Билеты: ГИА алгебра 2009
Название: ГИА алгебра 2009 Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по АЛГЕБРЕ
Демонстрационный вариант экзаменационной работы
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по АЛГЕБРЕ Демонстрационный вариант 2009 года Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работыПри ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что при сохранении перечня разделов, выносимых на проверку, содержание конкретных заданий в КИМ 2009 года может быть другим. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru . Последовательность блоков содержания в КИМ 2009 года также может варьироваться. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по АЛГЕБРЕ Демонстрационный вариант 2009 года
Инструкция по выполнению работыРабота состоит из двух частей. В первой части 16 заданий, во второй – 5. На выполнение всей работы отводится 4 часа. Время на выполнение первой части ограничено: на нее отводится 60 минут. При выполнении заданий первой части нужно указывать только ответы. При этом: - если к заданию приводятся варианты ответов (четыре ответа, из них верный только один), то надо обвести кружком цифру, соответствующую верному ответу; - если ответы к заданию не приводятся, то полученный ответ надо вписать в отведенном для этого месте. Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните отмеченную цифру и обведите нужную:
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите новый:
Все необходимые вычисления, преобразования и прочее выполняйте в черновике. Если задание содержит рисунок, то на нем можно проводить нужные линии, отмечать точки. Задания второй части выполняются на отдельных листах или бланках с записью хода решения. Текст задания можно не переписывать, необходимо лишь указать его номер. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны в работе. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха! Часть 1
Расположите в порядке возрастания числа: 0,0902; 0,09; 0,209. 1) 0,209; 0,0902; 0,09 2) 0,09; 0,0902; 0,209 3) 0,09; 0,209; 0,0902 4) 0,0902; 0,09; 0,209
1) 0,004 2) 3) 400 4) ни одно из этих чисел
Дневная норма потребления витамина С составляет 60 мг. Один мандарин в среднем содержит 35 мг витамина С. Сколько примерно процентов дневной нормы витамина С получил человек, съевший один мандарин? 1) 170% 2) 58% 3) 17% 4) 0,58%
a + bНайдите значение выражения при а = 8,4; b = –1,2; с = – 4,5. c Ответ: ______________________
Цена килограмма орехов a рублей. Сколько рублей надо заплатить за 300 граммов этих орехов? a 1) (р.) 300 2) 300a (р.) 3) 0,3a (р.) 10a 4) (р.) 3
В каком случае выражение преобразовано в тождественно равное? 1) 3(x − = −y ) 3x y 2) (3+ x )( x −3) = 9 − x 2 3) ( x − y ) 2 = x 2 − y 2 4) ( x + 3) 2 = x 2 + 6x + 9
3 1 Упростите выражение + . 2x x
3x 2) 3) 2x 2 2x
Найдите частное Ответ: ______________________
Решите уравнение 3− 2x = 6 − 4(x + 2). Ответ: ______________________
Прямая y = 2x пересекает параболу y = −x 2 +8 в двух точках. Вычислите координаты точки А .
Ответ: ______________________
Путь от поселка до железнодорожной станции пешеход прошел за 4 ч, а велосипедист проехал за 1,5 ч. Скорость велосипедиста на 8 км/ч больше скорости пешехода. С какой скоростью ехал велосипедист? Какое уравнение соответствует условию задачи, если буквой х обозначена скорость велосипедиста (в км/ч)? 1) 4
−1
Решите неравенство 10x − 4(2x −3) > 4. 1) x
> −
Используя график, решите неравенство x 2 + 2x > 0. 1) (−∞; 0) 2) (−∞; − 2)∪(0; + ∞) 3) (–2; 0) 4) (−2; + ∞)
Каждой последовательности, заданной формулой n -го члена (левый столбец), поставьте в соответствие верное утверждение (правый столбец). А) xn = n 2 1) Последовательность – арифметическая прогрессия Б) yn = 2n 2) Последовательность – геометрическая прогрессия В) zn = 2n 3) Последовательность не является прогрессией Ответ:
1) y = x 2 + 4x −5 2) y = −x 2 − 6x −5 3) y = x 2 − 4x −5 4) y = −x 2 + 6x −5
Фирма начала продавать две новые модели телефонов — А и В. На графиках показано, как росло в течение года количество проданных телефонов. (По горизонтальной оси откладывается время, прошедшее с начала продаж, в месяцах; по вертикальной — число телефонов, проданных с начала продаж, в тыс. шт.). Сколько всего телефонов этих двух моделей было продано за первые десять месяцев? Ответ: ______________________
Часть 2
Задания этой части (17—21) выполняйте с записью решения.
Постройте график функции y
= значение этой функции.
Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 160, которые не делятся на 4.
Найдите наименьшее значение выражения (2x + y + 3)2 + (3x − 2y +8)2 и значения x и y , при которых оно достигается.
Найдите все значения k , при которых прямая y = kx пересекает в трех различных точках ломаную, заданную условием: ⎧2x + 4, если x < −3 ⎪ y = ⎨−2, если −3≤ x ≤ 3 ⎪ ⎩2x −8, если x > 3.
