Контрольная работа: Контрольная работапо Экологическому праву

Название: Контрольная работапо Экологическому праву
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

Контрольная работа.

Вариант №5.

Вопрос №1. Принцип экологического права.

Экологическое право базируется на определенных принципах, которые являются руководящими началами его нормативно-правового регулирования. Поэтому принципам экологического права не должны противоречить обычные его нормы.

Основные принципы экологического права основываются непосредственно на положениях Конституции, поэтому они являются руководящими началами не только деятельности по использованию и охране природных ресурсов, но и по принятию правовых актов, регулирующих отношения в этой области. Поскольку такие отношения входят в предмет регулирования раз личных отраслей законодательства, то и принципы экологического права также находят отражение в различных актах.

Следует отметить, что количество принципов экологического права с появлением новых правовых актов возрастает. Нормативно-правовыми, т.е. установленными нормами права, становятся такие принципы, которые ранее были экономическими, экологическими , даже этическими, либо формулировались лишь в юридической доктрине (были доктринальными). Принципы экологического права , обобщая его нормы, при дают им обязательный характер, способный оказывать влияние на общественную практику.

В то же время свойственная современному законотворчеству поспешность предопределила включение ряда принципов, по сути, всею экологического права не в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а принятый двумя месяцами раньше ЗК. В ЗК данные принципы именуются «основными принципами земельного законодательства». Однако количество этих «основных» принципов и их весьма широкое содержание приводят к вы воду о том, что они выходят за рамки собственного земельного законодательства. Возможно, законодатель сделал это умышленно, считая землю главным природным ресурсом планеты.

Основные принципы земельного законодательства содержатся в ст. 1 ЗК. Включение в первую статью федерального закона (кодекса) принципов соответствующего законодательства — редкое явление в правотворческой практике. До ЗК с провозглашения принципов начинался лишь ГК (ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства»). Новизной отличается и раскрытие содержания принципов непосредственно в тексте ЗК. Применение данных приемов призвано усилить значимость отношений в области рационального использования и охраны природных ресурсов.

Первым и, следовательно, ведущим принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Принцип исходит из нормы ч. 1 ст. 9 Конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей природной среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества — второй принцип земельного законодательства. Он реализует положение ч. 2 ст. 36 Конституции о том, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и за конных интересов иных лиц. В ЗК он нашел отражение главным образом в том, что его глава II целиком посвящена охране земель. С данным принципом связан также принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подл. 10 п. 1 ст. 1 ЗК). Такой приоритет охраны земель основывается на ее ограниченности в пространстве, затруднительности, а зачастую и невозможности ее восстановления при нерациональном использовании.

Третьим принципом земельного законодательства является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие вилы деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на его здоровье» даже если это потребует больших затрат. Его конституционная основа — право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществуэкологическим правонарушением (ст. 42). Данный принцип тесно связан с первым принципом земельного законодательства, поскольку зачастую ухудшение состояния земель влечет причинение вреда здоровью, а в крайних случаях — и угрозу жизни человека. Необходимо подчеркнуть, что закон предусматривает реализацию данного принципа вне зависимости от величины затрат.

Из приведенных принципов и раскрытия их содержания: следует, что они направлены не только на рациональное использование и охрану земли как отдельного природного ресурса, но и окружающей среды в целом. Некоторые из них дословно воспроизводят основные принципы охраны окружающей среды, закрепленные ст. 3 одноименного Закона и послужившие основой для их характеристики в ЗК и юридической литературе.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе установленных им более двух десятков принципов. Отнесение некоторых из них к принципамэкологического права или законодательства весьма дискуссионно. Вряд ли стоит возводить в принцип, например, платность природопользования. Кроме того, многочисленность принципов при вела к тому, что они частично дублируют друг друга. Тем не менее свои принципы закреплены и в других законах, содержащих нормы экологического права . Например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», направленный на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее хозяйственной и иной деятельности и предусматривающий в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (преамбула), устанавливает в ст. 3 следующие принципы экологической экспертизы :

 презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

 обязательность проведения государственной экологи ческой экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы ;

 комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

 обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы .

Некоторые изданных принципов аналогичны принципам охраны окружающей среды, закрепленным в одноименном законе. В этой связи хотелось бы обратить внимание на принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой (планируемой) деятельности. Он сформулирован таким образом, что позволяет рассматривать как экологически опасную любую деятельность, даже если она только намечается и объективно не в состоянии причинить вред окружающей среде. Поэтому данный принцип не следует абсолютизировать, иначе это приведет к проведению длинной череды ненужных «экологических » экспертиз, что не только не будет способствовать охране окружающей среды, но и станет препятствовать ей, ставя в зависимость от проведения экологической экспертизы другие меры охраны окружающей среды.

Таким образом, основные принципы экологического права основываются на положениях Конституции и устанавливаются актами различных отраслей законодательства. Однако они же «перегружают» его и в силу широты своего содержания нуждаются в конкретизации нормами, не отнесенными законами к принципам.

