Дипломная работа: Франчайзинг как инструмент управления финансами предприятия на примере ООО Сервистренд
Название: Франчайзинг как инструмент управления финансами предприятия на примере ООО Сервистренд Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Франчайзинг как инструмент управления финансами предприятия, на примере ООО "Сервистренд". ПЛАН Вступление ....................................................................................................... 3 Раздел 1. Концепция франчайзинга как финансового инструмента ............. 5 1.1. Понятие и экономическая суть франчайзинга ..................................... 5 1.2 Законодательно-правовая база франчайзинга ................................... 16 1.3 Понятие франчайзингового договора ................................................ 27 Раздел 2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса ........................................................................................................................ 32 2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия.................. 32 2.2 Особенности организации франчайзинговой сети 1С. ....................... 41 2.3 Анализ эффективности франчайзинговой схемы для ООО «Сервистренд» 46 3. Перспективы развития франчайзинга в России ....................................... 52 3.1 Подходы и методы моделирования взаимодействия малых и больших предприятий на основе франчайзинга ...................................................... 52 3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга ........................................ 59 Заключение .................................................................................................... 68 Список использованной литературы ........................................................... 74 Приложение ................................................................................................... 76
|
Коэффициенты | Нормативное значение | 2004 г. | 2005г. | Изменение |
1. Автономии | > 0,5 | 0,1045 | 0,6824 | 0,5778 |
2. Соотношения заемных и собств. средств | < 1 | 8,5677 | 0,4655 | -8,1022 |
3. Соотношения мобильных и иммобилизованных средств | - | 9,5630 | 10,7266 | 1,1637 |
4. Маневренности | 0,5 | 0,4110 | 0,9097 | 0,4986 |
5. Абсолютной ликвидности | 0,2 - 0,7 | 0,0020 | 0,0319 | 0,0299 |
6. Ликвидности | > 1 | 0,0507 | 0,5822 | 0,5315 |
7. Покрытия | > 2 | 0,6459 | 1,5952 | 0,9493 |
Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния предприятия.
Коэффициент автономии важен как для инвесторов так и для кредиторов предприятия, поскольку он характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия. По данным анализа видно, что доля имущества сформированного за счет собственных источников увеличилась с 10.45% до 68.24%. Это говорит о том, что риск кредиторов невысок, так как реализовав половину имущества, сформированного за счет собственных средств, предприятие сможет погасить свои долговые обязательства.
Коэффициент автономии дополняется соотношением заемных и собственных средств , высокий показатель которого (8.5667) говорит о том, что большая часть деятельности предприятия финансировалась за счет заемных средств.
Высокий показатель соотношения мобильных и иммобилизованных средств (9.5630) а также его рост (+1.1637) положительно характеризуют данное предприятие, показывая существенное преобладание мобильных средств.
Для определения того какая часть собственных средств вложена в наиболее ликвидные активы, используется коэффициент маневренности . Из анализа видно, что если в начале периода активы формировались в основном за счет заемных средств, то в конце периода источником их формирования более чем на 90% стали собственные средства.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг к текущим обязательствам предприятия. В течении периода произошло увеличение этого коэффициента (с 0.020 до 0.319). Это говорит о том, что предприятие в начале периода не смогло бы срочно погасить свои обязательства. Однако учитывая малую вероятность того, что все кредиторы одновременно потребуют погашения долгов а также принимая во внимание рост показателя, можно сказать, что соотношение легкореализуемых активов и краткосрочной задолженности допустимо.
В определении коэффициента ликвидности также учитываются быстрореализуемые активы. Несмотря на рост в конце периода он так и не смог попасть под ограничения. Что объясняется значительным преобладанием пассивов над активами.
Коэффициент покрытия позволяет определить в какой кратности текущие кредиторские обязательства обеспечены материальными оборотными средствами. Его рост в течении периода - положительное явление. В общем случае значение коэффициента на конец периода не является достаточным, но в данном случае, учитывая специфику деятельности предприятия, скорее опасно его чрезмерно высокое значение, так как оно говорит о неэффективном использовании ресурсов.
Причиной несоответствия ограничениям многих показателей является деятельность предприятия - строительно-ремонтные работы связанные с долгосрочным привлечением больших средств, как собственных так и заемных. Следовательно подобная динамика коэффициентов является нормальным явлением для предприятия и в целом его положение устойчиво.
