Реферат: Квадратные корни
Название: Квадратные корни Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат |
Квадратные корни В ходе решения некоторых математических задач приходится оперировать с квадратными корнями. Поэтому важно знать правила действий с квадратными корнями и научиться преобразовывать выражения, их содержащие. Цель – изучение правил действий с квадратными корнями и способов преобразования выражений с квадратными корнями. Мы знаем, что некоторые рациональные числа выражаются бесконечными периодическими десятичными дробями, как, например, число 1/1998=0,000500500500… Но ничто не мешает вообразить и число, в десятичном разложении которого не обнаружится никакого периода. Такие числа называются иррациональными. История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию пифагорейцев еще в VI в. до н. э. А началось все с простого, казалось бы, вопроса: каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1? Диагональ разбивает квадрат на 2 одинаковых прямоугольных треугольника, в каждом из которых она выполняет роль гипотенузы. Поэтому, как следует из теоремы Пифагора, длина диагонали квадрата равна И хотя у Пифагора и его учеников компьютера не было, обосновали этот факт именно они. Пифагорейцы доказали, что у диагонали квадрата и его стороны общей меры (т.е. такого отрезка, который целое число раз откладывался бы и на диагонали, и на стороне) не существует. Следовательно, отношение их длин – число По следам открытия пифагорейцев Как доказать, что число Остается сделать вывод, что наше предположение неверно и рационального числа m/n, равного 1. Квадратный корень из числа
Зная время t
, можно найти путь при свободном падении по формуле: Задача . Сколько секунд будет падать камень, сброшенный с высоты 122,5 м? Чтобы найти ответ, нужно решить уравнение Искать положительное число по его квадрату приходится и при решении других задач, например при отыскании длины стороны квадрата по его площади. Введем следующее определение. Определение
.
Неотрицательное число, квадрат которого равен неотрицательному числу а, называется квадратным корнем из а.
Это число обозначают Таким образом Пример . Так как Из отрицательных чисел нельзя извлекать квадратные корни, так как квадрат любого числа или положителен, или равен нулю. Например, выражение В записи
2n нулей n нулей Аналогично доказывается, что Например, 2. Вычисление квадратных корней
Мы знаем, что не существует рационального числа, квадрат которого равен 2. Это означает, что Аналогично доказывается существование квадратного корня из любого положительного действительного числа. Разумеется, последовательное возведение в квадрат весьма трудоемкое занятие, и потому существуют способы быстрее находить десятичные знаки квадратного корня. С помощью микрокалькулятора можно найти значение Если точность, даваемая микрокалькулятором, недостаточна, можно воспользоваться способом уточнения значения корня, даваемым следующей теоремой. Теорема.
Если а – положительное число и Доказательство . По условию x1
> Аналогично доказывается, что если Поскольку Пример 1.
Уточним по формуле х2 = х1 = 1,414 для Решение. В нашем случае а=2. Поэтому х1 = Выполнив еще одно приближение, мы убедимся, что все выписанные знаки полученного ответа верны, т.е. число верных знаков удвоилось. Пример 2
.
Найдем приближенное значение для Решение. Выберем за первое приближение для х2 = Далее имеем х3 = х4= Значит, с точностью до 0,0001 имеем Ответ:
3. Геометрические приложения
К извлечению квадратных корней сводятся многие геометрические задачи. Например, в курсе геометрии доказывают теорему Пифагора : квадрат длины гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов длин катетов этого треугольника. Индийцы две тысячи лет тому назад доказывали ее с помощью следующего чертежа. Рис. 1 Видим, что площади заштрихованных фигур в обоих квадратах равны, но в одном случае площадь равна Из теоремы Пифагора следует, что расстояние между точками М (х1; у1) и N (x2; y2) координатной плоскости (рис. 2) выражается формулой MN=
Пример 1 . Найдем расстояние от вершины дерева до конца его тени, если высота дерева равна 12 м, а длина тени – 16 м. Решение. По теореме Пифагора имеем Так как Пример 2 . Найдем расстояние между точками М (3; 1) и N (8; -11) координатной плоскости. Решение. По формуле (1) имеем MN = 4. Основные тождества для квадратных корней
Из определения квадратного корня вытекает, что равенство верное для всех а
которое верно для всех х Например
, Формулы Если а – отрицательное число, то равенство то при х<
0 верно равенство Итак,
Но мы знаем, что х, если х
– х, если х < 0. Поэтому для всех чисел х верно равенство
Например, Пример 1
.
Упростим выражение Р е ш е н и е. Так как 2 Пример 2
. Найдем значения выражения Решение. При любом значении х выполняется равенство
5. Извлечение квадратного корня из произведения, дроби и степени
Выражения В самом деле, Теорема 1
. Квадратный корень из произведения двух неотрицательных чисел равен произведению квадратных корней из этих чисел, т.е. при а Доказательство . Пусть числа а и b неотрицательны. Тогда по правилу возведения в степень имеем
Кроме того, Пример 1. Найдем значения выражения Решение. Мы имеем и потому Аналогично доказывается, что Теорема 2
. Квадратный корень из дроби с неотрицательным числителем и положительным знаменателем равен частному от деления квадратного корня из числителя на квадратный корень из знаменателя, т.е. при а Теорема 3.
При любом значении а и при любом
b
6. Преобразование выраженийПри преобразовании выражении, содержащих квадратные корни, оказывается полезной следующая формула:
где А2
= А = А Таким образом, квадраты обеих частей равенства Пример 1.