Вопрос №2. Закон об охране атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы,

находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем состояния атмосферного воздуха.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Контроль за охраной атмосферного воздуха обеспечивает :

1)соблюдение условий, установленных разрешени-ями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и предотвращение вредных физических воздействий на него;

2) соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

3) соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

4) выполнение федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха, программ субъектов РФ по охране атмосферного воздуха и выполнение мероприятий по его охране;

5) соблюдение иных требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Производственный контроль - контроль за охраной атмосферного воздуха, осуществляемый юридическими лицами, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.

Права государственных инспекторов , осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха:

1) беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

2) проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

3) проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

4) определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

5) направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Обязанности государственного инспектора :

1) иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

2) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ;

3) осуществлять контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

4) обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

5) взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;

6) обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха.

Вопрос №3. Принципы права природопользования.

В процессе осуществления права пользования природными ресурсами проявляется ряд его важных особенностей (принципов), основными из ко­торых можно назвать целевой характер, платность, лицензирование и лими­тирование природопользования.

Целевой характер пользования природными ресурсами

Предоставление природного ресурса в пользование всегда осуществляет­ся в соответствии с определенной целью. Например, земельные участки мо­гут выделяться для крестьянского хозяйства, строительства жилого дома или производственного объекта; участки лесного фонда - для заготовки древе­сины или организации охотничьего хозяйства; участки недр - для добычи полезных ископаемых или геологического изучения и т. д.

Цель будущего использования фиксируется в юридическом документе, оформляющем право природопользования: в лицензии на право пользования недрами, договоре аренды земельного участка, лесорубочном билете и др.

Природный объект должен использоваться согласно этому целевому на­значению. Невыполнение данного требования рассматривается как наруше­ние законодательства и влечет для природопользователя неблагоприятные юридические последствия (изъятие природного объекта, привлечение к от­ветственности).

Вопрос №4. Виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства.

Одним из важных институтов правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды является юридическая ответственность, возникающая в случае нарушения экологического законодательства. Понятие юридической ответственности в науке является едва ли не самой спорной в ряду иных правовых проблем. Юридическая ответственность в теории права понимается как обязанность лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия (санкций) за совершенное правонарушение, как применение санкций, влекущих для правонарушителя лишения личного, имущественного, организационного характера. Зачастую юридическая ответственность рассматривается и как правоотношение, возникающее между правонарушителем и государственными органами и реализуемое в рамках охранительных правоотношений.

В содержание юридической ответственности, действительно, входит и обязанность лица подвергнуться мерам государственного принуждения и само применение таких мер. Это позволяет заключить, что юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды - это обязанность правонарушителя, совершившего нарушения экологического законодательства, претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного характера, закрепленные в санкциях правовых норм и применяемые в определенной процессуальной форме.

Отличительными признаками данного правового института являются следующие:
1) юридическая ответственность применяется за совершение экологического правонарушения.

Экологическое правонарушение - противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Экологическое правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной сторонами правонарушения. Ответственность за правонарушение, как и в иных отраслях права, может наступать только при наличии всех четырех элементов, а отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (природные объекты) являются предметом правонарушения. Объективную сторону экологических правонарушений составляют: действия или бездействия, нарушающие общеобязательные правила природопользования и охраны окружающей природной среды; вред экологическим интересам личности, общества или государства либо реальная угроза причинения такого вреда; причинная связь между экологически опасным деянием и наступившим вредом. Субъектом экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица. Экологические правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Вина в форме умысла имеет место тогда, когда из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение. В случаях совершения правонарушения по неосторожности в поведении лица отсутствуют элементы намеренности. Оно не направлено сознательно на правонарушение, но в то же время в поведении человека отсутствует должная внимательность и осмотрительность;
2) юридическая ответственность за экологические правонарушения - это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия, определенные лишения;
3) меры, применяемые к правонарушителям могут быть как собственно эколого-правовые, так и предусмотренные в законодательных актах других отраслей законодательства;
4) юридическая ответственность возлагается в определенной процессуальной форме: уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т.д., установленной в законодательстве.

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов экологического права. Основанием для юридической ответственности является правонарушение в области охраны окружающей среды (экологическое правонарушение). Состав правонарушения - это фактическое основание для ответственности, а норма права - правовое.

Закреплены следующие виды ответственности:
- имущественная;
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная.

Вопрос №5. Виды пользования недрами.

Основными видами пользования недрами являются:

1) геологоразведочные работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологоразведочные работы по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, а также геологическому изучению и оценке пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча (опытно-промышленная эксплуатация) может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Приобретение прав на недропользование

В России существуют две системы недропользования: ! лицензионная; ! концессионная.