Система оценивания экзаменационной работы по алгебреОтветы на задания с кратким и развернутым ответом приводятся в одной из возможных форм. Правильный ответ учащегося, данный в какой-либо иной форме, например, − Часть 1
Часть 2Пояснительная записка . Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным. Если решение ученика удовлетворяет этим требованиям, то ему, в зависимости от полноты и правильности выполнения, выставляется полный или «частичный» балл. Ниже предлагаются две модели начисления баллов. Выбор модели предоставляется регионам. За выполнение заданий части 1 (№№ 1 – 16) учащийся получает: по модели 1 – 0,5 балла; по модели 2 – 1 балл. По модели 1 учащийся, демонстрирующий умение решить ту или иную задачу второй части, получает установленный балл (задание № 17 – 2 балла, №№ 18 и 19 – 4 балла, №№ 20 и 21 – 6 баллов) или балл, на 1 меньше установленного (в случае, если решение содержит несущественный недочет или даже несущественную ошибку). Поэлементное оценивание не предусматривается. По модели 2 в зависимости от полноты и правильности решения учащемуся выставляется от 0 до максимального балла за каждое задание. Максимальный балл за задание: № 17 – 2 балла, №№ 18 и 19 – 3 балла, №№ 20 и 21 – 4 балла. При оценивании по любой из моделей должно выполняться следующее требование: выполнение задания оценивается положительным баллом (любым в соответствии с принятой моделью) только в том случае, когда из записей учащегося можно сделать вывод о том, что в принципе он знает ход решения . Решения Задание 17Постройте график функции y
= значение этой функции.
//Решение . График — парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем b −4 координаты вершины: x = − = x = = −4; 2a 0 1 y
= Наименьшее значение функции равно –3. Замечание . Учащийся может вычислить координаты вершины параболы и другим способом. Модель 1 и модель 2
Комментарий . В случае отсутствия вычислений в чистовике при правильном построении параболы решение должно быть засчитано. Задание 18Выясните, имеет ли корни уравнение x 2 + 2x 5 + 2x = −11. //Ответ : не имеет.
1 Так как 2 5 −5 = 20 − 25 < 0, то уравнение корней не имеет.
Критерии оценивания Модель 1
Комментарий . Ошибки в составлении выражения D 1 (или D ), в применении формулы квадрата двучлена считаются существенными, и решение при их наличии не засчитывается. Модель 2
Комментарий . Ошибки в составлении выражения D1 (или D ), в применении формулы квадрата двучлена считаются существенными, и решение при их наличии не засчитывается. Задание 19Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 160, которые не делятся на 4. //Ответ : 9600. //Решение . Пусть S — искомая сумма; S = S − S , где S — сумма всех 1 2 1 натуральных чисел, не превосходящих 160, S – сумма всех натуральных чисел, 2 кратных 4 и не превосходящих 160.
1 1 В последовательности (a ) чисел, кратных 4 и не превосходящих 160, n a = 4, a =160. Найдем число членов этой последовательности. Так как она 1 n задается формулой a = 4n , то 4n =160, n = 40. n
2 2 Получим: S = S − S =161· 80 −82 · 40 = 40 322( −82) = 9600. 1 2 Критерии оценивания Модель 1
Модель 2
Задание 20Найдите наименьшее значение выражения (2x + y + 3)2 + (3x − 2y +8)2 и значения x и y , при которых оно достигается. //Ответ : наименьшее значение выражения равно 0, оно достигается при x = −2, y =1. //Решение . При любых значениях х и у (2x + y + 3)2 + (3x − 2y +8) ≥ 0. Значение, равное 0, достигается только в том случае, когда 2x + y + 3 и 3x − 2y +8 равны нулю одновременно. ⎧2x + y + 3= 0 Составим систему уравнений ⎨ . Решив ее, получим: ⎩3x − 2y +8 = 0 x = −2, y =1. Таким образом, наименьшее значение выражения равно 0, оно достигается при x = −2, y =1. Критерии оценивания Модель 1
Модель 2
Задание 21Найдите все значения k , при которых прямая y = kx пересекает в трех различных точках ломаную, заданную условием: ⎧2x + 4, если x < −3 ⎪ y = ⎨−2, если −3≤ x ≤ 3 ⎪ ⎩2x −8, если x > 3. //Ответ
: //Решение . Построим ломаную, заданную условиями:
⎪ y = ⎨−2, если −3≤ x ≤ 3 ⎪ ⎩2x −8, если x > 3. Прямая y = kx пересекает в трех различных точках эту ломаную, если ее угловой коэффициент больше углового коэффициента прямой, проходящей через точку (– 3; – 2), и меньше углового коэффициента прямой, параллельной прямым y = 2x −8 и y = 2x + 4. Найдем угловой коэффициент прямой, проходящей через точку (−3; − 2 : 2) − = −3k
, k
= Критерии оценивания Модель 1
Комментарий. Если график построен неправильно, или график построен правильно, но дальнейшие шаги отсутствуют, то решение не засчитывается. Модель 2
Комментарий . Если график построен неправильно, или график построен правильно, но дальнейшие шаги отсутствуют, то решение не засчитывается.
|