Реферат: Аудит расчётов с бюджетом по налогу на прибыль
Название: Аудит расчётов с бюджетом по налогу на прибыль Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОМСКИЙ ФИЛИАЛ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Аудит» Студента(ки): Черемновой Марии Сергеевны Группа: 4У1 Курс: 4 Тема: « Аудит расчётов с бюджетом по налогу на прибыль » Факультет: Финансово-учётный Специальность: Бухгалтерский учёт, анализ, аудит Отделение: Очное Научный руководитель:к.э.н., доцент Иванкова Ольга Георгиевна ___________ _____________ ____________ Дата поступления Допуск к защите. Защита работы. работы в деканат Подпись преподавателя. Оценка. Подпись преподавателя Омск-2009/2010 уч.год Содержание Введение…………………………………………………………..3 I Необходимость возникновение аудита в России………………………5 1.1 Понятие, цели, задачи и принципы аудита................................5 1.2 Нормативное регулирование аудита в России.........................15 1.3 Планирование аудита.................................................................20 II Теоретические основы аудита расчётов по налогу на прибыль организации………………………………………………………………………………….48 2.1 Цели, задачи и источники расчётов с бюджетом по налогу на прибыль............................................................................................48 2.2 Методика аудиторской проверки расчётов по налогу на прибыль............................................................................................52 III Результат проведения аудиторской проверки учёта расчётов по налогу на прибыль............................................................................................62 3.1 Основные виды нарушений по налогу на прибыль................62 3.2 Документальное оформление результатов проверки............65 Заключение......................................................................................69 Список используемой литературы.................................................78 Приложение№1 Приложение№2 Приложение№3 Приложение№4 Приложение№5 Приложение№6 Приложение№7 Приложение№8 Приложение№9 Приложение№10 ВведениеОдним из средств регулирования экономических процессов хозяйственной жизни государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и основным источником доходной части государственного бюджета. Наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации оказывают налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, вызывающие больше всего трудностей, как при расчете, так и при проведении проверки. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. Сложность заключается еще и в том, что изменения в законодательстве, в связи с налоговой реформой, которая никак не подойдет к концу, вот уже несколько лет, зачастую вступают в силу задним числом. Несовершенство, противоречивость налогового законодательства, отсутствие необходимой информации и квалифицированной помощи со стороны налоговых органов приводят к возникновению ситуаций, когда сложно найти правильное решение конкретного вопроса по исчислению налога. С выходом новых нормативных актов, разъяснений по вопросам налогообложения растет потенциальный риск допущения ошибок при исчислении налоговых платежей. Поскольку неправильное определение налогооблагаемой и налоговой (по НК РФ) базы приводит к финансовым санкциям, а принятие нормативных документов по налогообложению опережает все допустимые для их изучения сроки, требуется проведение аудиторских проверок налоговых платежей, что обеспечит своевременное исправление расчетов по налогам.
|
Характер бизнеса |
3 |
Масштаб бизнеса |
2 |
Подвержено ли предприятие сезонным факторам |
3 |
Зависит ли отрасль от дотаций бюджета |
1 |
Имеются ли у предприятия филиалы или дочерние фирмы |
1 |
Имеет ли предприятие зависимость от иностранного капитала или поставщиков |
3 |
Существует ли на рынке большое количество конкурентов |
4 |
Имеются ли у предприятия нетрадиционные операции |
1 |
Зависит ли предприятие от требований законодательства |
1 |
Профессионализм предприятия |
3 |
10*5=50
Неотъемлемый риск=(22/50)*100%=44
Факторы, влияющие на оценку риска средств контроля:
Наличие и эффективность деятельности ревизионной комиссии или службы внутреннего аудита в структуре управления |
1 |
Порядок подготовки отчётности для внешних пользователей |
1 |
Порядок осуществления внутреннего управленческого учёта |
2 |
Исправляются ли ошибки, выявленные внутренними контролёрами своевременно или нет |
1 |
Сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями |
1 |
Организационная структура предприятия |
3 |
Периодичность составления отчётности |
2 |
7*5=35
Риск средств контроля= (11/35)*100%=31,42
Факторы, влияющие на оценку риска необнаружения
Новая отрасль |
3 |
Новый клиент |
3 |
Новый состав аудиторской группы |
2 |
Жесткие сроки проведения аудита |
2 |
Отдалённый период проверки |
1 |
Значительный объём информации для проверки |
2 |
6*5=30
Риск необнаружения=(13/30)*100=43,33
Аудиторский риск=0,4*0,31*0,43=0,05332 или 5,332%
Понятие уровня существенности
[14] Существенность (применительно к установлению достоверной бухгалтерской отчетности) - это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д., процедуры позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.
