Контрольная работа: Контрольная работа по Социологии 14
Название: Контрольная работа по Социологии 14 Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа | ||||||||||||
1.Дайте определение социологии как науки и опишите ее функции . Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Основные функции социологии. Социология непосредственно включается в жизнь общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся: - Теоретико - познавательная (социология на всех своих уровнях и во всех своих составляющих компонентах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений. - Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов); - Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов). - Прогностическая функция (социологи способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; особенно важно иметь такие прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия). - Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему. На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата. - Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения. - Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами. Важное значение имеют и методы коллективного поиска решения проблем, а именно: деловые игры, мозговая атака и другие средства определения путей преобразования социальных отношений. Таким образом, функции социологии определяют широкий спектр задач, в которых отражается богатая по содержанию сама наука социологии, ее специфика, особенности ее объекта и предмета. 2.Опишите уровни социологического знания. Можно выделить уровни социологического знания. Научная картина мира – совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающая реальность, которая изучается данной наукой Общая теория – совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой. Частная теория – логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс(совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования. Эмпирическое (фундаментальное) исследование – непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории. Основная цель – приращение новых знаний. Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекта с целью социальной диагностики ситуации, выявления причин определенных процессов и подготовки практических рекомендаций. Основная цель – решение практической проблемы. Методология – учение о принципах, способах, правилах, приемах и операциях. В методологию входят, например, вопросы о том, как строятся гипотезы и происходит их эмпирическое подтверждение, как строить выборочную совокупность, делать логический анализ понятий. Методика и техника – конкретные приемы и процедуры построений выборки, разработки анкет, сбора и анализа данных. В каждой отрасли социологии можно обнаружить наличие всех семи уровней знания.
3.Раскройте содержание методологии позитивизма О.Конта. Родоначальник позитивизма - французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857)- работал секретарем известного специалиста-утописта К.А. Сен-Симона, одного из первых идеологов индустриализма. Термины "позитивизм", "позитивный", введенные им в научный оборот, были выбраны Контом, поскольку в основных европейских языках они имеют смысл, связанный с реальностью, подлинностью, полезностью, точностью. Эти качества наиболее ценны и значимы в новой индустриальной цивилизации. От французских философов- просветителей XVIIIв. Конт воспринял представление о прогрессе человеческого разума как основе исторического развития. При жизни Конта его философские и общественно-политические идеи были сравнимо не достаточно влиятельны. Но начиная с 60-х годов XIX в. Энтузиазм к позитивизму как философской доктрине возрос. В особенности принципиальное значение имела апелляция позитивизма к серьезному положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребностям развития науки. Позитивистами провозглашали себя многие видные естествоиспытатели. Появилась позитивистская историография (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская теория культуры (Эрнст Ренан), позитивистская криминология (Чезаре Ломброзо), позитивистская логика и психология, теория литературы и искусства, даже позитивистская «метафизика» (Вашеро, Фулье). Конт сформулировал "закон трех стадий"- основной в развитии человеческого разума. На теологической стадии человек мыслит явления как результат прямого действия сверхъестественных сил. На метафизической стадиии явления объясняются действием абстрактных сущностей и идей. На позитивной стадии человеческий разум не стремиться обнаружить за явлениями некие скрытые сущности. Он открывает на основе наблюдений, экспериментов и их обобщений реальные законы - устойчивые связи между явлениями и фактами. Смена стадий в развитии мышления влечет смену духовной и политической элит общества: на теологической- власть принадлежит жрецам и аристократам; на метафизической- господствует военно - юридическая элита; на позитивной- власть должна перейти к ученым, инженерам и предпринимателям. Конт считал, что позитивное общество- окончательная и высшая стадия социального развития. Мирная эволюция такого общества будет продолжаться бесконечно. Важнейшая роль в пропаганде позитивного общества отводилась новой науке- социологии. Конта обычно называют "отцом социологии". Социология помогает выработать политическую программу по перестройке общества на научных, позитивных основаниях. Их всего наследия Конта наиболее интересно его учение о науке и научном методе. Конт полагал, что научное знание - высшая форма человеческого знания. Старую классическую философию он пренебрежительно называл "метафизикой" и не видел в ней нужды. Задача новой, "позитивной" философии- изучать методы научного познания и на основе синтеза достижений различных наук давать общую научную картину мира. Огромное влияние на обществоведение оказала контовская мысль объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественно - научного знания. Но многие идеи, ассоциирующиеся с именованием Конта, были практически выдвинуты его предшественниками, в частности Сен-Симоном. Не считая того, социологической