Реферат: Взаимоотношения президента и парламента во Франции

Название: Взаимоотношения президента и парламента во Франции
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Учебная дисциплина: Социально-политические процессы в странах Европы и в США

Тема курсовой работы: Взаимоотношения президента и парламента во Франции

Номер группы: Наименование специальности: Международные отношения

Ф.И.О. студента и номер зачетной книжки:

Дата регистрации кафедрой: «_____» __________________ 200__ г.

Оценочная таблица курсовой работы

Кол-во

Баллов

Актуальность темы

Цель работы

Задачи работы

План работы

Содержательная часть курсовой работы

Правила оформления текста курсовой работы

Использование источников

Уровень изложения темы

Содержательность выводов по работе

Итоговая оценка за курсовую работу

Подпись преподавателя

Содержание

Введение . 3

1. Полномочия президента и парламента во Франции .. 5

1.1. Полномочия президента . 5

1.2. Полномочия парламента . 9

2. Взаимоотношения парламента и президента . 14

2.1. Роспуск Национального собрания . 16

2.2. Промульгирование . 21

Заключение . 23

Библиографический список .. 24

Введение

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. По форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентская республика, по форме территориально-политического устройства - сложное унитарное государство. Во Франции существует демократический государственный режим.

Как и в других промышленно- развитых странах, государственное устройство Франции основано на принципе разделения властей – законодательной (парламент, местные органы), исполнительной (президент, правительство и его органы) и судебной. Это разделение, с юридической точки зрения, предусматривает независимость законодательной и судебной власти от исполнительной при подчинении последней парламенту. Свою власть парламент и президент получают из одного источника - избирательного корпуса. Полномочия Парламента очень значительны. Франция- страна, где парламент и парламентские традиции существуют уже более века. Конфликт между парламентским большинством и президентом изменяет взаимоотношения между центральными органами государственной власти. В этом случае возрастает роль премьер- министра, а власть президента уменьшается.

Цель работы: рассмотреть государственный строй Французской Республики, а в частности подробно изучить полномочия Президента и полномочия Парламента. Посмотреть кто реально сильнее. Кто без кого не сможет обходиться.

Задачи:

1. Подробно описать полномочия Президента и полномочия Парламента;

2. Рассмотреть взаимоотношения Парламента и Президента;

3. И показать, что является главнейшим и мощнейшим оружием в руках Президента, по отношению к Парламенту.

1. Полномочия президента и парламента во Франции

1.1. Полномочия президента

Франция – президентско - парламентская республика. V Республика- вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года.

Глава государства - Президент французской Республики. Президентом Франции может стать любое лицо французской национальности, которому исполнилось 23 года. Президент Республики, после референдума 28 октября 1958 года, по инициативе генерала Шарля де Голля, избирается абсолютным большинством поданных голосов. До этого Президент избирался парламентом.[1] Если оно не получено в первом туре голосования, на следующее за ним второе воскресенье назначается второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место). Избрание Президента происходит не менее чем за 20 и не более чем за 35 дней до истечения срока полномочий Президента, состоявшего в должности.

В случае кончины или отставки президента Республики именно председатель Сената исполняет обязанности Президента. Если пост оказывается вакантным и если препятствия к выполнению Президентом своих обязанностей объявлены Конституционным советом окончательными, голосование для избрания нового Президента происходит - кроме случая форс- мажора, установленного Конституционным советом,- не менее чем через 20 дней и не более 35 дней после открытия вакансии или объявления о том, что Президент окончательно не может исполнять свои обязанности.

Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение служебных обязанностей Премьер- министра после вручения им заявления об отставке Правительства. По предложению Премьер- министра он назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей. Президент Республики председательствует в Совете Министров.

