по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного общего образования
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
1.
Назначение экзаменационной работы
– оценить уровень подготовки по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
2.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3.
Преемственность между КИМ ЕГЭ и ГИА
Преемственность в подходах заключается не только в соблюдении общих принципов построения экзаменационной работы (валидность, объективность проверки, пропорциональная представленность в работе всех разделов курса, соответствие измерителя характеру проверяемого объекта, экономичность проверки, технологичность процедуры проверки), но и в отражении в работе специфики этапа изучения русского языка в школе.
При этом намеченный в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.) и реализованный в материалах единого государственного экзамена компетентностный подход отразился и в содержании экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации выпускников IХ классов. Работа проверяет лингвистическую компетенцию
учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции
говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических,
2
|
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
пунктуационных). Коммуникативная компетенция
проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности. При этом сохранены единые подходы к проверке развёрнутого ответа экзаменуемого в ГИА и ЕГЭ.
4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
В работу по русскому языку включено 6 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 14 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и 2 задания с развёрнутым ответом: краткое изложение и одно альтернативное задание (сочинение).
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.
Часть 1 – краткое изложение.
Часть 2 (А1–А6, В1–В14) содержит задания с выбором ответа и задания с кратким ответом.
Часть 3 (С2.1 или С2.2) – это задания открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.
Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»
Содержательные разделы
|
Число заданий
|
Максимальный
первичны й балл
|
Процент максимального первичного балла за
задания данного блока содержания от
максимального
первичного балла за всю работу, равного 44 баллам
|
Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
|
1
|
7
|
16%
|
Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи.
|
4
|
4
|
9%
|
Лексика и фразеология.
|
2
|
2
|
4%
|
Синтаксис.
|
7
|
7
|
16%
|
Орфография.
|
3
|
3
|
7%
|
Пунктуация.
|
3
|
3
|
7%
|
Выразительность русской речи.
|
1
|
1
|
2%
|
Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
|
1
|
7
|
16%
|
Практическая грамотность и фактическая точность речи.
|
Части 1, 3 (в целом)
|
10
|
23%
|
Итого:
|
22
|
44
|
100%
|
Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; пишет изложение, создаёт собственное письменное монологическое высказывание.
4
|
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№
|
Части работы
|
Число заданий
|
Максимальный первичный балл
|
Типы заданий
|
1
|
Часть 1
|
1 (С1)
|
7
|
Задание с развернутым ответом
|
2
|
Часть 2
|
6
(А1–А6)
|
6
|
Задания с выбором ответа
|
14 (В1–В14)
|
14
|
Задания с кратким ответом
|
3
|
Часть 3
|
1
(С2.1 или С2.2)
|
7
|
Задание с развернутым ответом
|
|
Части 1 и 3 (С1 и С2.1 или С2.2)
|
|
10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность речи
|
|
|
Итого:
|
22
|
44
|
|
5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.
3
8.
Дополнительные материалы и оборудование
На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.
9.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание С1 (сжатое изложение) 1 части
работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 – 7 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части
работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания второй части работы, – 20 баллов
.
Оценка ответа на задание С2.1 или С2.2 3 части
работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за альтернативное задание – 7 баллов.
Оценка практической грамотности
экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов
.
Максимальное количество баллов
, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 44 балла
.
Экзаменационная работа считается выполненной на удовлетворительном уровне, если экзаменуемый набрал не менее 20 баллов, 3 (три) из которых получены за грамотность (критерии ГК1–ГК4).
10. Условия проведения экзамена (требования к специалистам)
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Учитель-словесник, не работавший с
экзаменуемыми
, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть
экзаменационную аудиторию.
Организатором
проведения экзамена должен быть педагог, не
преподающий русский язык и литературу. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения к организации экзамена лиц со специальным образованием по данному предмету.
Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена.
Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме. Затем знакомятся с текстом для чтения, который по мере
6
|
Таблица 3. Распределение заданий по видам работ с языковым материалом
Виды работы с языковым материалом
|
Число заданий
|
Максимальный
первичный балл
|
Процент максимального первичного балла за
выполнение заданий,
предусматривающих
различные виды работы с
языковым материалом, от
максимального первичного
балла за всю работу, равного
44 баллам
|
Написание изложения.
|
1
|
7
|
16%
|
Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте
(языковой анализ текста).
|
20
|
20
|
45%
|
Написание сочинения.
|
1
|
7
|
16%
|
Практическая грамотность.
|
|
10
(на основе написания
сочинения и изложения)
|
23%
|
Итого:
|
22
|
44
|
100%
|
6. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В таблице 4 представлено распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности.
