Реферат: Отчет по педагогической практике 2
Название: Отчет по педагогической практике 2 Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОУ ВПО «Орловский Государственный Университет» Кафедра Общей Педагогике Отчет по педагогической практике в школе Екатериновская средняя школа Выполнила: студентка 5 курса, 1 группы Красильникова Елена Руководитель по педагогике: Уман А.И. ОРЕЛ-2009 Муниципальное образовательное учреждениеЕкатериновская общеобразовательная средняя школаОбщие сведения. Тип учебного заведения: образовательное учреждение Вид учебного заведения: общеобразовательная средняя школа Юридический адрес: 303821: Орловская область, Ливенский район с. Екатериновка ул. Школьная д. 1. Фактический адрес: 303821: Орловская область, Ливенский район с. Екатериновка ул. Школьная д. 1. Телефон: 4-34-21. Учредитель: Управление образования администрации Ливенского района Учредительный договор от 01.09.2005 Сведения о руководителях ОУ
Реализуемые учебные программы
Режим работы школы:
Штатное расписание
Сведения о педкадрах Количество учителей и воспитателей по: штату – 19 фактически – 18 совместители – 2 по 2 категории, 2 по 1категории
По стажу работы: до 5 лет – 0 до 10 лет – 8 до 15 лет – 2 до 20 лет – 3 до 25 лет – 2 свыше 25 лет – 3 Пол: жен. – 14, муж. - 4 Дополнительные образовательные услуги:
Анализ состояния руководства учебным заведением и внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом. Обеспеченность кадрами в Екатериновской средней школе составляет 95%. Всего в образовательном процессе участвует 18 учителя . Из них имеют I категорию - 4 человека, II категорию - 6 человек, высшее образование -14 человек, среднее-специальное - 3, среднее техническое- 1 человек. Организация внутришкольного контроля является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования школы, целью контроля является сбор информации и последующий анализ учебно-воспитательного процесса. Система контроля и руководства учебно-воспитательным процессом, разработанная директором школы Зароченцевой Валентиной Антоновной и заместителем директора по УВР Сапуновой Ольгой Геннадьевной, охватывает деятельность всех структурных подразделений участников учебно-воспитательного процесса: - создание условий для реализации, гарантированных законом - контроль за выполнением учебных программ; - контроль за состоянием преподавания учебных предметов; - контроль за состоянием качества знаний; - контроль за ведением школьной документации; - контроль за качеством организации воспитательной работы; - работа с педагогическими кадрами; - исполнение принятых решений. Контроль направлен на решение задач: - реализация принципов индивидуализации и дифференциации при работе с учащимися; - формирование у учащихся познавательных интересов на уроках и во внеурочной деятельности; - применение учителями интернет-технологий, владение компьютерной грамотностью; - обеспечение роста профессионального мастерства педагогов школы. Методическая работа в 2008-2009 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс. Первый год коллектив работал над решением единой методической проблемы «Измерение и оценка качества знаний учащихся с помощью тестов усвоения». Для решения главных задач, заложенных в общеобразовательной программе, в школе были созданы следующие условия: - учебный план разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312, федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Орловской области на 2009-2010 учебный год, приказ № 112от 29 июня 2009 г. Управления образования и молодежной политики Департамента социальной политики Орловской области, с учетом методических рекомендаций Орловского ИУУ, обсужден на педагогическом совете 30.08.09 г. и утвержден приказом директора школы. На каждой ступени обучения учебный план предусматривает необходимый объем содержания, являющийся обязательным и дополнительным. Недельная нагрузка обучающихся во всех классах не превышает максимального объема нагрузки учащихся: при 6 - дневной неделе в 2 – 11 классах, в 1 классе при 5 дневной неделе. В учебном плане соблюдается устойчивый баланс между базовым и школьным компонентами, осуществлено поэтапное введение регионального базисного учебного плана. Учебный план позволяет заложить фундамент знаний по всем дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту образования; -организована работа методических объединений учителей начальных классов, учителей гуманитарного и естественно- математического циклов, классных руководителей; -все методические объединения имели четкие планы работы; -проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни; -методическая работа строилась на диагностической основе; -обеспечивалась непрерывность образования педкадров через курсы повышения квалификации: 5 педагогов за учебный год прошли курсы при Орловском ИУУ., что по сравнению с прошлым годом на 1 человека больше. Одной из основных форм методической работы школы является педагогический совет. Тематика его заседаний тщательно подбиралась и соответствовала основным задачам, намеченным на данный учебный год. На ноябрьском заседании был рассмотрен вопрос « Операции измерения и оценки знаний. Усвоение как объект измерения» в форме обобщения опыта работы учителя русского языка и литературы Васильевой Т.