Президент Республики обнародует законы в течение 15 дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении ему не может быть отказано. По предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента Президент Республики может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого- либо договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании установлений. Когда референдумом проект одобрен, Президент Республики обнародует его в сроки, предусмотренные предыдущей статьей. Президент Республики может после консультаций с Премьер- министром и председателями палат Парламента распустить Национальное собрание. Всеобщие выборы происходят не менее чем через 20 и не более чем 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по праву во второй четверг после избрания. Если это заседание имеет место не в периоды, предусмотренные для обычных сессий, то продолжительность сессии по праву ограничивается 15 днями. Национальное собрание не может быть снова распущено в течение года после таких выборов. Президент Республики подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете Министров. Он производит назначения на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер ордена Почетного легиона, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры университетов, директора центральных ведомств назначаются в Совете Министров. Органический закон определяет другие должности, назначения на которые производятся в Совете Министров, а также условия, при которых Президент Республики может уполномочить кого- либо осуществлять право назначения на должности от его имени. Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем. Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в советах и высших комитетах национальной обороны. Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер- министром, председателями палат Парламента, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом Нацию посланием. В основе этих мероприятий должно лежать стремление обеспечить в кратчайшие сроки созданным в соответствии с Конституцией органам государственной власти средства выполнения их задач. По этому вопросу запрашивается мнение Конституционного совета. Парламент собирается по праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий. Президент Республики осуществляет право помилования. Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах, но не подлежат никакому обсуждению.[2]

Функции Президента включают два вида деятельности - обычные (присущие любому главе государства) и специфические (присуще только президенту Франции). К обычным относятся функции представительские (прием верительных грамот послов, присутствие на торжествах, визиты за границу и др.), председательские (президент заседает во главе комитетов начальников родов войск армии и других высших комитетов), юридические (право помилования осужденных), парламентские (промульгация законов – принятых парламентов, открытие и закрытие президентским ордонансом чрезвычайных сессий парламента) и др. А специфические функции президента появились лишь с принятием Конституции 1958 г. Эта Конституция и принятые в 1958-1964 гг. в ее развитие законы ввели понятие резервированного сектора, т. е. тех областей государственной деятельности (армия, государственная безопасность, внешняя политика), которыми Президент руководит лично и постоянно. Мощным орудием в руках президента для игнорирования решений парламента является право объявлять референдум. А также, Конституция дает президенту право объявлять в стране на срок до 6 месяцев чрезвычайное положение. В этом случае Национальное собрание распускается, и страна управляется на основе президентских ордонансов (указов), которые затем подлежат утверждению в парламенте. Конституция V Республики предусматривает лишь один случай юридической ответственности президента перед парламентом: измена Родине, обвинение в которой предъявляется от имени обеих палат парламента.[3]

1.2. Полномочия парламента

Согласно Конституции V Республики, высшая законодательная власть в стране принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: Национального собрания (в III Республике называлась Палата депутатов) и Сената (в IV Республике называлась Совет республики). Их заседания, как правило, проводятся раздельно и в разных помещениях.[4] Лишь в исключительных случаях (торжественное заседание, посвященное какому- либо крупному национальному юбилею, выступление главы иностранного государства и пр.) проводятся совместные заседания обеих палат.

По традиции Сенат считается верхней палатой, а Национальное собрание – нижней. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство в обеих палатах. В годы III Республики голосование в Сенате имело решающее значение: если верхняя палата отклоняла принятый нижней палатой законопроект, он не вступал в силу. Сегодня эти законодательные права Сената сильно урезаны: он может отклонить законопроект лишь один раз, но если Национальное собрание вторично голосует за него, закон вступает в силу.

На практике Национальное собрание имеет большую силу, и именно там в конечном итоге решается судьба законов страны.

Национальное собрание.

