Реферат: Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в лоопедических группах
Название: Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в лоопедических группах Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
- преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций - адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды - повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности - Предлагаемое нами планирование помогает реализовать следующие задачи - Развитие артикуляционной моторики - Автоматизация звуков в результате запоминания большого количества речевого материала - Дифференциация поставленных звуков - Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается - Особенно сложно детям с нарушениями речи - Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики - дыхание у них зачастую поверхностное - Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы - При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности - Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены - Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ - Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы Элементы, имеющие оздоровительную направленность- Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом. И воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю - Цель - преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды - В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики - Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала - Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения - Танец или хоровод - Четверостишье, сопровождаемое движениями - Песня - Артикуляционная гимнастика - Мимические упражнения, психогимнастика - Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз - Пальчиковые игры - Подвижные, коммуникативные, спокойные игры - Игра на музыкальных инструментах - Релаксация - Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка - Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра - Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы: - Дети не поют, а говорят - Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука - Плохо запоминают тексты песен, их названия - Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания - Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом - Затрудняются в передаче ритмического рисунка - Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий - Обучение детей проводится по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов Музыкально-ритмические движения- Упражнения Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей - Танцы Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект во время движения - Игры Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику - Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды - С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем - Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала Р - Не напрягайтесь! - Музыка помогает только тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как бы проходить сквозь тебя, всецело заполняя сознание и мысли - Не переборщите! - Часовое слушание, скажем, симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут. - Регулируйте громкость - Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку - это опять-таки раздражает и напрягает организм - - В результате работы по системе коррекционного обучения детей имеющих нарушения в развитии речи с помощью игр и игровых упражнений наблюдается: - Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на39% - Выработаны полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков - Дети расширили свой словарный запас и научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли - Заметно снижение страха при общении с детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи - Успешно прошло закрепление звуков недостаточно автоматизированные в младшей группе - Дети получили достаточные знания для успешного перехода в подготовительную группу - Заключение - На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по предложенной методике, Научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность. Они узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила - Показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала коррекционной игровой формы, с детьми начиная с началом младшего дошкольного возраста - Литература - Правдина О. В. “Логопедия” Москва “Просвещение” 1973 стр. 119 - Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30 - Карелина И. Б. “Коррекция голосовых расстройств у дошкольников” Москва 2005 Айрис-пресс стр. 83 - Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., “Владос”, 2000 - Максаков А. “Развитие речевого голоса у дошкольников” “Д/воспитание” 1984 - Дель С. В. “Музыкальные упражнения в коррекции заикания” “логопед в д/с” №3(6), 2005 - Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”-СПб Детсво-пресс 2005 - Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи - Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000 - Железнова Е. Железнов С. “Азбука-потешка” М. “Гном и Д”. 2001 Работа выполнена учителем музыки МОУ СОШ № 20 Чулково Шкиттиной Светланой Георгиевной Январь, 2010 г. |