Реферат: Воспитания и формирование патриотизма и духовно-нравственных качеств студента при изучении курса
Название: Воспитания и формирование патриотизма и духовно-нравственных качеств студента при изучении курса Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ДУХОВНО -НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА » Стойчевски Д . Д. Научный руководитель —Горбач В . В. Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь Гражданско-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью идеологии белорусского государства. Формирование гражданственности, патриотизма составляет нравственный фундамент государственной сис- темы. Воспитание детей и молодежи должно основываться на истории, культуре, традициях, обычаях определенного этноса. В последние годы ситуация, сложившаяся в мире, свидетельствует о том, что вопрос о ценностях человеческого существования является весьма значимым. Социокультурная ситуация в современном мире такова, что в последнее время очень быстро меняются общественные идеалы и ценности. Это ведет к исчезновению многих национальных традиций, разобщению поколений, социальной нестабильности. Наблюдается падение значимо- сти нравственных ценностей. Идет постепенная, но очень быстрая транс- формация ценностных ориентиров общества. Люди в смысл жизни вкла- дывают только материальную составляющую. Они забывают, что человеку необходимо духовное развитие. Молодежь не принимает ценности прошлых поколений, хотя и сама не понимает, что является «ценностью». Под «ценностями»молодежь понимает «шопинг», «дорогое авто»и т. п. В наше время молодые люди часто руководствуются своими эгоисти- ческим «принципами». Все эти факторы свидетельствуют о необходимо- сти осмысления новых духовно-нравственных ценностей. Таким образом, воспитание, ориентированное на формирование духовно-нравственных 28 ценностей студентов, является одной из приоритетных задач современной системы воспитания. Современное образование ориентировано лишь на передачу максимального объема знаний, но исключает изучение духовно- нравственной сущности человека. Поэтому важно пробудить в каждом студенте его духовность, волю к самопознанию и самосовершенствова- нию, саморазвитию. Главной целью воспитания является формирование общей и профессиональной культуры студентов. Поэтому необходима целостная и, в то же время, гибкая система обучения и воспитания сту- дентов, которая ориентируется на активизацию и саморазвитие духовно- нравственной культуры молодых людей. Выход видится в повышении уровня гуманизации образования, в вооружении студента методами, по- зволяющими обращаться к высшим ценностям и ориентироваться на них в деятельности. Причем недостаточно увеличить количество часов для гуманитарных дисциплин в вузе или совершенствовать их преподавание. Известно, что ни наука, ни искусство, ни религия сами по себе не гаран- тируют высокого уровня развития духовности у людей. Необходимо соз- дать такую систему подготовки, которая бы всякое профессиональное образование вписывала в контекст культуры. Затрагивая духовно-нравственные ценности, не забывать о таком понятии, как патриотизм. Каждый человек под патриотизмом и патриотом понимает что-то свое, поэтому, прислушаемся к мнению различных авторов и дадим свое определение патриотизму. В толковом словаре С. И. Ожегова патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [3, с. 52]. Развернутое определение есть в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм — любовь к отечеству, к род- ной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основания- ми патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязан- ностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют доб- родетель патриотизма…» [1, с. 46]. В толковом словаре В. И. Даля слово патриот трактуется как любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб»и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, оте- чество) — любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гор- дость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее [2, с. 24]. Впервые понятия «патриот»и «патриотизм»стали употребляться в период Великой Французской революции 1789—1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за великое дело, защитники и освободители республики, в противовес изменникам и предателям родины — роялистам. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить 29 свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тыся- челетиями закреплённое существование обособленных государств, фор- мировавший привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего обще- национальные моменты в его развитии [5]. Современные христианские авторы о патриотизме высказывали раз- ные точки зрения. По мнению патриарха Алексия II: «Патриотизм, несо- мненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира»— то же самое, что бездомный человек. Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть». Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блуд- ного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней. Здесь наблюдается важный аспект. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: «спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же касается и патриотизма. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Мы считаем, что сегодня у нас в этом заключается основная задача патриотов: созидание собственной страны.» [4]. Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения. Свидетельство тому, является то, что государ- ство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у всех кате- горий молодежи и граждан. Почти каждый год принимаются норматив- ные правовые акты, способствующие развитию патриотизма. 30 Во многих учебных заведениях сложилась действенная система вос- питания патриотов, законопослушных граждан своей страны, сохранились шефские связи с воинскими частями, проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами. В ряде школ функционируют классы, кружки, секции обо- ронно-спортивной направленности. Все это проводится для воспитания у студента на примере отечест- венной истории чувства терпимости к различным проявлениям шовинизма, национализма, расовой нетерпимости. Реализация целей и задач патрио- тического воспитания молодежи способствует улучшению качественных характеристик подрастающего поколения. Патриотизм — альтернатива бездуховности, жестокости, культу насилия. Высокая духовность и граж- данские позиции, патриотические чувства молодежи отразятся и на обще- стве в целом, будут в огромной мере способствовать решению общена- циональных задач. Основное значение курса ВОВ это не просто формирование патрио- тизма у молодежи, а извлечение уроков истории и не допущение ошибок, которые могли бы привести к человеческим жертвам. Для себя я извлек урок. В войне нет ни победивших ни проигравших, а есть живые и мертвые… Список использованных источников 1. Педагогический энциклопедический словарь // гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. 2002. 2. Даль , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — М. : [б. и.], 1978. — Т. 3. — С. 24. 3. Ожегов , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. — М. : [б. и.], 1995. 4. Алексий II . Интервью газете «Труд».— 2005. — 3 нояб. 5. Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск : [б. и.], 2011. — Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм.__ |