Билеты: ГИА история 2010 спецификация
Название: ГИА история 2010 спецификация Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
Спецификация экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 1 Спецификация экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по истории с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. 2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работыСодержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). 3. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭГосударственный образовательный стандарт позволяет обеспечить преемственность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе. Преемственность с ЕГЭ по истории прослеживается как в формах заданий и структуре экзаменационной работы в целом, так и в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и познавательных умений. Вместе с тем, учитываются возрастные познавательные возможности учеников и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям. 4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работыРабота охватывает содержание курса истории с древности до современности. Содержание предмета «история» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе по объему учебного материала, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания в основном ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политике России, по истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). Общее число заданий – 31. Работа состоит из 3 частей. Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень 2 подготовки выпускников – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников. За выполнение каждого задания этой части выставляется 1 балл. Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла. Часть 3 включает 4 задания высокого уровня сложности. Задания этой части требуют развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельностиСодержание материалов представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) с древности по XVIII в., 2) XIX в., 3) 1900–1945 гг., 4) 1945 г.–2009 г. При этом рассматриваются разные аспекты истории – экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры. Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6–7 классах, т.е. за 2–3 года до экзамена. Соответственно, по этим периодам проверяются опорные, базисные знания. Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX – начала XXI в. 3 Таблица 2. Распределение заданий по основным разделам курса истории
В соответствии с названными выше нормативными документами в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подготовки пор истории учащихся основной школы: 1. Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией. 2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами. 3. Работа с источниками: 3.1 Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь). 3.2 Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории). 4. Описание исторических событий. 5. Объяснение, анализ исторических событий: 5.1 Объяснение исторических понятий, терминов. 5.2 Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий. 5.3 Указание характерных, существенных признаков событий, явлений. 5.4 Объяснение причин и следствий событий. 5.5 Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку. 5.6 Изложение и объяснение оценок исторических событий, явлений, личностей. 4 Таблица 3. Распределение заданий демонстрационного варианта по умениям и видам познавательной деятельности
6. Время выполнения работыНа выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150 минут).
7. Дополнительные материалы и оборудование на экзамене не используются.
8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники. 5 9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целомЗа верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, B4, B6 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на каждое из заданий В2, В3, В5 и В7 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены 2 и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1–С2 ставится от 0 до 2 баллов. За задание С3 ставится от 0 до 2 баллов, задание С4 оценивается от 0 до 1 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 38.
10. Рекомендации по подготовке к экзаменуК экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru ) в разделе «Документы министерства».
11. План экзаменационной работыСодержание экзаменационной работы 2010 года по истории отражено в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении. 6
Приложение План демонстрационного варианта экзаменационной работыОбозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа. В - задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал % выполнения 60% –90%), П – повышенный (40% –60%), В – высокий (менее 40%). 7 8 [1] Б – базовый уровень; П – повышенный уровень; В – высокий уровень. |