Величина существенности С может быть выражена соотношением:
0 <= С <= 1.
Следует помнить, что эта величина (С) отражает возможность (или невозможность) определить наличие ошибки, влияющей на достоверность отчетности экономических субъектов, оценить эту ошибку для принятия соответствующего аудиторского решения. Это качественная составляющая существенности. Количественная же составляющая существенности выражается через определение уровня существенности.
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Так определяется уровень существенности в российском Правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск".
При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.
Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утвержден решением исполнительного органа аудиторской фирмы.
Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:
- изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;
- изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;
- изменение аудиторской специализации аудиторской организации;
- значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту (их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности);
- смена руководства аудиторской организации.
Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер. Аудиторская организация может знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятым аудиторской организацией порядком нахождения уровня существенности.
Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненные показатели текущего года и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускаются как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности.
Значение уровня существенности для конкретной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке зафиксировано в общем плане аудита.
Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить (скорректировать) значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое его значение, соответствующие расчеты и развернутая аргументация аудитора должны быть в обязательном порядке зафиксированы в рабочих документах аудиторской проверки.
Для оценки существенности аудитор должен иметь представление о возможных пользователях информации и возможных решениях, которые могут приниматься на ее основе, с тем чтобы определить соотношение неправильности отчета и принятия этих решений. Суждение аудитора о существенности достаточно субъективно и требует от него высокого профессионализма, опыта работы, знания специфики деятельности клиента, а также особенностей экономической и социальной среды.
Взаимосвязь уровня существенности
и аудиторского риска
Понятия существенности и риска используются в качестве основы методологии и инструмента планирования аудита.
[15] Существуют два основных метода оценки уровня существенности и аудиторского риска:
· оценочный;
· расчетный.
Оценочный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют уровень существенности и аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний и низкий.
Расчетный метод предполагает количественный расчет величины уровня существенности и аудиторского риска.
Указанные методы аудиторы используют в планировании аудита.
Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности и приемлемый аудиторский риск:
- на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур;
- в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;
- на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.
Пример расчета приемлемого аудиторского риска приведен в таблице 1.
Рассмотрю порядок определения уровня существенности.
Аудитор должен иметь в виду, что отдельные, отмеченные им искажения сами по себе могут не иметь существенного характера, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в результате выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) могут иметь существенный характер. Возможны несколько случаев.
1. Аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта является достоверной во всех существенных отношениях, если одновременно:
- отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;
- качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными.
2. Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий:
- отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности;
- отмеченные отклонения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер.
3. Используя свое профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий:
- отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности;
- имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными.
Для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.
Аудитору следует предложить руководству проверяемой организации сделать в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Для нахождения уровня существенности можно использовать таблицу (табл.1).
Таблица 1
Базовые показатели |
Значение |
Доля, |
Значение, |
1 |
2 |
3 |
4 |
Балансовая прибыль предприятия |
5 |
||
Выручка (нетто) без НДС, |
2 |
||
Валюта баланса |
2 |
||
Собственный капитал (итог |
10 |
||
Общие затраты предприятия |
2 |
Расчёт уровня существенности рассмотрим на конкретном примере.
Расчет уровня существенности, тыс. руб.
Таблица №2
Показатель |
Значение |
Доля, % |
Значение для нахождения уровня существенности |
Валовая прибыль |
829,687 |
5 |
41 |
Выручка |
116633,273 |
2 |
2333 |
Валюта |
25011,754 |
2 |
500 |
Собственный капитал |
1471,652 |
10 |
147 |
Себестоимость |
95702,768 |
2 |
1914 |
Из полученных значений находим среднее арифметическое:
(41+2333+500+147+1914)/5=987
Определяем, насколько наибольший и наименьший показатели отличаются от среднего значения:
100%*(987-41)/987=95,84%
100%*(2333-987)/987=136,37%
Так как наибольшее и наименьшее значения отклоняются от среднего больше чем на 30%, находим новое среднее арифметическое, исключая из расчета эти значения:
Хср' =(500+147+1914)/3=853
Округляем для удобства уровень существенности 800 и проверяем, чтобы сумма изменилась не более, чем на 20%:
((853-800)/853)*100%=6,21
Уровень существенности=800
Распределение существенности по статьям баланса, руб
Таблица №3
Статьи актива |
Сумма |
Доля, % |
Уровень существенности |
Статьи пассива |
Сумма |
Доля, % |
Уровень существенности |
01 |
242,22 |
59,81 |
478,4 |
80 |
10,800 |
0,04 |
0,32 |
44 |
14961,513 |
5,11 |
40,9 |
84 |
1460,852 |
5,84 |
46,72 |
19 |
1277,288 |
32,26 |
258,1 |
67 |
8850,000 |
35,39 |
283,12 |
62 |
8069,258 |
1,85 |
14,8 |
60 |
13076,609 |
52,28 |
418,24 |
50 |
461,475 |
0,97 |
7,8 |
68 |
9,851 |
0,04 |
0,32 |
76 |
1603,642 |
6,41 |
51,28 |
||||
Итого |
25011,754 |
100 |
800 |
Итого |
25011,754 |
100 |
800 |
Аудиторские организации должны разработать собственный порядок нахождения уровня существенности с учетом обязательных требований Правила (стандарта) "Существенность и аудиторский риск". Например, в отличие от предложенного порядка они могут:
- изменить значения коэффициентов в гр. 3;
- вводить новые, исключать отдельные показатели, менять финансовые показатели, приведенные в гр. 1;
- менять порядок усреднения при нахождении показателя;
- принимать во внимание значения финансовых показателей за предыдущие годы и учитывать их динамику;
- предусмотреть не один показатель уровня существенности, а несколько - для различных статей баланса;
- самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности.