Национальное собрание избирается сроком на пять лет по мажоритарной системе в два тура. Активным избирательным правом юридически пользуются все французские граждане, достигшие к моменту выборов 18-летнего возраста и обладающие гражданскими и политическими правами. Национальное собрание состоит из 577 депутатов (557 от метрополии и 22 от заморских территорий).[5] Кандидат в Национальное собрание должен обладать активным избирательным правом, быть французским гражданином не моложе 23 лет. Одновременно с кандидатом выдвигается его заместитель, в случае избрания получающий мандат депутата после смерти последнего, ухода в отставку, назначения членом правительства или конституционного совета. При избрании Собрания применяется двухтуровая мажоритарная система. Для избрания в первом туре нужно получить абсолютное большинство поданных голосов, которое одновременно не должно быть меньше четверти занесенных в списки избирателей. Во втором туре, куда попадают два кандидата, добившиеся лучших результатов и проходящем через неделю после первого, достаточно получения относительного большинства голосов, но и собрать не менее 12,5 % голосов избирателей, внесенных в списки. Эта оговорка затрудняет деятельность небольших политических партий. При существующей во Франции многопартийности основная борьба на выборах развертывается во втором туре. Пятилетний срок полномочий Национального собрания называется легислатурой. Депутаты обладают парламентской неприкосновенностью на весь срок легислатуры (их нельзя арестовать, производить у них обыск и т. д. без санкций Национального собрания). Депутаты получают жалованье, размер которого они по согласованию с правительством утверждают себе сами.

Сенат

Это верхняя палата парламента считается представителем местных коллективов и была задумана авторами Конституции 1958 г. как консервативный орган, представляющий провинциальную Францию. До сентября 2004 года Сенат состоял из 321 сенатора, и избирались они на 9 лет. В настоящее время срок сокращен до 6 лет. Прогнозируют, что число сенаторов к 2010 году достигнет 346 членов. Каждые три года обновляется одна треть состава Сената.[6]

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих пять и более членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система. Сенат не может быть распущен. Сенат также принимает участие в пересмотре Конституции , контроле за деятельностью Правительства и играет в Парламенте особую роль представителя административно-территориальных образований (коммун, департаментов, регионов...). Будучи депутатом, сенатор в первую очередь выступает в роли законодателя, в обязанности которого входит принятие законов Республики. Он обладает законодательной инициативой, которая выражается во внесении законопроектов (законопроекты также могут быть внесены правительством). Ежегодно сенаторы вносят на рассмотрение многочисленные проекты законов, однако Правительство обладает преимущественным правом при определении повестки дня заседаний. Но с октября 1995 года одно заседание в месяц в обязательном порядке отводится обсуждению вопросов, вынесенных на повестку дня Сенатом. Законодательная инициатива выражается главным образом в праве внесения поправок в проекты нормативных актов, благодаря которому сенаторы – наравне с депутатами и правительством – обладают полномочиями вносить изменения в обсуждаемые законопроекты. Естественным образом в первую очередь законопроекты обсуждаются в ходе заседаний тех собраний, которые являются их авторами. Что касается проектов законов, они могут в первую очередь быть рассмотрены либо сенаторами, либо депутатами, за исключением проектов закона о государственном бюджете и проектов закона о финансировании социального обеспечения, которые всегда вносятся на рассмотрение правительством в Национальное собрание. Проекты законов, касающиеся организации административно-территориальных образований или французов, проживающих вне территории Франции должны в первую очередь вноситься на рассмотрение в Сенат.[7]

Сенаторы пользуются правом законодательной инициативы. Хотя правительство предпочитает обычно передавать законопроекты в Национальное собрание, закон допускает внесение их (за исключением финансовых) первоначально в сенат. Процедура обсуждения законопроектов и законодательных предложений та же, что и в Национальном собрании. Чтобы быть принятым, закон требует одобрения обеих палат.В каждой палате существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Полномочия комитетов и подкомитетов, весьма широкие.

Ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыскам, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за участие в голосовании при исполнении им своих обязанностей. Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за уголовные преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления. Ни один член Парламента во время парламентских каникул не может быть арестован без разрешения бюро палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления, когда его преследование разрешено или когда он окончательно осужден. Задержание или преследование члена Парламента приостанавливается, если палаты, в состав которой он входит, потребует этого Парламент собирается по праву на 2 очередные сессии в год. Первая сессия открывается второго октября и длится 80 дней. Вторая сессия открывается второго апреля; ее длительность не может превышать 90 дней. Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра или большинства членов, составляющих Национальное собрание, по определенной повестке дня. Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны по их требованию. Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления Сената. Заседания обеих палат являются открытыми. Полный отчет о прениях публикуется в «Journalofficial».[8]

