Курсовая работа: Методы и приёмы формирования нравственных представлений у младших школьников в образовательном процессе
Название: Методы и приёмы формирования нравственных представлений у младших школьников в образовательном процессе Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа |
Исполнитель: Ветошкина Е.В. Научный руководитель: Коротаева Е.В. • Анализ научной литературы позволил выявить неизученные аспекты данной проблемы и сформулировать противоречия: - между необходимостью сформированности нравственных представлений у младших школьников и недостаточной обоснованностью методов и приемов, способствующих усвоению представлений о нравственных категориях; - между психологическими предпосылками младшего школьного возраста в процессе формирования нравственных представлений и недостаточной активизацией мышления самих детей, актуализацией жизненного опыта, развития эмпатии, сочувствия как главного условия нравственного поведения. • Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методов формирования нравственных представлений в учебно-воспитательном процессе. • Объект исследования – процесс формирования нравственных представлений. • Предмет исследования – методы и приемы формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе. Мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственных представлений будет происходить если: • Будут использоваться различные методы и приемы формирования нравственных представлений, органически включенные в образовательный процесс; • Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности; • Будут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников; • Формирование нравственных представлений - это процесс качественного преобразования, под которым понимается создание образа продуктивного воображения, наглядно-образного знания о моральных нормах, принципах, присущих данному обществу. • Кризисная ситуация в современном обществе требует пристального внимания образования к процессу формирования нравственных представлений младших школьников. • Формирование нравственных представлений происходит наиболее эффективно в младшем школьном возрасте. Оно происходит во всех сферах воспитательного пространства школы и должно основываться на принципах равнопартнерства, в условиях свободного диалога в классном коллективе. ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ• Цель опытно-поисковой работы заключается в изучении и формировании нравственных представлений учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе. Работа состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. • Целью констатирующего этапа является выявление актуального уровня сформированнности нравственных представлений младших школьников. Задачи: разработать критерии определения уровня сформированности нравственных представлений; выбрать методики, соответствующие критериям; исследовать учащихся начальных классов с помощью выбранных методик; проанализировать полученные данные. • Цель формирующего этапа состоит в проверке поставленной гипотезы. Задачи: определить методы формирования нравственных представлений и внедрить их на практике; провести анализ полученных результатов исследования. • Цель контрольного этапа – проверить эффективность отобранных методов и приемов формирования нравственных представлений у младших школьников путем сравнения диагностических результатов констатирующего и контрольного этапа Задачи: повторно исследовать учащихся начальных классов с помощью выбранных методик; проанализировать полученные данные. • Процесс формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов будет эффективным если: • будут использоваться различные методы и приемы, способствующие формированию целостной картины мира, развитию рефлексии, эмпатии и умения сочувствовать (этическая беседа, рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение нравственной ситуации, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки, упражнение, направленное на практическое применение полученных нравственных представлений: сочинение, изложение, опрос, размышления на этическую тему и т.д.); • учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности; • будут учтены возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников. Благодарю за внимание! |