Глава 2 : Теоретические основы аудита расчётов по налогу на прибыль организации
2.1 Цели, задачи и источники расчётов с бюджетом по налогу на прибыль
Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.
Объектами аудита являются расчеты с бюджетом по следующим налогам: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на недра, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог, налог на рекламу и др. Кроме налогов в ходе аудита налогообложения получает подтверждение достоверность расчетов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФСС РФ).
Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты.
[16] Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам. При проведении детальной проверки задолженности по налогам могут выявиться следующие ошибки:
- неправильное использование принципов бухгалтерского учета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов;
- применение неверной ставки налога;
- неправильное определение налогооблагаемой базы;
- неточный учет пеней и штрафов.
Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются:
- расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, учетные регистры по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др. Главная книга, «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», декларации по налогам и платежам. Положение об Учетной политике предприятия.
По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу необходимо проверить:
- правильность определения налогооблагаемой базы;
- правомерность применения налоговых ставок
- правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов
- правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.
На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Следует также ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в предыдущем периоде и наметить объекты для углубленного контроля.
В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов, необходимо выполнить расчет налогооблагаемой базы и сравнить полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий. Результаты произведенных расчетов сравниваются с фактическими льготами и выявляются отклонения.
Выясняя правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы должны изучить записи в учетных регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы предприятия. При этом могут использоваться такие приемы контроля, как прослеживание, проверка платежных документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета и др.
Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, необходимо установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 ««Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности.
В условиях рыночной экономики контроль расчетов предприятий с бюджетом играет очень важную роль, так как именно налоги являются основной статьей доходов бюджета, и от правильности их расчета и своевременности перечисления зависит пополняемость бюджетов всех уровней, а, следовательно, нормальное функционирование всей экономической системы государства.
Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.
Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.
Пристальное внимание к теме вызвано и тем, что эффективность работы аудиторов во многом зависит от знания методов проверки и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Знание специфики деятельности организации и умелое применение методов на практике способствует достижению максимальных результатов в выполнении аудиторами своих функций.
[17] Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль, как правило, включает:
- анализ ежеквартальных авансовых платежей на основе расчета налога за квартал;
- проверку расчета налога на прибыль за отчетный период;
- анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за отчетный период;
Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за отчетный период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога. Суммы, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчетам, вносятся предприятиями в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале.
В ходе проверки аудитор должен осуществить следующие процедуры:
· сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги;
· подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков;
· анализ расчета налога на прибыль, сделанного клиентом, а также всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль;
· обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога. Причина различий между расчетной и фактической суммой налога должна быть объяснена и отражена в документах;
· пересчет и проверку правильности подсчетов;
· сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.
Анализ квартальных авансовых платежей, подготовленных на расчетах за отчетный период, должен основываться на выверке квартальных платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчетам налога и анализе своевременности авансовых платежей во избежание последующих штрафов и пеней.
Проверка фактической задолженности налога на прибыль на основе результатов операций будет включать:
· сверку прибыли до уплаты налогов по счету прибылей и убытков;
· сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации;
· пересчет и проверку правильности задолженности налога на прибыль за год, с указанием правильности применения ставки налога и использования льгот, соответствия сроков уплаты налогов.
2.2 Методика аудиторской проверки расчётов по налогу на прибыль
Актуальность методики по проверке налога на прибыль при проведении аудита связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.
На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию
аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным
рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.
Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться
в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а
также координировать работу аудиторов и их ассистентов.
Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и
обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:
- четко понимать цель, для которой будет использоваться
информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для
аудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту
финансовой отчетности или для составления отчета по специальному
заданию);
- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
- дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры,
необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
- определить ключевые по значимости области проверки;
- рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь
с аудиторским риском;
- составить детальную программу по проверке налога на прибыль и
обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для
аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за
надлежащим выполнением работы.(См. Приложение №3 " Программа аудиторской проверки по налогу на прибыль")
При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов
с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению
аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска
достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска,
риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования
аудиторской проверки в целом.
В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска
средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так,
чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем
самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого
необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе
процедур проверки по существу.
При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля
аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и
тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.
На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и
группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают
влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций
аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного
толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие
отраслевых особенностей в учете и т.д.
[18] Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме
оценочного теста (Рабочий документ РД 1п). (см.Приложение№5)
Оценка неотъемлемого риска производится на основе
профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с
точки зрения уровня неотъемлемого риска, как "низкий", "средний",
"высокий". По итогам результатов тестирования и на основании
внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого
риска аудируемого лица в целом.
Аудитору необходимо получить представление о системах
бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого
лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей
работе.
Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет
аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе
полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать
оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п).(См. Приложение№ 6)
Оценка риска средств контроля производится на
основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого
вопроса с точки зрения их уровня, как "низкий", "средний", "высокий".
По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного
стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого
лица.
В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор
примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на
систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен
планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не
основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда
надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как
"высокая" или когда аудитору более удобно или экономически оправдано
не полагаться на эту систему.
В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что
оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той,
которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан
соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других
аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих
выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.
Определение допустимой ошибки (уровня существенности)
Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его
профессионального суждения. Аудитор, работающий в аудиторской фирме,
должен применить в своей практике внутрифирменный стандарт,
регламентирующий порядок определения уровня существенности.
При планировании проверки по налогу на прибыль и обязательствам
перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении
следующих элементов:
- остатков по счетам 68 "Задолженность перед бюджетом по налогу
на прибыль", 09 "Отложенные налоговые активы", 77 "Отложенные
налоговые обязательства";
- групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль
(объектов налогообложения).
При определении уровня существенности должен учитываться не
только количественный, но и качественный аспект искажений.
К качественному аспекту искажения относятся:
- несоблюдение учетной политики;
- недостаточное или неадекватное описание учетной политики и
раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.
При определении количественного аспекта искажений аудитору
необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно
небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное
влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на
бухгалтерскую отчетность.
Для расчета уровня существенности аудитор выбирает базовые
показатели бухгалтерской отчетности на основании его профессионального
суждения.
Затем устанавливаются процентные доли этих показателей для
определения их расчетного и среднего значения. Размер процентов может
быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждого
показателя.
Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим
отклонением от средней, определяется общий уровень существенности,
который в дальнейшем распределится между элементами проверки.
Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен
аудитором документально. Для этого составляются рабочие документы РД
3п, РД 3-1п, РД 3-2п.( См.Прложение №7)
Для эффективного подхода к проведению аудита в области налога на
прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор должен получить
представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние
на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и
налогового учета (рабочий документ РД 4п).(См.Приложение №8)
Анализ учетной политики осуществляется с целью : - установления
расхождений в определении базы по
расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения
из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и
расходов;
- выявления постоянных и временных разниц при расчете прибыли;
- выявления ключевых по риску элементов;
- выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики
аудируемого лица для целей налогообложения.
В ходе планирования аудита в области налога на прибыль и
обязательств перед бюджетом необходимо определить "ключевые по риску
области", вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как
правило, подлежат сплошной проверке.
[19] При проведении аудита налога на прибыль к ним могут быть
отнесены:
- операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные
в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций
со связанными сторонами;
- операции с различиями методами учета, определенных
бухгалтерским и налоговым законодательством или учетной политикой;
- операции с существенными суммами;
- операции, ранее не встречаемые в хозяйственной практике
аудируемого лица;
- операции, учет по которым ведется менее квалифицированным или
малоопытным работником;
- операции, учитываемые с нарушением методики отражения на счетах
учета.
Источники получения информации о "ключевых по риску областях":
- результаты оценок внутреннего и контрольного рисков;
- результаты проведения опросов работников и анализ учетной
политики;
- результаты прошлых проверок;
- результаты анализа законодательно-нормативных актов по
бухгалтерскому учету и налогообложению. Результат определения
"ключевых по риску областей" оформляется в рабочем документе РД 6п.(См. Приложение №3)
Аудиторские процедуры, применяемые для получения доказательств,
состоят из тестов средств контроля в отношении оценки организации и
эффективности функционирования систем учета и внутреннего контроля и
процедур по проверке по существу.
Аудиторские процедуры при проверке по существу налога на прибыль
и расчетов с бюджетом состоят из тестов на соответствие (детальных
тестов) и аналитических процедур.
Тесты на соответствие имеют целью проверку соответствия
содержащейся в документах информации установленным правилам,
требованиям, нормативам; выявления в учетных документах ошибочных
сумм, которые могут оказаться существенными.
Аналитические процедуры имеют целью изучения полученных в ходе
аудита результатов и рассмотрения взаимосвязей отдельных показателей,
формирующих базу по налогу на прибыль и задолженность перед бюджетом.
[20] Методы проведения аудиторских процедур с целью получения
достаточных и надлежащих по характеру аудиторских доказательств при
проверке налога на прибыль состоят из:
- опроса персонала аудируемого лица;
- наблюдения;
- запроса и подтверждения;
- инспектирования первичных документов, учетных регистров,
налоговых деклараций и другой документации;
- арифметических подсчетов;
- аналитических процедур.
Детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для
практического осуществления аудиторской проверки по налогу на прибыль,
и приводится в программе проверки по существу. В программе также
определяется объем аудиторских процедур и делается ссылка на рабочий
документ, в котором будут собраны аудиторские доказательства и сделаны
выводы по каждому элементу аудиторской проверки налога на прибыль
(Рабочий документ РД 6п) (См. Приложение №9)
На этапе проведения аудита по существу необходимо осуществить
процедуры по сбору достаточных и надлежащих аудиторских
доказательств для выражения мнения, документировать аудиторские
доказательства.
Аудитор самостоятельно определяет объем документации по каждой
конкретной работе и области аудита, руководствуясь своим
профессиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу
другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый
аудитор смог бы исключительно на основе данных рабочих документов
понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих документов аудита по существу
определяется характером аудиторского задания, требованиями к
аудиторскому заключению, характером и сложностью деятельности
аудируемого лица, состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица, необходимостью давать задания аудиторам и
осуществлять контроль качества аудиторских услуг, методами сбора
аудиторских доказательств.
Рабочие документы аудитора, содержащие информацию по аудиту
отдельного периода, относятся к текущим аудиторским файлам.
На завершающем этапе аудиторской проверки осуществляется анализ
выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и
нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются
виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аналитические процедуры на стадии завершения аудита должны
документироваться аудитором.
В итоговых рабочих документах аудитора отражаются:
- причины нарушений норм налогового законодательства по налогу на
прибыль;
- налоговые последствия этих нарушений для аудируемого лица;
- практические рекомендации по устранению негативных последствий
выявленных нарушений.
Глава 3: Результат проведения аудиторской проверки учёта расчётов по налогу на прибыль
3.1 Основные виды нарушений по налогу на прибыль
По характеру действий
Ошибки в результате непреднамеренных действий или недобросовестности:
Непреднамеренные ошибки |
Ошибки, совершенные по некомпетентности, халатности и невнимательности, а также вызванные несовершенством системы налогового учета и действующего налогового законодательства (вероятность их возникновения повышается в условиях изменения налогового законодательства): - ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитывается налог на прибыль; - неправильное заполнение строк налоговой декларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах налогового учета; - неправильный перенос данных бухгалтерского учета в регистры налогового учета; - арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете базы по налогу на прибыль; - ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу налогового учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление); - неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций; - неправильные оценочные значения, возникающие в результате недоучета или неверной интерпретации фактов; - неправильное признание, классификация, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности |
Преднамеренные нарушения |
Ошибки, возникающие по вине одного или нескольких лиц из числа руководителей, представителей собственника, сотрудников аудируемого лица, с целью извлечения незаконных выгод (борьба с ними должна вестись по линии укрепления внутрифирменного контроля): - занижение или сокрытие налога на прибыль; - фальсификация налоговой и финансовой отчетности. |
По характеру возникновения
Ошибки в определении базы по налогу на прибыль и обязательств
перед бюджетом, связанные с необоснованностью учетных записей,
периодизацией, оценкой, классификацией, признанием и представлением
Ошибки в необоснованности отражения в учете |
- отражение в налоговом учете фактов без необоснованности достаточных на то оснований (например, отражения в учете включение в расходы отчетного периода расходов, не обусловленных целями получения доходов, экономически не оправданных, документально не подтвержденных и др.) |
Ошибки в периодизации |
неполное отражение в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности (например, неотражение в налоговом учете реализованных товаров, право собственности на которые уже перешло к покупателю, штрафов, признанных дебитором или присужденных судом, и др.); - неверное распределение доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам (например, единовременное принятие для целей налогообложения убытка от реализации основных средств) |
Ошибки в оценке |
- неверный выбор способа оценки | (например, принятие к учету для целей налогообложения сумм по переоценке основных средств; неверное определение стоимости незавершенного производства и др.) |
Ошибки в классификации |
- неправильная классификация доходов и и признании расходов (например, отражение доходов от реализации налоговом учете в составе внереализационных доходов отражение прямых расходов в составе косвенных расходов и др.) |
Ошибки в формировании |
- неверное заполнение налоговой информации в отчетности декларации; - неполное или неадекватное раскрытие информации по налогу на прибыль в финансовой отчетности. |
По последствиям
Ошибки, прямо или косвенно влияющие на правильность расчета
налога на прибыль
Локальные |
- признание для целей налогообложения документально не подтвержденных расходов (например, расходов на командировку, расходов на оказание консультационных услуг и др.) |
Транзитные |
- признание для целей налогообложения расходов на оплату труда, не предусмотренных трудовым договором, приводящих к завышению базы нормирования расходов на страхование работников, представительских расходов и др.); - неправильное формирование стоимости амортизируемого имущества (включение в состав прочих косвенных расходов затрат на его доставку) приводит к завышению прочих косвенных расходов и занижению амортизационных отчислений. |
По значимости
Ошибки в расчетах налога на прибыль, имеющие последующее значение
на результаты деятельности и финансовое положение аудируемого лица
Существенные |
- ошибки в налоговой отчетности, приводящие к значительным штрафным санкциям и (или) пеням по налогу на прибыль, и ошибки в на уровне финансовой отчетности в целом, которые могут повлиять на экономические решения пользователей этой отчетности. |
Несущественные |
- ошибки в налоговой и финансовой отчетности, не влекущие за собой существенных, как для деятельности аудируемого лица, так и для третьих лиц, последствий. |
3.2 Документальное оформление результатов проверки
Результаты проведения аудита по разделу налога на прибыль и
обязательств перед бюджетом находят свое отражение в "Письменной
информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности" или в отдельном
документе (при налоговом аудите).
Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или)
собственникам должен содержать сведения о выявленных в процессе
проверки:
- нарушениях учетной политики для целей налогообложения;
- недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля,
которые привели или могут привести к нарушениям при расчете налога на
прибыль и выполнению обязательств перед бюджетом;
- количественных отклонений при формировании базы по налогу на
прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
- искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу на
прибыль и обязательствам перед бюджетом в финансовой отчетности.
В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны
ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых
выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных
нарушений.
При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту)
в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности
исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях
данных по налогу на прибыль, а также своевременности расчетов с
бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и
предложения по вопросам оптимизации налоговой политики, построению
системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.
В аудиторском заключении по существенным искажениям и
ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой
отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на
прибыль:
- по разногласиям относительно налоговой политики и методов
налогового учета;
- по разногласиям относительно раскрытия информации по налогу на
прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности
(классификации налоговых обязательств на текущие и долгосрочные,
соблюдения принципа осмотрительности в отношении налоговых активов);
- по событиям, возникшим после отчетной даты, и условным фактам в
хозяйственной деятельности, связанным с обязательством перед бюджетом
по налогу на прибыль (по судебным делам и налоговым проверкам);
- по существенным суммам занижения расхода по налогу на прибыль и
обязательств перед бюджетом;
- по ограничениям в объеме работы аудитора.
Пример модифицированного аудиторского заключения по замечаниям,
относящимся к налогу на прибыль, и обязательствам перед бюджетом:
В части, содержащей мнение с оговоркой из-за фактов неправильного
отражения информации о налоге на прибыль:
"По нашему мнению, в финансовой (бухгалтерской) отчетности неверно
отражена информация о чистой прибыли, полученной за отчетный период, в
связи с отсутствием в отчетности суммы отложенного налогового актива".
"По нашему мнению, в финансовой (бухгалтерской) отчетности неверно
сформировано обязательство перед бюджетом по налогу на прибыль в связи
с существенным искажением налоговой базы".
"По нашему мнению, в финансовой (бухгалтерской) отчетности
неправомерно отражен отложенный налоговый актив в связи с отсутствием
достаточной уверенности возможности его погашения в будущем".
В части, привлекающей внимание относительно информации по налогу
на прибыль:
"Не изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности, мы обращаем внимание на то, что в настоящее время не
закончено судебное разбирательство между аудируемым лицом и налоговым
органом по вопросу правильности исчисления налоговой базы по налогам
на прибыль. Сумма иска составляет XXX тыс. рублей. Финансовая
(бухгалтерская) отчетность не предусматривает никаких резервов на
выполнение обязательств, которые могут возникнуть в результате решения
суда не в пользу аудируемого лица".
В части отказа от выражения мнения относительно информации по
налогу на прибыль:
"В связи с отсутствием данных в учете относительно отложенных
налоговых активов и отложенных налоговых обязательств мы не выражаем
свое мнение по вопросу полноты и правильности раскрытия информации о
расходах по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в
финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен аудит формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль .
Хочу отметить, что тема данной курсовой работы – одна из самых ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, ведь искажение налогооблагаемой прибыли и, вследствие, суммы налога на прибыль, ведет к неправильному определению финансовых результатов и расчетов с бюджетом.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.
Список литературы
1. Федеральный Закон об аудиторской деятельности № 119 ФЗ от 7.08.2001 г.
2. Федеральный Закон об аудиторской деятельности № 307 ФЗ от 30.12.2008 г.
3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
5. Налоговый кодекс РФ
6. Правило (стандарт) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности»
7. Правило (стандарт) №3 «Планирование аудита»
8. Правило (стандарт) №4 «Существенность в аудите»
9. Правило (стандарт) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности»
10. Правило (стандарт) №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется и оценка риска искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности»
11. Правило (стандарт) №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»
12. Правило (стандарт) №16 «Аудиторская выборка»
13. Правило (стандарт) № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»
14. Свиридова Н.В., Калмурзаева Н.В., Гафурова Ф.К. Практикум по аудиту. - Система ГАРАНТ, 2006.
15. Основы аудита: Учебник / Черных М.Н. Юдина Г.А., - М.:КноРус, 2009, 352с.
16. Жминько С.Н., Сафронова М.Ф., Швырова О.И. Внутренний аудит: Учебник для вузов.- М.: Феникс, 2008г.-318с.
17. Битюкова Т.А. Ерофеева В.А. Пискунов В.А. Аудит: Учебное пособие , изд. - М.: Юрайт Высшее образование, 2009, 638 с.
18. Аудит: Учебник для вузов(под ред.Подольского).-4-е изд., перераб., доп.-М.: Аудит Юнити-Дана,2008-744 с.
19. Федеральные правила (стандарта) аудиторской деятельности: В последней редакции от 19 ноября 2008г.-256стр
20. Стандарты аудиторской деятельности. 34 Федеральных правила: Текст с изменениями на 15 октября 2009 г.- М.: Эксмо, 2009.-304 с.
21. Бычкова С.М., Фомина Т.О. Практический аудит.- М.: Эксмо, 2009.-176 с.
22. Богатова И.Н. Хахонова Н.Н. Практикум по аудиту- 2-е ,перераб.,доп. – М.: Феникс, 2007.- 283 с.
23. Богатова И.М. Аудит: Учебник для вузов. –М.: Феникс,2008.-282с.
24. Иванова В.А. Кувекина О.А. Шимаханская Т.В. Аудит: Практическое пособие.- М.:Экзамен,2008г.-192с.
25. Бычкова С.М.,Фомина Т.Ю. Практический аудит.-М.:Эксмо,2008г.-160с.
26. Гайдаржи С.И., Иванова Е.И.,Мельник М.В.,Шлейникова В.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: Учебное пособие для вузов.- М: Кнорус, 2009г.-328с.
27. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю., Международные стандарты аудита: Учебное пособие для вузов.-М.:Проспект Велби,2008г.-432с.
28. Реутов В.Ю., Риполь-СарагосиФ.Б., Внутренний аудит: Организация и планирование: Учебное пособие для вузов.- М.: Феникс, 2006г.-190с.
29. Арабян К.К., Организация и проведение аудиторской проверки: Учебное пособие для вузов .– М.: Юнити-ДАНА,2009 г.-447с.
30. Жарылгасова Б.Т. Планирование аудита финансовых результатов деятельности и отчетности экономических субъектов.- М.:Экономистъ,2007г.-160с.
31. Иванова В.А., Кувекина О.А., Шимаханская Т.В. Аудит:Практическое пособие:Аудит в системе финансового контроля : Организация, методика и технология аудиторской проверки:Аудит особенности функционирования прверяемого предприятия.-:М.:Экзамен,2009г.-192с.