концепции Конта, как и всей позитивистской социологии, свойственны два коренных порока: идеализм, выражающийся у Конта в законе трех стадий и в попытках объяснить исторические конфигурации до этого всего влиянием идей, и метафизичность, антидиалектичность. Последняя выразилась, в частности, в умозрительной природе его теории прогресса. Социология Конта полна внутренних противоречий. Требуя реформ, основанных на положительном знании общества, он в то же время практически отвергал возможность вмешательства в ход исторического процесса. Его программа социально-политической реорганизации общества вдохновлялась консервативным публичным идеалом. По меткому замечанию Козера, Конт «разрывался меж двуедиными требованиями порядка и прогресса»,стремясь сделать социальную науку «позитивной», утверждая, что и «в данной области можно придти к заключениям, столь же достоверным, как выводы геометрии» Конт включал в социальную науку и элементы религиозного мышления, требуя воспринимать постулаты и догмы социологии без раздумий и анализа, верить в них, не допуская колебаний. Это низводило принципы науки до уровня обыденного сознания. Сам Конт часто утверждал, что положительная философия является только модификацией обыденного здравого смысла. Тем самым наука лишалась собственного существеннейшего свойства - антидогматизма. Итак, для позитивистов характерна глубокая и нередко некритическая вера в науку и в ее постоянный прогресс. Идеалом познания у них выступают естественные науки, в основе которых лежит эмпирический метод- наблюдение и эксперимент. Метод естественных наук должен использоваться при изучении не только природы , но и общества. наука-единственный прочный фундамент индивидуальной и общественной жизни. Рациональное, основанное на научном подходе мышление-наилучшее средство решения проблем, стоящих перед человечеством. "Позитивность" мышления- это отказ от рассуждений, не основанных на опыте. Позитивисты- борцы с "метафизикой". 4.В чем суть органической теории общества Г. Спенсера? Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма
были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. 5. Раскройте содержание теории социальных действий М. Вебера. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия: 1. осмысленный характер; 2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости: 1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики. 2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль); 3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды). 4. аффективное — определяется эмоциями; Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей». Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом. 6.Что представляет собой общество с точки зрения марксистской социологии? Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов: 1) принцип определения общественным бытием общественного сознания , что является главным признаком материализма марксисткой социологии; 2) принцип закономерности общественного развития , признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями; 3) принцип детерминизма , признания причинно-следственных связей между различными социальными явлениями – изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства; 4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями ; 5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими ; 6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития , который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций (в естественных науках это определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов), основой которых является способ производства, т. е. определенный уровень развития производительных сил и соответствующий ему уровень производственных отношений; 7) принцип естественно - исторического характера развития общества , в котором нашли отражение две противоположные тенденции: закономерность процесса развития общества, с одной стороны, и его зависимость от деятельности людей – с другой; 8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств , определяющихся совокупностью общественных отношений; 9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи », т. е. невозможность абстрагирования научных данных от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса. Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования. Главной причиной перехода от одной формации к другой являются возникающие антагонизмы. Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. При этом авторы материалистической концепции указывали, что именно эти противоречия и являются источником общественного развития. Важным элементом теории социальной революции являются условия, при которых ее совершение становится возможным: она не совершается, пока не созреют в обществе необходимые социальные, прежде всего материальные, предпосылки. Учение о социальной революции в марксистской социологии носило не только теоретический, но и практический характер. Так, она была тесно связана с революционной практикой. Марксистская социология собственно перерастает рамки науки в общепринятом смысле, она становится целым, самостоятельным идейно-практическим движением масс, формой общественного сознания в целом ряде стран, придерживавшихся и придерживающихся социалистической ориентации. Согласно марксистскому видению социального прогресса капитализм представляется завершающей стадией развития эксплуататорского общества, основой которой выступает частная собственность. Завершение указанной стадии и переход на новую осуществляется в марксистской теории в результате пролетарской революции, которая должна привести к ликвидации классового деления общества в результате огосударствления всей собственности. В результате социальной революции возникает новый тип общества, в котором существует только один класс – пролетариат. Развитие в таком обществе основывается на свободном развитии каждого его члена. Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали значительный эмпирический и теоретический материал в исследовании современного им общества, применив к его исследованию системный анализ. 