Билеты: ГИА математика 1 2010
Название: ГИА математика 1 2010 Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 1 Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Демонстрационный вариант 1Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включенные в него задания не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году . Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут контролироваться на экзамене 2010 года, приведен в кодификаторах, размещенных на сайте www.fipi.ru. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по математике. 2 Демонстрационный вариант 2010 года
Инструкция по выполнению работыРабота состоит из двух частей. В первой части 16 заданий, во второй – 5. На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут).
При выполнении заданий первой части ответы укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Все необходимые вычисления, преобразования и т.д. выполняйте в черновике. Если задание содержит рисунок, то на нем можно проводить дополнительные построения.
Ответы на задания второй части указываются на бланке № 2 с развернутой записью хода решения. Текст задания можно не переписывать, необходимо лишь указать его номер. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
3 Часть 1Площадь территории Испании составляет 506 тыс. км2 . Как эта величина записывается в стандартном виде? 1) 5,06 · 102 км2 3) 5,06 · 104 км2 2) 5,06 · 103 км2 4) 5,06 · 105 км2 Из 59 девятиклассников школы 22 человека приняли участие в городских спортивных соревнованиях. Сколько приблизительно процентов девятиклассников приняли участие в соревнованиях? 1) 0,37 % 2) 27 % 3) 37 % 4) 2,7 % Числа a и b отмечены точками на координатной прямой. Расположите в
a b b a a b b a x 4 x 3 Найдите значение выражения + −1 при х = 1. 4 3 Ответ: ________________________ t Из формулы периода обращения T = выразите время вращения t . N Ответ: ________________________ Какое из приведенных ниже выражений тождественно равно произведению (x − 4)(x − 2)? 1) (x − 4)(2 − x ) 2) −(x − 4)(2 − x ) 3) (4 − x )(x − 2) 4) −(4 − x )(2 − x ) 2 3− 7m Представьте выражение 6m + в виде дроби. m Ответ: ________________________ 4
Какое из данных выражений не равно выражению ?
1) 2 5 2) 20 3) 10 4) 3 3 20 3 5
Решите уравнение x 2 + − =7x 18 0. Ответ: ________________________ Окружность, изображенная на рисунке, задается уравнением x 2 + y 2 = 4.
Используя рисунок, установите соответствие между системами уравнений и утверждениями: к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца. A) ⎧⎪x 2 + y 2 = 4 1) система имеет одно решение ⎨ ⎪⎩y = −x Б) ⎧⎪x 2 + y 2 = 4 2) система имеет два решения ⎨ ⎪⎩y = x − 4 В) ⎧⎪x 2 + y 2 = 4 3) система не имеет решений ⎨ ⎪⎩y = −2 Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ: Прочитайте задачу: «Фотография имеет форму прямоугольника со сторонами 10 см и 15 см. Ее наклеили на белую бумагу так, что вокруг фотографии получилась белая окантовка одинаковой ширины. Площадь, которую занимает фотография с окантовкой, равна 500 см2 . Какова ширина окантовки?» Пусть ширина окантовки равна х см. Какое уравнение соответствует условию задачи? 1) (10 + 2 )(15x + 2 )x = 500 2) (10 + x )(15+ x ) = 500 3) 10 15⋅ + (10x +15 ) 2x ⋅ = 500 4) (10 + 2 )(15x + x ) = 500
5 Решите неравенство 20 −3(x + 5) < −1 7x . Ответ: ________________________ При каких значениях х верно неравенство x 2 + 2x −3< 0? Ответ: ________________________ Из арифметических прогрессий, заданных формулой n -го члена, выберите ту, для которой выполняется условие a 25 < 0.
График какой из перечисленных ниже функций изображен на рисунке? 1) y = x 2 + 4 2) y = x 2 + 4x 3) y =− −x 2 4x 4) y = −x 2 − 4 Компания предлагает на выбор два разных тарифа для оплаты телефонных разговоров: тариф А и тариф В. Для каждого тарифа зависимость стоимости разговора от его продолжительности изображена графически. На сколько минут хватит 550 р., если используется тариф В?
Ответ: ________________________ мин. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. 6 Часть 2Для ответов на задания 17–21 используйте бланк ответов № 2. Укажите сначала номер задания, а затем запишите его решение. Решите уравнение x 3 − 6x 2 − 4x + 24 = 0. Решите неравенство ( 19 − 4,5)(5−3 )x > 0. В геометрической прогрессии сумма первого и второго членов равна 108, а сумма второго и третьего членов равна 135. Найдите первые три члена этой прогрессии. 6 Прямая 2х + 3у = с , где с – некоторое число, касается гиперболы у = в x точке с отрицательными координатами. Найдите с .