32. Макальский М.Л.,Мельник М.В.,Пирожкова Н.А. Основы аудита: Курс лекций с ситуационными задачами.-:М.:Дело и сервис,2008г.-208с.
33. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Учебное пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.-М.: Бинфа, 2008.-160 с.
34. Подольский В.И., Сотникова Л.В, Савин А.А. Аудит: Учебник.-М.: Академия, 2008.-352 с.
35. Макарова Н.С., Подольский В.И., Аудит первичного учёта предприятий: Практическое пособие.-М.: Юнити-Дана, 2003 г.-173 с.
36. Ивашкевич В.Б. Практический аудит: Учебное пособие для вузов.-М.: Магистр, 2007г.-289 с.
37. Филь И.А. Аудит: Учебное пособие для вузов.-М.: Приор-Издат, 2008.-132 с.
38. Богатая И.Н, Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Ню Аудит: Учебное пособие для вузов.-3-е изд., перераб., доп.-М.: Феникс, 2005.-475 с.
39. Азарская М.А. Миронова О.А., Аудит: Теория и методология: Учебное пособие для вузов. – М.:Омега-Л, 2005.-176с.
40. Битюкова Т.А. Ерофеева В.А. Пискунов В.А. Аудит: Учебное пособие .-М.: Юрайт Высшее образование, 2009.- 638с
41. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006.
42. Иванова И.Н., Основы аудита: Учебное пособие для вузов.- М.: Общественная редакция Дашков и К., 2006.- 176 с.
43. Черных М.Н. Юдина Г.А., Основы аудита: Учебник.-М.: КноРус, 2009, 352с.
44. Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг
[1] Федеральный Закон об аудиторской деятельности № 307 ФЗ от 30.12.2008 г.
[2] Основы аудита: Учебник / Черных М.Н. Юдина Г.А., - М.:КноРус, 2009, 352с.
[3] Реутов В.Ю., Риполь-СарагосиФ.Б., Внутренний аудит: Организация и планирование: Учебное пособие для вузов.- М.: Феникс, 2006г.-190с.
[4] Правило (стандарт) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности»
[5] Федеральные правила (стандарта) аудиторской деятельности: В последней редакции от 19 ноября 2008г.-256стр
[6] Реутов В.Ю., Риполь-СарагосиФ.Б., Внутренний аудит: Организация и планирование: Учебное пособие для вузов.- М.: Феникс, 2006г.-190с.
[7] Реутов В.Ю., Риполь-СарагосиФ.Б., Внутренний аудит: Организация и планирование: Учебное пособие для вузов.- М.: Феникс, 2006г.-190с.
[8] Арабян К.К., Организация и проведение аудиторской проверки: Учебное пособие для вузов .– М.: Юнити-ДАНА,2009 г.-447с.
[9] Подольский В.И., Сотникова Л.В, Савин А.А. Аудит: Учебник.-М.: Академия, 2008.-352 с.
[10] Макальский М.Л.,Мельник М.В.,Пирожкова Н.А. Основы аудита: Курс лекций с ситуационными задачами.-:М.:Дело и сервис,2008г.-208с.
[11] Макальский М.Л.,Мельник М.В.,Пирожкова Н.А. Основы аудита: Курс лекций с ситуационными задачами.-:М.:Дело и сервис,2008г.-208с.
[12] Филь И.А. Аудит: Учебное пособие для вузов.-М.: Приор-Издат, 2008.-132 с.
[13] Иванова И.Н., Основы аудита: Учебное пособие для вузов.- М.: Общественная редакция Дашков и К., 2006.- 176 с.
[14] Макальский М.Л.,Мельник М.В.,Пирожкова Н.А. Основы аудита: Курс лекций с ситуационными задачами.-:М.:Дело и сервис,2008г.-208с.
[15] Богатая И.Н, Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Ню Аудит: Учебное пособие для вузов.-3-е изд., перераб., доп.-М.: Феникс, 2005.-475 с.
[16] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006.
[17] Иванова В.А., Кувекина О.А., Шимаханская Т.В. Аудит:Практическое пособие:Аудит в системе финансового контроля : Организация, методика и технология аудиторской проверки:Аудит особенности функционирования прверяемого предприятия.-:М.:Экзамен,2009г.-192с.
[18] Битюкова Т.А. Ерофеева В.А. Пискунов В.А. Аудит: Учебное пособие .-М.: Юрайт Высшее образование, 2009.- 638с
[19] Азарская М.А. Миронова О.А., Аудит: Теория и методология: Учебное пособие для вузов. – М.:Омега-Л, 2005.-176с.
[20] Подольский В.И., Сотникова Л.В, Савин А.А. Аудит: Учебник.-М.: Академия, 2008.-352 с.