Для более детального исследования финансовой устойчивости рассчитаем соответствующие показатели предприятия (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Анализ финансовой устойчивости ООО «Сервистренд»
тыс. руб.
Показатель | 2004 г. | 2005 г. | Абсолютное изменение |
1. Источники собственных средств за вычетом иммобилизованных |
40 000 | 329 661 | 289 661 |
2. Основные средства и долгосрочные вложения средства | 23 560 | 29 784 | 6 224 |
3. Наличие собственных и оборотных средств п1. - п2. | 16 440 | 299 877 | 283 436 |
4. Долгосрочные кредиты и заемные средства | 0 | 0 | 0 |
5. Собственные и долгосрочные заемные источники п3. + п4. | 16 440 | 299 877 | 283 436 |
6. Краткосрочные кредиты и заемные средства | 0 | 0 | 0 |
7. Общая величина основных источников формирования п5. + п6 | 16 440 | 299 877 | 283 436 |
8. Общая величина затрат | 203 950 | 155 444 | -48 506 |
9. Излишек или недостаток | |||
а) собственных оборотных средств п3. - п8. | -187 510 | 144 433 | 331 943 |
б) собственных и заемных долгосрочных источников п5. - п8. | -187 510 | 144 433 | 331 943 |
Как видно из таблицы, увеличение произошло почти по всем статьям, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, что является положительным фактором.
Таким образом значительное увеличение источников собственных средств (п.1) произошло главным образом за счет отражения в балансе прибыли от работ выполненных в течении периода. Это позволило увеличить предприятию основные фонды (п.2) главным образом за счет приобретения новых основных средств. Значительный остаток собственных средств (п.3) позволил предприятию обойтись без заемных средств (п.4 и 6) и сформировать значительный резерв (п.7).
Как видно из анализа предприятие не испытывает недостатков в оборотных средствах вследствие наличия большого резерва.
Рассмотрим показатели ликвидности предприятия (см. табл. 2.3)
Таблица 2.3
Анализ ликвидности баланса
тыс. руб.
Активы |
2004 г. |
2005 г. |
Пассивы |
2004 г. |
2005 г. |
Платежный излишек или недостаток | |
2004 | 2005 | ||||||
1. Наиболее ликвидные активы | 676 | 4 896 | 1. Наиболее срочные обяз-ва | 342 710 | 153 455 | -342 034 | -148 560 |
2. Быстрореализуемые активы | 16 713 | 84 452 | 2. Краткосрочные пассивы | 0 | 0 | 16 713 | 84 452 |
3. Медленнореализуе-мые активы | 203 950 | 155 444 | 3. Долгосрочные пассивы | 0 | 0 | 203 950 | 155 444 |
4. Труднореализуемые активы | 23 560 | 29 784 | 4. Постоянные пассивы | 40 000 | 329 661 | -16 440 | -299 877 |
Условие абсолютной ликвидности: | |||
A I > П I | A II > П II | A III > П III | A IV < П IV |
Ликвидность баланса определяется как покрытие обязательств предприятия его активами. Анализ ликвидности заключается в сравнении средств актива сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке ее убывания с обязательствами пассива, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания этих сроков. В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы делятся на:
1. Наиболее ликвидные;
2. Быстрореализуемые;
3. Медленнореализуемые;
4. Труднореализуемые
Пассивы группируются по степени срочности их оплаты:
1. Наиболее срочные;
2. Краткосрочные;
3. Долгосрочные;
4. Постоянные
В данном балансе нарушено условие ликвидности A I > П I
Рассмотрим в каком состоянии находятся основные средства предприятия (см. табл. 2.4).
Таблица 2.4
Анализ состояния и использования основных средств
тыс. руб.
