Контрольная работа: Контрольная работа по банковскому делу

Название: Контрольная работа по банковскому делу
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: контрольная работа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Банковское дело»

Вариант № 7

Содержание

1 задание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава.1..Операциикоммерческихбанковпоформированиюресурсной базы….5

1.1. Операции по формированию собственных ресурсов банка………..5

1.2..Привлеченные средства банка, их роль в формировании банковских ресурсов………………………………………………………………...9

Глава 2. Розничные операции коммерческого банка…………………………….14

Заключение………………………………………………………………………….18

2 задание

Операции коммерческого банка с ценными бумагами. Вексель………………..19

Список литературы…………………………………………………………………22

Введение

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы - Центральном банке Российской Федерации. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений.

Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных средств. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов.

Ресурсы коммерческих банков представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемые для осуществления активных операций .

Пассивные операции коммерческого банка – это операции, посредством которых формируются банковские ресурсы. Они делятся: на собственные и привлеченные . Большое значение имеют пассивные операции, в результате которых образуется Собственный капитал банка. Наличие этого капитала служит основанием для привлечения чужих средств. Основными источниками собственного капитала являются: акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль. Депозитные операции, являясь исключительным правом коммерческого банка, и отличающие его от прочих финансовых институтов, играют важнейшую роль в формировании ресурсной базы банка.

Исходя из актуальности темы, целью данной работы является исследование сущности пассивных операций коммерческих банков, их видов и назначения, исследование роли каждого из структурных элементов в формировании ресурсной базы банка, а так же рассмотрение сущности и структуры розничных операций.

Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи, которые и сформируют структуру данной работы:

1) определение порядка формирования собственных средств (капитала) банка, их источников и структуры;

2) раскрытие сущности и структуры привлеченных средств банка; определение роли депозитных операций банка в процессе формирования банковских ресурсов;

3) рассмотрение сущности и структуры розничных операций.

В работе использованы как нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы формирования банковских ресурсов и проведение банками пассивных операций, так и литературные источники таких авторов, как Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин, Е.Ф. Жуков и др.

1 задание

Глава 1. Операциикоммерческихбанковпоформированиюресурсной базы

1.1. Операции по формированию собственных ресурсов банка

Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеют особенную специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают менее 20% общей потребности в средствах, в то время как у коммерческих предприятий доля собственных средств находится на уровне 50-60%.[1] Эта разница характеризует главную особенность банковского бизнеса – выполнять роль финансового посредника.

Значение собственных ресурсов банка состоит, прежде всего, в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы, без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

Собственные средства банка - это совокупность различных по назначению фондов, обеспечивающих экономическую самостоятельность и стабильность функционирования банка.

Собственные средства включают: уставный фонд, специальные фонды банка, износ основных средств, фонды экономического стимулирования, средства, направленные банком из прибыли на производственное и социальное развитие, фонд переоценки валютных средств, прибыль текущего года и прошлых лет, а также резервные фонды, созданные для покрытия рисков по отдельным банковским операциям.

Собственный капитал банка представляет собой совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обес­печивающих экономическую самостоятельность, стабильность и устойчивую работу банка. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является их спо­собность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредви­денных убытков, возникающих в процессе деятельности банка, позволяя тем самым банку продолжать проведение текущих операций в случае их появления. Однако не все элементы собственного капи­тала в одинаковой степени обладают такими защитными свойства­ми. Многие из них имеют свои, присущие только им особенности, которые оказывают влияние на способность элемента возмещать чрезвычайные непредвиденные расходы. Это обстоятельство обу­словило необходимость выделения в структуре собственного капита­ла банка двух уровней: основного (базового) капитала, представляю­щего капитал первого уровня, и дополнительного капитала, или ка­питала второго уровня.

В соответствии с положением Банка России от 26 ноября 2001 г. № 159-П «О методике расчета собственных средств (капитала) кре­дитных организаций» к источникам, входящим в состав основного капитала, относятся средства, имеющие наиболее постоянный харак­тер, которые коммерческий банк может при любых обстоятельствах беспрепятственно использовать для покрытия непредвиденных убыт­ков. Эти элементы отражаются в публикуемых банком отчетах, со­ставляют основу, на которой базируются многие оценки качества работы банка, и, наконец, влияют на его доходность и степень конкурентоспособности. В состав дополнительного капитала с определен­ными ограничениями включают средства, которые носят менее по­стоянный характер и могут только при известных обстоятельствах быть направлены на указанные выше цели. Стоимость таких средств способна в течение определенного времени изменяться.

