Реферат: Основные сведения о системе газотурбинного наддува
Название: Основные сведения о системе газотурбинного наддува Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат | |||||||||||||||||||
12. Система газотурбинного наддува 12.1 Основные сведения о системе газотурбинного наддува Одним из перспективных способов форсирования ДВС является применение наддува. Увеличение количества воздуха, поданного в цилиндры двигателя, то есть их массового наполнения, даёт возможность подавать большее количество топлива, тем самым, повышая эффективную мощность двигателя. Практически это осуществляется посредством повышения плотности воздушного заряда поступающего в цилиндры, то есть посредством наддува Наибольшее распространение получили системы газотурбинного наддува или т.н. комбинированные двигатели со свободным турбокомпрессором (с газовой связью). В качестве нагнетателей как правило, применяют центробежные компрессоры. Их привода используются центростремительные, реже осевые турбины. Основными достоинствами системы газотурбинного наддува являются: 1. Отсутствие потерь эффективной мощности на привод компрессора. 2. Использование энергии отработавших газов. Однако у неё есть ряд недостатков, основными из которых являются два. 1. На долевых нагрузках ввиду малой энергии отработавших газов мощность турбины резко падает, из-за чего снижается давление наддува. В некоторых случаях оно становится меньше давления газов в выпускном коллекторе, что приводит к ухудшению качества продувки и газообмена в целом. В ДВС с механической связью недостаток мощности турбины компенсируется мощностью, отбираемой от поршневого двигателя. 2. Более низкие пусковые качества и приемистость. Это вызвано тем, что в периоды пуска и приема нагрузки двигателя вал турбокомпрессора из-за инерции раскручивается медленно, а значит, медленно повышается и давление. Устранение данного недостатка, связанного с пониженной приёмистостью, предлагается выполнить путём установки двух турбокомпрессоров с роторами меньшей массы и габаритов, а, следовательно, обладающих меньшим моментом инерции, обслуживающих каждый из рядов отдельно, взамен одного общего обслуживающего все цилиндры. При этом время разгона ротора турбокомпрессора значительно сокращается. Турбокомпрессора устанавливаются на торцах блоков цилиндров с помощью кронштейнов. Нагнетаемый компрессорами воздух направляется в общий охладитель наддувочного воздуха (ОНВ) типа «вода – воздух». Хладагентом служит вода системы охлаждения. После ОНВ воздух направляется в цилиндры двигателя. Охлаждение наддувочного воздуха снижает теплонапряжённость деталей двигателя, увеличивает массовое наполнение цилиндра свежим зарядом, а следовательно улучшает процесс сгорания. Частота вращения турбокомпрессора комбинированного двигателя находится в пределах от 10000 до 130000 мин-1 (это значит, что лопатки турбины на периферии имеют линейную скорость близкую к скорости звука). Основным элементом турбокомпрессора является ротор, состоящий из рабочих колес турбины и компрессора, объединенных жесткой осью. После воздушного фильтра воздух попадает во входное устройство, выполненное в виде сужающегося канала и служащее для предотвращения срыва воздушного потока на входе в рабочее колесо. Вращающийся направляющий аппарат (ВНА), представляющий собой отогнутую переднюю часть лопаток рабочего колеса. ВНА служит для изменения направления воздушного потока на входе в рабочее колесо и уменьшения таким образом аэродинамических потерь. В рабочем колесе воздуху сообщается кинетическая и потенциальная (в виде давления) энергия. При его вращении под действием центробежных сил воздух по каналам, образованным лопатками, перемещается к периферии колеса. Каналы спрофилированы т.о. что абсолютная скорость потока возрастает, а относительная остаётся практически неизменной. Кинетическая энергия на выходе колеса составляет обычно около половины общей энергии потока, поэтому для превращения ее в энергию давления за рабочим колесом устанавливают безлопаточный диффузор, представляющий собой кольцевую щель увеличивающегося сечения. При движении воздуха в нём вследствие непрерывного увеличения площади проходного сечения скорость потока падает, а давление возрастает. За безлопаточным щелевым диффузором возможна установка лопаточного диффузора, который представляет собой набор неподвижных лопаток в которых происходит дальнейшее торможение потока и его подкручивание с целью сокращения пути в воздухозборной улитке и уменьшения тем самым аэродинамических потерь на трение Отработавшие газы из выпускного коллектора двигателя попадают в газосборную улитку турбины. Проходя по постепенно сужающемуся внутреннему каналу, они ускоряются. После газосборной улитки отработавшие газы попадают в сопловой аппарат, где скорость их также увеличивается, кроме того, происходит их подкручивание в направлении вращения рабочего колеса.