2. Взаимоотношения парламента и президента

Характерной чертой V Республики является, в частности, тот факт, что ни одна сколько-нибудь серьезная парламентская прерогатива не осуществляется депутатами и сенаторами независимо от правительства. В своих взаимоотношениях с правительством парламент сохранил некоторые внешние атрибуты — право быть информированным о деятельности правительства и не очень эффективный контроль над администрацией. В руках главы государства могущественное оружие — право роспуска Национального собрания, право, которым не располагает ни один глава государства, имеющий сходные с президентом Французской Республики прерогативы, например президент США. У парламента остались некоторые прерогативы в отношении президента и правительства вплоть до отдачи главы государства под суд и свержения правительства, на практике в их взаимоотношениях доминирует правительство, направляемое президентом, а парламент в политическом смысле находится сейчас на последнем месте среди центральных органов государственной власти.

В III и IV Республиках контроль над деятельностью исполнительной власти был одной из основных прерогатив парламента и осуществлялся с помощью ряда процедур, самой эффективной из которых была интерпелляция. В то же время парламентские комиссии знали положение дел и своей отрасли почти так же, как и соответствующая администрации, а при правительственном кризисе наиболее вероятным (и наиболее компетентным) кандидатом на пост министра считался председатель парламентской комиссии.

Авторы Конституции 1958 г. решительно отвергли эту практику, и контрольные полномочия палат парламента подверглись жесткой «рационализации» — все, что могло мешать правительству, было убрано из Конституции, а все оставшиеся и урезанные полномочия были выделены в две различные группы: а) средства информации и контроля и б) правительственная ответственность.[9]

2.1. Роспуск Национального собрания

Конституция 1958 г., принятая после 87 лет существования во Франции парламентского режима, тщательно и властно регламентировала всю деятельность парламента и максимально расширила возможности правительства принудить депутатов и сенаторов к повиновению. Юридический арсенал средств, имеющихся в распоряжении правительства, весьма внушителен. Сюда входят ограничение длительности парламентских сессий, контроль Конституционного совета над регламентами палат, многочисленные преимущества правительства в законодательной процедуре, где правительство распоряжается самой повесткой дня заседаний палат и может объявить о неприемлемости предложений парламентариев и потребовать «блокированного голосования». Мощным средством давления является постановка вопроса об ответственности правительства в связи с принятием проекта.

Но самым главным средством давления служит, бесспорно, право роспуска Национального собрания в условиях, когда одна лишь угроза его применения заставляет депутатов немедленно задуматься о своей собственной судьбе — ведь переизбрание редко когда и редко для кого гарантировано. Важнейшей политической прерогативой президента Республики в отношении парламента является роспуск избранной всеобщим голосованием палаты - Национального собрания.

Действия президента по роспуску Национального собрания освобождены от контрассигнирования — этот главный политический акт входит в область единоличных прерогатив главы государства. Согласно ст. 12 Конституции, предоставившей президенту это право, он обязан лишь проконсультироваться с премьер-министром, председателем Национального собрания и председателем Сената. Однако мнение, высказанное этими лицами в ходе консультации, ни к чему не обязывает президента. Консультация запрашивается президентом устно или письменно. Отказ запрошенного лица дать консультацию также не играет никакой роли — юридически важно лишь, чтобы президент запросил об этом. Таким образом, перед главой государства, решившим распустить Национальное собрание, никакого юридического условия не поставлено. Однако ст. 12 сделала одну, и весьма важную, оговорку: если Национальное собрание было распущено, то Собрание, избранное взамен его, нельзя распустить в течение одного года. Другими словами, роспуск Национального собрания невозможен чаще, чем один раз в год, причем срок отсчета «одного года» начинается с момента первого заседания Собрания ". Другие статьи Конституции 1958 г. установили еще два ограничения во времени: роспуск не может иметь места во время вакансии поста президента (т. е. осуществлен лицом, его замещающим) и во время применения чрезвычайных полномочий на основе ст. 16