Основным элементом собственных средств банка является уставной фонд (капитал). Уставный капитал - это организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется учредительским договором о создании банка и закрепляется в Уставе банка. Уставный капитал создается путем выпуска акций (акционерные банки) или перечисления паевых взносов (паевые банки). Для обеспечения устойчивости банков устанавливается минимальная сумма уставного капитала. В настоящее время в соответствии с указаниями Банка России от 24.06.99 № 586-У минимальный размер уставного капитала коммерческого банка должен составлять не менее суммы, эквивалентной 1 млн. евро ; минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации должен быть не менее суммы эквивалентной 100 тыс. евро ; минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка должен быть не менее суммы эквивалентной 10 млн. евро ; минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, должен быть не менее суммы эквивалентной 5 млн. евро .[2] [7]

Уставный капитал, образуя ядро собственного капитала, играет значительную роль в деятельности коммерческого банка. Именно он определяет минимальный размер имущества, гаран­тирующего интересы вкладчиков и кредиторов банка, и служит обеспе­чением его обязательств. Именно он позволяет коммерческому банку продолжать операции в случае возникновения крупных непредвиден­ных расходов и используется для их покрытия, если имеющихся у бан­ка для финансирования таких затрат резервных фондов окажется недо­статочно. Банковские аналитики исходят из того, что банк в отличие от других коммерческих предприятий сохраняет свою платежеспособ­ность до тех пор, пока остается нетронутым его уставный капитал.

Коммерческие банки в ходе своей деятельности по мере накопле­ния прибыли создают за счет нее другой источник собственного ка­питала коммерческого банка – различные фонды: резервный фонд , фонды специального назначения , фонды накопления и др. Указан­ные фонды включаются в состав основного капитала на основании данных годового бухгалтерского отчета банка, заверенного аудитор­ской организацией.

Создаваемый в обязательном порядке резервный фонд предназна­чен для покрытия убытков и возмещения потерь, возникающих в результате текущей деятельности банка, и служит, таким образом, обес­печением стабильной работы банка. Резервный фонд банка не может составлять менее 15% величины его уставного капитала.

Фонды специального назначения и фонды накопления призваны обес­печить производственное и социальное развитие самого банка. В со­ответствии с целевым назначением они используются на приобрете­ние новых мощностей (оборудования, вычислительной техники, компьютеров и т.п.) в период роста банка, т.е. выполняют оператив­ную функцию собственного капитала банка, а также направляются на социальное развитие коллектива, материальное поощрение работни­ков банка, выплату пособий и другие цели.

Особую составную часть собственного капитала банка представ­ляют собой страховые резервы , образуемые банком для поддержания устойчивого функционирования коммерческого банка в ходе совер­шения конкретных операций. Это резерв под обесценение вложений в ценные бумаги и резерв на возможные потери по ссудам. Формиро­вание таких резервов носит обязательный характер и находится под жестким контролем Банка России.

В роли капитала второго уровня (дополнительного капитала) мо­жет выступать такой гибридный инструмент, как субординированный кредит. Он предоставляется коммерческому банку на срок не менее пяти лет и может быть востребован кредитором только по окончании срока действия договора, а в случае ликвидации банка — после пол­ного удовлетворения требований иных кредиторов.

Однако, несмотря на то, что субординированный кредит не подле­жит погашению по инициативе его владельца, он продолжает оставать­ся срочным долговым обязательством с фиксированным сроком воз­врата и, как правило, не может быть полностью использован для по­крытия убытков банка, что послужило основанием для введения Дополнительных ограничений на его величину. В частности, суборди­нированный кредит используется в качестве элемента дополнительно­го капитала, не может превышать 50% стоимости основного капитала и должен подвергаться амортизации.