В рабочем колесе турбины кинетическая энергия газового потока преобразуется в механическую работу на валу турбины. 12.2 Расчет энергетического баланса поршневой части компрессора и турбины агрегата наддува Производится расчет турбокомпрессора обслуживающего блок объединяющий 4 цилиндра, 4-х тактного 8 цилиндрового дизельного двигателя. Эффективная мощность Nе =254 кВт, частота вращения коленчатого вала n = 2000 об/мин, ход поршня S = 125 мм, диаметр цилиндра в = 115 мм. Исходные данные для расчёта турбокомпрессора принимаются: – удельный эффективный расход топлива ge =203 г/(кВт×ч); – эффективный КПД hе =0,42 – давление наддува pk =0,2 МПа; – температура отработавших газов Тr =810 К; – температура окружающего воздуха Т0 =293 К; – давление окружающего воздуха p0 =0,101МПа; – низшая теплота сгорания QH =42,44 МДж/кг; – коэффициент избытка воздуха a=1,6; – количество воздушной смеси М1 =0,948 кмоль/кг; Определяем требуемый расход воздуха через компрессор gе ×Nе ×M1 ×mв Gв = ¾¾¾¾¾¾ , кг/с (12.1) 3600×k где Ne – эффективная мощность двигателя, кВт; mв - относительная молекулярная масса воздуха, кг/кмоль. М1 – количество воздушного заряда, кмоль/кг; gе – удельный эффективный расход топлива, г/кг×К; k – число турбокомпрессоров на двигателе. Принимаем: mв =28,97 кг/кмоль, k=2 0,203×254×0,948×28,97 Gв = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 0,196 кг/с 3600×2 Работа адиабатного сжатия в компрессоре k lад . к . = ¾¾ ×Rв×To×(p(k-1)/k -1), Дж/кг (12.2) k-1 где p - степень повышения давления; k - показатель адиабаты для воздуха; Rв - газовая постоянная воздуха, Дж/(кг×К); To - температура окружающей среды, К. p=Pк /Po (12.3) где Po - давление окружающей среды. Принимаем Po =0,101 МПа. p=0,2/0,101=1,98 Принимаем k=1,4; Rв =287 Дж/(кг×К); Тo =293 К. 1,4 lад.к. = ¾¾ ×287×293×(1,98(1,4-1)/1,4 -1)=63441 Дж/кг 1,4-1 Действительная удельная работа сжатия воздуха в компрессоре lад.к. lд.к. = ¾¾¾ , Дж/кг (12.4) hад.к. где hад.к. – адиабатный КПД компрессора. Принимаем hад.к. =0,70. 63441 lд.к. = ¾¾¾–– =90630 Дж/кг 0,7 Мощность необходимая на привод компрессора Nк =Gв ×lд.к. ×10-3 , кВт (12.5) Nк =0,196×90630×10-3 =17,75 кВт Мощность необходимая на турбины Nк Nт = ¾¾ , кВт (12.6) hмех где hмех – механический КПД турбокомпрессора. Принимаем hмех =0,97. 17,75 Nт = ¾¾¾ =18,49 кВт 0,96 Расход отработавших газов через турбину gе ×Nе Gт = ¾¾¾ ×(1+M1 ×mг ), кг/с (12.7) 3600 где mг – относительная молекулярная масса отработавших газов, кг/кмоль. Принимаем mг =28,97 кг/кмоль. 0,203×127 Gт = ¾¾¾¾¾ ×(1+0,948×28,97)=0,203 кг/с 3600 Удельная работа адиабатного расширения отработавших газов в турбине lад.к. Gв lад.т. = ¾¾ × ¾¾ , Дж/кг (12.8) hад.т. Gт где hад.т. – адиабатный КПД турбины. Принимаем hад.т. =0,74. 90630 0,196 lад.т. = ¾¾¾ × ¾¾¾ =118200 Дж/кг 0,74 0,203 12.3 Газодинамический расчет и профилирование одноступенчатого центробежного компрессора Основные параметры ступени и параметры на входе в компрессор Полное давление на входе в компрессор в сечении А-А Pа * =Po -DPвф , МПа (12.9) где DPвф – потери давления в воздушном фильтре, МПа. Принимаем DPвф =0,004 МПа. Pа * =0,101-0,004=0,0097 МПа Статическое давление на выходе из компрессора Pk ’ =Pk +DPk , МПа (12.10) где DPк – потери давления во впускном коллекторе, МПа. Принимаем DPк =0,003 МПа. Pk ’ =0,2+0,003=0,203 МПа Ориентировочная окружная скорость, обеспечивающая требуемое повышение давления в компрессоре U2ор =(Pk ’ +0,1)×103 , м/с (12.11) U2ор =(0,203+0,1)×103 =303 м/с Принимаем U2ор =310 м/с Скорость воздушного потока на входе в компрессор (А-А) Cа =(0,15…0,30)×U2ор , м/с (12.12) Cа =0,2×310=60 м/с Плотность воздуха в сечении А-А Pа * ×106 rа = ¾¾¾ , кг/м3 (12.13) Rв ×Tа * где Rв – газовая постоянная воздуха, Дж/(кг×К); Тa * – температура заторможенного потока, К. Принимаем Тa * =Тo =293 К. 0,097×106 rа = ¾¾¾¾ =1,165 кг/м3 287×293 Объемный расход воздуха через компрессор Gв Vа = ¾¾ , м3 /с (12.14) rа 0,196 Vа = ¾¾¾ =0,168 м3 /с 1,165 Ориентировочный диаметр рабочего колеса компрессора
D2ор = ¾¾¾¾ , м (12.15) Ö p×F×U2ор где Ф – коэффициент расхода. Принимаем Ф=0,09.
