Лабораторная работа: Излучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда
Название: Излучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда Раздел: Рефераты по физике Тип: лабораторная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра (РЗИ) ОТЧЕТ Лабораторная работа по курсу "Общая физика" Излучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда Выполнил Студент ТМЦДО Специальности 210302 8 марта 2010 г. Когалым 2010 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда. 2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1. На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна. Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе. Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться. 3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ Стандартная абсолютная погрешность измерения времени опускания груза с пригрузком,
среднее значения времени опускания груза с пригрузком,
Случайная абсолютная погрешность измерения времени опускания груза с пригрузком
где Абсолютная суммарная погрешность измерения времениопускания груза с пригрузком
где Для цифрового прибора, класс точности которого не указан, В используемом секундомере Абсолютная погрешность косвенного измерения квадрата времени опускания груза с пригрузком
Угловой коэффициент экспериментальной прямой: b = Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика: a = 2b2 (3.7) 4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ. Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице. Таблица 4,1 Результаты прямых и косвенных измерений
Расчет стандартной погрешности σкв (t), случайной абсолютной погрешности σсл (t), абсолютной суммарной погрешности σ(t), абсолютной суммарной погрешности косвенного измерения квадрата времени σ(t2 ) для всех экспериментальных точек приведен в таблице 4,2, там же приведены результаты прямых и косвенных измерений времени опускания груза с перегрузком с учетом доверительных интервалов. Таблица 4,2 Расчет погрешностей прямых и косвенных измерений
По формуле (3.6) определяется угловой коэффициент прямой как приращения функции В качестве Dt
выбрана разность координат крайних точек графика (t
6
– t
1
). При этом значение
Для определения погрешности углового коэффициента прямой через доверительные интервалы проводятся ещё две прямые . Для первой из них значение b максимально возможные, поэтому прямая проведена как можно круче и выше, для второй прямой значение b минимально она проведена как можно полого и ниже. расчет ускорение по формуле (3.7): a
= 2*0.1052
Расчет погрешности ускорения 5. ВЫВОД В результате проделанной работы произошло ознакомление со строением и принципом действия машины Атвуда. И на виртуальном лабораторном макете (машины Атвуда) изучен закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения, полностью обоснована его справедливость, так как в пределах погрешностей измерений построен линеаризованные график : - зависимости корня квадратного из пути, от времени пройденного грузом с прегрузком 6. ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие силы действуют на груз с перегрузом во время движения? Сила тяжести и сила натяжения нити. 2. Запишите уравнение движения для каждого из грузов. Уравнение движения грузов имеют вид: (M + m)g – T1 = (M + m)a1 Mg – T2 = Ma2 В силу не растяжимости нити a2 = - a1 ; при невесомом блоке T2 = T1 . (M + m)g – T1 = (M + m)a1 Mg – T1 = - Ma1 3. Укажите возможные причины, обусловливающие несовпадение теоретических выводов с результатами измерений. Погрешности измерений физических величин обуславливает несовпадение теоретических выводов с результатами измерений. 4. Каким образом из линеаризованного графика можно оценить систематическую погрешность измерения времени? Систематическая погрешность приводит к тому, что прямая не будет проходить через начало координат. Величина отклонения прямой от начала координат будет соответствовать систематической погрешности. 5. Укажите физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда. Физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда: блок и нить невесомы, нить нерастяжима, сила трения отсутствует. |