Н. Учителя-предметники повысили свой и теоретический, и методический уровень по данному вопросу. Проблема, вынесенная на обсуждение январского педсовета, отражает потребность учителей школы, их затруднения, выявленные во время проведения диагностики. В рамках темы « Тесты как средство выявления качества усвоения. Требования к тестам» был рассмотрен вопрос о контроле знаний учащихся при помощи тестов. Эта проблема разрешалась путем распространения опыта учителя биологии и химии Кузнецовой И.В. В ходе этого педсовета были выработаны методические рекомендации по применению различных тестов. Опыт совместной работы позволил выявить эффективные приемы, методы и средства при проведении контроля уровня ЗУН учащихся при помощи тестов. В практике управления школой сложилась система внутришкольного инспектирования по следующим направлениям: -Уровень обученности и уровень качества ЗУН -Состояние контингента и ведение документации -Выполнение госпрограмм -Охрана прав детства -Повышение уровня профессионального мастерства -Состояние ТБ. Повторный контроль по итогам проверки. Внутришкольный контроль направлен на реализацию основной проблемы школы «Применение личностно- дифференцированного подхода к учащимся» в соответствии с разработанной программой развития школы. В школе строго соблюдается организация обучения 1 класса: в соответствии с приказом Мин.обр. и Сан Пин :это пятидневная неделя, Организация адаптационного периода в первой учебной четверти, когда в целях недопущения перегрузки проводятся 3 урока,а остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, играми на свежем воздухе. В школе введена обязательно динамическая пауза для учащихся 1 класса Концепция школы - предоставление всем учащимся одинаковых стартовых возможностей, дифференциация обучения и обеспечение индивидуального подхода к одарённым детям и учащимся, испытывающим трудности в обучении. Организовано участие школьников в олимпиадном движении, конкурсах районного уровня. В прошедшем учебном году учащаяся 11 класса Кубасова Татьяна заняла 1 место в предметной олимпиаде по биологии(учитель Кузнецова И.В.), участвовала в областной олимпиаде по биологии; учащаяся 9 класса Моисеева Александра заняла 3 место в районной олимпиаде по химии(учитель Кузнецова И.В.); ученик 4 класса Васильев Константин занял 2 место в районной олимпиаде по русскому языку(учитель Евтюшина Э.Н.); учащиеся 5 класса Полухина Кристина и Лукашевич Яна заняли 3 место в районном конкурсе игровых программ(старшая вожатая Кузнецова Л.В.); ученица 4 класса Сапунова Елизавета заняла 2 место в районном конкурсе чтецов по экологии «Моя малая родина»(учитель Сапунова О.Г.), второе место в районном конкурсе «Пионерский корреспондент» занял учащийся 9 класса Кузнецов Ярослав(старшая вожатая Кузнецова Л.В.). Старшая вожатая Кузнецова Л.В. заняла первое место в конкурсе социальных проектов. На базе Екатериновской средней школы прошло районное мероприятие «Встреча начальника РУО со старшеклассниками», в котором приняли участие представители всех средних школ района.(сценарий – Сапунова О.Г., мультимедийное оформление – Кузнецова Л.В., оформление зала- Лукашевич В.И.). Выпускница 11 класса Кубасова Татьяна была отмечена премией Главы администрации Ливенского района в номинации «Учебная деятельность». Особое место отводилось включению каждого ученика в физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня как эффективной формы оздоровления, повышения работоспособности, средства увеличения двигательной активности. Ежегодно учащиеся проходят углубленный медицинский осмотр, отдыхают в загородных лагерях, санаториях. Администрация школы стремится придать внутришкольному инспектированию системный характер, мониторинги проводились как по промежуточным, так и по конечным результатам: 1. В школе сложилась система промежуточного контроля в начале и конце учебного года, проводились административные контрольные работы по русскому языку и математике, результаты которых обсуждались на педсоветах и совещаниях при директоре; тематические проверки, срезы знаний по предметам. 2. С целью проверки готовности выпускников начального звена к продолжению образования на второй ступени обучения, оказания помощи слабоуспевающим учащимся в ликвидации пробелов проводится классно-обобщающий контроль в 4 классе. Все учащиеся справились с контрольными тестовыми работами: по математике, введению в историю, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и готовы к обучению в 5 классе (учитель ЕвтюшинаЭ.Н.). 4. Традиционно проводятся репетиционные письменные экзамены по русскому языку и математике. Это помогает подготовить учащихся к экзаменам, провести работу над ошибками. Результат: все учащиеся успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию, не было нервных срывов. 