть суммируется добавленная стоимость, созданная в отраслях. Тот же результат получится, если из стоимости произведенной продукции исключить затраты на потребленные средства производства (кроме амортизации). Распределительный метод - суммируются доходы, полученные благодаря использованию факторов производства (заработная плата, реальные доходы, проценты на капитал, дивиденды и т.д.). Метод конечного использования - суммируются расходы домашних хозяйств на текущее потребление, расходы государства на закупку продукции, расходы предприятий на расширение производства, сбережения населения, а также сальдо внешней торговли [11, с. 73]. Распределительный метод и метод конечного использования представляют собой методы расчета ВВП по доходам и расходам. Эти методы считаются равноценными, т.е. расчет ВВП по расходам равен ВВП по доходам. Совокупные расходы, используемые при расчете ВВП по расходам, подразделяются на: а) расходы домашних хозяйств; б) расходы предпринимателей на инвестиционные товары; в) расходы правительства на закупку товаров и услуг; г) чистый экспорт (экспорт минус импорт). Расходы домашних хозяйств - это личные потребительские расходы населения на покупку предметов потребления и услуг. Расходы предпринимателей на инвестиционные товары - это валовые частные внутренние инвестиционные расходы фирм на строительство, приобретение машин, станков, оборудования и так далее. Сюда относятся также расходы на изменение запасов сырья и готовой продукции [15, с. 37]. Расходы правительства на закупку товаров и услуг - это затраты центрального (федерального) правительства, а также всех местных властей на конечные (готовые) товары и услуги текущего производства. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт превышает импорт, то чистый экспорт положительный, и он прибавляется к ВВП. Если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение, и он вычитается из ВВП. Если чистый экспорт равен нулю, то ВВП остается неизменным. Второй подход к расчету ВВП - по методу «потока доходов» - получаемых всеми владельцами факторов производства. В целом величина ВВП по расходам и доходам должна быть одной и той же, так как затраты на производство товаров возмещаются в виде дохода, полученного от их продажи (в противном случае производители товаров и услуг отказались бы от своей деятельности) [11, с. 32]. Первую, самую большую долю доходов в ВВП составляет заработная плата, выплачиваемая работникам. Вторая категория доходов связана с выплатами процентов за использованный капитал его собственникам, выступающим в качестве заимодавцев. Третья категория включает выплаты арендных платежей. Их получают в виде доходов собственники земли, помещений, оборудования и других ресурсов. Здесь доход по сути дела выплачивается непосредственно не за труд, а за использование собственности. Четвертая категория доходов связана с прибылью. Она подразделяется на прибыль, получаемую собственниками (предпринимателями), и прибыль корпораций. Таким образом, собственники факторов производства получают следующие доходы: - рабочие получают доход в виде заработной платы; - собственники ссудного капитала получают доход за предоставленный капитал в виде процента; - собственники земли и других ресурсов получают доход в виде рентных платежей; - частные собственники предприятий и акционеры получают доход в виде прибыли. Номинальный ВВП - это продукт, стоимость которого выражена в текущих, фактических ценах. Реальный ВВП - это продукт, стоимость которого выражена в неизменных ценах. Номинальный ВВП может увеличиться как за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВНП уровень цен не влияет, поэтому реальный ВНП выступает основным показателем физического объема производства товаров и услуг [16, с. 73, 74]. Реальный ВНП определяется по формуле: (2.1) Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком и самой доступной для населения характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные. Основными источниками доходов являются оплата труда, социальные трансферты и доходы от собственности и предпринимательской деятельности. 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСНЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ3.1 Показатели уровня жизни в Республике БеларусьПереход от планового хозяйства к рыночному неизбежно ведет к существенному изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику. Роль государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями [16, с.25]. Несмотря на проведенные структурные реформы, в настоящее время экономика Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры. В связи с этим в 2003 г. была разработана совместно с министерствами, Национальной академией наук Беларуси и облисполкомами программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, которая критически развивает и дополняет уже принятые и реализуемые документы: Программу социально-экономического развития Республики Беларусь, Концепцию и Программу развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и др. В соответствии с Программой структурная политика должна быть направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках. По данным статистики, взятых из Статистического Ежегодника Республики Беларусь, можно проанализировать, как изменялся валовой внутренний продукт с 1999 по 2008 гг. Таблица 3.1 - Анализ динамики ВВП Республики Беларусь за период 1999 - 2008 гг. (в процентах к предыдущему году)
