Билеты: ГИА русский язык 2009
Название: ГИА русский язык 2009 Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Демонстрационный вариант экзаменационной работы
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Демонстрационный вариант 2009 г.
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году . Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку, размещенном на сайте www.fipi.ru . Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по русскому языку. Текст для прослушивания в части 1 экзаменационной работы приведен в разделе «Система оценивания экзаменационной работы».
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Демонстрационный вариант 2009 г. Инструкция по выполнению работыНа выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке . Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком . Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста , который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке . Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха! Часть 1Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2Прочтите текст и выполните задания А1–А7. (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку". (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку... (По В. Крапивину)
Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?» 1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью. 2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги. 3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой. 4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.
Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»? 1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка. 2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки. 3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало. 4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.
Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20–21? 1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги. 2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы. 3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации. 4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» ( предложение 25). 1) очарованность 2) колдовство 3) любовь 4) неподвижность
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? 1) (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. 2) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. 3) (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. 4) (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка» ?» Такая форма слова говорит …
1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке. 2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке. 3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке. 4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.
Укажите предложение, в котором содержится метафора . 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. 3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. 4) А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).
Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официальноделового или научного стиля. Напишите этот синоним.
Из предложений 6–7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 6–10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В предложениях 24–25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН ». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве . (1) (2) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво (3) смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки, в пыльных(4) (5) подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. (1) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную(2)(3) скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. (1) (2) (3) (4) Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(5) (6) (7) чувствуя, как наливаются теплотой уши и щеки.
Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 23.
Среди предложений 1–5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 25–28 найдите предложения с обособленным обстоятельством . Напишите номера этих предложений.
Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
Среди предложений 3–8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 19–24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными . Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания[1] в письменной речи. Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть 1
Текст для прослушивания. Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни. Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами. И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире. Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности. (По материалам периодической печати) Проверка и оценивание задания С1Таблица 1
Внимание! 1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. 2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
Ответ на задание С1 (сжатое изложение) оценивается по следующим критериям. Таблица 2
Часть 2
Проверка заданий А1–А7; В1–В14За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (А1–А7; В1–В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы, – 21 балл . За выполнение заданий А1–А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. Таблица 3
Таблица 4
Часть 3
Проверка задания С2.1
Ответ на задание С2.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 5
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1 К1–С1 К4; ГК1–ГК4, ФК1). Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (см. таблицу 7).
Проверка задания С2.2
Ответ на задание С2.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям. Таблица 6
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2 К1–С2 К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).
Таблица 7
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения . Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140–290 слов. Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла: ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка; ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка; ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет. Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы: – если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7; – если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше); – если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Максимальное количество баллов , которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 45 баллов . [1] В вариантах экзаменационной работы темы сочинения будут касаться разных языковых явлений. |