Показатель | Начало периода |
Конец периода |
Абсолютное изменение |
1. Первоначальная стоимость | 24 552 | 33 403 | 8 851 |
2. Износ | 992 | 3 947 | 2 955 |
3. Остаточная стоимость | 23 560 | 29 456 | 5 896 |
4. Коэффициент износа | 4,04% | 11,82% | 7,77% |
5. Коэффициент годности | 95,96% | 88,18% | -7,77% |
6. Балансовая прибыль | 244 553 | 287 709 | 43 156 |
7. Фондоотдача | 996,06% | 861,33% | -134,73% |
Основные средства находящиеся на балансе предприятия к концу периода эксплуатировались более интенсивно, что вызвало увеличение износа (п. 2) и коэффициента износа (п. 4), а следовательно снижение коэффициента годности (п.5). Несмотря на это остаточная стоимость основных средств увеличилась (п. 3), что произошло за счет приобретения новых основных средств (п.1). В целом использование основных средств позволило увеличить балансовую прибыль предприятия (п. 6), но уменьшение фондоотдачи говорит о том, что эффективность использования основных средств на предприятии снизилась.
Таблица 2.5
Анализ финансовых результатов
Показатель | Начало периода |
Конец периода |
Абсолютное изменение |
1. Прибыль, руб. | 244 553 | 287 709 | 43 156 |
2. Использование прибыли, руб. | 4 031 | 4 743 | 711 |
3. Нераспределенная прибыль, тыс. руб. | 0 | 282 966 | 282 966 |
4. Нераспределенная прибыль прошлого года, руб. | 0 | 0 | 0 |
5. Рентабельность, % | 107,02 | 152,35 | 45,33 |
Прибыль в абсолютном значении увеличилась на 17,65%, рентабельность же возросла на 45,33%, что безусловно характеризует предприятие с положительной стороны. Увеличение рентабельности вызвано главным образом снижением общей величины затрат.
В целом можно сказать что финансовое состояние предприятия устойчиво.
2.2 Особенности организации франчайзинговой сети 1С.
Как уже отмечалось выше ООО «Сервистренд» является франчайзи 1С. Рассмотрим более детально все особенности организации франчайзинговой сети 1С.
Франчайзинговая сеть партнеров-внедренцев создана и развивается фирмой "1С" для квалифицированного выполнения работ по обслуживанию пользователей системы "1С:Предприятие" и гарантирует качество оказываемых услуг. На сегодня эта сеть не имеет аналогов в России, она сформирована и развивается на базе коллективов, не просто продающих программные продукты, но и имеющих опыт до- и послепродажного обслуживания клиентов, внедрения, сопровождения, а зачастую и разработки программ.
Фирмы-франчайзи работают под единой маркой "1С:ФРАНЧАЙЗИНГ", имеют в своем составе аттестованных фирмой "1С" специалистов, что гарантирует высокое качество выполнения типового набора услуг, начиная от простой инсталляции и элементарной настройки прикладной конфигурации до интеграции программы с другими пакетами, обучения пользователей и постановки учета на предприятии в полном объеме.
Фирма "1С" и ее партнеры прилагают совместные усилия для постоянного повышения качества обслуживания пользователей. Фирма "1С" разрабатывает типовую систему качества 1С:Франчайзи, которая позволяет даже небольшим фирмам организовать работу в соответствии со стандартом качества ISO 9001 и получить сертификат международного образца. Сертификация по стандарту ISO 9001 гарантирует, что компания хорошо организована, в ней четко распределены обязанности, процедуры, соблюдается технология работы, имеются оперативные инструкции, документированные и известные всему персоналу, процедура контроля выполняемых работ и, конечно, профессиональный и хорошо обученный персонал, способный выполнять свою работу качественно и в срок.
Франчайзинг - наилучший на сегодняшний день метод обеспечить индустриальное качество услуг, позволяющий сочетать эффективность, энергию, высочайший профессионализм и подвижность сотен небольших частных предприятий с мощью признанной торговой марки, технологическими достижениями и гарантиями ведущего российского разработчика программного обеспечения. Только небольшие частные предприятия реально могут оказывать внимание конкретным нуждам конкретного клиента. При этом наличие у франчайзи за спиной самой фирмы "1С" дает клиенту уверенность, что предложенные ему решения по автоматизации будут совершенствоваться и поддерживаться на регулярной и долговременной основе.