Из пункта А в пункт В, расположенный ниже по течению реки, отправился плот. Одновременно навстречу ему из пункта В вышел катер. Встретив плот, катер сразу повернул и поплыл назад. Какую часть пути от А до В пройдет плот к моменту возвращения катера в пункт В, если скорость катера в стоячей воде вчетверо больше скорости течения реки? 7 8 Система оценивания экзаменационной работы Решения и критерии оценивания к заданиям части 2
Ответы к заданиям части 1 Решите уравнение x 3 −6x 2 − + =4x 24 0.
//Ответ : –2; 2; 6. //Решение. Разложим на множители левую часть уравнения. Получим: x 2 (x − 6) − 4(x − 6) = 0, (x − 6)(x 2 − 4) = 0, x − 6 = 0 или x 2 − 4 = 0. Значит, уравнение имеет корни: –2; 2; 6.
2) Получаем неравенство 5−3x < 0. Отсюда x >1.
В геометрической прогрессии сумма первого и второго членов равна 108, а сумма второго и третьего членов равна 135. Найдите первые три члена этой прогрессии.
//Ответ : 48, 60, 75. 9 10 //Решение. 1) Пусть (bn ) – данная геометрическая прогрессия. Составим ⎧ ⎪ b 1 + b q 1 =108 ⎧b 1 (1+ q ) =108 ⎧b 1 (1+ q ) =108 систему ⎨⎪⎩b q 1 + b q 1 2 =135. Далее: ⎨⎩bq 1 (1+ q ) =135 , ⎩⎨q ⋅108 =135 . Отсюда q .
2). 6 Прямая 2х + 3у = с , где с – некоторое число, касается гиперболы у = в x точке с отрицательными координатами. Найдите с . 2 c //Решение. Из уравнения 2х + 3у = с выразим у : у = − x + . Графики 3 3 2 c 6 функций у = − x + и y = имеют единственную общую точку в том и 3 3 x 2 c 6 только в том случае, когда уравнение − x + = имеет один корень. 3 3 x Получаем: 2х 2 – сх + 18 = 0; D = с 2 – 144 = 0; с = ±12. Так как точка касания имеет отрицательные координаты, то с < 0 (учащиеся могут прийти к этому выводу хотя бы из геометрических соображений). Поэтому условию задачи удовлетворяет только с = –12 (в этом случае получаем прямую у = − −x 4, которая касается ветви гиперболы, расположенной в третьей четверти, т.е. в точке с отрицательными координатами). Комментарий. Подробное обоснование, почему выбрано значение с < 0, не требуется. Возможно наличие схематического рисунка.
11
Из пункта А в пункт В, расположенный ниже по течению реки, отправился плот. Одновременно навстречу ему из пункта В вышел катер. Встретив плот, катер сразу повернул и поплыл назад. Какую часть пути от А до В пройдет плот к моменту возвращения катера в пункт В, если скорость катера в стоячей воде вчетверо больше скорости течения реки?
//Ответ : плот пройдет всего пути. //Решение. Пусть скорость течения реки (и плота) х км/ч. Тогда скорость катера против течения равна 4х – х = 3х км/ч, а по течению 4х + х = 5х км/ч. Следовательно, скорость катера против течения в 3 раза больше скорости плота, а по течению – в 5 раз больше скорости плота. Если плот до встречи проплыл S км, то катер – в 3 раза больше, т.е. 3S км. После встречи катер 3S пройдет 3S км, а плот – в 5 раз меньше, т.е. км. Всего плот пройдет 5 3S 8S S + = . Отношение пройденного плотом пути ко всему пути равно 5 5 8S 5 = 2 . 4S 5 Другое возможное решение . Пусть скорость течения реки (и плота) х км/ч. Тогда скорость катера против течения равна 4х – х = 3х км/ч, а по течению 4х + х = 5х км/ч. Скорость сближения катера и плота равна AB х + 3х = 4х км/ч. Встреча произошла через ч. За это время плот проплыл 4x AB AB 3AB x ⋅ = км, а катер – км. Обратный путь катер пройдет за 4x 4 4 3AB 4 = 3AB ч. Плот за это время проплывет расстояние, равное 5x 20x 3AB 3AB AB 3AB 2AB x ⋅ = км, а всего он проплывет + = км. 20x 20 4 20 5
12 |