Реферат: Судовые гидравлические машины
Название: Судовые гидравлические машины Раздел: Промышленность, производство Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Санкт - Петербургский Государственный Морской Технический Университет Кафедра Силовых Энергетических Установок, Систем и Оборудования Курсовой проект Судовые гидравлические машины Выполнил: студент группы 2331 Мазилевский И.И. Проверил: Гришин Б. В. Санкт – Петербург 2009 Содержание расчетно-пояснительной записки: Введение3стр. 1 Расчет рабочего центробежного насоса с цилиндрическими лопастями по струйной теории3стр. 1.1 Исходные данные3 стр. 1.2 Определение параметров рабочего колеса3 стр. 1.3 Расчет основных размеров входа рабочего колеса4 стр. 1.4 Расчет основных размеров выхода рабочего колеса6 стр. 1.5 Расчёт и построение меридианного сечения колеса 8 стр. 1.6 Расчёт и построение цилиндрической лопасти рабочего колеса в плане 9 стр. 1.7 Проверочный расчёт на кавитацию12 стр. Введение Центробежные насосы составляют весьма обширный класс насосов. Перекачивание жидкости или создание давления производится в центробежных насосах вращением одного или нескольких рабочих колес. Большое число разнообразных типов центробежных насосов, изготовляемых для различных целей, может быть сведено к небольшому числу основных их типов, разница в конструктивной разработке которых продиктована в основном особенностями использования насосов. В результате воздействия рабочего колеса жидкость выходит из него с более высоким давлением и большей скоростью, чем при входе. Выходная скорость преобразуется в корпусе центробежного насоса в давление перед выходом жидкости из насоса. Преобразование скоростного напора в пьезометрический частично осуществляется в спиральном отводе или направляющем аппарате. Несмотря на то, что жидкость поступает из колеса в канал спирального отвода с постепенно возрастающими сечениями, преобразование скоростного напора в пьезометрический осуществляется главным образом в коническом напорном патрубке . Если жидкость из колеса попадает в каналы направляющего аппарата , то большая часть указанного преобразования происходит в этих каналах. Направляющий аппарат был введен в конструкцию насосов на основании опыта работы гидравлических турбин, где наличие направляющего аппарата является обязательным. Насосы ранних конструкций с направляющим аппаратом назывались турбонасосами. Наиболее распространенным типом центробежных насосов являются одноступенчатые центробежные насосы с горизонтальным расположением вала и рабочим колесом одностороннего входа. 1 Расчет рабочего центробежного насоса с цилиндрическими лопастями по струйной теории 1.1 Исходные данные Подача……………………………………………………….….Q=0,03/0,06 м Напор……………………………………………………….…...H=650/1300 Дж/кг Давление в воздухоудалителе…………………………….…...Р Высота всасывания………………………..……………….…...hвс =-3 м Температура жидкости…………………………………………t Сопротивление приёмного трубопровода………………...…. 1.2 Определение параметров рабочего колеса В многоступенчатом насосе параметры колеса определяются так: Подача колеса: Q Напор колеса: H Все колеса насоса закрепляются на одном валу и вращаются с одинаковой частотой. Максимальная величина частоты вращения ограничивается возможностью появления в насосе кавитации. Величина максимальной частоты вращения определяется следующим образом: H
g=9.81м/с P Р р=998,957 кг/м А=1,05….1,3-коэффициент запаса. Примем 1,134 h Подставим значения в уравнение для
H Принимая величину кавитационного коэффициента быстроходности С=800,находим максимальную частоту вращения:
Принимаем n=2930 об/мин Чтобы найти
Расчетная подача
Примечание: Значение объемного к.п.д.
