Учебное пособие: Отображение библейского образа Иисуса Христа в русской живописи XIX века

Название: Отображение библейского образа Иисуса Христа в русской живописи XIX века
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: учебное пособие

6 класс. Заключительный урок по изучению Библии (Нового Завета).

Тема: Отражение библейского образа Иисуса Христа в русской живописи 19-го века.

Цель: Создать законченный образ Иисуса Христа, сущность учения которого будет неоднократно использоваться при изучении русской классической литературы, в параллельном знакомстве с живописью 19-го века, посвященной данной теме. Знакомство с историей создания полотен, идеей произведения, местом, занимаемом в творчестве художника. Развитие умения выступать перед публикой, владеть вниманием аудитории; расширение словарного запаса учащихся. Развитие способности высказывать свое мнение об увиденном произведении живописи.

Оборудование: Репродукции картин А. Иванова «Явление Христа народу», «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», И. Крамского «Христос в пустыне», В. Поленова «Христос и грешница», Н. Ге «Голгофа». На доске – слова и библейские выражения, требующие разъяснения (Голгофа, взойти на Голгофу, мессия, миро, одним миром мазаны, явление Христа народу, кто из вас без греха и др.). По возможности ребята приносят Библию для детей. Музыкальное сопровождение – органная музыка Баха, тихо звучащая на протяжении всего урока.

Учащиеся выступают в роли биографов, экскурсоводов (6-7 человек), свои «партии» они готовят заранее.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

– С незапамятных времен на Руси талантливые рисовальщики и зодчие воплощали в своих шедеврах символы христианской веры, воспевая бессмертные библейские сюжеты и житие Иисуса Христа. Позднее многовековое церковное и народное искусство России дополнилось нетленными творениями русских художников 19-го века. Выйдя за строгие рамки иконописи, Александр Иванов, Иван Крамской, Василий Поленов, Николай Ге и многие другие живописцы создали уникальную летопись земной жизни Христа, с которой мы отчасти познакомимся сегодня. Сюжеты Нового Завета раскроются перед нами в яркой палитре и незабываемых образах, в тонких пейзажных зарисовках и в остром проявлении человеческих чувств, что было совершенно новым в трактовке библейских персонажей. Наши юные экскурсоводы расскажут вам об истории создания картин, каждая из которых есть тайна; о тех библейских событиях, которые легли в основу сюжета картины; о том, как полотна были приняты публикой. Перед вами, ребята, по-новому прозвучат темы земного и божественного, добра и зла, столь остро поставленные в книге книг – Библии.

2. Итак, сюжет первый – «Явление Христа народу». (Александру Иванову и его картине уделено наибольшее внимание, потому что именно она послужила образцом для нового прочтения образа Иисуса Христа в русской живописи 19-го века.)

Экскурсовод: Перед вами полотно выдающегося художника первой половины 19-го века Александра Иванова (ударение на второй слог)… Толпа людей на каменистом берегу священной реки Иордан. В центре, изображенный в профиль, Иоанн Креститель. Это он, согласно библейскому сюжету, обещал людям пришествие Спасителя. Иоанн Креститель протягивает вдаль руки, указывая людям: вот идет Иисус Христос, Он принесет вам счастье. Слева от Иоанна группа апостолов, будущих учеников Иисуса; справа – фарисеи и римские воины. Сам Иванов считал, что центром картины является группа богача и раба, сидящих у ног Иоанна. В глазах изможденного раба впервые затеплилась надежда – ведь именно для таких, как он, бедных и униженных, явился Спаситель. Толпа состоит из самых разных людей: добрых и злых, смелых и трусливых, богатых и бедных. Упрямых старцев, цепляющихся за прошлое, и восторженных юношей, готовых принять все новое, неожиданное…

Вдали, на возвышении, – Христос, медленно идущий к людям. Не случайно Иванов расположил вдалеке: подробных черт его лица не рассмотреть… Ведь каждый верующий хранит в душе свой облик Спасителя.

Картина хранит множество тайн. Человек, сидящий с посохом неподалеку от Иоанна, считается своеобразным автопортретом художника. А вторую тайну должны помочь открыть вы, ребята.

