Реферат: Виды, субъекты и объекты права природопользования
Название: Виды, субъекты и объекты права природопользования Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Нижегородская Академия МВД РФ ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛКонтрольная работа по дисциплине «Экологическое право» Вариант 4 Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования. Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков. Выполнил : Курсант 2 курса 5летнейочной формы обучения гр.212 рядовой милиции Касимов А. Р. Проверила : Кравченко_________ Ижевск 2006 Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.......................................................................................................................... 3 Понятие права природопользования............................................... 3 Классификация (виды) права природопользования...................... 4 Субъекты права природопользования............................................. 5 Объекты права природоползьзования............................................. 6 Вопрос2: Правовой режим национальных и природных парков. 8 Задача................................................................................................. 12 Решение............................................................................................. 12 Список использованной литературы....................................... 15 Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования. Понятие права природопользования. «Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы». Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующихотношения по использованиюприродных богатств, называется правомприродопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», федеральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве. Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом. Классификация (виды) права природопользования. В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды: · право землепользования; · право недропользования; · право водопользования; · право лесопользования; · право пользования растительным миром вне лесов; · право пользования животным миром; · право пользования атмосферным воздухом. Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц. Специальное природопользование реализуется в формах: · комплексного природопользования; · специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставление земельного участка, горного отвода, выдачи лесного билета и т.д.). Субъекты права природопользования. Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношенийпользования землей, ее недрами, водами и лесами объектами животного мира и атмосферным воздухом. Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов - общего и специального. В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду – в рамках общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Субъектами специального права природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные и муниципальные органы, наделенные правом распоряжения природными ресурсами, находящимися в государстве или местном самоуправлении, и как юридические лица, получившие соответствующие природные ресурсы в пользование.Субъекты специального права природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью, т.е. чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ). Объекты права природоползьзования. Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природопользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водопользование, мы осуществляем природопользование. Природа выступает обобщенным объектом прав природопользования. В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра. Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты. Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков. Национальные парки в России относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – были созданы лишь в 1983г. С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны: · заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; · особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение; · познавательного туризма, предназначенная для организации экологического посещения и ознакомления с достопримечательностями объектами национального парка; · рекреационная, предназначенная для отдыха; · охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; · обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; · хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка. Запрещая на территории национального парка в принципе любую деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15) одновременно перечисляет определенные виды запрещенной деятельности. В этот перечень входят: · разведка и разработка полезных ископаемых; · деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; · деятельность, влекущая изменения гидрологического режима; · предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; · строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков; · рубки главного пользователя, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охоты и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; · движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам; · организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по соглашению с дирекциями национальных парков. С учетом того, что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки относятся к особо охраняемым территориям регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России. В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Согласно ч. 3 ст. 24 Лесной кодекс РФ "в случае смерти гражданина - лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом". Аналогичная норма, но сформулированная несколько иначе, содержится в Водный кодекс РФ. Как гласит ч. 3 ст. 46 Водный кодекс РФ, "в случае смерти водопользователя-гражданина, реорганизации водопользователя - юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства". В чем отличие наследования, предусмотренного гражданским законодательством, от наследования и перехода в порядке правопреемства, о которых говорится в ст. 24 Лесной кодекс РФ и ст. 46 Водный кодекс РФ? Требуется ли согласие собственника лесного участка и водного объекта на переход их к другому лицу по неуказанным основаниям? Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации. В случае смерти водопользователя – гражданина, реорганизации водопользователя – юридического лица, принадлежащие им права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства. Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Водный сервитут устанавливается водным законодательством Российской Федерации или договором. Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом. Статья 1110 Гражданского кодекса РФ гласит: 1. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. 2. Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами. Среди лиц, претендующих на наследство на первом месте, следует назвать граждан (физических лиц). Гражданский кодекс специально устанавливает, что в содержание правоспособности граждан входит способность "наследовать... имущество". Эта способность принадлежит как гражданам РФ, так и гражданам иностранных государств, а также лицам без гражданства. Гражданский кодекс предусматривает, что "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства... если иное не предусмотрено федеральным законом". При наследовании все граждане находятся в равном положении. В частности, равны между собою как граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица), так и граждане, прошедшие такую регистрацию. К первым может переходить любое имущество умерших, включая и то, которое по своей природе может использоваться для ведения предпринимательской деятельности. В частности, предприятие, которое закон рассматривает как объект прав, "используемый для осуществления предпринимательской деятельности" (ст. 132 Гражданского кодекса), может при наследовании переходить и к таким гражданам, которые не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако из правила о приравнивании граждан, не зарегистрированных и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, делается одно изъятие. Гражданский кодекс устанавливает, что в случае смерти гражданина, являвшегося той стороной в договоре коммерческой концессии, которая именуется правообладателем, его права и обязанности по названному договору переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (либо если он в течение определенного срока осуществит эту регистрацию). В противном случае договор коммерческой концессии прекращается (п. 2 ст. 1038 Гражданского кодекса). Под лицами следует также понимать и юридических лиц, включая иностранных юридических лиц. Уже упоминавшаяся норма предусматривает, что правила гражданского законодательства, применяются к отношениям "с участием... иностранных юридических лиц", если федеральным законом не установлено иное. Наконец, под лицами следует также понимать Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, а также муниципальные образования Список использованной литературы. 1. Конституция РФ. М.,1993. 2. Гражданский кодекс РФ. 3. Лесной кодекс РФ. 4. Водный кодекс РФ. 5. Бринчук М. М. «Экологическое право (право окружающей среды)»: Учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 1998. – 195-219 с., 568-572 с. 6. Ерофеев Б. В. «Экологическое право России»: Учебник. – М.: Юрайт, 2006. |