В первом случае право на использование недр приобретается посредством получения лицензии. Во втором случае посредством заключения договора о разделе продукции с последующей выдачей лицензии.

При предоставлении недр в пользовании используется принцип «двух ключей», заключающийся в том, что такие права может предоставлять Российская Федерация и ее субъекты.

Вопрос №6. Нормирование качества окружающей среды (в том числе и атмосферного воздуха).

Нормальный химический состав атмосферного воздуха способствует нормальному функционированию экологических систем, обеспечивает круговорот ряда химических элементов, способствует развитию флоры и фауны. Хотя до основного химического состава воздуха приземного слоя атмосферы входят только четыре ингредиента, в обычных условиях в нем присутствует значительное количество различных газообразных, твердых и жидких компонентов. Все они могут так или иначе влиять на различные процессы. Отдельные газообразные компоненты могут быть токсичными и оказывать непосредственного вредного влияния на живые организмы. Твердые компоненты могут оказывать как прямого вредного воздействия на организмы, так и косвенно - в результате нарушения температурно-влажностного режима в зонах повышенной загрязненности.
Под загрязнением атмосферы понимают попадание в нее веществ любого происхождения, которые либо не свойственные природному составу атмосферы, либо находятся в концентрациях, значительно отличаются от их естественного содержания в атмосфере и которые вредно влияют на живые организмы и подавляют их жизнедеятельность. Это прежде всего касается приземного слоя атмосферы.

Из определения видно, что загрязнение - это не только попадание в атмосферу вредных компонентов, но и изменение содержания в нем основных составляющих.
В соответствии с действующими нормативными документами, под загрязнением атмосферы понимают ухудшение качества воздуха. Однако, такое определение не дает представления о возможных последствиях этого процесса.

Например, изменение концентрации кислорода. При нормальных условиях в приземном слое атмосферы содержится по объему 20,94% кислорода. Рост его содержания в воздухе до 24% вызовет значительную интенсификацию окислительных процессов, мешать самозатуханию лесных пожаров, будет наблюдаться самовозгорания опавших осенью листьев и т.п. Все эти процессы могут привести к нагреванию атмосферы со всеми вытекающими последствиями. Уменьшение содержания кислорода в воздухе до 16% вызовет массовую удушье животных организмов, поставит на грань гибели фауну Земли. Следовательно, любое отклонение состояния атмосферного воздуха от нормы представляет определенной опасности.

Атмосфера, как и любой компонент биосферы, представляет собой большую равновесную окислительную систему со значительным содержанием основного окислителя - кислорода. За счет этого возможно самоочищения атмосферного воздуха. В этих процессах важную роль играют также гравитационное и электромагнитное поле Земли (осаждения твердых частиц), атмосферные осадки (вымывание газообразных и жидких компонентов). В результате этих процессов, атмосфера, как природа в целом, нейтрализует и удаляет попадающих в нее вредные примеси, но компенсационные возможности атмосферы являются исчерпывающими и чистый воздух относят к исчерпывающие возобновляемых ресурсов. Способность атмосферы к самоочищению долгое время человечество использовало "бездумно" и, как следствие, все чаще встречаемся с региональными экологическими проблемами и предкризисной ситуации.

Загрязнение атмосферы оказывает негативного влияния на все) стороны жизни, то есть:
- Создается угроза для здоровья и жизни людей, что может быть причиной повышения заболеваемости, преждевременного старения, возникновения тяжелых отдаленных последствий и необратимых изменений в будущих поколений;
- Наносит значительный экономический ущерб за счет повышения коррозии оборудования и сооружений, сокращение срока их эксплуатации и т.п.;
- Вызывает деградацию природных экосистем, негативно влияет на флору и фауну и т.д.

Все это говорит о необходимости защиты атмосферы. К сожалению, на первый план всегда ставится экономическая эффективность производства, а вопрос защиты окружающей среды, в том числе и атмосферы, выносится на второй план. Возможности, современный технический прогресс приобрел в области охраны атмосферного воздуха, используются в неполной мере. Это требует коренного изменения отношения человека к вопросам охраны природы и охраны окружающей среды в целом и воздух в том числе, иначе человечеству неизбежно грозит общая экологическая катастрофа.

Для оценки состояния атмосферного воздуха и возможности его контроля проводят классификацию загрязняющих атмосферу веществ по различным признакам.

По происхождению все источники загрязнения атмосферы разделяют на природные и антропогенные. К природным источникам загрязнения атмосферы относятся извержения вулканов, лесные пожары, поверхности выветривания т.д. Кроме того, к природным источникам загрязнения атмосферы относятся космическая пыль, солнечное и космическое излучение и т.д. Среди основных источников антропогенного загрязнения особое внимание следует уделять выбросам промышленных предприятий и энергетических систем. На этих предприятиях источниками загрязнения атмосферы являются неутилизированных отходов, образующихся в результате обмена веществ и энергий предприятия и окружающей среды. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются оксиды углерода (CO + С02), диоксид серы (S02), оксиды азота (NxOy), углеводороды CnHm, пыль, биологические загрязнения и т.д.