Упростить выражение 1-й способ . В одном случае имеем А = 5, В = 21, А2 – В = = 52
– 21 = 4, и поэтому по формуле
2-й способ . Приведем подкоренное выражение к полному квадрату: 5 – = Поэтому Пример 2.
Упростить выражение 1-й способ:
=
2-й способ.
Приведем подкоренное выражение к полному квадрату:
Пример 3
.
Упростить выражение Решение. Ответ: 10. Пример 4
.
Упростить Решение. 1. 2. 3. Ответ: Пример 5
.
Какое из чисел больше: Решение. Очевидно, что Оценим сумму
Так как Ответ: 7. Алгоритм извлечения квадратного корня столбикомЭтот способ позволяет найти приближённое значение корня из любого действительного числа с любой наперёд заданной точностью. Для ручного извлечения корня применяется запись, похожая на деление столбиком. Пусть извлекается корень из целого числа A . В отличие от деления снос производится группами по две цифры, причём группы следует отмечать, начиная с десятичной запятой (в обе стороны), дописывая необходимым количеством нулей. Найти an , квадрат которого наиболее близко подходит к группе старших разрядов числа A , оставаясь меньше последнего. Провести вычитание из старших разрядов A квадрата числа an . Удвоить an . Сдвинуть остаток от вычитания на 2 разряда влево, а величину 2an – на один разряд влево. Под сдвигом в данном алгоритме понимается умножение / деление на степени 10, что соответственно является сдвигом влево и вправо. Приписать справа от остатка вычитания два следующих старших разряда числа A . Сравнить полученное число с нулём. Если полученное число не равно 0, то найти такое 2an
− 1
, которое, будучи умноженным на Если в п. 6 получено равенство, то перейти к п. 4, предварительно приписав справа от an нуль. После получения количества цифр, равного Описанная последовательность действий в математике получила название алгоритма извлечения квадратного корня. 1. Чтобы извлечь квадратный корень из данного целого числа, разбивают его справа налево на грани, по две цифры в каждой, кроме первой (крайней левой), в которой может быть и одна цифра. 2. Чтобы найти первую цифру корня, извлекают квадратный корень из первой грани. 3. Чтобы найти вторую цифру, из первой грани вычитают квадрат первой цифры корня, к остатку сносят вторую грань и число десятков получившегося числа делят на удвоенную первую цифру корня; полученное целое число снова подвергают испытанию. 4. Испытание проводится так: за вертикальной чертой (слева от остатка) пишут удвоенное, ранее найденное число корня, и к нему с правой стороны приписывают испытуемую цифру; получившееся после этой приписки число умножают на испытуемую цифру. Если после умножения получится число, больше остатка, то испытуемая цифра не годится и надо испытать следующую меньшую цифру. 5. Следующие цифры корня находят с помощью того же приёма. 6. Если после снесения грани число десятков получившегося числа окажется меньше делителя, т.е. меньше удвоенной найденной части корня, то в корне ставят 0, сносят следующую грань и продолжают действие дальше. Пример. Извлечём корень 1-й шаг
. Число 8649 разбиваем на грани справа налево; каждая из которых должна содержать две цифры. Получаем две грани: 2-й шаг.
Извлекаем квадратный корень из первой грани 86, получаем 3-й шаг . Число 9 возводим в квадрат (92 = 81) и число 81 вычитаем из первой грани, получаем 86 – 81 = 5. Число 5 – первый остаток. 4-й шаг . К остатку 5 приписываем вторую грань 49, получаем число 549. 5-й шаг . Удваиваем первую цифру корня 9 и, записывая слева, получаем: Ї 81 18… ЇЇЇЇЇ 549ЇЇЇЇЇ К числу 18 нужно приписать такую наибольшую цифру, чтобы произведение числа, которое мы получим, на эту цифру было бы либо равно числу 549, либо меньше, чем 549. Это цифра 3. Она находится путем подбора: количество десятков числа 549, то есть число 54 делится на 18, получаем 3, так как 183 ∙ 3 = 549. Цифра 3 – это вторая цифра корня. 6-й шаг . Находим остаток 549 – 549 = 0. Так как остаток равен нулю, то мы получили точное значение корня – 93. Процесс извлечения корня закончился. Число 93 – двузначное, так как подкоренное число 8649 содержит две грани. Корень из числа содержит столько цифр, сколько граней содержит это число. Аналогично извлекают квадратный корень из десятичных дробей. Только подкоренное число разбивают на грани так, чтобы запятая была между гранями, т.е. от запятой влево и вправо. Если в крайней правой грани окажется одна цифра, то её дополняют дописыванием к числу нуля.
Данная работа посвящена квадратным корням. Рассмотрены правила действий с квадратными корнями, способы преобразования выражений, содержащих квадратные корни, геометрические приложения. В работе приведены примеры действий с квадратными корнями и преобразования выражений с ними. Рассмотрен алгоритм извлечения квадратного корня. Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены. Список использованных источников1. Алгебра: Учеб. пособие для 8 кл. / Е.П. Кузнецова и др; под ред. Л.Б. Шнепермана. – 2 изд. – Мн.: Нар. асвета, 2005. 2. Алгебра: Учеб. для 8‑х кл. общеобразоват. шк. с углубл. изучением математики / К.О. Ананченко и др. – Мн.: Нар. асвета, 1994. 3. Петраков И.С. «Математические кружки в 8–10 классах»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987 г. 4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Глав. ред. М. Аксенова. М.: Аванта+плюс. 2004 г. |