Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы
и требований к уровню подготовки выпускников
для проведения в 2010 году государственной (итоговой)
аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
Кодификатор
элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Кодификатор составлен на базе Федерального компонента стандарта основного (общего) образования по информатике (утвержден Приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
В кодификаторе два раздела, так как для описания каждого из заданий экзаменационной работы используются два кода: код, описывающий проверяемый элемент содержания (Раздел 1) и код, описывающий проверяемое требование к уровню подготовки выпускника (Раздел 2).
В первом и втором столбцах таблицы 1 указаны коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания (темы), для которого создаются проверочные задания.
В таблице 2 коды даются в первом столбце таблицы, второй столбец содержит описание проверяемых требований.
Коды из таблиц 1 и 2 используются описания структуры экзаменационной работы в спецификации экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации 2010 года (в новой форме) по информатике.
1.
Элементы содержания, проверяемые на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ
Таблица 1
Код раздела
|
Код элемента
|
Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена
|
1
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
|
1.1
|
Представление информации
|
1.1.1
|
Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки.
|
1.1.2
|
Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
|
1.1.3
|
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации.
|
1.2
|
Передача информации
|
1.2.1
|
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.
|
1.2.2
|
Кодирование и декодирование информации.
|
1.3
|
Обработка информации
|
2
1.3.1
|
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программмировании.
|
2.2.2
|
Запись текстовой информации с использованием различных устройств.
|
2.2.3
|
Запись музыки с использованием различных устройств.
|
1.3.2
|
Алгоритмические конструкции.
|
1.3.3
|
Логические значения, операции, выражения.
|
2.2.4.
|
Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.
|
1.3.4
|
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
|
2.3
|
Создание и обработка информационных объектов
|
1.3.5
|
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
|
2.3.1
|
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
|
1.4
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
|
1.4.1
|
Основные компоненты компьютера и их функции.
|
1.4.2
|
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.
|
1.4.3
|
Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
|
2.3.2
|
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
|
2
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
|
2.3.3
|
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
|
2.1
|
Основные устройства, используемые в ИКТ
|
2.1.1
|
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
|
2.4
2.5
|
Поиск информации
|
2.4.1
|
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Проектирование и моделирование
|
2.1.2
|
Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
|
2.5.1
|
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
|
2.1.3
|
Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов.
|
2.5.2
|
Диаграммы, планы, карты.
|
2.1.4
|
Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
|
2.5.3
|
Простейшие управляемые компьютерные модели.
|
2.6
|
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
|
2.6.1
|
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.
|
2.2
|
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира
|
2.6.2
|
Ввод математических формул и вычисления по ним.
|
2.2.1
|
Запись изображения и звука с использованием различных устройств.
|
2.6.3
|
Представление формульной зависимости в графическом виде.
|
3 4
2.3
|
Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации.
|
2.4
|
Создавать информационные объекты, в том числе:
|
2.4.1
|
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
|
2.4.2
|
Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе: динамические, электронные, в частности, в практических задачах); переходить от одного представления данных к другому.
|
2.4.3
|
Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
|
2.4.4
|
Создавать записи в базе данных.
|
2.4.5
|
Создавать презентации на основе шаблонов.
|
2.5
|
Искать информацию с применением правил поиска
(построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках).
|
2.6
|
Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
|
3
|
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
|
3.1
|
Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе, в форме блок-схем).
|
3.2
|
Проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов.
|
3.3
|
Создавать информационные объекты, в том числе, для оформления результатов учебной работы.
|
3.4
|
Передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
|
Код требований
|
Описание требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется в ходе экзамена
|
1
|
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
|
1.1
|
Виды информационных процессов; примеры источников и приёмников информации.
|
1.2
|
Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации.
|
1.3
|
Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма.
|
1.4
|
Программный принцип работы компьютера.
|
1.5
|
Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
|
2
|
УМЕТЬ
|
2.1
|
Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы.
|
2.2
|
Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности.
|
2.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по информатике и ИКТ
2.7
|
Организация информационной среды
|
2.7.1
|
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
|
2.7.2
|
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.
|
2.7.3
|
Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета).
|
2.7.4
|
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
|
Таблица 2
5 6
|