Реферат: Стратегический менеджмент в здравоохранении
Название: Стратегический менеджмент в здравоохранении Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
Тема: Стратегический менеджмент в здравоохранении. Стратегический менеджмент - область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами. Как отмечают специалисты в области стратегического менеджмента, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса : 1. В каком положении предприятие находится в настоящее время; 2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет; 3. Каким способом достигнуть желаемого положения? Прежде чем решать, куда двигаться дальше, менеджеры должны хорош понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию. По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. Стратегический менеджмент в целом представляет собой научно-обоснованный синтез процессов стратегического анализа, прогнозирования, планирования и реализации стратегических целей и стратегических задач. Важнейшее значение стратегического менеджмента обеспечить в долгосрочном периоде устойчивость развития и высокую конкурентоспособность сложных социально-экономических систем на основе мотивации, инноваций, роста и эффективного использования экономического и человеческого потенциалов, противостояния внешним угрозам, достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Стратегический менеджмент является основным средством, определения главных направлений, ключевых результатов, способов их достижения сложных социально-экономических систем различного уровня (фирмы, города, регионы, государства) в долгосрочном периоде развития (3, 5, 10 и более лет). Стратегический менеджмент, включая в себя стратегическое планирование и стратегический маркетинг как составные части, направлен на решение многих проблем, выходящих за рамки стратегического маркетинга. К их числу относятся, в частности, распределение ресурсов и стратегическое инвестирование, обеспечение синергии различных видов бизнеса и управленческой деятельности, развитие человеческого капитала и управление потенциалом организации, социальная ответственность бизнеса, подбор и расстановка менеджеров на ключевых должностях, разработка долгосрочного плана развития организации и ее подразделений, обеспечение роста экономических показателей, финансовой стабильности и устойчивости. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Таким образом, если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий, обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды. Существует много подходов к определению сущности стратегического менеджмента. В связи сего сложностью и многоплановостью ни одно из них не является исчерпывающим. Приведем наиболее распространенные определения. Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий. Стратегический менеджмент - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегический менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Современный стратегический менеджмент развивается в условиях глобализации мировой экономики, роста конкуренции, возникновения новых факторов в управлении стратегическим развитием. С учетом новых условий развития мировой экономики стратегический менеджмент характеризуют следующие черты: – глобальность и системность влияния стратегий на объект управления как на систему. Стратегические воздействия влияют на фирму в целом, изменяя ее главные системообразующие переменные; – долгосрочность и перспективность. Стратегический менеджмент нацелен на будущее, на периоды развития не менее 3 лет в неустойчивой среде, 5 лет и более в условиях относительно стабильной среды. Верхние пределы периодов стратегического планирования и прогнозирования чрезвычайно варьируют. Различные корпорации разрабатывают свои стратегии на разные сроки - 3, 5, 10, 25-50 и более лет; – критичность для жизнеспособности организации. Если ошибки оперативного управления, как правило, не критичны для развития организации и могут быть быстро исправлены, то стратегические ошибки ведут к гибели или резкому ухудшению положения фирмы. Исправить стратегические ошибки очень трудно, часто невозможно, так как для этого требуются большие усилия, ресурсы, затраты времени; – высший уровень приоритета среди всех других видов управления фирмой. Стратегические решения и планы определяют характер всех других видов управления (тактического, оперативного, функционального). Так как стратегия находится на высшем уровне исполнительной власти, ее требования должны быть обязательны для всех нижестоящих уровней управления. Изменения стратегических планов и стратегий должны сопровождаться изменениями всех планов нижних уровней. Если этого не происходит, то стратегия компании носит формальный характер и нежизнеспособна; – рост сложности стратегического