Реферат: Педагогические технологии в образовательном процессе
Название: Педагогические технологии в образовательном процессе Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Автор: Ахмадеева Елена Васильевна учитель экономики МОУ ПСОШ г. Перевоз Нижегородской области Проблемное обучение - В традиционном обучении преобладают объяснительно-иллюстративные методы обучения и монолог учителя, рассчитанный на передачу знаний в готовом виде и развитие воспроизводящей памяти ученика - Для развития интеллектуальных умений обучаемых важно организовать работу по самостоятельному получению ими новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления имеющихся знаний - Под развитием понимается появление у учащихся новых черт личности, в том числе умений, не прямо вызванных обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов - Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на зону ближайшего развития - Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности - Дидактическими принципами развивающего обучения являются: - - системность и целостность содержания; - - ведущая роль теоретических знаний; - - обучение на высоком уровне трудности; - - изучение быстрым темпом; - - осознание процесса обучения (рефлексия); - - включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы; - - дифференциация процесса обучения, его индивидуализация - Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения , которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности - Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей - В процессе решения цепи проблемных ситуаций в ходе проблемно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию Схема проблемного обучения Система методов: - проблемное изложение; - проблемные вопросы; - диалоговые методы, эвристические беседы; - поисковая деятельность; - метод мозговых атак; - метод эвристических задач Проблемное изложение - Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику решения, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы - Определённая последовательность изложения материала вызывает у школьников желание следить за логикой, контролировать правомерность каждого суждения. - Учащиеся задают вопросы, высказывают сомнения, принимают участие в обсуждении поставленных проблем. - В ходе проблемного изложения используются эвристическая беседа и диалоговые методы, которые планируются таким образом, чтобы каждый следующий вопрос был связан с предыдущим и основывался на нём - Вопросы и ответы на них направляются на решение основной проблемы - Технология проблемного обучения требует такой организации учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством учителя и активную самостоятельную деятельность по их разрешению - Проблемной ситуацией называется состояние интеллектуального затруднения( явно или смутно осознаваемое), когда учащийся не знает, как объяснить явление или факт, и не может получить решение известными способами - Проблемная ситуация вызывает у учащихся определённую потребность в получении знаний, создавая условия для целенаправленного и мотивированного их усвоения Шесть типов - ситуация неожиданности; - ситуация конфликта; - ситуация несоответствия; - ситуация неопределённости; - ситуация выбора; - ситуация предложения Этапы осуществления проблемного подхода - 1этап. Подготовка к восприятию проблемы. - 2 этап. Создание проблемной ситуации. - 3 этап. Формулировка проблемы. - 4 этап. Процесс решения проблемы. - 5 этап. Доказательство правильности решения. Условия предметного обучения - наличие определённого минимума знаний учащихся; - некоторый опыт активной познавательной деятельности у учащихся; - благоприятная и комфортная эмоциональная атмосфера на уроке Учебно-познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации |