Реферат: Стили руководства 11
Название: Стили руководства 11 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Введение
На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации. Поэтому в данной главе освещаются подходы к руководству персоналом и основные разновидности стиля руководства, а также основные взгляды современных западных специалистов на эту проблему. Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Под последним понимается признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им. До последней четверти XX столетия в большинстве организаций практиковался технократический подход к руководству людьми. В его рамках условно можно выделить три периода. 1. Ранний технократизм исходил из того, что человек — придаток машины. Поэтому в первую очередь рекомендовалось совершенствовать технику и поменьше внимания обращать на работников. Это имело следствием жесточайшую эксплуатацию физических и духовных способностей людей (рабочий день доходил до 16 и даже 18 часов в сутки; к труду привлекались дети с 4—5 лет; предельно упрощались операции и происходила деквалификация прежде высококлассных мастеров). 2. Классический технократизм признавал человека в производстве равным по значению машине. Это давало возможность осуществлять рационализацию трудовых операций с учетом особенностей и возможностей организма (антропологических, биомеханических и пр.), принимать меры по улучшению условий труда. Однако здесь полностью игнорировалась личность. 3. Гуманистический технократизм предполагал уже обращение к человеку как таковому, но обезличенное (без учета индивидуальных особенностей и интересов каждого). Это порождало психические перегрузки, нежелание добросовестно выполнять свои обязанности, безответственность и в целом неэффективное использование возможностей работников. В конце XX века все большую для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное — развивать и совершенствовать себя. Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях. Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Стиль руководства
- это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий)
. 1. авторитарный ; 2. демократический ; 3. либеральный .
1. не требует особых материальных затрат: 2. позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями. Отрицательные моменты : 1. подавляет инициативу; 2. требует громоздкой системы контроля за работой персонала; 3. повышает степень бюрократизма.
1. стимулирует творческую деятельность; 2. снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно; 3. повышает мотивацию труда; 4. улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы. Отрицательные моменты : 1. не осуществляется жесткого централизованного контроля; 2. ответственность за выполнение может долго перекладываться; 3. затягивается процесс принятия решений и их выполнения.
Вывод
В строительстве предпочтение следует отдать демократическому стилю руководства. Автократический стиль целесообразен лишь исключительных случаях (аварийная ситуация, особый склад характера подчиненного и т. п.). Либеральных стиль может применяться в виде исключения по отношению к отдельным подчиненным особо высокой квалификации. Формируя индивидуальный стиль руководства, каждый руководитель должен исходить из того, что ни один из общих стилей не является оптимальным. Оптимален лишь динамичный стиль, меняющихся сообразно изменению ситуации и объектов руководства. Так, руководитель авторитарного типа будет иметь несомненный, пока обстановка остается острой. В спокойной, деловой обстановке, высококвалифицированные и инициативные подчиненные будут снимать такого начальника как человека грубого. Руководитель, использующий исключительно демократический, добивается самых высоких результатов в спокойной обстановке инициативных высококвалифицированных сотрудниках, заинтересованных в общем деле. В напряженной же, острой обстановке такого начальника посчитают человеком нерешительным, не умеющим руководить, теряющимся в конфликтной ситуации. Список используемой литературы 1. www. psyfactor.org |