По ГОСТ 17.2.1.01-76, загрязняющих атмосферу вещества классифицируют по агрегатному состоянию и количеству веществ. По агрегатному состоянию загрязняющих атмосферу вещества разделяют на газообразные, парообразных (пары органических растворителей), твердые и жидкие. Последние образуют в воздухе аэрозоли.
Жидкие аэрозоли - туманы, в зависимости от размера частиц разделяют на четыре группы:
- Супертонкий туман (размер частиц до 0,5 мкм);
- Тонкодисперсный туман (в пределах 0,5 <x <3,0 мкм);
- Грубодисперсных туман (в пределах 3,0 <д: <10,0 мкм);
- Капли (свыше 10,0 мкм).
Твердые аэрозоли - дым, также по размеру частиц разделяют на четыре группы:
- С размером частиц (пыли) до 1,0 мкм;
- С размером частиц в пределах 1,0 <x <10,0 мкм
- С размером частиц в пределах 10,0 <x <50,0 мкм
- С размером частиц более 50,0 мкм.

Такое разделение загрязняющих веществ с дисперсностью необходимый для правильного выбора методов их улавливание и прогнозирования зоны оседания загрязняющих веществ.

По количеству выбросов в атмосферу, источники загрязнения атмосферы разделяют на шесть групп:
- С количеством выбросов до 0,01 т / сутки;
- С количеством выбросов от 0,01 до 0,1 т / сутки;
- С количеством выбросов от 0,1 до 1,0 т / сутки;
- С количеством выбросов от 1,0 до 10,0 т / сутки;
- С количеством выбросов от 10,0 до 100,0 т / сут;
- С количеством выбросов более 100,0 т / сут.

Такое разделение источников загрязнения атмосферы необходим для правильной организации мероприятий по охране атмосферного воздуха, в частности, подбор методов очистки газов с производительностью и эффективностью. Чем больше выбросов в атмосферу осуществляется предприятием, тем большее внимание уделяется этому источнику загрязняющих веществ.

Все загрязнители атмосферного воздуха объединяют в две основные группы: материальные и энергетические.

В свою очередь, материальные загрязняющих атмосферу вещества разделяют на химически инертные (нетоксичные) и химически активные (токсичные). Токсичными называют такие ингредиенты, которые при превышении определенных предельно допустимых концентраций (ПДК) вызывают гибель живых существ или подавляют их жизнедеятельность, в том числе влияющих на здоровье людей. Нетоксичными есть такие ингредиенты, необходимые для развития живых организмов или они не влияют на их жизнедеятельность в рамках определенных концентраций, характерная для естественного состава атмосферного воздуха.

Значительное отклонение от границ природных концентраций нетоксичных ингредиентов может оказывать негативного влияния на живые организмы.

Загрязняющих атмосферу вещества классифицируют на основе характера воздействия на живые организмы. Выделяют пять основных групп загрязняющих веществ:
- Общесоматические, при определенной количественной действия могут вызвать отравление всего организма, например, оксид углерода (II), пары ртути, неорганические соединения свинца и т.д.;
- Раздражающие, вызывающие раздражение дыхательных путей и слизистых оболочек, например, оксиды серы и азота, озон, хлор и т.д.;
- Аллергены или сенсибилизирующие, т.е. химически инертные вещества, способные вызывать аллергии и кожные заболевания типа экзем, например, нетоксичный пыль, цветочную пыльцу и т.д.;
- Канцерогенные, вызывающие появление злокачественных опухолей, например, бенз (а) пирен, асбест, соединения хрома (VI), радон и т.п.;
- Мутагенные, вызывающие нежелательные мутации в живых организмах, например, радионуклиды, органические соединения свинца, соединения марганца в высших степенях окисления, т.

Отдельно проводят классификацию химических загрязняющих веществ по степени воздействия на организм человека. Выделяют четыре класса опасности химических веществ:
- Чрезвычайно опасные, например, ртуть, хлор и т.д.;
- Высоко опасные, например, оксиды азота, анилин и т.д.;
- Умеренно опасные, например, диоксид серы, бензен, карбоновые кислоты и др.;
- Мало опасные, например, оксид углерода, ацетон, бензины,
т.д.

Все перечисленные загрязняющих вещества вызывают так называемое материальное загрязнение атмосферы, которое может оказывать негативного влияния не только на живые организмы, но и на неживую природу.

От материальных загрязняющих атмосферу веществ принципиально отличаются влияние энергетического загрязнения.