4×0,168 D2ор = ¾¾¾¾¾¾ =0,087 м 3,14×0,09×310 В соответствии с ГОСТ 9658-81 выбираем ближайший к рассчитанному D2ор центробежный турбокомпрессор ТКР – 8,5 : диаметр рабочего колеса компрессора D2 =0,085 м. Коэффициент расхода соответствующий принятому диаметру рабочего колеса 4×Vа F= ¾¾¾¾¾ , (12.16) p×D2 2 ×U2ор 4×0,168 F= ¾¾¾¾¾¾¾ =0,09 3,14×0,0852 ×310 Число лопаток рабочего колеса компрессора Zk =12…30 (12.17) Принимаем Zk =12. Расчет профиля рабочего колеса компрессора Относительный диаметр рабочего колеса в сечении 1-1
3 e1 2 ×t1 2
e1 – коэффициент сжатия воздушного потока; t1 – коэффициент стеснения потока на входе в колесо.
0,882 ×0,92 Диаметр входа в рабочее колесо
D1 =0,085×0,579=0,049 м Принимаем D1 =0,05 м. Относительный диаметр колеса на входе D1
D2 0,05
0,085 Рис.12.1 Профиль рабочего колеса компрессора Диаметр втулки рабочего колеса
Do =0,085×0,2=0,017 м Относительный диаметр втулки колеса к диаметру на входе Do¾¾ =0,3…0,6 (12.22) D10,017¾¾¾ = 0,34 0,05
Рис. 12.2 Рабочее колесо компрессора Относительный средний диаметр входа в рабочее колесо
1 D1 2 +Do 2
D2 2
1 0,052 +0,0172
0,085 2 Коэффициент уменьшения теоретического адиабатного напора 1 m= ¾¾¾¾¾¾¾¾ , (12.24) 2 p 1 1+ ¾ × ¾ × ¾¾¾
1 m= ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,844 2 3,14 1 1+ ¾ × ¾¾ × ¾¾¾ 3 14 1-0,442 Коэффициент адиабатного напора ступени Hk = (af +m)×hад.к. , (12.25) где af – коэффициент дискового трения; Принимаем af =0,03. Hk = (0,03+0,844)×0,7=0,61 Окружная скорость на выходе из рабочего колеса
U2 = ¾¾¾ , м/с (12.26) m
U2 = ¾¾¾¾ =322 м/с 0,61 Уточнение коэффициента расхода 4×Vа F = ¾¾¾¾¾ , (12.27) p×D2 2 ×U2 4×0,168 F = ¾¾¾¾¾¾¾ =0,091 3,14×0,0852 ×322 Погрешность коэффициента расхода составляет 1,,0 %. Определение площади входного сечения p×(D1 2 -Do 2 ) F1 = ¾¾¾¾¾ , м2 (12.28) 4 3,14×(0,052 -0,0172 ) F1 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =1,737×10-3 м2 4 Определение полного давления во входном сечении P1 * =dвх ×Pа * , МПа (12.29) где dвх – коэффициент полного давления. Принимаем dвх =0,98. P1 * =0,98×0,097=0,095 МПа Безразмерная плотность потока
Gв × T1 * q1 * = ¾¾¾¾ , (12.30) m×P1 * ×F1 где T1 * =То . m= 0,397
q1 * = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,512 0,397×0,95×104 × 1,737×10-3 Определяем параметры торможения потока воздуха на входе (сечение 1-1) t1 , p1 , e1 , l1 Принимаем t1 =0,9807; p1 =9342; e1 =0,9525; l1 =0,34. Определение параметров потока в сечении 1-1 C1 =l×a1кр , м/с (12.32)
2×k×Rв ×T1 * а1кр = ¾¾¾¾¾ , м/с (12.33) k+1
а1кр = ¾¾¾¾¾¾¾ =313,3 м/с 1,4+1 C1 =0,34×313,3=106,5 м/с T1 =t1 ×T1 * , К (12.34) T1 =0,9807×293=287 К P1 =p1 ×P1 * , МПа (12.35) P1 =0,9342×0,095=0,0887 МПа r1 =e1 ×r1 * , кг/м3 (12.36) r1 =0,9525×1,165=1,117 кг/м3 Потери потока во входном патрубке с1 2 Lгвх =e1 × ¾ , Дж/кг (12.37) 2 где e – коэффициент учитывающий форму входного патрубка. Принимаем e1 =0,12. 106,52 Lгвх =0,1× ¾¾ =567,1 Дж/кг 2 2.2.17 Показатель процесса расширения во входном патрубке mвх k Lr вх ¾¾ = ¾¾ - ¾¾¾¾¾¾ , (12.38) mвх -1 k-1 Rв ×T1 * ×(t1 -1) mвх 1,4 567,1 ¾¾ = ¾¾ - ¾¾¾¾¾¾¾¾ =3,856 mвх -1 1,4-1 287×293×(0,9807-1) Коэффициент восстановления давления торможения t1 m вх/( m вх-1) dвх = ¾¾¾¾ , (12.39) t1 k/(k-1) 0,98073,856 dвх = ¾¾¾¾¾¾ =1 0,98071,4/(1,4-1) Погрешность коэффициента восстановления давления торможения составляет 1,0 %. Профилирование одноступенчатого рабочего колеса компрессора Определение направления относительной скорости W1 на входе в колесо C1
U2 ×D1 106,5b1 =arctg (¾¾¾¾ ) = 29,36° 322×0,588 C1
U2 ×D0 106,5b0 =arctg (¾¾¾¾) =58,84° 322×0,2 C1bср =arctg(¾¾¾), ° (12.42)
106,5bср =arctg (¾¾¾¾) = 37° 322×0,439 Рис. 12.3 Диаграмма скоростей Определение направления входных кромок лопаток bл 1 =b1 +i1 , ° (12.43) bл 0 =b0 +i0 , ° (12.44) bлср =bср +iср , ° (12.45) Принимаем i1 =i0 =iср =2°. bл1 =29,36+2°=31,36° bл0 =58,85+2°=60,85° bлср =37+2°=39° Определение коэффициентов стеснения d1 ×Zk