Отраслевая специализация фирм-франчайзи обеспечивает существенное повышение эффективности их деятельности за счет хорошего знакомства с предметной областью и способствует появлению конфигураций, хорошо отражающих специфику конкретных отраслей. Фирма "1С" регулярно публикует сборник "Внедренные решения на основе системы программ "1С:Предприятие", в котором содержится информация об использовании системы "1С:Предприятие" в конкретных организациях в самых различных отраслях. В этом сборнике представляются материалы об оригинальных конфигурациях, разработанных фирмами франчайзинговой сети "1С", а также примеры внедрения типовых конфигураций "1С". Наиболее отработанные решения партнеров оформляются в виде тиражных типовых конфигураций для системы "1С:Предприятие" и передаются в фирму "1С" для сертификации. После тщательного тестирования на соответствие определенному набору требований, такие продукты получают сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие" и продаются фирмой "1С" клиентам в режиме дистрибьюции через партнерскую сеть. В настоящее время уже есть решения для автотранспортных предприятий, бюджетных и военных организаций, гостиниц, интернет-технологий, для расчета квартплаты, для медицинских учреждений, международных и национальных стандартов учета, некоммерческих организаций, образования, общественного питания, планирования, управленческого учета и финансового анализа, для производственных предприятий, страховых организаций, строительства, для торговли различными видами товаров (автомобили, медикаменты, алкоголь и т.д.) и стыковки с торговым оборудованием, специальный расчет зарплаты и кадровый учет, а также различные утилиты для "1С:Предприятия" и решения, предоставляющие дополнительные сервисные возможности.
Договора на абонементное сопровождение и консультирование пользователей системы "1С:Предприятие" являются в настоящее время уже стандартной формой работы многих фирм франчайзинговой сети "1С". С одной стороны, имеется объективная тенденция постоянного развития учета и изменения учетного законодательства в странах бывшего СССР. С другой стороны, фирма "1С" постоянно наращивает разработку методических и консультационных материалов по организации учета.
Таким образом, франчайзинг - это способ ведения бизнеса, при котором известная фирма предоставляет свои передовые технологии и возможность работы под ее маркой другим организациям. Экономический эффект франчайзинга состоит в сочетании эффективности и подвижности небольшого частного предприятия с технологическими достижениями и гарантиями фирмы с раскрученной торговой маркой. Для фирмы-франчайзи это означает хорошую возможность начать и развить свой бизнес, а для клиентов - высокое качество гарантированного обслуживания.
Важен и психологический эффект франчайзинга. С одной стороны, владельцы фирмы-франчайзи чувствуют себя хозяевами собственного дела, которое ведут в своих интересах, которое они могут продать или передать по наследству. С другой стороны, франчайзи чувствуют себя не "одинокими волками", а частью сплоченного сообщества профессионалов, делящихся друг с другом своими технологическими достижениями, сообща решающими многие проблемы. Франчайзи заинтересованы в качественной работе своих коллег - они вместе работают на репутацию общего дела.
1С:ФРАНЧАЙЗИ:
· могут использовать символику "1С" в рамках деятельности, ограниченной договором франчайзинга (сам договор см. в Приложении);
· получают специальную рекламную поддержку в центральной прессе, на выставках и др.;
· получают компенсацию затрат на региональную рекламу;
· получают специальную методическую рабочую информацию;
· имеют высокие скидки на приобретаемые в фирме "1С" программные продукты;
· проходят обучение, получают консультации в фирме "1С" по программным средствам и вопросам франчайзинговой деятельности;
· проводят аттестацию своих сотрудников в фирме "1С";
· регулярно получают актуальную технологическую информацию, помогающую в практической работе с клиентами - по электронной почте, на сайте фирмы "1С" в Интернет, на технологических CD-ROMах.
Организация бизнеса "1С:Франчайзи" требует начальных затрат в размере от 250 до 1000 долларов и уплаты ежеквартального взноса в размере 100 долларов. При выполнении определенных условий франчайзи от ежеквартального взноса освобождается. Для своей работы франчайзи необходимо приобрести программный продукт/продукты "1С:Предприятие" (NFR - версии) и аттестовать в фирме "1С" не менее двух специалистов-внедренцев.
Сотрудники-внедренцы должны быть коммуникабельными, разбираться в бухгалтерском и управленческом учете, владеть навыками программирования, быть готовыми к работе, связанной с разъездами. Договор Франчайзинга ограничивает ценовой демпинг и распространение конкурирующих бухгалтерских программ.
При выполнении этих условий фирма-франчайзи получает сертификат и последующую поддержку в работе от фирмы "1С".