Энергетическое или параметрическое загрязнения включает в себя промышленные тепловые выбросы и все виды излучения - световое, звуковое (шум), электромагнитное и ионизирующее (а-, Р-, у-излучения). С точки зрения влияния на окружающую среду, энергетическое загрязнение имеет ряд особенностей. Во-первых, это ограниченная зона действия, т.е. по увеличению расстояния от источника, их действие ослабевает. Во-вторых, такие загрязнения негативно влияют на окружающую среду только в момент их генерации, то есть они не накапливаются в среде за исключением тепловых выбросов. Энергетические загрязнения могут по-разному влиять на окружающую среду: световое - приводит к смещению биоритмов живых существ, акустическое - предоставляет нагрузка на нервную систему людей и отпугивает животных, электромагнитное - вызывает изменения в составе крови и органов, содержащих значительные количества воды, ионизирующее - вызывает мутагенное или соматическую действие (лучевая болезнь)...

Вопрос №7. Формы взаимодействия природы и общества.

Основной формой взаимодействия природы и общества является материальное производство. И в прошлые исторические эпохи вторжение человека в природные процессы вызывало в них серьезные сдвиги, выражавшиеся в изменении ландшафта, климата, режима рек и озер вследствие сведения лесов, ирригации, мелиорации, распашки почв. Вся основа человеческой истории представляет собой преобразование природы трудом, приспособление ее вещества и энергии к потребностям общества. Обмен человека с природой социально опосредован. Через производство природа включается в систему общественных связей, становится вещественным субстратом социальной формы движения. Вещество и энергия природы приобретают социальную функцию, будучи использованными в виде предметов труда, орудий и средств производства и их продуктов. Таким образом, естественно-географическая среда превращается в фактор внутреннего содержания общественной жизни. Человек – часть природы, и он может существовать лишь благодаря постоянному обмену с ней. Анализ взаимосвязи различных типов и форм хозяйственной деятельности и естественно-географической среды, выявление оптимальных для данного ландшафта хозяйственно-культурных типов их региональных и локальных вариантов, учет положительных и отрицательных результатов антропогенного воздействия на природу при разных способах производства и формах хозяйства все это входит в изучение экологического опыта прошлых эпох.

Вопрос №8. Экологическая экспертиза как функция госуправления.

Функции государственного экологического управления

В соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды выполняются различными субъектами управления, наделенными различными полномочиями. Соответственно и содержание управления у них разное. Оно складывается из ряда функций управления.

Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К таким функциям относятся:

- информационное обеспечение охраны окружающей среды и природопользования;

- создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

- координация деятельности по управлению природопользования и охраны окружающей среды (экологическому управлению);

- распоряжение природными ресурсами;

- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

- мониторинг окружающей среды;

- экологическое нормирование и стандартизация;

- экологическая экспертиза;

- экологический контроль;

- экологическое лицензирование;

- экологический аудит;

- учет состояния и использования отдельных природных ресурсов, а также вредных воздействий (ведение кадастров природных объектов);

- разрешение споров в области охраны окружающей среды;

- экологическое воспитание и образование.

Следует отметить, что все вышеназванные функции экологического управления существуют не изолированно друг от друга, а находятся в тесной взаимозависимости, а многие дополняют и даже предопределяют друг друга.

Например, наличие информационной функции предопределяет существование других функций, ведь без информации о количестве, качестве природных объектов, невозможно сформулировать стратегию их использования, охраны, воспроизводства и выполнять иные действия по осуществлению экологического управления.

Вопрос №9. Правовые меры охраны леса.

Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти обеспечивают реализацию мероприятий по охране и защите лесов. Обязанности по непосредственному осуществлению этой деятельности возложены на государственную лесную охрану РФ. Для охраны лесов сельскохозяйственных организаций создается ведомственная лесная охрана.

Также существуют предохранительные правовые предписания, касающиеся формирования, поддержания и охраны лесов определенных групп и категорий защитности.

Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и предусматривает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.

Усиление полезных свойств лесов, их сбережение, охрана от пожара, защита от вредителей должны осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде, с учетом биологических и региональных особенностей лесов.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов. Строительные, взрывные и буровые работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций и т.д. в лесах должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их производства.

Вопрос №10. Национальные парки и природные парки.

Национальные парки (ст. 12-17 Федерального закона от 15 февраля 1995 г.). Они размещены на землях природно-заповедного фонда (ст. 90 ЗК). Национальные парки* являются природоохранными, эколого-про-светительскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земли и другие природные объекты закрепляются за ними в бессрочное (постоянное) пользование.*

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки других пользователей земли.

Основными задачами национальных парков являются:

сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

сохранение историко-культурных объектов;

создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

осуществление экологического мониторинга;

восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются по постановлению Правительства РФ с согласия субъектов РФ.

На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей, для чего выделяются различные функциональные зоны: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей (палаточных лагерей, иных объектов туристского сервиса и т. п.); хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит установленному для них правовому режиму.

Национальные парки являются юридическими лицами и финансируются за счет федерального бюджета.

3. Природные парки (ст. 18-21 Федерального закона от 15 февраля 1995 г.). Они находятся на землях природно-заповедного фонда.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей.