1.2..Привлеченные средства банка, их роль в формировании банковских ресурсов

Привлеченные средства коммерческих банков покрывают по различным оценкам от 70% до 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных[3] .[4] Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Структура привлеченных средств зависит как от специфики банка, так и от изменений связанных с появлением новых способов аккумуляции временно свободных денежных средств.

В мировой банковской практике все привлеченные средства по способу их аккумуляции группируются следующим образом:

- депозиты физических лиц;

- депозиты юридических лиц;

- другие привлеченные средства

Основную часть привлеченных средств коммерческого банка составляют депозиты, то есть денежные средства, которые клиенты вносят в банк, и которые в процессе осуществления банковских операций находятся определенное время на счетах в банке.

Депозитные услуги, связанные с хранением свободных денежных средств клиентов на банковских счетах с условием начисления определенных процентов на них, являются одними из старейших, традиционных банковских услуг. Депозит - это форма выражения кредитных отношений банка с вкладчиками по поводу предоставления последними банку своих собственных средств во временное пользование. «Депозит » в переводе с латинского – «вещь, отданная на хранение», и, следовательно, депозитом может быть любой открытый клиенту в банке счет, на котором хранятся денежные средства.

Существуют различные и нередко противоположные точки зрения по вопросу депозитов и применению депозитных счетов в банковской практике. Под депозитом в мировой банковской практике понимаются денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в финансово-кредитные или банковские учреждения.

В российской банковской практике используются другие понятия депозита. Так, Гражданский Кодекс РФ в статье 834 определяет депозит через договор банковского вклада (депозита), где банк, принявший от вкладчика денежную сумму, обязуется по договору возвратить сумму вклада и выплатить проценты.

Наиболее емким будет следующее понятие: депозиты представляют собой определенные суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций - физические и юридические лица - вносят в банк на депозитный счет либо на конкретный срок, либо до востребования.[4] [3]

Таким образом, депозитные операции – это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица. Объектами депозитных операций являются депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.

Депозитные счета бывают самыми разнообразными, и в основу их классификации могут быть положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д. Однако наиболее часто в качестве критерия выступают категория вкладчика и формы изъятия вклада.

Исходя из категории вкладчиков , различают:

- депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, банков и т.д.);

- депозиты физических лиц.

В свою очередь, депозиты как юридических лиц, так и физических лиц по форме изъятия подразделяются на:

- депозиты до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);

- срочные депозиты (обязательства, имеющие определенный срок);

- условные депозиты (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

Депозиты до востребования представлены средствами на различных банковских счетах, которые их владельцы (юридические и физические лица) могут получить по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов (счета «on call» в мировой практике).

Срочные депозиты - это денежные средства, находящиеся на счетах и внесенные в банк на фиксированный срок. Банки требуют от вкладчика специального уведомления на изъятие средств и вводят ограничения по досрочному изъятию в виде штрафа или уменьшения выплачиваемого процента.

Кроме срочных , депозитами можно считать вклады до востребования, а также текущие счета, по которым денежные средства могут быть изъяты вкладчиками по первому требованию. Владелец текущего счета получает от банка чековую книжку, по которой он может не только сам получать деньги, но и расплачиваться с агентами экономических отношений.

Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Структура их в банке подвижна и зависит от конъюнктуры денежного рынка. Этому источнику формирования банковских ресурсов присущи некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит в значительной степени от клиентов (вкладчиков), а не от самого банка. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих депозитов.

Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждым коммерческим банком собственной депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.

Реализацию депозитной политики можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле – это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов, а также определением (регулированием) соответствующих комбинаций источников средств. В узком смысле – это действия, направленные на удовлетворение потребностей банка в ликвидности путем активного изыскания привлечения средств, в т.ч. и заемных.

Конечной целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков.

Наличие системы гарантирования вкладов укрепляет доверие к национальной банковской системе и создает предпосылки для перетока сбережений населения в банки.

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается федеральный фонд обязательного страхования вкладов.[5] [9] Участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется федеральным законом.

Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним.[6] [9] Фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации. Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда. Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами. Банк обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. В случае участия в фонде добровольного страхования вкладов банк информирует клиента об условиях страхования.