Таблица 4. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню
сложности
Уровень сложности заданий
|
Число заданий
|
Максимальный
первичный балл
|
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от
максимального первичного балла за всю
работу, равного 44 баллам
|
Базовый
|
21
|
37
|
84 %
|
Высокий
|
1
|
7
|
16 %
|
Итого:
|
|
44
|
100 %
|
7. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут).
5
необходимости предъявляется каждому из них в распечатанном виде (текст
для чтения должен быть напечатан на отдельном листе
). Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста. После выполнения части 2 экзаменационной работы экзаменуемые сдают листы или бланки с
ответами
на задания частей 1 и 2 и приступают к написанию небольшого сочинения-рассуждения на лингвистическую или морально-этическую тему.
Задания с развёрнутым ответом проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий государственной итоговой аттестации.
11. Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году (используемым в школах в последние два-три года). Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в разделе «Документы министерства», а также на федеральном портале «Российское образование» (www.edu.ru).
Приложение
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал % выполнения 60%
–90%), В – высокий (менее 40%).
№
|
Обозначение
зада-
ния в работе
|
Проверяемые элементы содержания
|
Коды прове-
ряемых элементов
содержания
|
Коды про-
веряемых умений
|
Уровень сложности задания
|
Мак-симальный
балл за
вы-полнение задания
|
Пример-ное время
вы-полнения задания
(мин.)
|
1.
|
С1
|
Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Текст как продукт речевой деятельности.
|
8.5
8.9
8.10
8.11
9.2 9.3
9.4
11
|
2.1
2.4 3.1 3.3
3.5
3.8– 3.10
|
Б
|
7
|
85
|
2.
|
А1
|
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
|
8.6
|
2.1
|
Б
|
1
|
3
|
3.
|
А2
|
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
|
8.2
|
2.2
|
Б
|
1
|
3
|
4.
|
А3
|
Извлечение информации из различных источников.
|
8.7
|
2.1
|
Б
|
1
|
3
|
5.
|
А4
|
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
|
2.2
|
1.1
|
Б
|
1
|
4
|
6.
|
А5
|
Лексическое значение слова.
|
2.1
|
1.1
|
Б
|
1
|
3
|
7.
|
А6
|
Выразительность русской речи.
|
10.1–10.4
|
1.1
|
Б
|
1
|
6
|
8
|
12. Изменения в экзаменационной работе 2010 года по сравнению с 2009 годом
Все основные характеристики работы в целом сохраняются.
Сокращено количество заданий с выбором ответа.
Расширена тематика задания С2.1 с развёрнутым ответом.
Уточнены критерии оценивания выполнения задания С1 с развёрнутым ответом.
Изменено максимальное количество баллов за выполнение работы в целом.
13. План экзаменационной работы 2010 года
Содержание экзаменационной работы 2010 года по русскому языку отражено в обобщённом плане варианта, приведенном в Приложении.
7
8.
|
В1
|
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
|
8.11
|
1.3
|
Б
|
1
|
4
|
9.
|
В2
|
Правописание корней.
|
6.1
|
1.1
|
Б
|
1
|
4
|
10.
|
В3
|
Правописание приставок.
|
6.2
|
1.1
|
Б
|
1
|
4
|
11.
|
В4
|
Правописание суффиксов.
|
6.3
|
1.1
|
Б
|
1
|
4
|
12.
|
В5
|
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
|
7.3
|
1.1
|
Б
|
1
|
4
|
13.
|
В6
|
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
|
7.5
|
1.1
|
Б
|
1
|
4
|
14.
|
В7
|
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
|
7.6
|
1.1
|
Б
|
1
|
5
|
15.
|
В8
|
Словосочетание.
|
5.1
|
1.1
|
Б
|
1
|
4
|
16.
|
В9
|
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
|
5.3
|
1.1
|
Б
|
1
|
5
|
17.
|
В10
|
Простое осложнённое предложение
|
5.8
|
1.1
|
Б
|
1
|
5
|
18.
|
В11
|
Простое осложнённое предложение.
|
5.8
|
1.1
|
Б
|
1
|
5
|
19.
|
В12
|
Синтаксический анализ сложного предложения.
|
5.15
|
1.1
|
Б
|
1
|
5
|
20.
|
В13
|
Сложные бессоюзные предложения.
|
5.11
|
1.1
|
Б
|
1
|
5
|
21.
|
В14
|
Сложные предложения с разными видами связи.
|
5.12
|
1.1
|
Б
|
1
|
5
|
22.
|
С2
|
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
|
8.6 8.7
8.10
8.11
9.2–9.4
7.1–7.8
11
|
2.1–
2.4
3.2–
3.5
3.7– 3.10
|
В
|
7
|
70
|
Всего заданий – 22, из них по типу заданий: А – 6 , В – 14 , С – 2; по уровню сложности: Б – 21, В – 1.
Общее время выполнения работы – 240 минут
.
|
|
|
9
|