12. Что понимается под субъективным методом и психологическим направлением в социологии России конца XIX в.? Субъективное направление возникло в русской социологии в конце 60-х годов XIX в. и существовало до Октябрьской революции, пройдя за это время значительную эволюцию. Главнейшими вехами ее развития были: 70-е годы, 80-90-е годы и период с конца 90-х годов до 1917г. Основные проблемы субъективной социологии в период ее становления (конец 60-х ‑ начало 70-х годов) были связаны с философским обоснованием метода исследования общества и с проблемой социального прогресса. При этом центром, где они перекрещивались, стало выяснение места и роли человека как субъекта социального развития и познания, поскольку на личности замыкались у них все связи сложного общественного организма. Все субъективисты считали, что общество есть не более, чем совокупность индивидуумов с их желаниями и потребностями. Критически мыслящие индивидуумы превращаются в личность, являющуюся главным двигателем прогресса и преодолевающую инертность толпы. В.И. Ленин отмечал, что субъективисты имеют дело не с действительными личностями, которые существуют в обществе и связаны с ним сотнями нитей, а с абстракциями, неким вместилищем собственных идеалов. С таким взглядом на личность связан и «субъективный метод социологии», требующий рассмотрения общества с позиций определенного нравственного идеала, изучения общества исключительно как продукта выполнения нравственно-идеальных установок. Всем субъективистам была свойственна метафизичность, игнорирование естественно - исторических связей общественного целого, эклектизм ‑ стремление брать из различных теорий хорошее и отбрасывать плохое. В учении о субъективном методе заложено стихийное, теоретически не осознанное признание принципа партийного подхода к общественным событиям. Но в отличие от объективной партийности марксизма это субъективная партийность, которая проистекала из дуалистического противопоставления действительности идеалу, означала привнесение в социологию извне априорных аксиологических положений. Субъективная социология была важным этапом в истории русской социологической мысли. Ее представители поставили вопрос об активной личности в общественном преобразовании, они уделяли также значительное место разработке содержания понятия «социальный прогресс». При всей ошибочности субъективного метода в социологии он тем не менее помог обратить внимание социологов на существование специфики социального познания. В первой трети XX в. создал свою теорию психоанализа австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1839). Он частично перенес свои психологические представления и в социологию. По Фрейду, социальное поведение человека обусловливается бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных бессознательных порывов, вызванных этими импульсами, и заложенных в человеческом сознании с помощью социализации норм поведения. Природа общества, по Фрейду, определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Борьбой между неосознанными и осознанными инстинктами и обусловлены столкновения индивидов и групп, функционирование организаций и институтов. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, которые в конечном счете тоже имеют сексуальную природу) и интересы (трудовые, социальные), и является движущей силой общества. Взгляды 3. Фрейда развивал (и видоизменял) Эрих Фромм (19001980), представитель так называемой франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма. Социология Э. Фромма объединяет взгляды 3. Фрейда, К. Маркса и М. Шелера. По Фрому, история человеческого общества – это формирование и развитие человеческих личностей в условиях враждебного окружения, подавляющей личность социальной структуры. Связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, т. е. набор определенных черт, выработанный на основе психики человека под воздействием социальной среды (сравните с 3. Фрейдом). Фромм типологизирует социальные характеры на накопительский, эксплуататорский, пассивный, рыночный (сравните с М. Шелером). Современное ему общество Фромм определяет как чуждое человеку, отчуждающее его от «человеческих» отношений путем «машинизации», «роботизации», «компьютеризации» (сравните с К. Марксом). Идеальным Фромм считал общество «гуманистического коммунитарного социализма». Среди других современных представителей психологического направления в социологии наиболее известны А. Адлер, Г. Салливан, М. Мид, Г. Маркузе и др. Социологи этого направления, как и все представители субъективного подхода в социологии, на первое место ставят проблему человека, его мотивов поведения, взаимоотношений с окружающим миром, его социального поведения. И уже от человека, исходя из его социальных связей, строят социально-ролевую структуру общества, определяют движущие силы и тенденции его развития и т. д. 13. Что представляет собой программа социологического исследования? Социологическое исследование начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов — методологического и методического. В методологический раздел программы входят: а) формулировка проблемы (социальная проблема - это «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей); б) определение объекта и предмета социологического исследования (Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению); в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего, определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается выяснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не пришлось «изобретать велосипед». Определение цели исследования позволяет классифицировать задачи. Задачи бывают главными и дополнительными. В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Дополнительные задачи целесообразнее решать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главный вопрос. Для этого необходимо анализировать ту же самую информацию, но под иным углом зрения. К исследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопределяется гипотезами исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных на ЭВМ. |