Глава 2. Розничные операции коммерческого банка

Деятельность банка по обслуживанию клиентов традиционно разделяется на коммерческий и розничный (неторговый) секторы. Такое деление основывается на различных подходах к ведению дел в указанных областях. Более того, оба вида деятельности способны функционировать сами по себе и часто существуют параллельно в виде отдельных банков с общими собственниками. Термин «неторговый бизнес » чаще всего употребляют для обозначения деятельности по обслуживанию частных (физических) лиц, хотя это не совсем корректно: неторговые операции имеют место и в корпоративном секторе.

Понятие «розничный банковский бизнес » является весьма расплывчатым в понимании многих финансистов-практиков самого широкого круга. Действительно, понятие не определено ни в нормативной, ни законодательной базе, а следовательно, может пониматься по-разному. Это неурегулированное обстоятельство, в частности, образует неплохое поле для аппаратной борьбы между менеджерами и подразделениями за сферы влияния.

Разделение на корпоративные и розничные операции, пожалуй, является наиболее традиционным и бесспорным. Корпоративные операции банка устроены несколько проще, чем розничные и поэтому, в частности, классифицировать их легче. Розница же является более обширной группой с менее четкими границами.

Вообще говоря, классификация – вещь условная. Разделение розничных банковских операций на какие-либо группы сильно зависит от целей классификации. Вот несколько различных подходов:

· Маркетинговый подход – классифицирует услуги с точки зрения технологии продаж и продвижения.

· Технологический подход – группирует услуги по операционным технологиям и возможностям автоматизации.

· /Организационный подход – выводит на первый план возможности объединить ведение операций в рамках той или иной внутрибанковской структуры.

Розничные операции - это в первую очередь обслуживание физических лиц, но не только. Ведь любая организация также состоит из физических лиц и многие компании, так или иначе, ведут финансовые операции со своими клиентами – физическими лицами. Таким образом, различают четыре группы розничных операций (в основном отражают технологический подход):

1) Операции по обслуживанию клиентов – физических лиц, не связанные с обслуживанием банком какой-либо организации. Например, это обмен валюты или открытие вклада для клиента, обратившего внимание на услуги банка из-за территориальной близости к месту жительства или работы. Возможно, внимание было привлечено рекламой услуг или тарифными ставками.

2) Корпоративно – розничные операции , т.е. обслуживание финансового взаимодействия физических лиц с компаниями, которые, например, являются клиентами банка, или имеют какие-либо отдельные договоренности с банком.

3) Условно-розничные операции – это банковских операций, которые:

а) осуществляются не только физическими, но и юридическими лицами в связи с их коммерческой деятельностью, но по технологии их исполнения банком идентичны операциям с физическими лицами;

б) относятся исключительно к корпоративному сектору, но по технологии близки к розничным продуктам банка.

· Операции приема чеков на инкассо от физических и от юридических лиц и последующая их оплата являются практически идентичными и выполняются и/или координируются, как правило, одним и тем же подразделением по операциям с чеками.

· Выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт ведется тем же подразделением, которое выпускает банковские карты для физических лиц.

· Подразделение, координирующие работу валютообменных пунктов, ведет дилинговые операции по наличным на межбанковском рынке.

·..Эквайринг банковских карт по сути является частью расчетно-кассового обслуживания, но в силу ряда технологических причин относится к компетенции подразделений по банковским картам, т.е. розничным подразделениям.

4) Розничные операции с VIP клиентурой (privatebanking). В более точном смысле термин privatebanking относится к доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами и прочими активами клиента, например, недвижимостью. В это понятие также входят консультационные услуги, услуги так называемого финансового инжиниринга и тому подобное. Однако, в том виде, как это описано выше privatebanking существует только в крупных зарубежных инвестиционных банках. В отечественной практике услуги по доверительному управлению денежными средствами и бумагами могут предложить лишь несколько крупных банков, например, Уралсиб, Росбанк, DeutscheBank. Большинство же коммерческих банков понимают этот вид деятельности как предоставление услуг в режиме максимального удобства для клиента по тарифам, отличающимся в лучшую сторону по сравнению со стандартными. Критерием различия между «стандартным» и VIP клиентом выступает сумма средств, которой оперирует клиент и которая, по мнению банка, является интересным «объектом обслуживания». Обычно, такие суммы начинаются от $100 000.

