Билеты: ЕГЭ русский язык 2012 (pdf)
Название: ЕГЭ русский язык 2012 (pdf) Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» (2012 - 2 / 22 Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУПри ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 г. по русскому языку. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ. (2012 - 3 / 22 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению работыНа выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей. Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8-и заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Часть 3 состоит из 1-го задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение). Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Желаем успеха!
(2012 - 4 / 22 Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) донельзЯ 2) взЯла 3) граждАнство 4) нАверх В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. 4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, 1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме. 3) требуются конкретные примеры. 4) мы имели в виду главным образом его словарный запас. синтаксической нормы). тексте? 1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало 1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков больше покупателей. довольно скептическое отношение. 2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений. что происходили за сто лет до этого. 3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина 3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия. совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко 4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время писали о нём. Крымской войны.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте планы. пропуска в пятом предложении? 1) Однако В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения 2) Даже нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным 3) Несмотря на это, оборотом? 4) Следовательно, 1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами. A9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. 1) стали машины (предложение 5) 3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка 2) корабли в упор палили (предложение 2)
в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным 3) вывести из строя (предложение 3) научным центром изучения русского языка и словесности. 4) матросы старались завладеть (предложение 4) 4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим. A10 Укажите верную характеристику третьего предложения текста. 1) сложное бессоюзное Прочитайте текст и выполните задания A7–A12. 2) сложноподчинённое 3) простое с однородными членами
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями A11 Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени. 1) 5 2) 2 3) 6 4) 4 A12 Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5). 1) вежливость 2) соотношение 3) ошибка 4) поправка
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная
корня? В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст 1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку 2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться важно понять, что является для него в жизни главным. 3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать 2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, 4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. 3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. 1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо 2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) 3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать как и литературное творчество.
4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? предложении.
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е? 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. А. никел..вый 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна Б. достра..вать запятая. В. приветл..во Г. оскуд..вать
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В , Г 4) А , Г предложении должны стоять запятые? Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3 Прочитайте текст. 3) 1, 2 Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места 4) 3, 4 захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений препинания не расставлены.) проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и 2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу возможной миграции загрязнений. отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная 3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов. информация, содержащаяся в тексте? 4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные 2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод хор бояр, возвещающий о пленении князя. от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие поверхностному водоисточнику. того, о чём говорится в первой части. 3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает 4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) содержание того, о чём говорится в первой части. вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников. 1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 4 (2012 - 11 / 22 Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. (10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной (2012 - 12 / 22 стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...» (27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок. (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну. (По Л. Леонову*) *Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель. О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»? 1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови. 2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок. 3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа. 4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей. 2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение. 3) Предложения 8–9 включают описание. 4) Предложения 24–26 содержат повествование. Какое слово использовано в тексте в переносном значении? 1) развернула (предложение 8) 2) сожги (предложение 15) 3) зажмурился (предложение 22) 4) прогремел (предложение 29) (2012 - 13 / 22 Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.
Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочносуффиксальным способом.
Из предложений 16–18 выпишите числительное. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 29). Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.
Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений. Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.
Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (2012 - 14 / 22
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12 , «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора. Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы (2012 - 15 / 22 Часть 3
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (2012 - 16 / 22 (2012 - 17 / 22 Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку ЧАСТЬ 1За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.
ЧАСТЬ 2За правильный ответ на задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
* Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение. (2012 - 18 / 22 ЧАСТЬ 3Информация о тексте
(2012 - 19 / 22 КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
(2012 - 20 / 22
(2012 - 21 / 22
(2012 - 22 / 22
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов[1] . Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным . При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается . 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка). 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более 2-х ошибок; К8 – допущено 1–3 ошибки; К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более 1 речевой ошибки. Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. [1] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста. |