Реферат: Урок русского языка в 3 классе
Название: Урок русского языка в 3 классе Раздел: Рефераты по астрономии Тип: реферат | ||||||||||||||||||
Конспект урока русского языка в 3 классе по учебно-методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П. (Учитель: Райкова Л.Н.)
Визитная карточка урока. Тема: Общее представление о правописании частей слова. Тип урока: Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.). Форма: Работа в группах и парах статичного состава. Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность. Учебная задача: Сформировать представления учащихся о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Цели: Обучающие: дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Воспроизвести знания об изученных правилах письма. Развивающие: развивать умения выделять части слова. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно- Воспитывающие: создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка. Оборудование. · Учебник «Русский язык» - 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г. · «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г. · Таблица для определения уровня эмоционального комфорта учащихся. · Тексты для определения их типов. · Картинки с изображением птиц: ворона, сорока. · Индивидуальные листы с заданиями. · «Светофоры». · Набор из значимых частей слов, при правильном сочетании которых образуются новые слова. Место в разделе: первый урок (из 29 уроков) по теме «Правописание частей слова». Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам («Части слова») результат опыта работы на данном уроке. Ход урока. I . Организационный момент (3мин) Необычный день у нас. И гостями полон класс. - Что гостям сказать нам надо? (-Видеть Вас мы очень рады!) Каждый день- всегда, везде, На уроке и в игре Смело, четко говорим И красиво все сидим. Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». На рабочий лад настройтесь, Ведь у нас не мало дел. Поудобнее устройтесь, Чтобы каждый проявить себя сумел. Рефлексия Учитель: - Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе). (См. приложение №1 к уроку). II . Чистописание. (5мин) Учитель: Первое задание для чистописания. 1.Отгадайте мои загадки. а)Окраской - сероватая, (Картинка с изображением вороны). б)Верещунья, белобока, 2. Выполнение заданий по индивидуальному листу (задание № 1). - Прочитайте слова (Гороховец, ворона, сорока, Воронеж) - На какие группы можно разделить эти слова? ( а) города и птицы б) имена собственные и нарицательные ). - Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона) - Какие это птицы? (зимующие) -Чем мы можем помочь этим зимующим птицам? (Ответы детей). 3. Краткая фонетическая минутка . Учитель : Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают: - парные согласные звуки (в, с, к). Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной. - звонкий непарный сонорный согласный звук (н). - первую гласную алфавита (а).
-оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком. (Письмо строки соединений –оро -). 4. Подбор слов с данным соединением. а)самостоятельно б)по словарю в учебнике с. 136 (горох, пороша ). 5. Объяснение значения слова «пороша». (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.) Вывод: Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной. III . Словарная работа. (5мин) 1 . Введение нового слова - Назовите среди записанных слов словарные (сорока, ворона). - А почему их так назвали? (Ответы детей). - 2. Новое слово. - Какой сегодня день недели? (четверг) - Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).
3. Характеристика слова (слоговой анализ). - Сколько в слове слогов? - Какой слог ударный? - Какая безударная гласная пропущена? (е). - Как вы думаете: это слово с непроверяемой или трудно- - Попробуйте проверить. (четверо) - Как разделить это слово для переноса? (чет – верг или че - тверг).( Оба варианта переноса этого слова допустимы по В.Ф. Грекову). - Какие правила нужно помнить при письме слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю. 4. Работа с текстом (индивидуальная карточка, задание №2). - Прочитайте тексты. (См. Приложение № 2) - Какие типы текстов перед вами. (№
l
- рассуждение, - Что общего во всех этих текстах?(слово «четверг»). IV . Работа по теме урока. 1. Сообщение темы урока. (2 мин) Учитель: а сейчас мы с вами узнаем тему нашего урока. Работа с учебником с.90. Чтение темы урока: Правописание частей слова. Чтение главного вопроса: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова? V . Наблюдение над безударными гласными звуками и буквами. (12мин) 1) Выполнение упр. №169 . Прочтите текст. Спишите текст, вставляя пропущенные гласные буквы и обозначьте ударение в словах. Текст упражнения: Ночью пришёл первый зам..р..зок. он надышал холл..дом на стёкла, посыпал з..рнистым инеем на крыши, захрустел под н..гами. 2) Выполнение заданий к упр. № 169. - В какой части слов пропущены орфограммы? (в корне).