Вглядитесь в лицо юноши, на плечи которого наброшен голубой хитон (можно пригласить желающих рассмотреть картину поближе). Какого известного русского писателя ХIХ в. напоминает внешность героя картины? (Ребята видят в юноше портретное сходство с Н. В. Гоголем – и они совершенно правы.)

Каким образом Гоголь очутился на картине Иванова? А это новый поворот в нашей экскурсии.

Биограф: Картине «Явление Христа народу», которую Иванов создавал в Италии, художник посвятил без малого 20 лет. В Риме Иванов неоднократно встречался с Гоголем, который стал для художника самым дорогим человеком. Давно уже так повелось, что после целого дня работы в мастерской художник сам вознаграждал себя и отправлялся вечером в дом на улице Феличе на беседу к Гоголю. Сам живописец называл свою картину «Явление Мессии»; название, под которым картина известна сейчас, появилось в статье Гоголя «Исторический живописец Иванов» да так и сохранилось за произведением. А лицо Гоголя на самом деле запечатлено в бессмертном произведении Иванова.

И последнее. Для создания полотна Иванов подготовил более 600-та набросков и этюдов. Его мечтой было посещение Палестины для создания палестинского пейзажа и определенных типов людей на картине. Бедственное положение не позволило художнику совершить путешествие. Сторож римской синагоги, узнав о гуманистической идее картины, берет на себя смертный грех и позволяет русскому художнику незаметно делать свои этюды прямо в синагоге из укромного уголка, огороженного занавеской. Так на картине были созданы великолепные по своей красоте образы набожных евреев.

Беседа с целью выявления впечатления, которое картина произвела на ребят.

Словарная работа:

Мессия – ниспосланный свыше божественный спаситель человечества (в иудаизме и христианстве).

Фарисей – человек, отличавшийся религиозным фанатизмом. Современное – лицемер, ханжа.

Явление Христа народу – неожиданное появление кого-либо. Акценты поменялись, и теперь данное выражение носит иронический характер.

Сюжет второй – «Христос в пустыне».

Пересказ или чтение учителем данного эпизода Нового Завета; возможна работа учащихся с текстом Библии для детей:

– Иисус был отправлен в пустыню для испытания дьяволом. После сорокадневного поста, Иисус не выдержал и взмолился. Явился к нему искуситель и предложил превратить камни в хлеб, тем самым доказав свое божественное происхождение. Иисус сказал в ответ: «Не хлебом единым жив человек…» Потом дьявол предложил Иисусу броситься вниз с высокого храма. «Не искушай Господа Бога твоего», - были слова Иисуса. И, наконец, на предложение дьявола владеть всеми богатствами мира, а за это поклоняться ему, искусителю, Иисус отвечает: «Господу Богу лишь поклоняйся».

Экскурсовод: После знаменитой картины Александра Иванова русские художники перестали писать Иисуса Христа-бога. В Христе Крамского современники легко угадывали лицо человека своего времени. Присмотритесь к человеку, изображенному на полотне. Он явно на перепутье. У каждого человека в жизни наступает минута, когда нужно удалиться от всех и решить непростую задачу: как жить дальше? Сам Крамской так говорил о своей картине: «Это не Христос. Я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей».

Искусствовед: Картина Крамского производила глубокое впечатление на современников художника, среди которых были и великие художники слова. Иван Гончаров отозвался о картине так: «Художник глубоко уводит вас в творческую бездну, где вы постепенно разглядываете, что он сам думал, когда он писал это лицо, измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира, – но добывшее себе силу на подвиг». А вот Лев Толстой: «Повесьте у себя эту картину – она вечно будет тревожить вашу душу».

Ребята, какими средствами на картине передано вселенское одиночество Иисуса Христа в пустыне? (Холодные серые безжизненные камни; необычный пейзаж больше напоминает лунный; холодное голубовато-бирюзовое небо; бесконечность пространства и много воздуха.)

Словарная работа:

Не хлебом единым жив человек (у Ожегова как пословица) – у человека существует потребность в духовной пищи.

Эпизод третий – «Кто из вас без греха?»

