по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного общего образования
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2010 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не
отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с
помощью вариантов КИМ в 2010 году
. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2010 года, приведен в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию, размещенном на сайте www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по обществознанию.
2
|
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
Демонстрационный вариант 2010 года
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 31 задание.
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа.
Ответы на задания частей 1 и 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность букв или цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.
Для исправления ответов к заданиям с выбором ответа и кратким ответом используйте поля бланка № 1 в области «Замена ошибочных ответов».
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Часть 1
При выполнении заданий этой части из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный. В бланке ответов № 1 справа от номера выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
|
Ученые-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1) обучение
2) свобода
3) творчество
4) общение
Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это
характеризует Сашу как
1) гражданина
2) личность
3) индивида
4) сына
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что отличает науку от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
4
|
Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций, высказать и обосновать собственное мнение. Развернутые ответы на задания части 3 записываются на бланке № 2.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
3
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному
ресурсу относится(-ятся)
1) участок земли
2) работники фирмы
3) произведенная продукция
4) теплицы и оборудование
Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по
профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) мужчины
3) горожане
4) инженеры
Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека
и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
6
|
экономической жизни проявляется в этой деятельности?
1) обеспечение правового поля экономической деятельности
2) производство общественных благ
3) контроль объема денежной массы
4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа 3) средство обмена
4) мировые деньги
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.
Б. К условиям существования рыночной экономики относится государственная собственность на факторы производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
К гражданским (личным) правам человека относится право
1) на жилище
2) на судебную защиту чести и достоинства
3) на социальное обеспечение по возрасту
4) на образование
Правительство РФ
1) разрабатывает и принимает законы
2) управляет федеральной собственностью
3) утверждает судебные решения
4) решает вопросы предоставления гражданства
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является последовательность букв или цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
|
Сергей – ученик 9 класса. Помимо учебы большое место в его жизни занимают компьютерные игры, которым он отдает много свободного времени. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) дает возможность овладеть новым опытом
2) построена на замещении реальных предметов условными
3) имеет определенные мотивы и цели
4) ведет к усвоению предметных областей
Черты сходства
|
Черты отличия
|
Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце,
подберите элемент из второго столбца.
ПРАВИЛА ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) при входе в помещение мужчина 1) моральные должен снимать головной убор
Б) Президентом РФ может быть избран 2) правовые
гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России
В) каждый день надо делать какое-то 3) нормы этикета доброе дело
Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших
Д) безбилетный проезд в общественном
транспорте наказывается штрафом
Запишите в таблицу выбранные цифры.
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
8
|
Анна очень торопилась и перебегала оживленную магистраль на красный свет. Ее остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что
она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна?
1) уголовное
2) дисциплинарное
3) гражданское
4) административное
Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних граждан?
А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.
Б. Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и искусства с раннего детства. 1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (2) Такое многообразие, несомненно, полезно, так как помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (3) Однако дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.
|
Определите, какое(-ие) положение(-я) текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
Ответ:
Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 и В5.
|
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольший процент опрошенных обеспокоен ростом безработицы.
2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров.
3) Для примерно трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг.
4) Примерно одинаковая доля опрошенных обеспокоена как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью.
5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг.
Ответ: ________________________
Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране Z.
2) Основная масса населения недовольна отсутствием в стране качественных услуг образования и здравоохранения.
3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия в области решения социально-экономических проблем.
4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.
5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.
Ответ: ________________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
|
10
|
Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «
Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?»
Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
|
Рост цен, безработица
Сокращение производства отечественных товаров
Недоступность качественного образования и медицинских услуг
Коррупция и рост преступности
Проблемы, связанные с политической жизнью
|
|
9
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), затем развернутый ответ к нему.
|
Прочтите текст и выполните задания С1–С6.
|
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?
Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке
эффективности фирмы?
Зачем каждому из участников экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста, знания курса и факты общественной жизни, дайте ответ по каждому названному участнику экономической жизни.
В стране Z в течение нескольких лет разорилось значительное количество мелких и средних фирм, сократилось производство на многих крупных предприятиях. В то же время резко возрос дефицит государственного бюджета. Объясните, как связаны эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
12
|
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
(По материалам энциклопедии для школьников)
11
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Часть 1
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.
За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если в бланке №1 отмечен только номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, и ответ не исправлен в области «Замена ошибочных ответов», то ответ не засчитывается.