d0 ×Zk tст 0 =1- ¾¾¾¾¾¾¾ , (12.47)
dср ×Zk tстср =1- ¾¾¾¾¾¾¾ , (12.48)
где d1 – толщина лопатки на выходе, мм; d0 – толщина лопатки у основания, мм; dср – толщина лопатки на среднем диаметре, мм. Принимаем d1 =0,8 мм;d0 =1,2 мм;dср =1,0 мм. 0,0008×14 tст1 =1- ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,863 3,14×0,588×0,085×sin(31,36°) 0,0012×14 tст0 =1- ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,64 3,14×0,2×0,085×sin(60,85°) 0,001×14 tстср =1- ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,813 3,14×0,439×0,085×sin(39°) Проверяем значение D1W1min
3 e1 2 ×tст1 2
3 0,95252 ×0,8632 Окружная скорость на наружном и среднем диаметре
C1
tст1
W1 ’ = (¾¾)2 +(0,588×322)2 =228 м/с 0,836
tст ср
106,5 Wср ’ = (¾¾)2 +(0,439×322)2 =193 м/с 0,81 Максимальное число Маха W1 ’ MW ’ср = ¾¾¾¾ , (12.52)
228,2
20,1×Ö 287 Расходные скорость и коэффициент на входе в колесо с учетом стеснения C1 * Cср ’ = ¾¾ , м/с (12.53) tстср 106,5 Cср ’ = ¾¾ =131,5 м/с 0,81 Cср ’ j1 ’ = ¾¾ , (12.54) U2 131,5 j1 ’ = ¾¾¾ = 0,4 322 Расходные скорости и коэффициент расхода на выходе из рабочего колеса с учетом стеснения Cr 2 ’ =(0,7…1)×Cср ’ , м/с (12.55) Cr 2 ’ =0,8×131,5=105,2 м/с Cr 2 ’ j2 ’ = ¾¾ , (12.56) U2 105,2 j2 ’ = ¾¾¾ =0,33 322 Промежуточный условный диаметр D1” =1,02×D1 , м (12.57) D1” =1,02×0,05=0,051 м Скорость в сечении 1"-1" Cср ’ +Cr 2 ’ Cr 1” = ¾¾¾ , м/с (12.58) 2 131,5+105,2 Cr 1” = ¾¾¾¾¾ =118,4 м/с 2 Высота лопатки в сечении 1"-1" Gв l1” = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ , м (12.59) r1” ×Cr1” ×(p×D1” -Zk ×d” ) где d" – толщина лопатки, м. Принимаем r1” =r1 =1,11; d” =0,0011 м. 0,196 l1” = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,01 м 1,11×118,4×(3,14×0,051-14×0,0011) Абсолютная скорость на выходе из колеса
Относительная скорость на выходе из колеса
W2 ’ =Ö 1052 +((1-0,844)×322)2 =117 м/с Диффузорность колеса Wср ’ 193 ¾¾ = ¾¾ =1,65 W2 ’ 117 Полученное значение меньше 1,8. Потери напора в предкрылке (между сечениями 1-1 и 1"-1" ) Wср ’2 Lr 1 =e1 × ¾¾ , Дж/кг (12.62) 2 Принимаем e1 =0,12. 1932 Lr 1 =0,12× ¾¾¾ =2235 Дж/кг 2 Потери потока в радиальной звезде Cr 2 ’2 Lr 2 =e× ¾¾ , Дж/кг (12.63) 2 Принимаем e =0,12. 118,42 Lr 2 =0,12× ¾¾–– =841 Дж/кг 2 Потери на работу дискового трения Lr д =af ×U2 2 , кДж/кг (12.64) Lr д =0,03×3222 =3307 кДж/кг Внутренний напор колеса L1 =(m+af )×U2 2 , кДж/кг (12.65) L1 =(0,844+0,03)×3222 =90620 Дж/кг Температура торможения за колесом L1 +0,5×Lr д T2 * =To + ¾¾¾¾¾ , К (12.66) Rв ×k/(k-1) 90620 +0,5×3307 T2 * =293+ ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =384 К 287×1,4/(1,4-1) Температура за колесом C2 2 T2 ’ =T2 * - ¾¾¾¾¾¾ , К (12.67) 2×Rв ×k/(k-1) 2912 T2 ’ =384 - ¾¾¾¾¾¾¾ =342 К 2×287×1,4/(1,4-1) Показатель процесса сжатия в колесе m2 k Lr1 +Lr2 +0,5×Lr д ¾¾ = ¾¾ - ¾¾¾¾¾¾¾ (12.68) m2 -1 k-1 Rв ×(T2 ’ -T1 ) m2 1,4 2235 +841 +0,5×3307 ¾¾ = ¾¾ - ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =3,2 m2 -1 1,4-1 287×(342-287) Давление за колесом P2 ’ =P1 ×(T2 ’ /T1 )m 2/( m 2-1) , МПа (12.69) P2 ’ =0,0887×(342/287)3,2 =0,155 МПа Плотность воздуха за колесом P2 ’ ×106 r2 ’ = ¾¾¾ , кг/м3 (12.70) Rв ×T2 ’ 0,155×106 r2 ’ = ¾¾¾¾ =1,583 кг/м3 287×342 Высота лопаток на выходе из колеса Gв l2 ’ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ , м (12.71) r2 ’ ×Cr2 ’ ×(p×D2 -Zk ×d0 ) 0,196 l2 ’ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,0047 м 1,583×105,2×(3,14×0,085-14×1,2×10-3 ) Определение относительной высоты лопаток
Полученное значение относительной высоты удовлетворяет неравенству 0,04<l2 ’ <0,07. Определение числа Маха на выходе из колеса С2 ’ MС 2’ = ¾¾¾¾ , (12.73)