На природные парки возлагаются следующие задачи: сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природных парков и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Решение об образовании природных парков принимают исполнительные органы государственной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то органов и по согласованию с органами местного самоуправления.

Природные парки являются юридическими лицами и финансируются за счет средств субъектов РФ.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На их землях могут быть выделены различные функциональные зоны (природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и др.).

Вопрос №11. Правовой режим зон экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия определяется законодательством РФ.__

Зоны чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия на водных объектах - водные объекты, их части и их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.

Задачи единой государственной системы предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций :

1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4)сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

7)создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;

9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;

10) осуществление мероприятий по социальной защите населения;

11)реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вопрос №12. Понятие государственного учета в области охраны окружающей среды.

Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)

1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
3. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Вопрос №13. Правовой режим курортных, лечебно оздоровительных зон.

Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируется

как Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», так и Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах ».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством России, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Законом «Об особо охраняемых природных территориях» (п. 1 ст. 32) установлен запрет или ограничение в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством России, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне – пользователями, во второй и третьей зонах – пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

Вопрос №14. Природные заповедники.

Государственные природные заповедники составляют основу национального богатства страны. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйствен­ного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологопросвети­тельское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетиче­ского фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники представляют собой природоохранные, научноисследовательские и экологопросвети­тельские учреждения, цель которых - сохранение и изучение есте­ственного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сооб­ществ растений и животных, типичных и уникальных экологиче­ских систем.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предос­тавляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными закона­ми. Имущество государственных природных заповедников являет­ся федеральной собственностью.

Здания, сооружения, историкокультурные и другие объекты не­движимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в госу­дарственные природные заповедники.

Задачи государственных природных заповедников:
осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном со­стоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
осуществление экологического мониторинга в рамках общегосу­дарственной системы мониторинга окружающей природной среды;
экологическое просвещение;
участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в об­ласти охраны окружающей природной среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановле­нием Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.

На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограни­ченным режимом экологопользования.

Решение об образовании охранной зоны государственного при­родного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней.

На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в По­ложении о данном заповеднике, в частности интродукция жи­вых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и дея­тельность, направленные:
на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и проти­вопожарную безопасность; предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
осуществление экологических задач;
ведение экологопросветительской работы;
осуществление контрольнонадзорных функций. В заповедниках могут выделяться участки, на которых иск­лючается всякое вмешательство человека в природные процессы. На землях заповедников, не включающих особо ценные экологи ческие системы, допускается деятельность, направленная на обес­печение жизнедеятельности сотрудников заповедника.

Вопрос №15. Юридическое понятие «атмосферный воздух». Атмосферный воздух как объект правовой охраны.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:

1. нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;

2. установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;

3. государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;

4. выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;

5. установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Виды воздухопользования:

1. пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2. пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3. пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4. пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:

1. производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

2. территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Практическое задание для контрольной работы.

Задание № 1

Государственной приемочной комиссией был подписан акт о при­емке к эксплуатации нового цеха металлургического государственного предприятия с оговоркой, что строительная организация гарантирует через год обеспечить ввод системы очистных сооружений. Однако строительная организация своих обязательств не выполнила. Сточные не обезвреженные воды данного предприятия загрязнили реку, нанесли вред рыбным запасам, испортили пляжи и места отдыха населения.

В чем состоят нарушения порядка приемки объекта?

Какие виды и меры ответственности предусмотрены экологическим законодательством за нарушения порядка приемки объекта с нарушениями экологических требований к эксплуатации?

Какие меры предусмотрены законодательством для предотвращения и устранения загрязнения водоемов?

В каком порядке будет возмещен причиненный ущерб?

Ответ:

Согласно статьи 40 Закона «Об охране окружающей среды» п.2. нарушение требований по охране окружающей среды влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно статьи 41 «экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов» : при размещении предприятий, сооружений и иных объектов, должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.

Согласно статьи 246 УК РФ. «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»: нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если не имеет место повторность, умысел и крупный ущерб, то виновные несут административную ответственность, предусмотренную ст. 8.1 Кодекса о АП (граждане несут ответственность в размере штрафа от 1000-2000 рублей, должностные лица – от 2000 до 5000 рублей, юр.лица – от 20000 до 100000 руб).

Задание №2

Господин Иванов П.И., купив охотничье ружье и зарегистрировав его в установленном порядке, решил на деле проверить точность его боя. С этой целью он вышел в ближайший лес и стал стрелять дробью в птиц, которые попали в его поле зрения. Участковый инспектор милиции составил акт на предмет привлечения г-на Иванова П.И. к ответственности за незаконную охоту. В ответ на это г-н Иванов П.И. заявил, что уничтоженные им птицы не относятся к охотничье-промысловому фонду животных на отстрел которых требуется специальное разрешение.