Тогда объемный к.п.д.:
Теоретический напор колеса определяется по уравнению: Величину гидравлического к.п.д. можно оценить по формуле А.А.Ломакина:
Примечание: Приведенный диаметр входа в колесо определяется уравнением подобия:
Таким образом:
Механический к.п.д. определяется по уравнению:
К.П.Д. насоса определяется через его составляющие: Мощность потребляемая насосом:
Электромотор: N= 30 кВт n=2930 модель: А02-72-2M, тогда
1.3 Расчет основных размеров входа рабочего колеса: Размеры входа рабочего колеса рассчитываются из условия обеспечения требуемых кавитационных качеств колеса и минимальных гидравлических потерь. Значение скорости со входа потока в колесо оценивается по формуле С.С.Руднева:
Примечание: Вал рассчитывается на прочность от кручения и изгиба и проверяется жесткость и критическую частоту вращения. В первом приближении диаметр вала рабочего колеса находится из расчета на кручение по формуле:
Величина крутящего момента определяется по формуле:
Диаметр втулки колеса определяется конструктивно по диаметру вала в зависимости от способа крепления колеса на валу:
Диаметр Do входа на колесо находится из уравнения неразрывности:
Ширина b1
выходной кромки лопасти рабочего колеса и ее положение зависят от кавитационных качеств колеса и величины коэффициента быстроходности
Меридианная составляющая
Колеса имеющие средние кавитационные качества (С=800) и низкую быстроходность (
Выходная кромка лопасти располагается параллельно оси колеса или под углом к 15-30 градусов к оси. Меридианная составляющая абсолютная скорости после поступления потока в межлопастной канал(т.е с учетом стеснения) определяется по уравнению:
Окружная скорость на входе в межлопастной канал определяется по уравнению:
Угол
Угол установки лопасти на входе
Примечание :Для колес со средними кавитационными качествами принимается:
Обычно При безотрывном обтекании лопасти поток движется по касательной к поверхности лопасти. Относительная скорость
По скоростям Рисунок 1 Треугольник скоростей при входе в рабочее колесо насоса 1.4 Расчет основных размеров выхода рабочего колеса: Размеры выхода рабочего колеса, основными из которых является наружный диаметр Наружный диаметр
Воспользуемся опытным соотношением скоростей:
Отсюда
Определяем наружный диаметр
Из треугольников скоростей на входе и на выходе из межлопастных каналов следует:
Для обеспечения устойчивости движения потока в каналах колеса принимается отношение относительных скоростей:
Найденный угол Минимальное число лопастей определяется по формуле:
ρ=2(ψ/x)(1/(1-(R1 /R2 )2 ))=0,3044 Теоретический напор колеса по струйной соответственно равен:
Определим
Определим окружную скорость
По окружной скорости находим диаметр выхода
Т.к.
Относительная скорость на выходе:
По скоростям Рисунок 2 Треугольник скоростей при выходе из рабочего колеса насоса 1.5 Расчёт и построение меридианного сечения колеса: Меридианным сечением рабочего колеса называется сечение колеса плоскостью, проходящей через ось колеса. При этом лопасти рабочего колеса не рассекаются, а входная и выходная кромки лопасти наносятся на секущую плоскость круговым проектированием, т.е. каждая точка кромок лопасти проворачивается вокруг оси колеса до встречи с секущей плоскостью. Профилирование меридианного сечения ведётся так, чтобы ширина межлопастного канала рабочего колеса изменялась плавно от входа к выходу. Для этого, обычно, задаются графиком изменения меридианной составляющей абсолютной скорости Исходным уравнением для определения ширины межлопастного канала является уравнение неразрывности:
Меридианное сечение рабочего колеса и графики С’mi=f(ri), Wi = f(ri) и Δi = f(ri) βi = f(ri) представлено ниже (Рис 3) Рисунок 3 Меридианное сечение рабочего колеса и графики С’mi=f(ri), Wi =f(ri) и Δi = f(ri) βi =f(ri) 1.6 Расчёт и построение цилиндрической лопасти рабочего колеса в плане: Планом рабочего колеса называется сечение, полученное средней поверхностью тока и спроектированное на плоскость, нормальную к оси насоса. Сечение лопасти в плане строится по средней линии и толщине лопасти на соответствующих радиусах. Средняя линия сечения лопасти делит пополам толщину лопасти, отсчитываемую по нормали к средней линии лопасти. Профилирование лопасти следует вести так, чтобы обеспечить возможно более благоприятные условия для безотрывного обтекания контура лопасти потоком рабочей среды. В этом случае гидравлические потери будут минимальными. В тихоходных колёсах с цилиндрическими лопастями, у которых средняя линия канала в меридианном сечении имеет направление, близкое к радиальному, сечение лопасти в плане можно принять за истинное сечение лопасти поверхностью тока. β-угол установки лопасти; dr-приращение радиуса; Тогда дифференциальное уравнение средней линии будет иметь вид: Угол установки лопасти колеса на соответствующем радиусе может быть определён по зависимости:
t - шаг на соответствующем радиусе. Так как значениями угла
Обозначим подынтегральную функцию
Указанные расчёты удобно проводить в табличной форме (Таблица 1). Сечение лопасти в плане представлено на Рис2.