291 MС2’ = ¾¾¾¾¾ =0,78 20,1×Ö 342 12.4 Расчет диффузора Из рабочего колеса поток сжатого воздуха с высокой кинетической энергией поступает в диффузор, в котором скорость газа уменьшается вследствие увеличения площади проходного сечения, а часть кинетической энергии потока преобразуется в потенциальную энергию давления. В центробежных компрессорах, применяемых для наддува дизелей, используются безлопаточные (щелевые) и лопаточные диффузоры. Щелевой диффузор представляет собой кольцевую щель с параллельными (как правило) стенками. У лопаточного диффузора в кольцевую щель встроены специально спрофилированные лопатки, образующие расширяющиеся каналы. Лопаточному диффузору всегда предшествует укороченный безлопаточный. Последний способствует некоторому выравниванию потока, весьма неравномерного на выходе из рабочего колеса, и позволяет избежать возникновения ударных импульсов, которые могли бы воздействовать на рабочее колесо при слишком близком расположении лопаток диффузора. Целесообразность установки щелевого или лопаточного диффузора в основном зависит от двух факторов: значения угла потока a2
за рабочим колесом и условий работы компрессора. Чем меньше угол a2
, тем более пологой будет траектория частиц воздуха в щелевом диффузоре, а, следовательно, длиннее путь, проходимый в нем воздухом. Это увеличивает потери на трение. Уменьшить их можно, применяя лопаточный диффузор, в котором длина траектории частиц сокращается. Обычно лопаточный диффузор применяют при a2
Рис. 12.4 Диффузор Безлопаточный диффузор Ширина безлопаточного диффузора на входе l2 =l2 ’ +DS, м (12.74) где DS – зазор между корпусом и торцами лопаток, м. Принимаем DS=0,0003 м. l2 =0,0047+0,0003=0,005 м Ширина на выходе l3 =l2 ×(l3 /l2 ), м (12.75) Принимаем l3 /l2 =0,9. l3 =0,005×0,9=0,0045 м Расходная составляющая скорости на входе в безлопаточный диффузор Gв Cr 2 = ¾¾¾¾¾ , м/с (12.76) p×D2 ×l2 ×r2 где r2 – плотность воздуха на входе в диффузор, кг/м3 . Принимаем r2 » r'2. 0,196 Cr 2 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =93 м/с 3,14×0,085×0,005×1,583 Абсолютная скорость на входе в диффузор C2 =Ö Cr 2 2 +(m×U2 )2 , м/с (12.77) C2 =Ö 932 +(0,844×322)2 =287 м/с Направление абсолютной скорости на входе в диффузор a2 =arcsin(Cr2 /C2 ), ° (12.78) a2 =arcsin(93 /287)=18,9° Направление скорости на выходе из безлопаточного диффузора a3 =arctg(tg(a2 )/(l3 /l2 )), ° (12.79) a3 =arctg(tg(18,9)/0,9)=20,8° Диаметр на выходе из безлопаточного диффузора D3 =(1,6…1,8)×D2 , м (12.80) D3 =1,8×0,085=0,153 м Скорость воздуха на выходе из безлопаточного диффузора C3 =C2 ×(D2 /D3 ), м/с (12.81) C3 =287×(0,085/0,153)=160 м/с Показатель процесса сжатия в безлопаточном диффузоре m3 k ¾¾ = ¾¾ ×h3 , (12.82) m3 -1 k-1 где h3 – политропный КПД безлопаточного диффузора. Принимаем h3 =0,67. m3 1,4 ¾¾ = ¾¾ ×0,67=2,345 m3 -1 1,4-1 Температура в безлопаточном диффузоре на входе: T2 =T2 * -C2 2 /2010, К (12.83) T2 =384-2872 /2010=343 К на выходе: T3 =T2 * -C3 2 /2010, К (12.84) T3 =384-1602 /2010=371 К Давление за безлопаточным диффузором P3 =P2 ×(T3 /T2 )m3/(m3-1) , МПа (12.85) Принимаем Р2 »Р2 ” . P3 =0,155 ×(371 /343)2,345 =0,187 МПа Число Маха на выходе из безлопаточного диффузора С3 MС3 = ¾¾¾¾ , (12.86)
160 MС3 = ¾¾¾¾¾ =0,41
Плотность воздуха на выходе из безлопаточного диффузора P3 ×106 r3 = ¾¾¾ , кг/м3 (12.87) Rв ×T3 0,187×106 r3 = ¾¾¾¾ =1,756 кг/м3 287×371 12.5 Расчет улитки Воздух из диффузора поступает в улитку служащую для сбора потока и подвода его к впускному трубопроводу. В улитке происходит дальнейшее расширение воздуха, снижение скорости потока и повышение давления, т.е. улитка выполняет ту же функцию, что и диффузор. Радиус входного сечения улитки
Rj = ¾¾ ×l3 ×tg(a3 ) + ¾¾ ×D3 ×l3 ×tg(a3 ), м (12.88)360 360 где j – угол захода улитки, °. Принимаем j=360°.