Итак, перечислим виды розничного бизнеса , классифицированные на основе выделения групп финансовых услуг, необходимых потребителям - физическим лицам.

1...Сберегательный бизнес . Имеются в виду услуги по накоплению, сбережению и хранению денежных средств в различных валютах на счетах физических лиц. Либо операции с долговыми инструментами с физическими лицами, например, со сберегательными сертификатами. Конечно, депозитными услугами пользуются и юридические лица, но мотивация и отношение к размещаемым ресурсам совершенно иное, поэтому это другой бизнес.

Сберегательный бизнес при внимательном рассмотрении не является однородным. Можно выделить достаточно четко обособленные группы клиентского интереса к отдельным сторонам вклада денег под проценты. Во-первых, это потребности в средствах накопления. Клиент, накапливающий средства, например, на квартиру будет заинтересован во вкладе с возможностью пополнения и капитализацией процентов. Во-вторых, потребности в сохранении средств при отсутствии определенных целей по их использованию. Для таких клиентов важен размер процентной ставки, капитализация, они готовы размещать средства на длительный срок при условии повышения ставки. В-третьих, потребности в получении ренты. Такие потребности часто присущи пенсионерам, которых интересует регулярность выплат, ставка и особенно важно отношение сотрудников банка к ним, так как эта категория клиентов рассматривает банк как одно из неформальных мест общения.

2...Кредитование . Прежде всего, потребительское и ипотечное кредитование, а также нецелевое розничное кредитование физических лиц. Отметим, что ипотечное кредитование может осуществляться и для заемщиков – юридических лиц.

3. Расчеты и кассовые операции . Все виды расчетов для физических лиц, как с открытием, так и без открытия счетов. Продажа, выкуп и инкассо дорожных и коммерческих чеков, иных расчетных инструментов для физических и юридических лиц.

4. Валютный обмен . Услуги по наличным и безналичным конверсионным операциям для физических лиц. Часто этот вид бизнеса функционально и организационно совмещен с межбанковскими банкнотными операциями.

5. Хранение и перевозка ценностей . Предоставление в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей и всевозможные сопутствующие услуги, например, пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т.д.

Заключение

Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности состоит в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

2 задание

Операции коммерческого банка с ценными бумагами . Вексель

Операции с ценными бумагами, осуществляемые коммерческими банками, концентрируются в рамках фондового (инвестиционного) отдела каждого банка, покупающего и продающего их как за счет средств банка, так и по поручениям клиентов. Кроме того, фондовые отделы могут заниматься организацией эмиссии (выпуска) и реализации ценных бумаг предприятий, организаций, ведомств, осуществлять хранение или управление портфелем ценных бумаг клиента за соответствующее комиссионное вознаграждение.

В зависимости от видов ценных бумаг, которые участвуют в сделке, все банковские операции с ними подразделяются на фондовые и коммерческие (с коммерческими ценными бумагами).

Исходя из их функционального назначения - на эмиссионные ; торговые (купля-продажа);сохранные (по хранению); доверительные (по доверительному управлению); залоговые ; гарантийные . При этом к инвестиционным операциям банков относятся только торгово-комиссионные операции с фондовыми ценными бумагами. Можно выделить как чисто инвестиционные банковские операции (для которых характерно наличие двух основных характеристик: вложения средств и получения прибыли), так и квазиинвестиционные операции, для которых характерно наличие лишь одной из указанных характеристик. Инвестиционными операциями банков считаются операции с ценными бумагами третьих лиц по их купле-продаже, причем покупки банком собственных акций могут рассматриваться как квазиинвестиции, поскольку присутствует только один из характерных признаков - факт сложения средств, так как обычно дивиденды по акциям, находящимся в собственности акционерного общества, не начисляются.