Существуют также определенные этические нормы работы 1С:Франчайзи:
· Честно и корректно относиться к клиентам, сотрудникам и другим франчайзи
· Конкурировать с другими франчайзи качеством, а не ценой
· Готовить собственные кадры и избегать переманивания сотрудников других франчайзи
· Поддерживать деловую репутацию сообщества "1С" и воздерживаться от распространения негативной информации о других франчайзи
· Обслуживать только лицензионное программное обеспечение
· Не использовать массовых рассылок сообщений по электронной почте, отправляемых без согласия владельца электронного адреса (спам)
2.3 Анализ эффективности франчайзинговой схемы для ООО «Сервистренд»
Рассмотрим более подробно с финансовой стороны условия сотрудничества ООО «Сервистренд» в качестве франчайзи 1С. На рис 2.1 рассмотрена схема взаимодействия франчайзера – ООО « Дарумсан » и франчайзи — ООО «Сервистренд», которая построена на основе франшизы бизнес-формата.
В соответствии с этой схемой:
1. франчайзер (лицензиар), который владеет определенной торговой маркой и “ноу-хау”, предоставляет - франчайзи, являющемуся независимым хозяйствующим субъектом:
· право на ведение дела под его торговой маркой;
· определенный набор товаров и услуг;
2. франчайзи, в свою очередь, предоставляет франчайзеру обязательство соблюдения установленных франчайзером стандартов качества продукции и услуг, а право его контролировать и соответствующее вознаграждение, которое состоит из системы платежей (при этом система платежей состоит из единовременного первоначального взноса и регулярных отчислений роялти).
Обязанности, взятые на себя обеими сторонами, закрепляются договором франшизы.
Одной из основных проблем взаимодействия активных элементов, которыми в данном случае являются франчайзи и франчайзер, является устойчивость. Серьезность этой проблемы заключается в том, что, потратив много сил на налаживание данного взаимодействия, тому или другому предприятию, а иногда и обоим начинает казаться, что оно для них не выгодно, что влечет за собой невыполнение договорных обязательств и последующий разрыв договора. Совершенно очевидно, что для того, чтобы существенно снизить вероятность такого исхода, предприятия должны быть уверены в том, что данное взаимодействие для них выгодно.
Определим условия, при выполнении которых может быть обеспечено устойчивое взаимодействие на основе франчайзинга.
Для этого введем следующие обозначения:
P – цена товаров и услуг в зависимости от вида деятельности;
Q — объем реализованной продукции;
PmQm — величина выручки (дохода), которую может обеспечить себе автономно франчайзи;
Cm — суммарные издержки автономно функционирующего франчайзи;
PRm — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующий франчайзи;
PfmQfm — объем выручки (дохода), который может получить франчайзи при взаимодействии с франчайзером на основе франчайзинга;
Cfm — издержки франчайзи при взаимодействии с франчайзером на основе франчайзинга (за исключением роялти и первоначального взноса, выплачиваемого франчайзеру);
L — установленный процент от выручки (дохода), на основании которого формируется роялти;
(PfmQfm:100)*L — величина роялти, выплачиваемая франчайзи франчайзеру;
L1 — величина вступительного взноса, выплачиваемая франчайзи франчайзеру при их взаимодействии на основе франчайзинга;
PbQb — оценка величины выручки (дохода), которую может обеспечить себе автономно действующий франчайзи (в данном случае предполагается , что как франчайзер, так и франчайзи могут создать на данной территории одинаковые по своим производственным возможностям объекты, обусловленные спецификой данного территориального образования, которая выявлена на основе маркетинга);
Cb — суммарные издержки автономно функционирующего франчайзи;
PRb — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующий франчайзи;
PfbQfb — объем выручки (дохода), который может получить франчайзер при взаимодействии с франчайзи;
Cfb — издержки франчайзера при взаимодействии с франчайзи (включая издержки на предоставление услуг по проведению маркетинговых исследований, обучению и т.д.).
В качестве теоретической основы для решения данной задачи может быть использован математический инструментарий классических кооперативных игр.
В данном случае в качестве игроков выступают “большое” (в нашем случае ООО «Дарумсан») и “малое” (в нашем случае ООО «Сервистренд») предприятия, и поэтому множество I состоит из двух элементов I = {1,2}.
Игра ( I,v ) называется существенной, если выполняется соотношение:
(1)
где v (i) – выигрыш игрока i, действующего автономно (i=1,2).