5. Контроль над навыком чтения из года в год помогает повысить уровень знаний по всем предметам. С целью работы над недостатками, вскрытыми в ходе внутришкольного инспектирования, особое внимание уделяется повторным проверкам по этим вопросам, подведения итогов выполнения госпрограмм, рекомендаций Минобразования, изучению и обобщению опыта работы учителей. Проверка школьной документации показала: журналы проверяются регулярно 1 раз в месяц, замечания записываются, при повторной проверке фиксируется выполнение рекомендаций. Дневники учащихся регулярно проверяются классными руководителями(1 раз в неделю ) и заместителе директора по УВР Сапуновой О.Г.(согласно графика). Оценки вовремя выставляются. Результаты проверки тетрадей для контрольных работ удовлетворительные: все учащиеся имеют тетради, количество контрольных работ соответствует норме, качество проверки контрольных работ соответствует нормам выставления оценок. Наблюдалось исправление верного на неверное. В основном ,все учителя ответственно подходят к ведению и проверке тетрадей. Соблюдается орфографический режим, систематически проводится работа над ошибками.При проверке рабочих тетрадей выявлено, что проводится работа над ошибками, тетради проверяются, объем классных и домашних работ соответствует норме, соблюдается единый орфографический режим. Проверка личных дел учащихся показала серьезный и ответственный подход классных руководителей к их заполнению и ведению. Алфавитная книга записи учащихся заполняется своевременно. Количество учащихся в книге и в наличии совпадает. В условиях гуманизации образовательной системы актуальным становится вопрос сохранения и укрепления психического здоровья ребенка. Основным условием нормального психологического развития является спокойная доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личностного и образовательного уровня. Поэтому главная цель воспитательной работы в МОУ Екатериновской средней школе – это обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ее участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе. Работа педагогического коллектива по выполнению задач в организации внеурочной воспитательной работы за истекший учебный год основывалась на работе учителей – предметников и классных руководителей. Система воспитательной работы школы строилась следующим образом: 1. Воспитание в процессе обучения. 2. Внеурочная деятельность: · внеклассная работа · внешкольная работа · работа с общественностью и родителями. Вся работа велась по следующим направлениям: 1. политико-правовое воспитание; 2. идейно-нравственное просвещение и воспитание; 3. историко-культурное воспитание; 4. художественно-эстетическое воспитание; 5. работа по укреплению здоровья, воспитание здорового образа жизни; 6. трудовое воспитание; 7. работа с трудными детьми. Педколлектив школы особое внимание уделяет занятости во внеурочное время. В школе работают кружки: · «Театральное искусство» (руководитель Сапунова О.Г., посещают 10 учащихся 5и 6 классов); · «Звездное небо» (руководитель Акимова Т.И.) посещают 10 учащихся · 7 -8классов); · « Деревянные узоры» (руководитель Францев В.В., посещают 10 учащихся 6-9 классов); · «Глиняные сказки» (руководитель Лукашевич В. И.); В школе создан орган ученического самоуправления. Основные задачи ученического самоуправления: · Развивать организаторские способности учащихся; · Воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость. Органом ученического самоуправления совет школы. В совет школы входят учащиеся 8-11 классов. Совет старшеклассников является основной формой развития ученического самоуправления. В малый совет входят учащиеся среднего звена. В школе есть пионерское объединение. Совет дружины является органом детского самоуправления. Пионеры работают по программе «Гражданин страны Пионерии». В школе работает МО классных руководителей, руководителем которого является заместитель директора по ВВР Ашихмина Е.Н. Основными задачами МО классных руководителей: · Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики; · Вооружение классных руководителей знаниями современных форм и методов работы; · Обучение единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся; · Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. МО классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы. Из вышеизложенного следует, что администрация Екатериновской средней школы должным образом осуществляет руководство учебно-воспитательным процессом, эффективно использует все возможные резервы для повышения его эффективности. Одним из важных инструментов руководства школой является внутришкольный контроль, позволяющий администрации школы разработать конкретную программу оказания научно-методической помощи педагогам, способствующую повышению их квалификации. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «Орловский Государственный Университет» Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе « ВЕСЁЛЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД» Выполнил студентка 5 курса 1 группы физико-математического факультета специальность 010101 – Математика Красильникова Е.