Рисунок 2 Сечение рабочего колеса в плане Таблица 1 Расчет лопасти в плане
1.7 Проверочный расчёт на кавитацию:
Вывод: Проверку на кавитацию выбранный насос прошел. 1.8 Построение приближенных напорных характеристик Напорная характеристика насоса, совмещенная с характеристикой сети позволят, определить рабочий режим системы насос-сеть. Используя основные уравнения энергии (уравнения Эйлера и Бернулли), можно получить следующие выражения для определения напора:
Коэффициенты Безразмерные коэффициенты
Таким образом, получаем: Все сходится. Полученные значения коэффициентов подставляем в уравнение и, задаваясь радом значений, находим соответствующие значения напора колеса Характеристика сети Таблица 2 Данные для построения напорной характеристики насоса
График 1 Напорные характеристики насоса
Точка пересечения этих характеристик определяет режим совместной работы насос-сеть. В данном случае такими параметрами являются: H=620 Дж/кг и Q=0,0305 2 Расход спирального отвода 2.1. Определение размеров входного сечения спирального канала Входное сечение спирального канала представляет собой цилиндрическую поверхность шириной b3 и радиусом R3 . Определим ширину сечения спирального канала b3 (м) и радиус R3 b3 = b2 +0,03*D2 = 0,015+0,03*0,233 = 0,022 м R3 = 1,07* R2 = 1,07*0,115 =0,123546 м Примечание. Значение “ 1,07 “ ,было выбрано для обеспечения более низкого шума и вибрации. 2.2. Расчет и построение кривой пропускной способности Выполним расчет кривой пропускной способности в табличной форме. Таблица 2 Расчет кривой пропускной способности
Примечание : При расчете были использованы ниже приведенные формулы, а также толкование обозначений, значение
Qi – текущее значение расхода среды Расчет Qi был закончен на точке № 11 т.к. она стала превышать Qр 2.3. Расчет таблицы значений расходов через контрольные сечения Определим расход жидкости в сечениях, соответствующих определенному углу θ пользуясь зависимостью. Выполним расчет в табличной форме. Таблица 3 Расход жидкости в сечениях спирального канала
Примечание Сечение спирального канала расположим относительно друг друга через 450 2.4. Построение действительных сечений спирального канала Новые значения высоты контрольных сечений hc и радиуса rc были сняты с чертежа и занесены в таблицу Таблица 4 Размеры контрольных сечений спирального канала
Рисунок 3 К расчету спирального отвода 2.5. Определение размеров диффузора Площадь входного сечения диффузора, снятая с чертежа, равна f8 = 0,00186 м2 Расчетаем скорость потока во входном сени диффузора С8 =Qp /f8 = 0,03/0,00186 = 16,164 м/с2 Пусть скорость в выходном сечении равна С9 =3 м/с2 . тогда степень расширения будет равна Kg = С8 / С9 = 16,164/ 5 = 3,23 Расчетаем площадь выходного сечения диффузора f9 = Qp / С9 = 0,03/5 = 0,006 м2 Теперь Расчетаем диаметр эквивалентного круга входного и выходного сечения Задавая угол раскрытия εg = 100 находим его длину 3. Объемные потери 3.1. Протечки через переднее уплотнение Выполним расчет утечек жидкости q1 в центробежном насосе. Принимаем однощелевое уплотнение с длиной l у =30 мм, диаметром Dy = D0 + 5 - 116+5 - 121 мм, с радиальным зазором by =0,2+ (D0 -100)-0,001= 0,2+ (116-100)-0,001 = 0,216 мм (принимаем в =0,3 мм); коэффициент трения выбираем в первом приближении λ’= 0,04. Расчетаем коэффициент расхода μ ’ в первом приближении Расчетаем статический напор колеса Расчетаем напор, теряемый в уплотнении Расчетаем осевую скорость су жидкости в зазоре Расчетаем окружную скорость колеса на диаметре Коэффициент кинематической вязкости ν выбираем для воды при t= 20°С из таблица приложения равным 1,006*10-6 м2 /с. Расчетаем число Рейнольдса Расчетаем толщину ламинарного подслоя Примечание: постоянная, имеющая структуру числа Рейнольца и определяющее место перехода ламинарного течения у стенки в турбулентное в основном потоке, для воды N = 11,5 Примем абсолютную шероховатость стенок
Расчетаем коэффициент расхода во втором приближении Расчетаем расход жидкости через уплотнение во втором приближении Если учесть протечки q1 через переднее уплотнение, которые приводят к течению жидкости в осевом зазоре между передним диском колеса и корпусом, то напор, теряемый в уплотнении, определяется по формуле. Примечание: коэффициенты Ку=0,132, Расчетаем расход жидкости через уплотнение Расчетаем относительную величину протечки Относительная величина протечки не превышает 5% от подачи колеса насоса что соответствует норме величины протечки. Заднее уплотнение сделаем аналогично, по этому расход жидкости через заднее уплотнение будет таким же. 4. Силы в центробежном насосе 4.1. Осевые силы Осевая сила Fz давление жидкости на рабочее колесо складывается из осевого давления на внутреннюю Fz вн и наружную Fz н поверхности колеса. Расчетаем давления на внутреннюю поверхность колеса Fz вн . Примечание: При расчете были использованы ниже приведенные формулы
Расчетаем давления на наружную поверхность колеса Fz н Примечание: где статический напор рабочего колеса bP2 были найдены по формулам Расчетаем суммарную осевую силу При износе уплотнения рабочего колеса закон распределения давления изменяется и появляется дополнительная осевая сила Дополнительная осевая сила |