Решите дело. Предусмотрена ли юридическая ответственность за совершенное деяние? Если да, то какая (со ссылками на соответствующие статьи нормативных правовых актов).

Ответ :

Согласно ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24.07.2009 статья 14 п.3: "Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона».

П.4. «Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона». Т.о. для стрельбы по птицам необходимо иметь кроме разрешения на ружье и разрешение на добычу охотничьих ресурсов (охотничий билет). Нарушители закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24.07.2009 попадают под административную ответственность (статья 8.37 КоАП).

Задание № 3

Прокурор города предъявил в областном арбитражном суде иск о взыскании с завода минеральных удобрений суммы ущерба, причиненного пылевым и химическим загрязнением воздуха и водоемов, сельскохозяйственных угодий в результате выброса вредных веществ без соответствующего разрешения органов охраны окружающей природной среды. Арбитражный суд удовлетворил иск прокурора и взыскал суммы ущерба, причиненного загрязнением почвы, атмосферного воздуха и водоема.

Сделайте анализ иска прокурора и принятого решения с точки зрения экологического законодательства.

Ответ:

Согласно статьи 8.21 КоАП РФ «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статьи 8.6 п.2 КоАП РФ, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.8.13.п.4 КоАП РФ, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Таким образом, думаю, что решением суда будет приостановление деятельности завода на девяноста дней, а также наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей, в связи с загрязнением почвы, атмосферного воздуха и водоема.

Задание № 4

Гражданин Селин И.Г. на земельном участке, отведенном под индивидуальное жилищное строительство, решил пробурить скважину для обеспечения собственных нужд в воде.

Требуется ли лицензия на бурение скважины? Сошлитесь на закон.

Ответ:

Законом РФ от 21.02.1992г. Ns 2395-1 "О недрах" (в редакции от 03.03.1995г. с дополнениями и изменениями от 10.02.1999г., от 02.01.2000г., от 08.08.2001r., от 29.05.2002г.) определено, что на бурение скважины необходимо оформить лицензию на определенной территории.

Задание № 5

Решением местной администрации строительному управлению был предоставлен во временное пользование земельный участок для добычи песка. Строительное управление не приняло мер по сохранению плодородного слоя почв, за что было оштрафовано.

Правильно ли был взыскан штраф? Что должно было предпринять строительное управление до того, как приступить к добыче песка?

Ответ:

Согласно статьи 8.8 КоАП п.2: Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Задание № 6

По решению местной администрации был выделен земельный участок для строительства зоопарка. Население микрорайона добилось проведения научной экспертизы, выводы которой оказались отрицательными. Тем не менее, строительство зоопарка началось.

Общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экспертизы, просило отменить решение местной администрации о строительстве зоопарка. Решите дело.

Ответ:

Согласно статьи 8.1. КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

На основании данной экспертизы суд должен признать неправомерными действия местной администрации. Должностное лицо, принявшее решение о строительстве зоопарка, должно будет уплатить штраф от двух до пяти тысяч рублей.

Задание № 7

Гражданин Елин В.В., имея разрешение на любительскую охоту (разовую лицензию), в ходе ее проведения грубо нарушил условия лицензии. Это выразилось в превышении разрешенной нормы отстрела

пушных зверей, что было зафиксировано в протоколе задержания гражданина Елина В.В. органами внутренних дел.

Определите меру юридической ответственности гражданина Елина В.В.за совершенное экологическое правонарушение.

Ответ:

Статья 8.37 КоАП РФ гласит, что нарушение правил пользования объектами животного мира, а именно: нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Задание № 8

По решению администрации района двум колхозам района, сельскохозяйственным кооперативам, фермерам были выписаны билеты на сенокошение и заготовку сена на территории государственного природного заповедника «Окский». Несмотря на протесты дирекции заповедника было произведено сенокошение на площади в 10 га, в результате чего оказался нарушенным естественный режим заповедника, уничтожен на большой территории растительный и животный мир природного комплекса, причинен экономический и экологический ущерб.

Какими нормами следует руководствоваться при решении вопроса о возмещении вреда заповеднику? Объясните порядок возмещения экономического и экологического вреда.

Ответ:

Согласно статьи 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

22.

Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред экономический и вред экологический.

Экономический вред причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.

Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде.

Задание № 9

На территории акционерного общества «Юность» имелись запасы гравия. Акционерное общество организовало бригаду по использованию гравия. Добытая продукция использовалась для собственных нужд, а часть ее продавалась другим потребителям.

Правомерны ли действия акционерного общества? Сошлитесь на закон.

Ответ:

Действия АО не правомерны. Согласно статьи 8.13 п.3 КоАП РФ, незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Задание № 10

Директор одного оборонного предприятия принял решение о перевозке опасных отходов с нарушением всех установленных для таких ситуаций правил. При транспортировке произошла авария и опасные отходы попали в окружающую среду. Результатом этого стала массовая гибель животных в зоне заражения. Прокуратура по факту случившегося возбудила уголовное дело, а суд признал директора предприятия виновным в совершении экологического преступления.