Экскурсовод: В основу картины Василия Поленова «Христос и грешница» положена знаменитая библейская история о том, как фарисеи привели к Учителю грешницу и хотели побить ее камнями, на что Христос ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Фарисеи, услышав это и будучи обличаемы совестью, разошлись один за другим. Пейзаж, на фоне которого происходят события, срисован художником с натуры: Василий Поленов посетил Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, создав целый евангельский цикл «Из жизни Христа».

Словарная работа:

Кто из вас без греха – в общем-то, риторический вопрос, ответ на который подразумевает, что в каждом человеке самым невероятным образом совмещаются добро и зло, положительные и отрицательные качества.

Чему учит данная библейская заповедь? (Уметь видеть не только недостатки других, но и собственные, не считать себя выше других людей. Уметь находить объяснение самым отчаянным поступкам человека, уметь прощать их.)

Эпизод четвертый – «Голгофа».

Биограф: В 1865 году на Нижегородской ярмарке случилось необычайное: петербургские художники устроили выставку своих работ. Еще два года назад группа художников учинила в Петербургской Академии художеств «бунт». Несколько десятилетий их буквально заставляли писать в рамках устаревшей манеры академизма, и художники взбунтовались. Впоследствии их назовут «передвижниками», т. к. свои работы они выставляли в самых разных городах России, желая привлечь к высокому искусству живописи и простой народ тоже. Среди бунтарей был Николай Ге.

Экскурсовод: Приговоренного к смерти Христа ведут на место казни – Голгофу. Это один из самых трагических эпизодов мировой литературы в целом. Христа распинают между двумя разбойниками. Ге так разъяснял свой замысел: «Трех страдальцев только что привели на Голгофу. Всех громко и страшно поражает молитва самого Христа. Одного разбойника бьет лихорадка, другой убит горем оттого, что жизнь погана и вот до чего довела».

Картина Николая Ге «Голгофа» является незаконченным произведением.

Словарная работа:

Голгофа – место страданий, мучений (по названию холма близ Иерусалима, где, по преданию, был распят Иисус Христос).

Взойти на Голгофу – принять страдания, муки.

Эпизод пятый – «Воскрешение».

Экскурсовод: Перед вами превосходная по красоте композиция, благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы картина Александра Иванова «Явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине».

Мария Магдалина – последовательница Иисуса, родом из Магдалы. Она служила Иисусу после того, как он изгнал из нее семь бесов. Евангелие повествует, что она была при распятии Христа, положении во гроб и в пасхальное утро вместе с ос всеми нашла гроб пустым. Марию Магдалину считают первой, кто увидел воскресшего, но она не узнала его.

Ребята, попробуйте описать те чувства, которые сейчас испытывает каждый из героев картины. (Мария Магдалина – трепетное преклонение и даже покорность, пережитая боль невосполнимой утраты еще не сошла с лица героини, желание быть рядом, охранять и беречь. Иисус – просветленная горечь в глазах удивительно прекрасного лица, любовь и прощение, покровительство.)

Словарная работа:

Мироносица – одна из женщин, приносивших, согласно евангельскому мифу, миро для помазания Христа.

Миро – масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах.

Одним миром мазаны (перен.) – о людях с одинаковыми недостатками (шутл.).

3. Заключительное слово учителя:

– Ребята, сегодня перед вами предстали, пожалуй, лучшие произведения русской живописи

19-го века, написанные по мотивам сюжетов Евангелия. Мы совершили путь от крещения Христа к его чудесному воскрешению. Жизненный путь этого библейского героя – пример для подражания в сердечном отношении к людям, в умении отстаивать свои принципы, в силе, способной преодолеть соблазны, в воспитании высоких человеческих качеств. Несомненно, подобный жизненный подвиг дается с огромным трудом, и, наверное, именно это привлекало и привлекает к образу Иисуса Христа лучших творцов поэзии, живописи, музыки, архитектуры и даже современного кино.

Д/з: Составить кроссворд по материалу урока.

Литература:

1. Герои русской истории. – М.: «Белый город», 2005.

2. С веком наравне. Книга 1-я. Составитель Л. А. Вагнер. – М.: «Молодая гвардия», 1966.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами по синодальному переводу.

– М.: Российское библейское общество, 1995.

4. Толковый словарь русского языка в 4-х томах под ред. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА, 1996.

5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.