Билеты: ГИА история России 2009
Название: ГИА история России 2009 Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ
Демонстрационный вариант экзаменационной работы
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений2009 года (в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ Демонстрационный вариант 2009 года
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работыПри ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году . Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru . Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
© 2009 Экзаменационная работадля проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ Демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 33 задания. Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки – знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника. Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр. Часть 3 (С) содержит задания высокого уровня сложности. Задания С1–С4 предусматривают анализ исторического источника. Задания С5–С6 предполагают развернутый ответ на заданную тему. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
© 2009 Часть 1
В каком веке Россия стала великой морской державой? 1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в 1) принятии первого свода законов «Русская правда» 2) освобождении Руси от ордынской зависимости 3) создании первого общерусского Судебника 4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
Как назывались исторические хроники, существовавшие в России в XI–XVII вв.? 1) былины 2) жития 3) летописи 4) сказания
Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования? 1) появление светских учебных заведений 2) введение всеобщего начального образования 3) учреждение женских школ и училищ 4) создание сети университетов в крупных городах
Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке. «...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?» 1) Иван Третий 2) Дмитрий Донской 3) Дмитрий Пожарский 4) Юрий Долгорукий
Что из названного произошло в XIX веке? 1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий 3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права
«Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе 1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти? 1) Государственный Совет 2) Государственная Дума 3) Высочайший Сенат 4) Святейший Синод
Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал 1) появлению первых мануфактур 2) появлению первых общероссийских ярмарок 3) уменьшению численности городского населения 4) формированию фабричных центров
1) установление двоевластия 2) переход всей власти к Государственной Думе 3) переход всей власти к Петроградскому совету 4) установление власти большевиков
1) мирного сосуществования стран с различным общественно-политическим строем 2) разрядки международной напряженности 3) ядерного сдерживания 4) приоритета общечеловеческих ценностей
1) усиление интеграционных процессов в СНГ 2) вхождение в «большую семерку» ведущих стран мира 3) вступление в НАТО 4) вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы
Часть 2
Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва Ответ:
Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Отечественной войной 1812 г.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) М.Скобелев 2) П.Нахимов 3) П.Багратион 4) Д.Давыдов 5) А.Горчаков Ответ: ____________________.
Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество. «Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью – значилось в нем – устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений.» Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России». Ответ: ____________________.
Что из названного относилось к новой экономической политике, проводимой в СССР в 1920-х гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) введение натурального налога 2) запрещение свободы торговли 3) продразверстка в деревне 4) передача в частные руки мелких и средних предприятий 5) сплошная коллективизация Ответ: ____________________.
Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора. «Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано, было прожито и сделано ради этой минуты... Быть первым в космосе – можно ли мечтать о большем?» Ответ: ____________________.
Установите соответствие между событиями XX в. и годами, в которые происходили эти события. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. СОБЫТИЕ ГОД А) начало национализации частной собственности в России 1) 1906 г. Б) разгон Учредительного собрания 2) 1917 г. В) начало аграрной реформы П.А. Столыпина 3) 1918 г. 4) 1928 г. Запишите в таблицу выбранные цифры.
Часть 3
«Вполне определенно начиналось формирование образа нового противника (взамен нацизма, поверженного и признавшего свое поражение). В марте этот процесс получил мощный импульс. Сначала образ былой жестокости на пропагандистском уровне продемонстрировал Черчилль в Фултоне, а затем Сталин в ответах иностранным корреспондентам. Первый говорил о железном занавесе, контроле Москвы, о политическом режиме в СССР и ряде других стран, где не соблюдаются принципы демократии. Второй, не стесняясь в выражениях, приравнивал недавнего союзника к поджигателям войны, говорил, что он призывает к нападению на СССР».
Когда были сделаны приведенные в тексте высказывания политических деятелей?
Какое название получил период международных отношений, начало которому было положено в описанное время? В какие годы этот период завершился?
Почему началось «формирование образа врага» в странах, участвовавших в совместной борьбе против нацизма? Укажите любую из причин.
Какие изменения произошли в отношениях между бывшими союзниками в эти годы? Приведите пример этих изменений. Во второй половине XVIII века Российской империи удалось приблизиться к решениям ряда важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед страной на протяжении долгих десятилетий. Внешняя политика в этот период ознаменовалась большими достижениями: впервые в своей истории Россия обрела статус великой мировой державы.
Назовите три итога внешней политики России во второй половине XVIII в.
Приведите два примера военных побед России во второй половине XVIII в. Система оценивания экзаменационной работы по истории России ЧАСТЬ 1За верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
© 2009
ЧАСТЬ 2
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, В4, В6 выставляется 1 балл. За верный ответ на каждое из заданий В2 и В7 выставляется 2 балла, если верно указаны 3 элемента ответа; 1 балл, если верно указаны 2 элемента. За верный ответ на каждое из заданий В3 и В5 выставляется 2 балла, если верно указаны 2 элемента ответа; 1 балл, если верно указан 1 элемент.
ЧАСТЬ 3
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Когда были сделаны приведенные в тексте высказывания политических деятелей?
Какое название получил период международных отношений, начало которому было положено в описанное время? В какие годы этот период завершился?
Почему началось «формирование образа врага» в странах, участвовавших в совместной борьбе против нацизма? Укажите любую из причин.
Какие изменения произошли в отношениях между бывшими союзниками в эти годы? Приведите пример этих изменений.
Назовите три итога внешней политики России во второй половине XVIII в.
Приведите два примера военных побед России во второй половине XVIII в.
|