360 360 Rj = ¾¾ 0,0045×tg(20,8°) + ¾¾ 0,153×0,0045×tg(20,8°)=0,018 м360 360 Радиус поперечного сечения выходного диффузора Rk =Rj +tg(g/2)×lвых , м (12.89) где g – угол расширения выходного диффузора, °; lвых - длина выходного диффузора, м. Принимаем g =10°. lвых =(3…6)×Rj , м (12.90) lвых =6×0,018=0,107 м Rk =0,018+tg(10°/2)×0,107=0,027 м КПД улитки выбирается из диапазона h5 =0,3…0,65 Принимаем h5 =0,65Показатель степени в уравнении политропного сжатия в улитке m5 k ¾¾ = ¾¾ ×h5 , (12.91) m5 -1 k-1 m5 1,4 ¾¾ = ¾¾ ×0,65=2,275 m5 -1 1,4-1 Скорость на выходе из улитки Gв Ck = ¾¾¾¾ , м/с (12.92) p×Rk 2 ×rk ’ где r'к – плотность воздуха на выходе из компрессора, кг/м3 . Принимаем r'к =r4 . 0,196 Ck = ¾¾¾¾¾¾¾¾ =48 м/с 3,14×0,0272 ×1,756 Температура на выходе из улитки Tk =Tk * -Ck 2 /2010, К (12.93) Принимаем Tк * =T2 * . Tk =384-48,72 /2010=383 К Давление на выходе из улитки Pk ’ =P4 ×(Tk /T4 )m 5/( m 5-1) , МПа (12.94) Pk ’ =0,187×(383/371)2,275 =0,201 МПа 12.6 Анализ основных параметров ступени компрессора по результатам расчета Погрешность давления наддува Конечное давление после компрессора P'k необходимо сравнить с давлением Pk указанным в задании и определить DPk , а так же погрешность расчета e. DPk =P'k -Pk , МПа (12.97) DPk =0,201-0,2=0,001 МПа 100% e=DPk × ¾¾¾ , (12.98) Pk ’ 100% e=0,001× ¾¾¾ =0,5 % 0,201 Внутренняя мощность, потребляемая ступенью компрессора N1 =Nk =Gв ×L1 , кВт (12.99) где L1 -внутренний напор колеса. N1 =Nk =0,196×90,62 =17,76 кВт Частота вращения ротора компрессора U2 nk =60× ¾¾¾ , мин-1 (12.100) p×D2 322 nk =60× ¾¾¾¾ =72350 мин-1 3,14×0,085 12.7 Расчет радиальной центростремительной турбины Основные характеристики турбины Фактический расход газа через турбину с учетом утечек газа и воздуха через неплотности Gr ’ =Gr ×hут , кг/с (12.101) где hут – коэффициент утечек. Принимаем hут =0,98. Gr ’ =0,203×0,98=0,199 кг/с КПД турбины с учетом механических потерь турбокомпрессора в целом определяется по ГОСТ 9658-81 для турбокомпрессора выбранного по диаметру рабочего колеса компрессора hт =0,72. Необходимая адиабатическая работа расширения газа в турбине отнесенная к 1 кг газа Lк. Gв Lад.т. = ¾¾ × ¾¾ , Дж/кг (12.102) hт. Gr ’ Принимаем Lк =L1 ; 90620 0,196 Lад.т. = ¾¾¾ × ¾––––¾¾ =123964 Дж/кг 0,72. 0,199 Давление газов перед турбиной P4 Pт = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ , МПа (12.103) kг -1 Lад.т. (1- ¾¾ × ¾¾ )k г/( k г-1) kг Rг ×Tг 0,104 Pт = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,183 МПа 1,34-1 123964 (1- ¾¾¾ × ¾¾¾¾)1,34/(1,34-1) 1,34 289×810 12.8 Расчет соплового аппарата турбины Выбор степени реактивности турбины r=0,45...0,55 (12.104) Принимаем r =0,5. Выбор угла выхода газового потока из соплового аппарата a1 =15...30° (12.105) Принимаем a1 =20°. Адиабатная работа расширения газа в сопловом аппарате Lc =(1-r)×Lад.т. , Дж/кг (12.106) Lc =(1-0,5)×123964=61982 Дж/кг Абсолютная скорость газов на выходе из соплового аппарата
где jc – коэффициент скорости учитывающий потери в сопловом аппарате; С0 – средняя абсолютная скорость на входе в сопловой аппарат, м/с. Принимам jc =0,94; С0 =80 м/с
C1 =0,94×Ö 2×61982+802 =350 м/с Радиальная составляющая абсолютной скорости перед рабочим колесом C1 r =C1 ×sin a1 , м/с (12.108) C1 r =350×sin 20°=120 м/с Окружная составляющая абсолютной скорости перед рабочим колесом. C1 u =C1 ×cos a1 , м/с (12.109) C1 u =350×cos 20°=329 м/с Температура потока на выходе из соплового аппарата C1 2 -C0 2 T2 =T1 - ¾¾¾¾¾¾ , К (12.110) 2×Rг ×kг /(kг -1) 3502 -802 T2 =810 - ¾¾¾¾¾¾¾¾ =760 К 2×289×1,34/(1,34-1) Число Маха на выходе из соплового аппарата C1 Ma1 = ¾¾¾¾ , (12.111)
