Реферат: Диагностический анализ и его применение в совершенствовании систем управления
Название: Диагностический анализ и его применение в совершенствовании систем управления Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | ||||||||||||
Российская Международная Академия Туризма
Реферат
по дисциплине «Исследование систем управления» на тему «Диагностический анализ и его применение в совершенствовании систем управления»
Выполнил студент 406 группы Белялов Эльдар
Диагностический анализ систем управления Диагностика систем управления — это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние системы управления, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Основная конечная цель любого коммерческого предприятия — получение прибыли, но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, — например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, — тогда диагностика ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же — получение прибыли. Основная цель диагностики — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач: · координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия; · информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений; · создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; · обеспечение рациональности управленческого процесса. Необходимость совершенствования диагностики в настоящее время объясняется следующими причинами: · повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией: o смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; o увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления; o необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации; o необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости организации и избежанию кризисных ситуаций; · усложнение систем управления организации требует механизма координации внутри системы управления; · информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; · общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. В современных условиях можно выделить следующие концепции диагностики (см. табл.10.1). Таблица 10.1 Основные концепции диагностики
Стоит отметить, что эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970—1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур. В целом система диагностики в организации решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной. Современный менеджмент разделяет цели организации на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, можно выделить два вида диагностики: стратегическую диагностику и оперативную диагностику. Стратегическая диагностика несет ответственность за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы. Цели стратегической диагностики: · обеспечение выживаемости системы; · проведение антикризисной политики; · поддержание потенциала успеха. Главные задачи стратегической диагностики: · участие в установлении количественных и качественных целей системы; · ответственность за стратегическое планирование; · разработка альтернативных стратегий; · определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов; · определение узких и поиск слабых мест; · определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями; · сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений; · анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций). Основные направления стратегической диагностики: · Анализ внешней среды: o анализ рынка капитала; o анализ рынка сырья и материалов; o анализ возможностей конкурентов; o анализ экономико-политической сферы; o анализ рынка технологий; o анализ рынка труда; o изучение экологических проблем; o изучение социально-политической сферы. · Анализ внутренней среды: o анализ маркетинга; o анализ людских ресурсов; o анализ технических и технологических ресурсов; o анализ проведения НИОКР; o анализ выпускаемой продукции; o анализ существующей организационной структуры; o анализ финансового состояния организации; o оценка территориального расположения. Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, рассмотренные ранее. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана. Оперативная диагностика несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентирована на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы. Цель оперативной диагностики — обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия. Главные задачи оперативной диагностики: · руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование); · определение узких и поиск слабых мест для тактического управления; · определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями; · сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений; · анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов. Основные подконтрольные показатели оперативной диагностики: · рентабельность капитала; · производительность; · степень ликвидности. Систему оперативной диагностики используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. Диагностика не тождественна контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности системы, а диагностика нацелена на перспективу, опережающий контроль, а также оперативное отслеживание текущих событий. В зависимости от объекта диагностику подразделяют на диагностику финансово-хозяйственного состояния организации и организационную диагностику. Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела, не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться превышения доходов над расходами. Основные цели диагностики финансово-хозяйственного состояния организации: · объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы; · постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана; · прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения плана. Исходя из этого можно сказать, что главной целью анализа финансово-хозяйственного состояния организации является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы. Основные задачи, решаемые при проведении диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия: · проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов (в процессе их разработки); · объективное и всестороннее исследование выполнения установленных планов и бюджетов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учета и отчетности); · комплексная оценка хозяйственной деятельности; · анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции; · анализ зависимости «затраты — объем производства — прибыль»; · оценка эффективности функционирования производственных подразделений; · обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги; · анализ труда и заработной платы; · анализ эффективности использования материальных ресурсов; · анализ эффективности использования основных фондов и работы оборудования; · анализ себестоимости продукции; · анализ прибыли и рентабельности; · анализ финансового состояния; · выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса); · испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы). Это далеко не полный перечень задач, решаемых при проведении диагностики организации, он может быть дополнен в зависимости от целей исследования. Источники информации для диагностики финансово-хозяйственного состояния организации подразделяются на учетные и внеучетные. Учетные источники информации: · бухгалтерский учет и отчетность; · статистический учет и отчетность; · управленческий учет и отчетность. Бухгалтерский учет и отчетность наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции для контроля за выполнением установленных бизнес-планов. Анализ данных бухгалтерского учета позволяет скорректировать деятельность предприятия для улучшения выполнения месячных, квартальных и годовых планов. Положительным при использовании данных бухгалтерского учета и отчетности является тот момент, что анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия может проводить независимый специалист (что важно для небольших фирм, не способных содержать собственную аналитическую группу). При отсутствии на предприятии статистических оперативных данных у руководителя всегда есть возможность получить аналитические показатели по данным бухгалтерского учета, так как ведение бухгалтерского учета и отчетности является обязательным для всех юридических лиц. Статистический учет и отчетность, отслеживающие определенные экономические закономерности, служат важным источником анализа. На основе статистических данных аналитик может проследить динамику поведения затрат, аналитических показателей и т. д. Управленческий учет и отчетность используются как на отдельных участках хозяйственной деятельности, так и в целом на предприятии. Они обеспечивают более быстрое по сравнению со статистической и бухгалтерской отчетностью получение необходимой информации для анализа. Внеучетные источники информации: · материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита; · данные лабораторного и врачебно-санитарного контроля; · результаты проверок налоговой службы; · материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива; · средства массовой информации; · внутренние документы и переписка со сторонними организациями; · сведения, получаемые от личного контакта с исполнителями. Организационная диагностика предназначена для оценки различных аспектов деятельности организации и построения ее диагностического профиля. Для того, чтобы диагностика обеспечивала достижение целей системы управления, она должна обладать несколькими важными свойствами. · Стратегическая направленность диагностики . Для того, чтобы быть эффективной, диагностика должна иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты системы и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого-либо вида деятельности в количественном виде или измерения ее результативности по принципу «затраты — эффект» никогда не должна служить критерием для решения — нужно ли вводить механизм диагностики. · Ориентация на результаты . Конечная цель диагностики состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед системой. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. При этом бесполезно иметь обширную и точную информацию о различных отклонениях от намеченных целей, если она не используется для осуществления необходимых корректирующих действий. Таким образом, чтобы быть эффективной, диагностика должна быть интегрирована с другими функциями управления. · Своевременность диагностики . Для того, чтобы быть эффективной, диагностика должна быть своевременной. Своевременность диагностики заключается не в исключительно высокой скорости или частоте ее проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует диагностируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала диагностики определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости измерений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. Помимо этого, важнейшей целью диагностики остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективной диагностики — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис. · Гибкость диагностики . Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то диагностика становится ненужной. Диагностика, как и планы, должна быть достаточно гибкой и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе диагностики. · Простота диагностики . Как правило, наиболее эффективная диагностика — это простейшая диагностика с точки зрения тех целей, для которых она предназначена. Простейшие методы диагностики требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что если система диагностики слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее — такая система диагностики не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Поэтому для того, чтобы быть эффективной, диагностика должна соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой диагностики и реализующих ее. · Экономичность диагностики . Очень редко стремятся достичь при помощи диагностики полного совершенства в работе системы, поскольку прогрессирующие усовершенствования и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств. Таким образом, если суммарные затраты на систему диагностики превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему диагностики вообще или ввести менее тщательную диагностику. Вообще, поскольку в диагностике скрыто много побочных затрат, таких как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то для того, чтобы диагностика была экономически оправданной, отношение затрат к возможной прибыли у нее должно быть довольно низким. |