Источник: Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009. Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что за последние 10 лет темпы роста ВВП почти не менялись. В 2008 году по отношения к 1999 году ВВП увеличился примерно на 10 процентов. Так же можно ещё сказать, что по данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2008 года составил в текущих ценах 93 164,8 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 10% выше, чем в январе-сентябре 2007 года (в январе-сентябре 2007 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2006 года составлял 8,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%. Если сравнить этот показатель (10%) нашей страны с показателем Российской Федерации, то можно сказать, что по отношению к Российской Федерации Республика Беларусь увеличила свой темп роста ВВП [16, с.82]. В целом объем ВВП Беларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологически значимую отметку в 100 млрд долларов и составил 110,6 млрд долларов. Об этом свидетельствуют окончательные данные глобального доклада Всемирного банка «International Comparison Program», подготовленного в феврале для 146 стран мира. Глобальное исследование впервые проводилось экспертами сразу трех авторитетных мировых институтов - Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата, а также их региональных партнеров. Принципиальное достоинство сравнительного исследования Всемирного банка состоит в его методологии: все показатели рассчитывались с учетом паритета покупательской способности. Паритет покупательной способности, в отличие от конвертации курсов национальных валют, которая использовалась в аналогичных исследованиях в конце 80-х - начале 90-х годов, учитывает разницу цен в странах и позволяет точнее сравнить реальные размеры их экономик - объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег. По расчетам специалистов Всемирного банка, объем среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2005 г составил 8,541 тысяч долларов (66-е место в мире). В то же время в текущих ценах объем ВВП страны на душу населения составил 3,090 тысяч долларов (70-е место). Лидером среди стран СНГ является Россия - объем среднедушевого ВВП по паритету покупательной способности составил 11,861 тысяч долларов в 2005 г (51-е место). Далее следуют: Казахстан - 8,699 тыс. долл. (63-е место), Украина - 5,583 тыс. долл. (77-е место), Азербайджан - 4,648 тыс. долл. (81-е место), Армения - 3,903 тыс. долл. (89-е место), Грузия - 3,505 тыс. долл. (96-е место), Молдова - 2,362 тыс. долл. (104-е место), Киргизия - 1,728 тыс. долл. (114-е место) и Таджикистан - 1,413 тыс. долл. (121-е место). По расчетам специалистов Всемирного банка, среднедушевой ВВП в Беларуси в 2005 г составлял всего 20,5 % от среднедушевого ВВП США. Для России этот показатель равняется 28,5 % [16, с.84]. Cогласно расчетам специалистов Всемирного банка, в 2005 г объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 83,5 млрд долларов (63-е место в мире), в то время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 30,2 млрд долларов. Это связано с тем, что средний уровень цен в Беларуси примерно в три раза меньше, чем в США (уровень цен в Беларуси составил 36 % от уровня цен в США). В результате по паритету покупательной способности в 2005 г доллар США должен был бы равняться 779 бел. рублей вместо фактических 2153,8 бел руб. Таким образом, удельный вес Беларуси в мировой экономике, исходя из паритета покупательной способности, в 2005 г составил 0,15 %, что соответствует удельному весу численности населения страны в общей численности населения мира - 0,16 %. Среди стран СНГ лидером является Россия - удельный вес в мировой экономике в 2005 г составил 3,09 % при удельном весе численности населения 2,34 %. В 2006 г ВВП Беларуси возрос сразу на 10 % (в сопоставимых ценах), в 2007 году - еще на 8,2 %, а по итогам двух лет - более чем на 19 %. В текущих ценах ВВП Беларуси в 2007 году составил 96,087 трлн бел. руб. (1 долл. - 2146 бел. руб. на то время), что соответствует 44,7 млрд долл. Далее, принимая во внимание, что в 2006-2007 гг. инфляция в США составила 6,7 %, в Беларуси 19,5 %, а курс белорусского рубля по отношению к доллару укрепился на 0,2 %, можно рассчитать, что отношение среднего уровня цен в Беларуси к среднему уровню цен в Америке возросло с 36 % в 2005 г до 40,4 % в 2007 г. [17, с.85]. С учетом этого, обменный курс по паритету покупательной способности должен равняться 868,2 бел. руб. вместо фактических 2148,89 бел. руб. (средневзвешенный курс на валютном рынке в 2007 г). Отсюда логично вытекает, что ВВП страны по паритету покупательной способности составляет примерно 110,6 млрд долл. Иными словами, в 2007 г экономика Беларуси впервые превысила психологически значимую отметку в 100 млрд долл. Соответственно, в расчете на душу населения объем ВВП достиг рекордных 11,416 тыс. долл. Заметим, что здесь Беларусь вплотную приблизилась к Казахстану (11,615 тыс. долл.), который занимает второе место среди стран СНГ. Лидирует же, по-прежнему, Россия - 15,694 тыс. долл. Характеризуя современную ситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннего продукта в январе-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111,9 трлн. рублей и снизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 1%. Прогнозом на 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства - 8,4%, строительства -11,6%, транспорта и связи - 8,5%, торговли и общественного питания - 10,2%. Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными: Таблица 3.2 - Динамика производства ВВП в 2008-2009 гг.
Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г. В 2009 году сохранилась тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за 2009 г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 27% и составили 27,9 трлн. руб., а реальные денежные доходы возросли на 11,5%. По прогнозу на 2010 г., рост реальных денежных доходов населения должен составить 109-110%. Вместе с тем, по оценке, ожидается перевыполнение данного показателя - рост реальных денежных доходов населения в 2010 г. достигнет 112%. Среднемесячные денежные доходы на душу населения в 2009 г. составили 576,5 тыс. руб. 11,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года) и превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8, бюджет прожиточного минимума - в 2,8 раза. Положительная динамика показателей доходов населения в последние годы отражает процесс восстановления уровня жизни, снизившегося в годы трансформационных преобразований. Наибольший рост доходов населения обеспечен за счет повышения оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов, доля которых в структуре денежных доходов в 2009 г. составила соответственно 58 и 21,3% [3, с. 62]. В первом полугодии 2009 г. происходил рост расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, уплату налогов и добровольных взносов, увеличивалась задолженность населения по кредитам и резко снизилась доля сбережений населения во вкладах и ценных бумагах (вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.). Данные тенденции обусловлены, в первую очередь, ростом цен на товары и услуги. Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в I квартале 2009 года составила 7,3%, что ниже аналогичного за 2008 г. на 0,4 п.п. Вместе с тем в группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городских поселений. В целях дальнейшего роста денежных доходов населения требуются целенаправленные меры по созданию условий для активизации трудовой деятельности, в том числе индивидуального предпринимательства и самостоятельной занятости населения, легализации доходов от скрытой экономической деятельности, роста доходов от собственности, повышения государственных гарантий в области оплаты труда и социального обеспечения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь в 2009 г. увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 23,4% и составила 802,4 тыс. руб. В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы были ниже и составили 114,6% по отношению к 2008 г. В анализируемом периоде номинальная заработная плата работников в ряде важнейших отраслей была значительно ниже среднереспубликанских значений: в сельском хозяйстве - на 37,6%: в социальном обеспечении - на 34,2; образовании - на 22: в здравоохранении - на 20%. В то же время в таких отраслях, как банковский сектор, управление, наука, строительство и промышленность в целом заработная плата превышала среднереспубликанский уровень. Несколько увеличилась межотраслевая дифференциация в оплате труда работников. Так, за 2009 г. она составила 3,4 раза между нефтеперерабатывающей промышленностью (1633,3 тыс. руб.) и сельским хозяйством (484,1 тыс. руб.). Среди регионов самый низкий уровень номинальной среднемесячной заработной платы отмечен в Брестской области (699 тыс. руб.), наиболее высокий - в г. Минске (1075,4 тыс. руб.). Межрегиональная дифференциация составила 1,5 раза. Возросла покупательная способность заработной платы: 254,9% минимального потребительского бюджета в 2009 г. Реальная заработная плата в среднем по республике увеличилась за 2009 г. к соответствующему периоду 2008 г. На 8,3%. Имеются все предпосылки выполнения прогнозного значения роста реальной заработной платы в 2009 г. - 109,5% [3, с. 65]. Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции. С 1 января 2010 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2009 г. № 1700 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 258600 руб., часовая - 1530 руб. [15, c. 39]. Государственное регулирование МЗП требует упорядочения действующего законодательства с целью придания ей статуса минимальной социальной гарантии в соответствии с конвенциями МОТ-обеспечения поэтапного сближения к 2010 г. МЗП и МПБ: установления в Генеральном соглашении соотношения МЗП со средней заработной платой; пересмотра ряда методологических подходов к формированию структуры МПБ. Назрела необходимость научно обосновать критерии установления величины тарифной ставки первого разряда, что позволит реализовать воспроизводственную и стимулирующую функции трудоспособного работника, экономически обосновать межразрядные соотношения ETC в целях достижения материальной заинтересованности работника в результатах своего труда: разработать меры по систематизации компенсационных выплат к тарифной заработной плате, индивидуализации доплат и надбавок стимулирующего характера. В то же время должна усиливаться роль коллективно-договорного регулирования для эффективного и сбалансированного развития трудовых отношений. Одной из главных задач в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение размеров пенсий с учетом роста средней заработной платы в республике и изменения бюджета прожиточного минимума. С начала 2009 года пенсии в среднем увеличились на 6.4%. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-июне 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24,2% и составил в июне 366,9 тыс. руб., минимальной пенсии по возрасту соответственно на 21,1% и 206.2 тыс. руб. Реальная пенсия по возрасту увеличилась на 8,7%. В 2008 году принят ряд решений, направленных на укрепление материального обеспечения пенсионеров. На основании Декрета Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. №12 «Об установлении размеров социальных пенсий» с июля увеличены социальные пенсии. Повышен размер пособия по уходу за инвалидами 1 группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста (постановление Совета Министров от 14 июня 2008 года №868). В республике продолжается работа по усилению государственной поддержки семей с детьми. В Беларуси с 1 января 2010 года увеличивается размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 80 до 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Указ об этом 24 декабря подписал Президент Республики Беларусь [15, с. 41]. С принятием Указа размер пособия по 1 ноября 2010 года будет составлять 283050рублей. В последующем он будет возрастать по мере ежеквартального увеличения бюджета прожиточного минимума. В результате преобразований, осуществляемых в рамках принятого в 2007 г. закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», в республике произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Существенное повышение критерия нуждаемости, отмена категориального принципа способствовали тому, что количество получателей адресной помощи в первом полугодии 2009 г. более чем в 3 раза превысило их количество в 2008 г. В 2009 г. социальную помощь получили 190,9 тыс. чел. на сумму 31.6 млрд. руб.). Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан. Это именно те категории населения, которые традицией являются нуждающимися [14, с. 61]. Продолжается работа по реализации мероприятий целевых государственных социальных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совершенствуется система социального обслуживания населения. Развивается структура и укрепляется материально-техническая база центров социального обслуживания населения, совершенствуются и внедряются новые технологии и формы социальной работы, расширяется предложение социальных услуг [19, c. 27]. Таким образом, необходимость повышения уровня и качества жизни заключается в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства, кроме того, государство должно поддерживать существование безработных. 3.2 Пути повышения уровня и качества жизни в Республике БеларусьПути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают: - создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; - обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров; - обеспечение роста реальных денежных доходов населения; - последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; - формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности; - повышение уровня пенсионного обеспечения; - снижение уровня малообеспеченности населения; - повышение социальной защиты нуждающихся [17, с. 10]. Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов [20, с. 319]. Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей. Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах [21, с. 321]. В условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума постоянно корректируется [21, с. 626]. Государственное социальное страхование застрахованным гражданам обеспечивает следующие социальные гарантии: - пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособия и компенсации в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; - пособия, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет; - пособия по болезни и временной нетрудоспособности, выплаты, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособия по безработице; пособия на погребение. Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников. В то же время пособие по безработице в Республике Беларусь не позволяет обеспечить минимальные жизненные потребности (средний его размеров - всего 45 тыс. руб., или 24% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения), поэтому планируется в долгосрочной перспективе принятие мер по увеличению данного пособия [20, с. 28]. Политика социальной защиты в Республике Беларусь уделяет особое внимание трудоустройству безработных. В 2009 году уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению снизился до 1%. Численность безработных составила 44,1 тыс. человек. В 2008 году обеспечено создание 153,4 тыс. новых рабочих мест (при задании - 140 тыс.), из них 28,7 тыс. - в малых и средних городских поселениях, 18 тыс. - в сельской местности. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено 201,4 тыс. человек. В центре внимания политики социальной защиты также постоянно находятся вопросы обеспечения занятости инвалидов. В прошлом году в органах по труду, занятости и социальной защите их было зарегистрировано в качестве безработных более 4 тыс. человек. Оказано содействие в трудоустройстве 2,3 тыс., в том числе 1,1 тыс. человек трудоустроены в счет брони приема на работу; на профессиональное обучение направлено 446 инвалидов; организована трудовая реабилитация 366 безработных из числа данной категории граждан [19, с. 41]. Одним из приоритетных направлений политики регулирования доходов является поддержка ветеранов, инвалидов и пожилых людей. Продолжается реализация мероприятий Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста. Внедрение в практику выявительного принципа работы с инвалидами, ветеранами, одинокими пожилыми людьми позволило более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять данным категориям граждан необходимую социальную поддержку. Сегодня расширяется область социального обслуживания - 156 территориальных центров социального обслуживания обеспечивают оказание разносторонней качественной помощи гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации [19, с. 27]. В проведении политики регулирования доходов населения Республики Беларусь были произведены изменения в декабре 2007 года. В указе Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в целях усиления государственной поддержки населения в связи с упорядочением социальных льгот определено, что государственная поддержка населения осуществляется в форме: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, что позволит усилить адресность политики повышения благосостояния населения [15, с. 42]. В будущем планируется развивать данные направления политики повышения уровня и качества жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. Анализ изменений в уровне жизни населения Республики Беларусь в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в Республике Беларусь остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране. Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства. Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают: создание условий трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, обеспечение рациональной занятости населения, повышение доходов и заработной платы, снижение малообеспеченности. Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов. В 2010 году сохраняется тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения, причем наибольший рост доходов населения обеспечен за счет повышения оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов. Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Возросла покупательная способность заработной платы. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Продолжаются работы по оказанию помощи и государственной поддержки, произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Рубинштейн, А., Стратегия социального императива. - Вопросы экономики, - 2008. - № 3, - с.68-77. 2. Беларусь и страны мира. 2009. Стат.сб. Мн. 2009. 3. Белова, Ж. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика. Ж.Экономист, 2009. №4, с.62-66. 4. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь, Мн.,2005г. 5. Доклад о развитии человека за 2009г. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: межгосударственная договоренность об избавлении человечества от нищеты. Минск, Юнипак, 2009г. 6. Зайченко, Н.П., Полоник, С.С., Богданович А.В., Александрович, Я.М., Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. «Белорусский экономический журнал». - 2008 г., - № 3, - с.4-13. 7. Кляузе, В.П., Локтев, В.Г. Социальная защита работающих во вредных и опасный условиях труда в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы. Белорусский экономический журнал, 2009, №1, с.93-102. 8. Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. М, 2006. 9. Лучкина, Л., Проблемы бедности в странах ЦВЕ и России. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» 2005г.,№5,с.71-78 10. Людвиг, Эрхард. Благосостояние для всех.2001г. 11. Национальная экономика Беларуси. Под ред. Шимова В.Н., Минск, БГЭУ, 2006. 12. Прокопович, Н.А. Использование характеристик бедности при определенных направлений совершенствования системы социальной защиты населения « Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование». – 2004 г., - № 12, - с.25-29. 13. Социальная политика Беларуси в начале ХХ1 века (сб.научн.трудов). - Мн., 2009. 279 с. 14. Социально-экономическое положение домашних хозяйств. Стат.сборник. Мн., 2010. 78 с. 15. Хацкевич, Г.А., Мудрый, А.К. Методика определения уровня бедности населения Республики Беларусь. - Журнал «Белорусская экономика и анализ, прогноз, регулирование. 2010 г.,№3,с.35-42 16. Статистика: показатели и методы анализа: справ. Пособие / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бусыгина, Л.И. Василевская и др.; Под ред. М.М. Новикова. - Мн.: «Современная школа», 2010. 17. Обзор результатов научной деятельности НИЭИ. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №6 2009. 18. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. Мн., ИП «Экоперспектива», 2007. 19. Потупчик В. Фундамент устойчивости // Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. 2009. №1. 20. Рынок труда и денежные доходы населения // Экономический бюллетень. 2009. №2. 21. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2010. 22. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. - Мн.: Выш. шк., 2002. ПРИЛОЖЕНИЕ АНачисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям
ПРИЛОЖЕНИЕ БНачисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по отраслям экономики
ПРИЛОЖЕНИЕ ВНачисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь по отдельным отраслям экономики в феврале 2010 г. |