В первые годы V Республики французские комментаторы связывали роспуск Собрания только с вызванным им министерским кризисом. Действительно, впервые Национальное собрание было распущено и 1952 г., в ответ па принятие депутатами резолюции порицания правительству. Однако роспуски Национального собрания в 1968 и 1981 гг. не были связаны с парламентским голосованием и рассматриваться как ответ президента на позицию большинства депутатов не могут. [10]

Можно ли в связи с этим утверждать, что роспуск Национального собрания является полностью дискреционной прерогативой главы государства? Например, что он может распустить недавно избранное Национальное собрание, потому что результаты выборов его не устраивают, или досрочно распустить Собрание и вызвать новые выборы в благоприятный для правительства момент (как что делается, например, в Великобритании)? Да, регулирующая право роспуска, никаких юридических условий (кроме запрета роспуска в течение года после уже состоявшегося роспуска и необязывающей консультации) не ставит. И роспуск Национального собрания не подчинен, таким образом, каким-либо конкретным мотивам.

Но есть тем не менее общее обоснование самого права роспуска, которое связано с функцией арбитража, возложенной Конституцией на главу государства. Роспуск - это лишь одна из форм обращения президента Республики — арбитра к избирательному корпусу (другой является референдум). И потому он может иметь место лишь в случае, когда подобная процедура позволит избирательному корпусу решить конфликт между государственными властями или высказаться в ходе серьезного политического кризиса.

Право роспуска - мощное орудие в руках президента Республики. Но не следует делать вывод, что это приносит лишь односторонние преимущества и всем органам исполнительной власти. Ведь и положение правительства в результате роспуска резко меняется. Если роспуск последовал в итоге голосовании в Национальном собрании и свержения правительства, то последнее до новых выборов занимается лишь текущими делами. А после выборов президент Республики должен назначить новое правительство, и он не обязан поручать его формирование прежнему премьер-министру.

В то же время если роспуск Собрания и не вызван министерским кризисом, то правительство после выборов нового Собрания по никогда не нарушавшейся традиции французского права должно подать в отставку — следовательно, его существование также носит лишь временный характер.

Но самым важным для взаимоотношений президента, правительства и парламента после роспуска Национального собрания является, несомненно, то, что новый роспуск в течение года после этого невозможен. Национальное собрание в этот период становится значительно сильнее - над ним не висит угроза роспуска. Свержение правительства и даже оппозиция президенту могут принять совершенно иные формы. Избранное взамен распущенного и собираемое в этом случае во второй четверг после своего избрания (если эта дата оказывается вне сроков обычных сессий, то как минимум на 15 дней созывается чрезвычайная сессия). Национальное собрание в течение года может выступать как действенная сила и противовес исполнительной власти.

Наряду с роспуском как оружием в руках президента следует специально отметить роль одной лишь угрозы роспуска. Право роспуска принадлежит единолично президенту, а не правительству. И если это положение не особо важно в условиях, когда президентское и парламентское большинство совпадают, то при изменении ситуации и, например, при сформировании правительства в случае победы на всеобщих выборах враждебной президенту политики, такая угроза приобретает решающее значение.

В парламенте же без определившегося большинства возникает уже новая ситуация — президент не зависит от депутатов и не ищет их поддержки, пойдя на роспуск или отказавшись от него. Но роспуск эффективен, лишь если он позволит получить в избранном взамен распущенного Собрания твердое большинство. Все это следует учитывать при оценке реального значения угрозы роспуска для французских депутатов наших дней.

Президент Ф. Миттеран впервые был избран в 1981 г. в условиях, когда до 1983 г. должно было действовать ранее избранное Национальное собрание. Президент-социалист и правое большинство в Национальном собрании — конституционный конфликт был бы неизбежен и вся предусмотренная процедура взаимоотношений между президентом, правительством и парламентом была бы заблокирована. И первым и важнейшим шагом вновь избранного президента стал роспуск 22 мая 1981 г. Национального собрания.[11]

Роспуск Национального собрания — важнейшая политическая прерогатива главы государства, которой не обладает, в частности, ни один глава президентской Республики, и это оружие может быть использовано в антидемократических целях. Поэтому демократические силы страны всегда с подозрением относились к этому институту и стремились по возможности ограничить его применение.