анализа, прогнозирования и многоальтернативность стратегического выбора. Чем больше период стратегического планирования, тем больше факторов влияют на модель будущего. В связи с этим возникает много, нередко десятки и даже сотни, сценариев развития, из которых для эффективного управления нужно выбрать всего несколько. Методологические основы стратегического менеджмента Гипoтeзa cлyчaйнocти . Единoгo peцeптa oптимaльнoгo yпpaвлeния кoмпaниeй нe cyщecтвyeт. Инoгдa гипoтeзy o cлyчaйнocти тpaктyют cлeдyющим oбpaзoм: paз yнивepcaльнoe peшeниe oтcyтcтвyeт, знaчит кaждaя кoмпaния yникaльнa пo cвoeй пpиpoдe и дoлжнa иcкaть cвoй coбcтвeнный пyть. Однaкo в нacтoящee вpeмя пoнимaниe дaннoй гипoтeзы тaкoвo: мeждy двyмя oбщими для вcex peшeниями ecть нeкий cpeдний нaбop paзличныx типoв yпpaвлeнчecкoгo пoвeдeния, cooтвeтcтвyющиx paзличным типaм пpoблeм. Гипoтeзa o зaвиcимocти oт внeшнeй cpeды. Пpoблeмы, кoтopыe cтaвит пepeд кoмпaниeй внeшняя cpeдa, oпpeдeляют oптимaльнyю мoдeль пoвeдeния фиpмы. Вo втopoй пoлoвинe XX в. этa гипoтeзa пpиoбpeлa жизнeннo вaжнoe знaчeниe. В нaчaлe вeкa, кoгдa кoмпaнии вo мнoгoм caми oпpeдeляли cвoe oкpyжeниe, eю мoжнo былo пpeнeбpeчь. Гипoтeзa o cooтвeтcтвии (зaимcтвoвaнa из кибepнeтики) . Для дocтижeния ycпexa ypoвeнь aгpeccивнocти cтpaтeгии кoмпaнии дoлжeн cooтвeтcтвoвaть ypoвню тypбyлeнтнocти cpeды. Гипoтeзa o cтpaтeгии, cпocoбнocти и дeятeльнocти . Дeятeльнocть кoмпaнии oптимaльнa, кoгдa ee cтpaтeгичecкoe пoвeдeниe cooтвeтcтвyeт ypoвню тypбyлeнтнocти cpeды, a дeлoвыe cпocoбнocти cooтвeтcтвyют cтpaтeгичecкoмy пoвeдeнию. Гипoтeзa o мнoгoэлeмeнтнocти, oтвepгaющaя пpeдпoлoжeниe o тoм, чтo кaкoй-тo oдин кoмпoнeнт yпpaвлeния, бyдь тo ключeвыe мeнeджepы, cтpyктypa, кyльтypa или cиcтeмa, являeтcя глaвным ycлoвиeм ycпexa. Нaoбopoт, ycпex кoмпaнии — peзyльтaт взaимoдeйcтвия и взaимoдoпoлнeния нecкoлькиx ключeвыx элeмeнтoв (xoтя пpи paзличныx ycлoвияx oдин или нecкoлькo кoмпoнeнтoв мoгyт пpeoблaдaть нaд дpyгими). Гипoтeзa o cбaлaнcиpoвaннocти . Для кaждoгo ypoвня тypбyлeнтнocти cpeды мoжнo пoдoбpaть кoмбинaцию (вeктop) элeмeнтoв, oптимизиpyющyю ycпex фиpмы. Дocтaтoчнo oднoгo взглядa, чтoбы пoнять, чтo лишь нeбoльшoe чиcлo кoмпaний paбoтaeт (вeдeт ceбя) oптимaльнo. Эффeктивнocть cтpaтeгичecкoгo мeнeджмeнтa oпpeдeляeтcя, пpeждe вceгo, oбocнoвaннocтью мeтoдoлoгии peшeния пpoблeм., В cиcтeмe мeтoдoлoгии cтpaтeгичecкoгo мeнeджмeнтa, в пpoцecce paзpaбoтки пpoгнoзoв, cтpaтeгичecкиx пpoгpaмм и плaнoв вce бoльшee знaчeниe нaчинaют пpиoбpeтaть мeтoдoлoгичecкиe пoдxoды. Пoд мeтoдoлoгичecким пoдxoдoм пoнимaeтcя eдинoe цeлocтнoe нaпpaвлeниe иcпoльзoвaния лoгики, пpинципoв и мeтoдoв cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния в xoдe paзpaбoтки пpoгнoзoв, пpoeктoв cтpaтeгичecкиx пpoгpaмм и плaнoв вcex ypoвнeй и вpeмeнныx гopизoнтoв. Анaлиз тeopии и пpaктики экoнoмичecкoгo yпpaвлeния paзличными oбъeктaми пoзвoлил ycтaнoвить нeoбxoдимocть пpимeнeния к cтpaтeгичecкoмy мeнeджмeнтy cлeдyющиx нayчныx пoдxoдoв: - cиcтeмный пoдxoд; - мapкeтингoвый пoдxoд; - фyнкциoнaльный пoдxoд; - вocпpoизвoдcтвeнный пoдxoд; - нopмaтивный пoдxoд; - кoмплeкcный пoдxoд; - интeгpaциoнный пoдxoд; - динaмичecкий пoдxoд; - пpoцeccный пoдxoд; - кoличecтвeнный пoдxoд; - aдминиcтpaтивный пoдxoд; - пoвeдeнчecкий пoдxoд; - cитyaциoнный пoдxoд. Методы решения стратегических задач 1. Анализ целей и средств . Чаще всего продвижение к цели идет не по прямой вымощенной дороге. Если цель не может быть достигнута сразу, нередко приходится идти обходными путями или разбивать задачу на более мелкие части — так называемые подзадачи, каждая из которых имеет свою цель, или подцель. Как и большинство стратегий решения задач, выбор и использование подцелей требует планирования. Процедура, согласно которой люди определяют подцели и используют их достижение для продвижения к основной цели, называется анализом целей и средств. Он является одним из основных, очень мощных средств решения задач. Сначала задача делится на подцели. Затем человек начинает действовать, чтобы достигнуть определенной подцели. Таким образом, с каждой отдельной победой он будет все ближе и ближе подходить к главной цели. 2. Решение с конца . Анализ целей и средств является примером прямой стратегии — все планируемые действия ориентированы на приближение к подцели и, в конечном итоге, к основной цели. Иногда полезнее оказывается стратегия планирования операций решения с конца, которые обеспечивают движение от конечной цели назад — к текущему или исходному положению. Простейшим примером такой стратегии может служить игра в обожаемые детьми лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, отходящих от начальной точки, и среди них только один верный путь, который приведет в конец лабиринта к заветной цели. Даже дети понимают, что они