350 Ma 1 = ¾¾¾¾¾¾¾ =0,625
Окружная скорость рабочего колеса на входе U1 =C1 u +(10…50), м/с (12.112) U1 =329+11=340 м/с Угол между векторами относительной скорости b1 =90°+arctg((U1 -C1u )/C1r ), ° (12.113) b1 =90°+arctg((340-329)/120)=95,24° Диаметр рабочего колеса турбины U1 D3 =60 × ¾¾ , м (12.114) p×nт где nт - частота вращения вала турбины, мин-12. 340 D3 =60 × ¾¾¾¾¾ =0,09 м 3,14×72350 Потери энергии в сопловом аппарате 1 C1 2 DLc = ( ¾ – 1) × ¾ , Дж/кг (12.115) jс 2 2 1 3502 DLc =(¾¾¾ -1) × ¾¾ =8069 Дж/кг 0,942 2 Температура заторможенного потока на выходе из соплового аппарата C1 2 T2 * =T2 + ¾¾¾¾¾¾ , К (12.116) 2×Rг ×kг /(kг -1) 3502 T2 * =760 + ¾¾¾¾¾¾¾¾ =814 К 2×289×1,34/(1,34-1) Приведенная скорость, характеризующая характер проточной части турбины C1 l1 = ¾¾¾¾¾¾¾¾ , (12.117)
350 l1 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾–– =0,256
Показатель политропы расширения в сопловом аппарате mс kг DLc ¾¾ = ¾¾ - ¾¾¾¾¾ , (12.118) mс -1 kг -1 Rг ×(T1 -T2 ) mс 1,34 8069 ¾¾ = ¾¾¾ - ¾¾¾¾¾¾––– =3,38 mс -1 1,34-1 289×(810-760) Давление газов на выходе из соплового аппарата P2 =P1 ×(T2 /T1 )m с/( m с-1) , МПа (12.119) P2 =0,183×(760/810)3,38 =0,148 МПа Плотность газа на выходе из соплового аппарата P2 ×106 r2 = ¾¾¾ , кг/м3 (12.120) Rг ×T2 0,148×106 r2 = ¾¾¾¾ =0,672 кг/м3 289×760 Выходной диаметр соплового аппарата
Принимаем D2 =0,09 ×1,08=0,097 м Входной диаметр соплового аппарата
D1 =0,097 ×1,4=0,136 м Высота лопаток соплового аппарата (ширина проточной части) Gг ’ l1 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ , м (12.123) p×r2 ×C1 ×D2 ×sin a1 0,199 l1 = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =0,008 м 3,14×0,672×350×0,097×sin 20° 12.9 Расчет рабочего колеса Выбор числа лопаток рабочего колеса Zт =11…18 (12.124) Принимаем Zт =12.Коэффициент загромождения входного сечения рабочего колеса Zт ×d3 t3 =1- ¾¾¾ , (12.125) p×D3 где d3 – толщина лопаток на входе, м. Принимаем d3 =0,001 м. 12×0,001 t3 =1- ¾¾¾¾¾ =0,96 3,14×0,094 Окружная составляющая абсолютной скорости на входе в рабочее колесо C1 u ’ =C1 u ×D2 /D3 , м/с (12.126) C1 u ’ =329 ×0,097/0,09=355 м/с Радиальная составляющая абсолютной скорости на входе в рабочее колесо C1 r ’ =C1 r ×D2 ×r2 ×l1 /(l×D3 ×r3 ×t3 ), м/с (12.127) Принимаем l=l1 ; r2 /r3 =1,08. C1 r ’ =120×0,097×1,06/(0,09 ×0,96)=142 м/с Aбсолютная величина входной скорости в рабочее колесо
Температура газов на входе в рабочее колесо C1 ’2 -C1 2 T3 =T2 - ¾¾¾¾¾¾ , К (12.129) 2×Rг ×kг /(kг -1) 3822 -3502 T3 =760 - ¾¾¾¾¾¾¾¾ = 750 К 2×289×1,34/(1,34-1) Давление газов на входе в рабочее колесо P3 =P2 ×(T3 /T2 )m с/( m с-1) , МПа (12.130) P3 =0,148×(750 /760)3,38 =0,142 МПа Плотность газов на входе в рабочее колесо P3 ×106 r3 = ¾¾¾ , кг/м3 (12.131) Rг ×T3 0,142×106 r3 = ¾¾¾¾¾ =0,653 кг/м3 289×750 Угол входа потока в рабочее колесо a1 ’ =arcsin(C1r ’ /C1 ’ ), ° (12.132) a1 ’ =arcsin(142/382)=21,82° Относительная скорость потока газа на входе в рабочее колесо
W1 ’ =Ö C1 ’2 +U1 2 -2×U1 ×C1 ’ ×cos a1 ’ , м/с (12.133)
W1 ’ =Ö 3822 +3402 -2×340×382×cos 21,82°=143 м/с Адиабатная работа газа на рабочем колесе Lрк =r×Lад.т. , Дж/кг (12.134) Lрк =0,5×123964=61982 Дж/кг Наружный диаметр рабочего колеса на выходе
Принимаем D4 =0,8 м. D4 =0,09×0,8=0,072 м Диаметр втулки
Dвт =0,09×0,28=0,025 м Средний диаметр колеса на выходе
Относительный средний диаметр колеса на выходе
Относительная средняя скорость газа на выходе из рабочего колеса
где y – коэффициент скорости. Принимаем y=0,92.