Определите меру юридической ответственности директора.

Ответ:

Согласно статья 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Один из основных принципов государственной политики в сфере экологии:

а) государственный контроль в сфере экологии;

б) контроль за техническим развитием;

в) обеспечение эффективности правового регулирования экологических правоотношений.

2. Кто впервые ввел термин «экология» в науку:

а) М. Ломоносов;

б) Э. Геккель;

в) Ф. Энгельс.

3. Как переводится с греческого термин «экология»:

а) наука об окружающей среде;

б) наука о месте обитания (жилище);

в) наука о взаимосвязи между организмами и средой их обитания.

4. Один из основных признаков экологического права:

а) рациональное и неистощимое использование земельных ресурсов;

б) приоритет охраны жизни и здоровья человека;

в) защита окружающей природной среды.

5. Что является основанием получения (приобретения) права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных отходов:

а) решение федерального органа управления;

б) решение Правительства РФ, согласованное с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

в) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

6. Основанием возникновения права пользования объектами животного мира, не находящимися в федеральной собственности, является:

а) решение Правительства РФ;

б) решение органов исполнительной власти субъекта РФ;

в) решение органов исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с Правительством РФ.

7. Основанием возникновения права пользования атмосферным воздухом для выброса в него загрязняющих веществ является:

а) решение Правительства РФ;

б) решение исполнительного органа соответствующего субъекта РФ;

в) решение специального уполномоченного государственного органа.

8. Документ, удостоверяющий право ее владельца на долгосрочное пользование участниками лесного займа, — это:

а) лицензия;

б) лесорубный билет (ордер);

в) лесной билет.

9. Лицензия на комплексное природопользование выдается:

а) Правительством РФ;

б) органами исполнительной власти;

в) специально уполномоченным государственным органом охраны окружающей среды.

10. Контроль за соблюдением природопользователями экологических требований и условий осуществляется:

а) органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;

б) специально уполномоченным государственным органом охраны окружающей природной сферы;

в) органами местного самоуправления.

11. В каком году был издан первый закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»:

а) в 1971;

б) в 1982;

в) в 1991.

12. В каком международном правовом акте впервые изложены основные принципы международного экологического права:

а) Устав ООН;

б) Стокгольмская Декларация;

в) Декларация Бразильской конференции ООН по окружающей среде и развитию.

13. Понятие «мировой океан» в экологическом праве охватывает:

а) все океаны;

б) все океаны и связанные с ним моря;

в) все океаны и все моря.

14. Понятием «материки» в экологическом праве охватывается:

а) вся земная поверхность;

б) весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли;

в) поверхность земли и недра.

15. Организация, деятельность которой полностью посвящена экологическому праву:

а) ООН;

б) международный Совет по праву окружающей среды;

в) международный союз охраны природы и природных ресурсов.

16. Какой вид ответственности за экологические природопользование применяется по Международному экологическому праву:

а) уголовная;

б) административная;

в) имущественная.

17. Отраслевым специализированным органом в сфере экологии является:

а) Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;

б) Федеральная служба земельного кадастра России;

в) Комитет РФ по геологии и использованию недр.

18. Основополагающим нормативным актом, определяющим права граждан на благоприятную окружающую среду, является:

а) Конституция РФ;

б) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

в) Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

19. Какая Конституция в нашей стране впервые определила, что охрана окружающей среды есть конституционное право граждан:

а) 1936г.;

б) 1977г.;

в) 1993г.

20. Субъект права собственности на природные объекты — это лицо, осуществляющее:

а) владение природными объектами;

б) пользование и владение природными объектами;

в) владение, пользование и распоряжение природными объектами.

21. Что понимается под природным ресурсом «Земля»:

а) поверхность Земли и ее недра;

б) поверхность Земли и ее водные ресурсы;

в) поверхность, охватывающая плодородные слои почвы Земли.

22. Один из основных принципов экологической экспертизы:

а) предупреждение неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду;

б) презумпция потенциальной экологической опасности любой намеченной хозяйственной или иной деятельности;

в) возложение бремени доказывания экологической безопасности на авторов проекта.

23. Экологический мониторинг — это:

а) исследование окружающей среды;

б) наблюдение за состоянием окружающей среды;

в) проведение мероприятий по ликвидности вредных воздействий на окружающую среду.

24. Экологически мониторинг включает наблюдения:

а) за всей биосферой;

б) за отдельными ее компонентами;

в) за всей биосферой и за отдельными ее компонентами.

25. Производственный экологический контроль осуществляется:

а) государственным исполнительным органом;

б) экологической службой предприятия;

в) органами местного самоуправления.

26. Зона чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия объявляется:

а) соответствующим указом Президента РФ;

б) соответствующим постановлением Правительства РФ;

в) соответствующим актом органов исполнительной власти субъектов РФ.