В качестве другого вида квазиинвестиционных операций выступают те операции, в которых банк является эмитентом ценных бумаг. В этом случае присутствует также только один из характерных признаков - наличие прибыли как результата данных операций, а факт вложения средств осуществляется тем, кто покупает ценные бумаги, выпущенные банком. В зависимости от характера осуществления все инвестиционные операции с ценными бумагами подразделяются на добровольные и принудительные (обязательные). К последним, например, относятся операции с государственными ценными бумагами, когда от покупки ценных бумаг банк уклониться не имеет права. Среди добровольных инвестиций можно условно выделить активные и пассивные. Активные инвестиционные операции направлены на быстрое извлечение прибыли от изменения курса ценных бумаг и носят спекулятивный характер, пассивные - наоборот, ориентированы на длительные сроки хранения ценных бумаг в целях получения доходов от процентов по ним.

Все инвестиционные банковские операции также классифицируются как собственные (проводимые за счет банка) и клиентские (доверительные), осуществляемые за счет средств и по поручению клиентов. Для стратегического и тактического управления всеми указанными видами инвестиционных операций банков фондовым (инвестиционным) отделом разрабатываются основные направления инвестиционной политики, вы- носимые на рассмотрение и утверждение правления банка.

Вексель

Вексель – это письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком денег (векселедателем) своему кредитору (векселедержателю), и удостоверяющее право последнего требовать по истечении определенного срока уплаты векселедателем денежной суммы, обозначенной в векселе. Вексель представляет собой денежное обязательство, в качестве долга могут выступать только национальные деньги или иностранная валюта. Вексель имеет строго установленную законом форму: выписывается на специальном бланке и содержит определенный набор реквизитов. Несоответствие установленной форме лишает вексель юридической силы. Важными особенностями векселя являются его абстрактность (в векселе не указываются обстоятельства, вызвавшие его появление) и бесспорность (приказ об уплате не может оспариваться должником, даже если кредитор не выполнил своих договорных обязательств). Если должник по векселю не может или не желает произвести платеж в указанный срок, векселедержатель должен в течение нескольких дней оформить протест, официально заверив его в нотариальной конторе, что позволит ему предъявить иск любому из лиц, обязанных по векселю.

Существует несколько видов векселей: простой вексель (чаще всего применяется при прямом получении денежной ссуды или как коммерческая бумага без специального обеспечения в товарных сделках на срок); переводный вексель - тратта; финансовый вексель (не отражает товарные сделки, а оформляет долговые отношения между банками); казначейский вексель (краткосрочная государственная ценная бумага, выпускаемая государством для покрытия своих расходов); коммерческий вексель , являющийся орудием коммерческого кредита.

Вексель является ценной бумагой, т.е. объектом купли-продажи и формой залога при получении банковской ссуды. Под залог коммерческих и казначейских векселей (как наиболее надежных видов долговых обязательств) банки могут получать краткосрочный кредит в центральном банке страны.

Список литературы

1. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой /. - М., Юрист, 2003. - с. 105.

2. Банковское дело. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина /. - М., Кнорус, 2005.

3. Банки и банковские операции. Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова /. – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - с. 147.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – с. 155.

5. Гражданский кодекс РФ. Екатеринбург, Издат-во АРТ ЛТД, 2006 г. - 548 с.

6. Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29 марта 2004 г. № 255-П в ред. Указания ЦБ РФ от 14.05.2007 г. № 1827-У.

[электронный ресурс]: режим доступа: www. cbr.ru

7. Указания Банка России от 24.06.99 № 586-У «О минимальном размере уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций» – ст. 1.

8. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ в ред. ФЗ-85 от 12.06.2006 г.

[электронный ресурс]: режим доступа: www. cbr.ru

9. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1, в ред. Федеральных законов № 140-ФЗ от 27.07.2006 г. и № 248-ФЗ от 02.11.2007 г. – ст. 38,39.

[электронный ресурс]: режим доступа: www. cbr.ru

10. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.1996г.


[1] Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой /. - М., Юрист, 2003. - с. 105.

2 Указания Банка России от 24.06.99 № 586-У «О минимальном размере уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций» – ст. 1.

3 Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – с. 155.

4 Банки и банковские операции. Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова /. – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - с. 147.

[5].Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1, в ред. Федеральных законов № 140-ФЗ от 27.07.2006 г. и № 248-ФЗ от 02.11.2007 г. – ст. 38.

[6] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1, в ред. Федеральных законов № 140-ФЗ от 27.07.2006 г. и № 248-ФЗ от 02.11.2007 г. – ст. 39.