В данном случае выигрыш игроков будет составлять:
v (1) = PRm = (PmQm — Cm) ; (2)
v (2) = PRb = (PbQb – Cb) , (3)
где
v (1) — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующее малое предприятие;
v (2) — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующее большое предприятия.
При расчете для анализируемого предприятия возьмем сумму выручки и остальных составляющих не в рублях, а в у.е. (для облегчения наочного восприятия).
Проведем расчет для анализируемого сообщества:
v (1) =10620 – 6145 = 4475 у.е.
v (2) =245130 – 72631 =172499 у.е.
Обозначив через:
v (I) – выигрыш коалиции I, в которую в данном случае входит два игрока (малое и большое предприятия), получим соотношение:
v (I) = QfPf — Cf. (4)
v (I) =384561 – 52300 = 332261 у . е .
Применяя условия несущественности игры к франчайзингу, получим соотношение:
(PmQm – Cm) + ( PbQb – Cb) < QfPf — Cf. (5)
(10620 – 6145) + (245130 – 72631) < 384561 – 52300
Полученное соотношение отражает тот факт, что прибыль, образующаяся от взаимодействия франчайзера и ООО «Сервистренд», строго больше суммы прибыли, которую ООО «Сервистренд» может обеспечить себе действуя автономно.
Игра (I,v) называется несущественной, если выполняется условие:
, (6)
т.е., выполняется соотношение:
(PmQm – Cm) + ( PbQb – Cb) = QfPf — Cf . ( 7)
Таким образом, если игра является несущественной, то прибыль, образующаяся от взаимодействия большого и малого предприятия в системе франчайзинга, равняется сумме прибылей автономно действующих большого и малого предприятий, из чего следует, что если даже предприятия вступят во взаимодействие, то оно окажется неустойчивым, так как ни то, ни другое предприятие не имеют прямых экономических стимулов к объединению.
Основным понятием в кооперативной игре является понятие дележа, представляющего собой вектор Х = (х1,х2,….хn), каждая компонента которого хi представляет собой сумму, которую получит игрок iI при распределении полезности, имеющейся в распоряжении множества игроков I .
Обозначим через xi эффект, который получит ООО «Сервистренд» участвуя в франчайзингвой схеме 1С, тогда обозначив через:
хi – прибыль, получаемая предприятием в системе франчайзинга;
(у1 + у2) – система платежей малого предприятия большому, соответственно получим:
х1 = PfmQfm — Cfm – (у1 + у2); (8)
х1 =(19500 – 6320) – (250 + 100) = 12830 у.е.
Дележ в кооперативной игре должен удовлетворять двум условиям:
· индивидуальной рациональности;
· групповой рациональности.
Условие говорит о том, что, участвуя в коалиции, анализируемое предприятие получает по меньшей мере столько, сколько оно могло бы получить, действуя самостоятельно и не заботясь о действиях других игроков. В рассматриваемой нами модели выполнение условия индивидуальной рациональности означает, что прибыль, получаемая ООО «Сервистренд», взаимодействующего в системе франчайзинга, должна быть не меньше прибыли, получаемой им в случае автономного функционирования.
Таким образом, соблюдение условия индивидуальной рациональности требует выполнения следующего неравенства:
PfmQfm — Cfm — (PfmQfm :100)*L — L1 ≥ ( PmQm — Cm) ; (9)
(19500 – 6320) – (19500:100)*0,1 – 250 ≥ (10620 – 6145)
12910,5>4475
Содержательно неравенство отражает тот факт, что ООО «Сервистренд» должно получать такую часть прибыли, образующейся от взаимодействия с франчайзером, которая была бы не меньше прибыли, получаемой им, действующим автономно.
Таким образом проведя расчет с использованием минимальной величин выручки анализируемого предприятия мы получили наглядные доказательства преимущества работы ООО «Сервистренд» именно по франчайзинговой схеме. В приложении 2 также имеется прайс-лист с ценами по которым предприятие закупает и реализует программный продукт 1С.
3. Перспективы развития франчайзинга в России
3.1 Подходы и методы моделирования взаимодействия малых и больших предприятий на основе франчайзинга
Развитие цивилизованного рынка в России невозможно без увеличения доли малого бизнеса, так как именно этот сектор наиболее динамично реагирует на рыночную конъюнктуру, что, в свою очередь, формирует необходимый импульс для структурной перестройки различных отраслей и создания дополнительных рабочих мест.