2.2. Промульгирование

Палаты должны принять текст в идентичной редакции, и в случае несогласия и неудачи процедуры Совместной паритетной комиссии палат правительство может потребовать у Национального собрания принять окончательное решение, и принятый таким образом закон передается на промульгирование президенту Республики.

Однако до промульгирования (и это важная новелла V Республики) возможна и еще одна стадия: принятый палатами закон теперь не считается бесспорным и возможно его направление в Конституционный совет па предмет проверки его соответствия высшей норме — Конституции Республики. Конституционный совет может признать не соответствующими Конституции то или иные положения закона или закон в целом. В этом случае промульгирование невозможно и парламент должен убрать или изменить спорные статьи.

Обращение в Конституционный совет было весьма редким до 1974 г.— всего девять раз президент и премьер-министр не нуждались в этом контроле, а председатели палат мало использовали свое право.

После предоставления этого права в 1974 г. 60 депутатам или 60 сенаторам число обращений в Конституционный совет значительно возросло, особенно от парламентариев оппозиции. Уже на 1 января 1980 г. Конституционный совет рассмотрел 35 обращений от парламентариев и удовлетворил 10 из них, а к середине 1985 г. число обращений превысило за сотню.[12]

После всех описанных этапов и процедур закон передается правительству, которое направляет его на подпись главе государства. Согласно ст. 10 Конституции президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней, которые следуют за его принятием. До истечения этого срока глава государства может потребовать у парламента нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано.

Компетенция президента по промульгированию является связанной: он обязан подписать закон и обнародовать его или потребовать нового обсуждения. Датой закона считается дата декрета президента Республики о промульгировании.


Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что поставленные ранее задачи выполнены: подробно описаны полномочия Президента и полномочия Парламента, также рассмотрены взаимоотношения Президента и Парламента. И подробно описано о мощном оружии Президента- роспуске Национального собрания.

Президент Французской Республики по Конституции 1958 г. Обладает широкими полномочиями и в своей государственной деятельности не ответствен перед парламентом, как это имело место ранее – в III и IV Республиках.

Сильная президентская власть и отлаженный механизм парламентского контроля за его деятельностью позволяет отнести Францию к государствам со смешанной формой правления - полупрезидентской республики.

Библиографический список

I. Источники

1. Конституция Французской республики от 4.10.1958 г. (ред. от 4.08.1995) // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007.

2. Крутоголов М. А. Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности.- М.: Наука,1988. С. 197-199, 226, 229

3. Крутоголов М.А. Президент Французской республики: правовое положение. – М., 1980. С. 154-155

4. Сироткин В. Г. История Франции: Пятая Республика – М.: Высшая школа, 1989. С. 104-106

5. Официальный сайт Президента Франции: http://www.elysee.fr/lepresident/ - фр.

6. Официальный сайт Сената Франции: http://www.senat.fr/lng/ru/role.html. -фр.


[1] Официальный сайт Президента Франции: http://www.elysee.fr/lepresident/ - фр.

[2] Конституция Французской республики от 4.10.1958 г. (ред. от 4.08.1995) // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007

[3] Сироткин В. Г. История Франции: Пятая Республика – М.: Высшая школа, 1989. С. 104-106

[4] Национальное собрание заседает в Бурбонском дворце, Сенат – в Люксембургском дворце.

[5] Энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%8

[6] Энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8

[7] Официальный сайт Сената Франции: http://www.senat.fr/lng/ru/role.html. -фр.

[8] Конституция Французской республики от 4.10.1958 г. (ред. от 4.08.1995) // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007

[9] Крутоголов М. А. Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности.- М.: Наука,1988. С. 197-198

[10] Крутоголов М. А. Парламент Франции: организация и правовые аспекты деятельности.- М. Наука, 1988. С.226

[11] Крутоголов М. А. Парламент Франции: организация и правовые аспекты деятельности.- М. Наука, 1988. С.229

[12] Крутоголов М. А. Парламент Франции: организация и правовые аспекты деятельности.- М. Наука, 1988. С.198-199