- Объяснить значение выделенного слова (Заморозок - лег 3) Выполнение заданий по рядам. 1 ряд: Найти слова с безударными гласными в приставках (пришел, надышал, посыпал, захрустел). 2 ряд: Найти слова с безударными гласными в суффиксах (заморозок, посыпал). 3 ряд: Найти слова с безударными гласными в окончаниях ( первый, холодом, стекла, зернистым, ногами, инеем ). 4) Вывод. - В каких частях слова могут находиться безударные гласные? (Ответы детей). - Как выбрать правильное написание безударной гласной, если а)в приставке? (запомнить) б)в суффиксе? в) в корне? (запомнить, проверить по словарю; подобрать проверочное слово.) 5) Чтение сведений о языке с. 91. (Безударная гласная может быть в любой части слова: в приставке (при шёл), в суффиксе (мале нький), в окончании (в доме ), в корне (да рить). Физкультминутка (в форме игры «Генералы»). «Генералы» (Корень, Суффикс, Окончание, Основа, Приставка). «Солдаты» (структурные части грамматических правил). Правила проведения: по команде учителя каждый «солдат» должен найти своего «генерала». (См. Приложение № 3). VI . Наблюдение над парными согласными звуками и буквами. (8мин) 1. Игра «Конструктор». (Работа в парах постоянного состава. У каждой пары на парте лежит комплект, состоящий из значимых частей фрагментов слов, при правильном сочетании которых должны образоваться новые слова ).(См. Приложение № 4). Задание: Соберите рассыпанные слова. Окончание работы сигнализируйте светофором. (подстаканник, подружка, коробок, говорлив). - В какой части слова может находиться согласная буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? (В любой ). Вывод: Это орфограмма, так как есть выбор букв для ее написания. 2.
- Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, если она а)- корне (подобрать проверочное слово) б)- суффиксах (запомнить их
3. Запись полученных слов в тетрадь и разбор по составу. (Взаимопроверка) У / ■ 4. Чтение сведений о языке : с. 170. (Согласная буква, написание которой надо проверять, может быть в любой части слова: в приставке (с делать, об ходить),, в суффиксе (правдив , пирожок ), в корне (слив ки, четверг ), в окончании (нет звуков, жуков ). VII . Обобщение работы. (5мин) Работа с лингвистическим текстом упр. № 171 с. 91. - Что надо знать, прежде чем написать в слове безударную гласную либо согласную, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук? ( В какой части слова она находится ). - Что надо знать о написании корня, суффикса и приставок? (Ответы детей). VIII . Итог урока. 1) Работа с таблицей на доске. Ответ на главный вопрос урока: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова? (См. Приложение №4) 2) Оценка работы учащихся. 3) Определение уровня эмоционального комфорта учащихся Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке). IX . Домашнее задание по уровням: Репродуктивный: Упр. № 170 с. 90 Продуктивный: подобрать по 3 своих примера на каждый случай в таблице, полученной на уроке (таблица выдаётся каждому ученику после Итогов урока). Примечание: Урок рассчитан на 40 минут. При 45 – минутном варианте урока добавляется дополнительное время на следующие этапы урока: наблюдение над безударными гласными звуками и буквами – 1 мин., наблюдение над парными согласными звуками и буквами – 2 мин., обобщение материала – 2 мин. Ф. И. О. автора: Райкова Лариса Николаевна Место работы: Меленковская средняя общеобразовательная школа № 1. Должность: Учитель начальных классов. Квалификация: Высшая. Контактный телефон: 2-20-90 (школа); 2-24-48 (дом). Класс, в котором изучается раздел и тема : 3 класс. Название программы, УМК: УМК «Русский язык» В.П. Канакиной. Название раздела и темы программы, по которым представлена работа: Раздел: Правописание частей слова. (29 часов) Тема: Общее представление о правописании частей слова.
Образцы текстов для индивидуальных листов.
|