№ задания
|
Ответ
|
№ задания
|
Ответ
|
А1
|
3
|
А11
|
4
|
А2
|
4
|
А12
|
4
|
А3
|
2
|
А13
|
3
|
А4
|
3
|
А14
|
1
|
А5
|
1
|
А15
|
4
|
А6
|
3
|
А16
|
3
|
А7
|
2
|
А17
|
2
|
А8
|
2
|
А18
|
2
|
А9
|
1
|
А19
|
4
|
А10
|
1
|
А20
|
3
|
Часть 2
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Часть 3
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Прочтите текст и выполните задания С1–С6.
|
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывает существенное влияние на работу фирм.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
(По материалам энциклопедии для школьников)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
14
|
Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
В1
|
1324
|
В2
|
32132
|
В3
|
АББ
|
В4
|
234
|
В5
|
35
|
13
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы
:
1) уровни экономики государства
: макро- и микроуровень
(макроэкономика и микроэкономика);
2) объяснение их взаимосвязи
, например: макроэкономические показатели влияют на деятельность фирм и домохозяйств, а те, в свою очередь, более или менее результативно работают, соблюдают законы, платят налоги, являются потребителями и т.п., то есть влияют на экономическое развитие государства в целом.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
|
Названы два уровня, дано объяснение.
|
2
|
Названы два уровня, объяснение отсутствует, ИЛИ назван один уровень, дано объяснение, ИЛИ уровни явно не названы, но из объяснения очевидно, что ученик понимает суть задания.
|
1
|
Назван только один уровень без объяснения, ИЛИ ответ неверный.
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
В ответе должны быть указаны два вида факторов
:
1) применимые только к оценке экономического состояния
государства
: отраслевая структура экономики, ВВП (ВНП), уровень и качество жизни населения;
2) применимые к оценке эффективности фирмы
: производительность труда, отдача основных фондов (то есть показатели общей экономической эффективности).
|
Указаны все факторы двух видов.
|
2
|
Указаны не все факторы каждого вида.
|
1
|
Указаны факторы одного вида, ИЛИ ответ неверный.
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
16
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную
идею
каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) макро- и микроэкономика;
2) взаимосвязь макро- и микроэкономики; 3) показатели экономического развития:
- отраслевая структура;
- ВВП (ВНП);
- уровень и качество жизни;
- показатели общей экономической эффективности.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
|
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.
|
2
|
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.
|
1
|
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
ИЛИ Ответ неверный.
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?
15
Зачем каждому из участников экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста, знания курса и факты общественной жизни, дайте ответ по каждому названному участнику экономической жизни.
Обществознание. 9 класс Используется с бланками ответов
В стране Z в течение нескольких лет разорилось значительное количество мелких и средних фирм, сократилось производство многих крупных предприятий. В то же время резко возрос дефицит государственного бюджета. Объясните, как связаны эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы
: 1) объяснение взаимосвязи
приведенных в задании фактов
, например: разорение фирм или сокращение ими производства приводит к снижению налоговых отчислений, что может объяснить рост дефицита государственного бюджета;
(Может быть дано другое объяснение взаимосвязи приведенных в задании фактов.)
2) фрагмент текста
, например: «Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих».
|
Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.
|
2
|
Дано только правильное объяснение, ИЛИ приведен только фрагмент текста.
|
1
|
Ответ неверный.
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы
:
1) выражено мнение
учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора,
например:
в случае согласия с приведенной точкой зрения
может быть указано, что:
- история знает примеры стран с авторитарными и тоталитарными режимами, в которых уровень и качество жизни населения не зависели от уровня экономического развития страны;
|
18
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
Могут быть даны следующие объяснения
:
1) правительство государства
может использовать эту информацию для определения или корректировки основных направлений экономической политики
государства, регулирования налоговой системы и т.п.;
2) производители
могут использовать эту информацию для эффективного распоряжения свободными средствами предприятий, определения собственной кредитной стратегии, составления бизнес-плана на следующие годы и т.п.;
3) потребители
могут использовать эту информацию для решения вопроса о приобретении/продаже дорогостоящих товаров или недвижимости, при инвестировании сбережений, при планировании бюджета, продаже собственных трудовых услуг и т.п.
Могут быть даны другие объяснения.
|
Даны объяснения по каждому из трех названных участников экономической жизни.
|
3
|
Даны объяснения по любым двум участникам экономической жизни.
|
2
|
Дано объяснение по одному любому участнику экономической жизни.
|
1
|
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.
|
0
|
Максимальный балл
|
3
|
17
- известны страны с командной экономикой, в которых хорошее качество жизни сочеталось с невысокими доходами населения и непростым экономическим положением страны; в случае несогласия с приведенной точкой зрения
может быть указано, что:
- ученые-экономисты установили связь между увеличением доходов населения и ростом затрат на приобретение более качественных товаров и услуг, а также отказом от приобретения товаров и услуг низшей категории;
- наиболее экономически развитые государства вкладывают значительно бóльшие средства в развитие инфраструктуры и социальной сферы, нежели менее развитые страны.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
|
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.
|
2
|
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.
|
1
|
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный.
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
19
|