смогут ускорить решение такой задачки-лабиринта, если пойдут в обратном направлении, начав движение с конечной точки и прорисовывая путь к началу лабиринта. Стратегия решения с конца очень удобна, е сли от конечной цели ведет меньше путей, чем из исходного положения. Рассмотрим такую задачу: «Площадь, которую покрывают водяные лилии на одном из озер, удваивается каждые двадцать четыре часа. С того момента, как появилась первая лилия, до того, когда лилии полностью покрыли поверхность озера, прошло шестьдесят дней. Когда озеро было покрыто наполовину?». Единственным путем решения этой задачи является применение стратегии решения с конца. Можете ли вы решить ее, пользуясь этой подсказкой? Если озеро полностью было покрыто лилиями на 60-й день, а площадь, которую покрывают лилии, удваивалась каждые сутки, какая часть озера была закрыта в 59-й день? Ответ: половина. Таким образом, пользуясь обратным ходом, мы легко решили эту задачу. Прямая стратегия решения этой задачи наверняка завела бы нас в тупик. 3. Упрощение . Задачи, вызывающие затруднения при решении, чаще всего сложны по структуре. Хороший способ справиться с такой задачей — это упростить ее настолько, насколько возможно, Нередко удачно выбранная форма наглядного представления задачи сама способствует ее упрощению, поскольку позволяет «увидеть» эффективный путь решения. Предположим, вы столкнулись с классической задачей «кошка на дереве». Предположим, вам надо снять кошку с ветки, расположенной на высоте 3 метров. В вашем распоряжении имеется единственная лестница длиной 2 метра. Для того чтобы лестница была надежно установлена, ее основание должно находиться на расстоянии 1 метра от ствола. Дотянетесь ли вы до кошки? Лучший путь к решению этой (и не только этой) задачи — графически изобразить исходные данные. Как только информация представлена в виде чертежа, ее можно воспринимать как простую геометрическую задачу: найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если его катеты равны 3 и 1 метру. Формула для нахождения гипотенузы треугольника имеет вид: а2 + b2 = с2. Упрощение является хорошей стратегией для решения абстрактных задач, сложных или содержащих информацию, не относящуюся к поиску решения, а эффективное наглядное представление может существенно упростить задачу. 4. Случайный поиск и метод проб и ошибок . Если задача имеет небольшое число возможных путей решения, то случайный поиск приведет к цели в кратчайший срок. Совершенно случайный поиск означал бы отсутствие систематического порядка рассмотрения вариантов и возможность повтора уже рассмотренных решений. Поэтому более предпочтительной стратегией является систематический поиск методом проб и ошибок по всему пространству задачи (содержащему пути решения, цель и исходное положение). Лучше всего применять метод проб и ошибок к решению четко поставленных задач, имеющих конечное число возможных путей решения. Применение этого метода хорошо подходит при решении коротких анаграмм. Например, переставьте следующие буквы так, чтобы получилось слово: БДУ Поскольку возможны только шесть вариантов последовательностей расположения этих букв (БДУ, ДБУ, УБД, УДБ, ДУБ, БУД), то можно без труда найти решение простым перебором вариантов. Если бы вы воспользовались чисто случайным поиском, то не хранили бы в памяти уже рассмотренные варианты и повторяли бы некоторые из них по несколько раз, пока не наткнулись бы на верное решение. Систематический поиск методом «проб и ошибок» почти всегда имеет преимущества перед случайным поиском — однако эти преимущества менее заметны при большом числе возможных вариантов решения. Обе стратегии — метод проб и ошибок и случайный поиск — плохо работают, когда возрастает количество путей решения задачи из-за роста числа возможных комбинаций. Часто бывает полезным разбить задачу на части и воспользоваться методом проб и ошибок для решения более мелких подзадач. 5. Правила . Некоторые типы задач строятся по определенным правилам — например, задачи на последовательности. Как только будут установлены принципы построения такой задачи, можно считать ее решенной. Хороший способ обнаружить заложенную в задаче закономерность — это попробовать отыскать повторяющиеся фрагменты в данных или подцелях. Такого сорта задачи, требующие поиска закономерности, часто используются в тестах интеллекта. Продолжите следующую запись: АББАВВВАГГГГА Это пример задачи на простейшую последовательность. Следующими шестью буквами будут ДДДДДА. В таких задачах часто встречаются определенные повторяющиеся фрагменты. Чтобы их обнаружить, посчитайте число повторяющихся символов, внимательно просмотрите значительные по длине участки последовательности и постарайтесь отыскать закономерность — при этом попробуйте воспользоваться простейшими операциями сложения и вычитания. 6. Подсказки . Подсказки — это дополнительная информация, которая сообщается человеку после того, как он начал работать над задачей. Часто подсказка содержит важные дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Иногда она может потребовать от вас изменить намеченный путь решения задачи. Распространенным примером использования подсказок служит детская игра в «холодно—горячо». В помещении спрятан какой-то предмет. Ребенок, который «водит», бродит по комнате, а другие дети кричат «теплее», если он приближается к спрятанному предмету, и «холоднее», если он от него удаляется. В этой ситуации «водящему» нужно продолжать двигаться небольшими шажками в одном направлении, пока дети кричат подсказку «теплее», и попытаться незначительно изменить направление, когда они подсказывают «холоднее». Исследования воздействия подсказок на процесс принятия решений показали, что общие слова-подсказки типа «подумай о других способах использования предметов» не способствуют поиску решения. Чем определеннее и точнее подсказка, тем больше пользы можно из нее извлечь. Люди, успешно решающие задачи, как правило, ищут подсказки. Сбор дополнительной информации можно рассматривать как такой поиск. Практически всегда полезно получить максимум возможной информации по интересующей вас задаче. Дополнительные данные помогут реорганизовать пространство задачи и укажут направление, в котором проще искать пути решения. 7. Метод деления пополам . Метод деления пополам является прекрасной стратегией поиска, когда заранее не существует причин для выбора путей решения из последовательно организованного множества. Предположим, что из-за засорения водопровода у вас на кухне из крана не течет вода. Засорение произошло где-то между местом подсоединения ваших труб к магистральному водопроводу и кухонным краном. Как вы найдете место засорения в трубе, сделав при этом минимальное количество отверстий? В этом случае решение (место образования пробки) надо искать по всей длине трубы. Наилучшим способом решения такой задачи является метод деления пополам. Поскольку задача предполагает, что вы будете сверлить трубу в каждом выбранном месте, надо максимально эффективно выбирать эти места. Начните с середины пути между отводом от главной трубы и кухонным краном. Если вы обнаружите, что до этого места вода свободно поступает, то место засорения трубы находится где-то между этой точкой и вашей раковиной. После этого разбейте пополам уже этот участок. Если вода течет и здесь, то вам станет ясно, что пробка находится где-то ближе к раковине, и вам следует разбить пополам оставшийся участок. Допустим, в результате первой попытки вы обнаружили, что вода не доходит до просверленного места. Тогда засорение должно быть между главной трубой и этой точкой. Следующий поиск вы должны вести именно на этом участке. Таким способом вы будете продолжать поиск, пока место засорения трубопровода не будет найдено. Это очень удобный метод решения подобных задач. 8. Мозговой штурм (брейнсторминг). Первоначально он был разработан как метод группового решения задачи, но оказался полезен и для индивидуальной работы. Брейнсторминг нужен для поиска дополнительных путей решения и может быть призван в помощь всегда, когда возникают трудности с их нахождением. Его целью является выработка как можно большего числа решений. Он призван подтолкнуть людей, занятых решением задачи, к выдвижению самых безумных, невероятных и фантастических идей. Все эти идеи заносятся в список — причем независимо от того, насколько глупыми они кажутся. Принцип, заложенный в основу этой стратегии, заключается в том, что чем больше количество высказанных идей, тем больше вероятность, что по крайней мере одна из них окажется удачной. Чтобы поощрить творческую силу воображения, правила этой стратегии исключают всякую критику и высмеивание идей. Вынесение решения о ценности идей переносится на последующие стадии работы над задачей. Иногда различные идеи частично комбинируются в целях усовершенствования. Мозговой штурм может быть предпринят большой или маленькой группой людей, а также в одиночку. После его проведения перечень возможных решений должен быть тщательно изучен, чтобы найти решения, выполненные с учетом наложенных на данную задачу ограничений — чаще всего финансовых, временных и этических. 