А. ОРЕЛ-2009 Цели: 1. Образовательные – повторить изученный материал (сложение, вычитание, умножение, деление, остаток, уравнение). 2. Развивающие – развить математическое мышление, устный счет, способность применить имеющиеся знания в поисках решения нестандартных математических задач. 3. Воспитательные – воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, повысить интерес к математике. Ход мероприятия Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо ответить на следующие вопросы. Команда, ответившая на большее количество вопросов, первой начнёт путешествие. Вопросы: 1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели) 2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа) 3. По дороге 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0) 4. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг) 5. Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1) 6. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков) 7. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села) 8. Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты) Учитель: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали. 1 станция "Эрудит" Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В конце учитель суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе. Кроссворд По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение) 2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое) 3. Число, на которое делят. (Делитель) 4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр) По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник) 6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое) 7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток) 8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)
2 станция "Веселые нотки" На этой станции команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов учтель записывает в маршрутный лист. Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни). 3 станция "Угадай - ка" Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла. Словесные ребусы: 1. (Точка) 2. (Минус) 3. (Сумма) Числовые ребусы:
4 станция "Внимательная" На этой станции команде учитель читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла. Задачи: 1. В автобусе ехали 25 человек. 2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, 3. Летняя задача.
4. На рынке.
5. Задача о глупом Кондрате.
5 станция "Светофор" Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке - 4 очка, а если на зеленом кружке, то 2 очка. Задачи: 1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков) 2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков) 3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка) 4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка) 5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку. (2 очка - за каждую исправленную ошибку) 6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка) 6 станция "Рыболовная" На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указано условие задачи. Задачи: 1. На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко) 2. За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко) 3. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко) 4. Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка) 5. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка) 6. Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка) 7 станция "Поздравительная" На эту станцию все команды приходят одновременно. Здесь учитель подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд. Также можно детям подарить медали, сделанные из бумаги. За первое место - медаль "Вундеркинды года" и отметку «5», за 2 и 3 места - медаль "Великие математики" и отметки «4». Самоанализ воспитательного дела. 1. Цель данного мероприятия поставлена, на мой взгляд, правильно и понятно: развить математическое мышление, устный счет, способность применить имеющиеся знания в поисках решения нестандартных задач; воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, повысить интерес к математике. 2. Мероприятия актуальны всегда. Проводя данное мероприятие, учащиеся увидели, что математические задачи могут быть довольно занимательными и интересными. А в решении некоторых задач можно проявить свои творческие способности. То есть, принимая непосредственное участие в ходе мероприятия, учащиеся применяли знания в решении нестандартных задачах. На мой взгляд, это мероприятие занимает важное место в системе воспитательной и учебной работы класса и школы. 3. Место проведения - классная комната: большое просторное помещение для проведения мероприятия. Оформление класса соответствовало теме: на доске написана тема, в центре кроссворд, ребусы, красочно оформленные карточки с заданиями, счетные палочки. 4. Я считаю, что цель мероприятия была достигнута. Учителю, участникам и зрителям оно понравилось. Ребята принимали активное участие, были заинтересованы данной темой, поскольку там были достаточно интересные вопросы и задания. |