В странах с развитой экономикой доля малого бизнеса в ВВП колеблется в диапазоне от 50% ( Великобритания, Германия, США) до 60% (Италия, Франция), в то время как в России эта доля составляет только 10-11%.
Необходимо также отметить, что, например, в США особое внимание малому предпринимательству стало уделяться с тех пор, как Берч [15] впервые опубликовал результаты своих эмпирических исследований. Он установил, что за 8 лет с 1968 по 1976 годы 82% новых рабочих мест были созданы малыми фирмами, численностью менее 100 работников. Этот факт, который был подтвержден последующими исследованиями, говорит о том, что большинство вновь создаваемых рабочих мест приходятся на малые фирмы. В дальнейшем Берч [16] обнаружил, что большинство новых рабочих мест в действительности создается относительно малой горсткой растущих предприятий, составляющих менее 3% всего американского бизнеса. Эти предприятия получили название “газелей”. Согласно Берчу, с 1900 по 1994 г. “газели” дали США 5 млн. новых рабочих мест.
В России становление малого предпринимательства испытывает определенные трудности, которые обусловлены не только существующим законодательством, не создающим благоприятных условий для развития малого бизнеса, но и тем, что контингент, занятый в этой сфере, как правило, не имеет необходимых экономических и юридических знаний, без которых невозможно проведение серьезных маркетинговых исследований, принятие обоснованных решений по проблемам, связанным со сбытом товаров и услуг, а также выработкой эффективной стратегии и тактики для ведения конкурентной борьбы с крупными компаниями. Совокупность этих причин часто приводит вновь создаваемые малые предприятия к банкротству.
При таких обстоятельствах, как отмечает Егорова Н.Е. [4] , малые предприятия “…постепенно втягиваются в орбиту крупных предприятий и становятся их сателлитами. При этом крупные предприятия становятся своеобразными демпферами, амортизирующими губительные для МП воздействия рыночной стихии, а МП – адаптерами, гибко реагирующими на конъюнктуру спроса”. Таким образом, малые предприятия все больше и больше стремятся превратиться из конкурентов в партнеров крупных предприятий, обеспечивая себе тем самым более благоприятные условия не только для вхождения в соответствующий сектор рынка, но и для выживания в нем.
С другой стороны, малые российские предприятия все больше и больше начинают осознавать роль торговой марки, под которой подразумевается – имя, термин, знак, символ рисунок или их сочетание, предназначенное для идентификации товаров и услуг и их дифференциации от товаров или услуг, предоставляемых конкурентами.
Преимущества товара или услуги, обладающих торговой маркой были ярко продемонстрированы результатами исследований, проведенных в 1994 г. журналом “Финансовый мир”, которые показали, что к самым дорогим торговым маркам мира относятся: Coca-Cola, Marlboro, Nescafe, Microsoft, Budweizer, Kellogs, Motorola, Gilett. По полученным данным, торговая марка Coca-Cola оценивается в 36 миллиардов долларов, Marlboro – в 30, а Nescafe в – 11. В данных исследованиях стоимость торговой марки определялась исходя из дополнительной цены, умноженной на дополнительный объем продаж, которые обеспечивает конкретная торговая марка по отношению к среднестатистической торговой марке.
Успех торговой марки зависит от многих факторов, при этом одним из основных является возможность фирмы добиться ясной дифференциации производимого ими товара в сознании потребителя. Этого можно достичь за счет рекламы, которая, корреспондируясь с представлением о новом товаре, извещает клиентов об их выгодах, т.е. помогает им заключить хорошую сделку.
Таким образом, как отмечает Тамбовцев В. [14], товарный знак, являясь средством искусственной дифференциации товаров на рынке, создает возможность для их владельцев обеспечить себе монопольное положение на соответствующем товарном рынке за счет индивидуализации продукции, что обуславливает относительно большой доход на единицу продукции. Очень важно подчеркнуть и тот факт, что разработка и защита товарного знака требуют от его владельца определенных инвестиций, которые направлены на:
· обеспечение определенного уровня качества товара;
· рекламу товарного знака;
· на защиту товарного знака.
Таким образом, товарный знак имеет все признаки капитального нематериального актива, который имеет информационную природу.