9. Переформулировка задачи. Переформулировка задачи оказывается наиболее полезной стратегией при решении нечетко поставленных задач. В четко поставленных задачах цель обычно определена однозначно в недвусмысленных терминах, которые практически не оставляют свободного пространства для переформулировки — хотя четко поставленная задача, по-видимому, могла бы иметь много возможных модификаций, если бы мы были в состоянии изменить ее формулировку и цель. Рассмотрим задачу, с которой сталкивается фактически каждый взрослый человек, с которым мне приходилось встречаться. «Как накопить деньги?» Многочисленные семьи по всему миру, пытаясь решить эту задачу, совершают покупки на оптовых рынках, едят бутерброды и проводят субботние вечера дома. Предположим, вы переформулировали задачу, и она стала звучать так: «Как мне стать богаче?» Дополнительные решения этой задачи теперь будут включать в себя поиски более высокооплачиваемой работы, переезд на квартиру подешевле, поиск богатого мужа (жены), инвестиции в высокодоходное предприятие, выигрыш в тотализаторе и т. д. Как только вы сталкиваетесь с нечетко поставленной задачей, постарайтесь переформулировать цель. Очень часто это оказывается весьма действенным способом, поскольку другая цель будет иметь и другие пути решения. Чем больше в вашем распоряжении окажется путей решения задачи, тем с большей вероятностью вы достигнете цели. 10. Аналогии и метафоры . Гик и Холиок (Gick & Holyoak, 1980) задали вопрос: «Откуда возникают новые идеи?» На деле оказывается, что большинство общих выводов сделано при обнаружении подобия (аналогий и метафор) между двумя или более ситуациями. Подобно подсказке, аналогия должна восприниматься как составная часть решаемой задачи, в соответствии с которой ее и надо преобразовать. Они предложили рассматривать четыре типа аналогий: Личная аналогия. Если вы хотите разобраться в сложном явлении, представьте себя составной частью этого явления. Например, если вы хотите понять молекулярное строение смеси, представьте себя молекулой. Как бы вы повели себя? Как поступили бы другие молекулы, к которым вы намерены прицепиться? Может, вы увидите с этой точки зрения те неуловимые связи, которые были ранее вам недоступны. Прямая аналогия. Сопоставьте задачу, над которой вы работаете, с рядом задач из совсем других областей. Этот метод был использован Александром Грэмом Беллом: «Меня осенило: ведь на самом деле хрящи человеческих ушей слишком массивны по сравнению с тонкой мембраной, которая управляет ими, и если такая тонкая мембрана может заставить двигаться относительно громоздкие хрящи, то почему бы моей более толстой и плотной мембране не заставить двигаться стальную пластинку». Так был придуман телефон. Символическая аналогия. Эта стратегия решения задач требует зрительного воображения. Ее цель — оторваться от ограничений, накладываемых словами или символами. Если вы пытаетесь создать четкий зрительный образ задачи, то можете увидеть и решение, просвечивающее сквозь этот образ. Фантастическая аналогия. Какое решение приходит вам на ум в ваших самых фантастических мечтах? Например, вы можете вообразить двух маленьких насекомых, которые будут автоматически застегивать вашу куртку, или гусеницу-шелкопряда, которая начнет быстро прясть шелк, чтобы вы не замерзли при резком похолодании. Это примеры фантастических аналогий. Как и в случае мозговой атаки, фантастические аналогии могут выражаться в безумных, далеких от реальности идеях, которые, весьма вероятно, затем будут преобразованы в практические и выполнимые решения. 11. Консультация специалиста . В жизни часто случается, что мы не можем решить задачу в одиночку. Иногда лучшим способом решения задачи является привлечение специалиста. Люди обращаются к бухгалтерам для решения финансовых вопросов, к врачам при возникновении проблем со здоровьем. Мы выбираем чиновников, которые будут решать задачи нашей страны, а ведение войны поручаем военным специалистам. Эти люди стали экспертами в своей области благодаря приобретению соответствующих знаний и неоднократному применению этих знаний для решения задач на практике. Поэтому часто консультации специалистов становятся отличным способом решения задачи. Их опыт и знания, превышающие ваши собственные, позволят решать задачи, относящиеся к их специальности, намного эффективнее, чем это сделает новичок. Если вы решили проконсультироваться у специалиста, то задача приобретает следующий вид: - как узнать, является ли данный человек специалистом; - как выбрать, к какому из специалистов следует обратиться. Решением этих вопросов дело не закончится. Вам нужно быть уверенными, что привлеченный к работе специалист имеет в руках все факты и рассмотрел все возможные альтернативы. Внимательно выслушайте его анализ возможного риска и альтернативных путей, но окончательное решение — за вами. Специалист — это только помощь в решении задачи, но не само решение. Методика комплексного анализа Традиционные подходы к комплексному анализу и оценке предприятий, бизнеса разделяются на две группы: финансовые и подходы профессиональных оценщиков. Финансовые подходы основываются на положении о том, что финансовое состояние - важнейшая характеристика предприятия, поэтому комплексный анализ и