W2 =0,92×Ö 1432 +2×61982-3402 (1-0,752 )=306 м/с Температура газов на выходе из рабочего колеса W2 2 T4 =T3 - ¾¾¾¾¾¾ , К (12.140) 2×Rг ×kг /(kг -1) 3062 T4 = - ¾¾¾¾¾¾¾¾ =708 К 2×289×1,34/(1,34-1) Плотность газов на выходе из рабочего колеса P4 ×106 r4 = ¾¾¾ , кг/м3 (12.141) Rг ×T4 0,104×106 r4 = ¾¾¾¾¾ =0,508 кг/м3 289×708 Площадь проходного сечения на выходе потока из рабочего колеса F4 =p×(D4 2 -Dвт 2 )/4, м2 (12.142) F4 =3,14×(0,0722 -0,0252 )/4=3,58×10-3 м2 Угол выхода потока из рабочего колеса b2 =arcsin(Gr ’ /(W2 ×F4 ×r4 )), ° (12.143) b2 =arcsin(0,199/(306×3,58×10-3 ×0,508))=20,95° Окружная скорость на среднем диаметре выходного сечения U2 =U1 ×(Dср /D3 ), м/с (12.144) U2 =340×(0,054/0,09)=204 м/с Окружная составляющая абсолютной скорости газов на выходе из рабочего колеса C2u =W2 ×cos b2 -U2 , м/с (12.145) C2 u =306×cos 20,95°-204=81,8 м/с Осевая составляющая абсолютной скорости газов на выходе из рабочего колеса C2 r =W2 ×sin b2 , м/с (12.146) C2 r =306×sin 20,95°=109 м/с Абсолютная скорость газового потока на выходе из рабочего колеса C2 =Ö C2 u 2 +C2 r 2 , м/с (12.147) C2 =Ö 81,82 +1092 =136,6 м/с Работа газа на колесе турбины Lти =U1 ×C1 u ’ -U2 ×C2 u , Дж/кг (12.148) Lти =340×355-204×81,8=101068 Дж/кг Окружное КПД турбины hти =Lти /Lад.т. , (12.149) hти =101068/123964=0,815 Потери энергии с выходной скоростью газового потока DLв =C2 2 /2, Дж/кг (12.150) DLв =136,62 /2=9330 Дж/кг Потери энергии на лопатках рабочего колеса DLл =(1-y2 )×W2 2 /2, Дж/кг (12.151) DLл =(1-0,922 )×3062 /2=7191 Дж/кг Потери на трение диска рабочего колеса U1 r2 +r3 DLтр =b×(¾¾)3 ×D3 2 × ¾¾ ×736 , Дж/кг (12.152) 100 2×G¢г Принимаем b=5 340 0,647+0,622 DLтр =5×(¾¾)3 ×0,092 × ¾¾¾¾¾ 736=3735 Дж/кг 100 2×0,199 Адиабатный КПД турбины DLс +DLл +DLв +DLтр +DLут hад.т. =1- ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ , (12.153) Lад.т. где DLут – потери в результате утечек газа через неплотности. DLут =0,02×Lт.ад. , Дж/кг (12.154) DLут =0,02×123964=2479 Дж/кг 8069+7191+9330+3735+2479 hад.т. =1- ––––––––––––––––––––––––––––= 0,75 123964 Эффективный КПД турбины hт.е =hад.т. ×hмех , (12.155) где hмех – механический КПД турбины. Принимаем hмех =0,97 hт.е =0,97×0,75=0,73 Расчетное значение КПД турбины отличаться от принятого ранее на 1,4%. Эффективная мощность турбины N1 =Lад.т. ×G¢г ×hт.е , кВт (12.156) N1 =123964×0,199×0,73=18 кВт Полученная мощность турбины отличается от мощности требуемой на привод компрессора на 1,2 %. Баланс мощностей выполнен. |