Билеты: ГИА обществознание 2009 спецификация
Название: ГИА обществознание 2009 спецификация Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СПЕЦИФИКАЦИЯэкзаменационной работы по обществознанию государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.
подготовлена Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. 2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы Содержание экзаменационной работы определяет: 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по обществознанию (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236). 2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Обществознание (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). 3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий . Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий: - часть 1 содержит задания с выбором ответа; - часть 2 содержит задания с кратким ответом; - часть 3 содержит задания с развернутым ответом. К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 215 ), записанных без пробелов. Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Ответы на задания в третьей части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1. Таблица 1 Распределение заданий по частям работы
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности В первой части работы представлены семь содержательных линий курса, предусмотренных в нормативном документе 1998 г. : общество, человек, сфера духовной культуры, экономическая сфера жизни общества, социальные отношения, сфера социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены общество, человек и сфера духовной культуры, остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте проверочной работы. Задания второй и третьей частей ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений . На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания . Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий второй и третьей частей, что в совокупности они представляют все блоки-модули . В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов проверочных работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса. В экзаменационной работе контролируются следующие умения: 1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; 2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики; 3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее; 4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; 5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами; 6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; 7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; 8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; 9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; 10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; 11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. 5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Часть 1 содержит задания двух уровней: 15 заданий базового уровня (А1, А2, А3, А4, А5, А7-А9, А11, А12, А14, А15, А17-А19) и 5 повышенного уровня (А6, А10, А13, А16, А20). Часть 2 содержит одно задание базового уровня (В3) и три задания повышенного уровня (В1, В2, В4). В части 3 работы представлены два задания базового уровня (С2, С3), два задания повышенного уровня (С1, С5) и 2 задания высокого уровня сложности (С4, С6). Таблица 2Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
6. Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
7. Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по обществознанию не используются.
8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам) На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по общественным дисциплинам. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом) осуществляют специалисты в области общественных дисциплин. 9. Рекомендации по подготовке к экзамену К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (используемым в школах в последние два года). Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru ) в разделе «Документы министерства».
10. Изменения в экзаменационной работе 2009 г. по сравнению с 2008 г. В целом структура экзаменационной работы осталась неизменной. Однако анализ опроса организаторов и учителей предметников, участвовавших в апробации КИМ для государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 г. (в новой форме), выявил ряд направлений совершенствования КИМ. В связи с этим были внесены следующие коррективы: 1. В части 1 работы задания, относящиеся к содержательным линиям общество, человек, духовная культура были сгруппированы в один блок-модуль на позициях А1-А6. 2. В части 2 было удалено задание на выбор лишней позиции списка. 3. Изменен уровень трудности ряда заданий частей 2 и 3 экзаменационной работы.
11. План экзаменационной работы 2009 года по обществознанию Содержание экзаменационной работы 2009 года по обществознанию отражено в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении 1. Приложение 1 План демонстрационного варианта экзаменационной работы 2009 года по обществознанию Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал % выполнения 60%90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).
|