оценка бизнеса должны выполняться на основе показателей, характеризующих финансовые результаты и финансовое состояния предприятия. Эти показатели могут быть получены путем анализа публичной финансовой отчетности - публикуемых в печати финансовых отчетов открытых акционерных обществ. Такой подход используют аналитики банков, кредитующих предприятия, и рейтинговые агентства. Методика такого анализа рассмотрена в этой главе. Подходы профессиональных оценщиков нацелены на определение цены предприятия при совершении сделок по купле-продаже предприятий в целом, пакетов их акций, их имущества, а также сделок и соглашений при слияниях-поглощениях. Новые подходы . Начиная с первой половины 90-х гг. XX в. аналитики и управленческие консультанты в развитых странах интенсивно разрабатывают новые методики комплексного анализа и оценки бизнеса, которые сочетают анализ финансового состояния и финансовых результатов с оценками стратегических возможностей и перспектив, используют основные положения и инструменты современной теории финансов в приложении к оценке активов предприятий. Анализ финансового состояния и финансовых результатов позволяет получить показатели, которые являются основой комплексного анализа и оценки предприятия как эмитента ценных бумаг и получателя кредитных ресурсов. Устойчивое финансовое состояние и хорошие финансовые результаты могут определять конкурентоспособность предприятия, гарантировать эффективность реализации интересов партнеров предприятия, вступающих с ним в финансовые отношения Финансовое положение предприятия является результатом управления всей его финансово-хозяйственной деятельностью и определяет, таким образом, его комплексную оценку. Методики комплексного анализа . Финансовое положение может рассматриваться не только как качественная, но и как количественная характеристика состояния финансов предприятия. Это положение позволяет сформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия с использованием различных методов и различных критериев. Большинство методик анализа позволяют в конечном итоге получить некоторый показатель, позволяющий ранжировать предприятия в порядке изменения их финансового положения. Таким образом получают классификацию предприятий по их рейтингу. Стратегии финансово-хозяйственной деятельности предприятия Система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования маркетинговых решений – тактических и оперативных – со стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии, призвана обеспечить конкурентоспособность предприятия в рыночной среде. В данном пункте приводится иерархический структурированный перечень видов и возможных вариантов стратегии предприятия, а также примерная методика последовательности этапов разработки стратегии предприятия. Этот перечень – своеобразная «стратегическая карта», использование которой в процессе бизнес-планирования и управления позволяет существенно облегчить формирование и сделать более обоснованным выбор комплексной стратегии предприятия. Верхний уровень составляют восемь направлений (видов) стратегии. Следующие за верхним уровни «стратегического дерева» и стратегические варианты представлены ниже. 1. Товарно-рыночная стратегия Товарная стратегия Номенклатурная стратегия: выбор типа номенклатуры - Монономенклатурное производство - Доминантно-номенклатурное производство - Полисегментная номенклатура производства - Изменение номенклатурного типа предприятия Ассортиментная стратегия: выбор типа ассортимента - Широкоассортиментное производство - Узкоассортиментное производство - Среднеассортиментное производство - Изменение ассортиментного типа производства Стратегия обновления номенклатуры производства - Расширение (сокращение) номенклатуры за счет технологически близких к выпускаемым видов продукции - Расширение (сокращение) номенклатуры за счет близких по месту потребления к выпускаемым видов продукции - Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, получаемой с помощью дополнительной обработки выпускаемой продукции - Расширение (сокращение) номенклатуры за счет не связанных с производимыми видов продукции Стратегия масштабов производства - Расширение масштабов производства - Сокращение масштабов производства - Сохранение масштабов производства Стратегия качества продукции - Лидерство в качестве профильной продукции - Минимальное качество профильной продукции - Среднеотраслевой уровень качества профильной продукции Рыночная стратегия Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции - Моносегментный рынок сбыта - Доминантно-сегментный рынок сбыта - Полисегментный рынок сбыта - Смена типа структуры рынка сбыта продукции Стратегия рыночной экспансии - Расширение охватываемого сектора товарного рынка - Сокращение сектора рынка - Сохранение сектора рынка Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке - Концентрация усилий на завоевании потребителя - Концентрация усилий на рекламе продукции - Концентрация усилий на отношениях с конкурентами Стратегия ценообразования - Ценообразование на базе уровня издержек · Ценообразование на базе индивидуальных издержек на данную продукцию · Ценообразование на базе издержек производства - Ценообразование на базе уровня спроса · Ценовое лидерство · Ценообразование по принципу «гонки за лидером» · Минимизация цен · Компенсационное ценообразование 2. Ресурсно-рыночная стратегия Ресурсная стратегия Стратегия объема ресурсных запасов - Формирование долгосрочного запаса ресурсов - Формирование краткосрочного запаса ресурсов - Формирование среднесрочного запаса ресурсов Стратегия качества ресурсов - Лидирующее качество - Минимальное качество - Среднеотраслевое качество Стратегия на рынке ресурсов Стратегия выбора структуры поставщиков ресурсов - Моносегментный рынок поставщиков - Доминантно-сегментный рынок поставщиков - Полисегментный рынок поставщиков - Переход от одного типа рынка поставщиков к другому 3. Технологическая стратегия Стабильная технология производства профильной продукции как основа функционирования («технологический тип предприятия») Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный тип») Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка при активной рыночной политике («маркетинговый тип») Обновление технологии на базе собственных результатов НИОКР Обновление технологии на базе заимствованных результатов НИОКР Обновление технологии с учетов технологических разрывов 4. Интеграционная стратегия Стратегия вертикальной интеграции Консолидация (присоединение) Франчайзинг Группировка (обмен правами) Целевая пролонгация договоров о правах и поставках Стратегия горизонтальной интеграции Стратегия диагональной интеграции 5. Финансово-инвестиционная стратегия Стратегия привлечения внешних финансовых ресурсов Стратегия выбора структуры источников средств - Концентрация (уменьшение числа) источников внешних средств - Диверсификация источников внешних средств - Отказ от привлечения внешних финансовых средств Стратегия выбора сроков получения кредитов и займов - Концентрация во времени получения средств - Постепенное получение средств Стратегия возврата привлеченных средств - Концентрация во времени возврата средств - Постепенное возвращение полученных средств Стратегия инвестирования имеющихся средств - Стратегия активного участия в финансовых (фондовых) спекуляциях. Выбор типа портфеля ценных бумаг - Минимальное участие в финансовых (фондовых) спекуляциях - Использование средств для развития собственного производства - Самостоятельная реализация инвестиционных проектов - Создание консорциума для реализации инвестиционных проектов 6. Социальная стратегия Стратегия численности работников Полномасштабный коллектив Минимально необходимый коллектив Промежуточный размер коллектива Стратегия взаимозаменяемости работников Индивидуальная специализация работников Высокая степень взаимозаменяемости работников Внутригрупповая взаимозаменяемость работников Стратегия дифференциации работников Высокодифференцированный (по отношению руководства к работникам и оплате их труда) коллектив Однородный коллектив Частично дифференцированный коллектив Стратегия степени патернализма руководства по отношению к коллективу Максимальный патернализм Минимальный патернализм, полная обособленность руководства от коллектива Групповой или частичный патернализм Стратегия выбора социального типа коллектива Коллектив, в котором положение каждого работника определяется его отношениями с руководством (коллектив типа «стая») Временное сообщество людей, вынужденно связанных только функциональной общностью («автобус») Коллектив, связанный неформальными дружескими отношениями взаимопомощи, общности интересов («семья») Сообщество людей, лишенных индивидуальных функциональных отличий и направляемых лидером («стадо») Постоянное сообщество работников, положение которых определено индивидуальными функциональными обязанностями («улей») 7. Стратегия управления Тип управления Стратегический характер управления Тактический характер управления Оперативный характер управления Организационная структура Степень влияния факторов на организационную структуру - Структура, слабо зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («механическая структура») - Структура, зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («органическая структура») Принцип структуризации коллектива предприятия - Группировка работников по профессиональным знаниям и навыкам (профессиональная структура) - Группировка работников по функциональным признакам (функциональная структура) - Группировка работников по видам производимой продукции (предметная структура) - Группировка работников по технологическому признаку (технологическая структура) - Группировка работников по сегментам рынка потребления производимой продукции (потребительская структура) - Группировка работников по местонахождению (дивизиональная структура) - Группировка сотрудников по их участию в одном проекте (временная организационная структура) Управленческая структура Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия (линейная структура управления) Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия со специальными подразделениями для подготовки решений (линейно-штабная структура) Структура подчинения по функциональной иерархии (функциональная структура) Структура двойного линейного и функционального подчинения (линейно-функциональная структура) 8. Стратегия реструктуризации Организационно-технологическая реструктуризация Перегруппировка технологических операций по территориальному признаку Перегруппировка операций по составу преобразуемых ресурсов Перегруппировка операций по технологическому признаку Перегруппировка операций по продуктовому признаку Вторичная перегруппировка по горизонтальному признаку Вторичная перегруппировка по вертикальному признаку Смешанная перегруппировка Организационно-управленческая реструктуризация Перегруппировка функций управления по характеру их реализации (переход к функциональной структуре) Перегруппировка управленческих функций по продуктовому признаку (переход к дивизиональной структуре) Переход к смешанной группировке управленческих функций (переход к комбинированной структуре) Реструктуризация прав и ответственности подразделений Формирование группы нехозрасчетных подразделений, выполняющих задания руководства предприятия Формирование группы хозрасчетных и финансируемых за счет предприятия подразделений Формирование «центров финансовой ответственности» (самофинансируемых и самоуправляемых подразделений) Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве дочерних и зависимых предприятий Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве самостоятельных предприятий, связанных с данным интеграционными отношениями Реструктуризация активов Освобождение предприятия от неиспользуемых активов Сохранение на предприятии и поиск способов эффективного применения неиспользуемых в настоящее время активов Реструктуризация коллектива Сохранение не полностью загруженного коллектива Приведение состава коллектива в соответствие с существующей в настоящее время потребностью Автономность реструктуризации Самостоятельное осуществление предприятием реструктуризации Согласованное осуществление реструктуризации с группой территориально близких предприятий Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий данной отрасли Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий-смежников Включение приведенных в данном перечне элементарных стратегических вариантов в целостную стратегию предприятия, разумеется, не может осуществляться произвольно. В конкретной социально-экономической ситуации можно говорить об оптимизации состава и выбора вариантов стратегии предприятия. На основе данного перечня для каждого конкретного бизнеса должна быть сформирована, обсуждена и принята своя, специфичная для этого бизнеса, комплексная стратегия, учитывающая как особенности отечественной макроэкономической ситуации, так и состояние отраслевого и регионального окружения предприятия, а также его внутренний потенциал. Вместе с тем формирование стратегии не может быть полностью поручено каким бы то ни было внешним консультантам, а должно вырабатываться руководством, коллективом, собственниками предприятия с помощью консультантов, их опыта, знаний, методических навыков и т.п. Задачи стратегического планирования Планирование необходимо для достижения организацией следующих целей: повышение контролируемой доли рынка предвидение требований потребителя выпуск продукции более высокого качества обеспечение согласованных сроков поставок установление уровня цен с учетом условий конкуренции поддержание репутации организации у потребителей. Задачи планирования определяются каждой организацией самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой организации сводятся к следующему: 1. Планирование роста прибыли. 2. Планирование издержек организации, и, как следствие, их уменьшение. 3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж. 4. Улучшение социальной политики организации. Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ансофф И. Стратегическое управление М. Экономика 1989 2. Руденко А.И. стратегическое планирование на предприятии Уч. пос. для ВУЗов Симферополь 1997. 3. Шершнева З.Е. Оборская С.В. стратегическое управление К. КНЭУ 1999 г. 4. Тян Р.Б. Планирование деятельности предприятия Уч. пос. К.: МАУП - 1998. |