Стремление малых российских предприятий взаимодействовать с крупными фирмами, с одной стороны, и использовать марки, известные во всем мире – с другой, привели к развитию в больших городах России такой формы взаимодействия крупных и малых предприятий, как франчайзинг .
Следует отметить, что одновременно с правом на использование его торговой марки франчайзер предоставляет франчайзи определенный набор услуг, а в некоторых случаях и товаров. Этот набор может варьироваться, в то же время наиболее стандартный вариант включает следующие виды товаров и услуг:
· оценку и подбор месторасположения торговой точки;
· оказание помощи в переговорах о лизинге, сублизинге или аренде;
· оказание помощи при подборе транспортных средств;
· проведение первоначального курса обучения, при проведении которого франчайзер передает франчайзи свое “ноу-хау” путем обучения персонала применяемым им самим методам управления и организации процесса работы;
· проведение маркетинговых исследований на территории деятельности франчайзи;
· оказание консультативной помощи в подборе помещения, доставке необходимого оборудования и подготовке его к работе;
· проведение систематической переподготовки сотрудников франчайзи по управлению и технологическим проблемам;
· обеспечение поставки необходимого сырья, оборудования по заказам франчайзи;
· предоставление помощи в определении источников финансирования;
· оказание помощи в работе в течение первой недели с момента открытия фирмы на франшизной основе;
· оказание консультативной помощи в организации и поддержании связей со средствами массовой информации и проведении рекламы.
При формировании того или иного набора головная фирма руководствуется следующим основным принципом: предлагаемый ею набор услуг должен быть действительно необходимым для франчайзи, а не заставлять малое предприятие покупать ненужные ему услуги.
В обмен на использование торговой марки и предоставленный набор услуг, как отмечалось выше, франчайзи выплачивает головной фирме вознаграждение, которое формируется из следующих видов платежей:
· вступительного взноса;
· регулярных отчислений (роялти).
Вступительный взнос представляет собой плату за лицензию на право продажи продукцию или услуги франчайзера под его торговой маркой на определенной территории (иногда этим взносом оплачиваются также первоначальное обучение и консультации). Иногда величина вступительного взноса формируется как определенный процент, величина которого обычно составляет 5 — 10% от общей суммы затрат на организацию торговой точки. В то же время необходимо отметить, что величина этого взноса зависит как от сферы деятельности (для отелей она может достигать 12 млн. фунтов стерлингов, а для предприятий, торгующих с прилавков фургонов, она может составлять 6 тыс. фунтов стерлингов.), так и от страны (в США величина этого взноса колеблется от 15 до 100 тысяч долларов, а в Англии от 5 до 500 тысяч фунтов стерлингов).
Важным фактором, влияющим на величину вступительного взноса, является конкуренция. Если франчайзер установит слишком высокую по сравнению со своими конкурентами цену, то он рискует не привлечь к себе покупателей франшизы. Фирма, которая впервые выходит на рынок и никому еще не известна, должна установить размер вступительного взноса несколько ниже, чем ее уже известные в отрасли конкуренты.
Как правило, установленный первоначальный взнос платится единовременно при подписании контракта, но иногда, чтобы больше заинтересовать франчайзи, этот взнос разбивается на две части, одна из которых платится при заключении контракта, а вторая — во время первого обучения.
На практике используются различные комбинации платежей, которые представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Комбинация платежей франчайзинга
№ комбинации | Виды платежей |
1 | Вступительный взнос Арендные платежи ( если франчайзи арендует помещение у своего франчайзера) Роялти |
2 | Вступительный взнос; Премия за подбор помещения и оборудование (взимается с франчайзером в тех случаях, когда франчайзинговая сделка зависит от выбора местоположения предприятия франчайзи, и франчайзер дополнительно , в соответствии с желанием, высказанным франчайзи, проводит специальные маркетинговые исследования с целью наилучшего положения предприятия); Наценка за первую поставку сырья и материалов Арендные платежи Платежи по лизинговому договору Плата за кредит (если франчайзер предоставляет кредит своему франчайзи) Плата за текущие управленческие, финансовые или консультационные услуги Рекламные взносы |
Необходимо отметить, что франчайзинговое право не накладывает каких-либо ограничений на формирование системы платежей и позволяет сторонам комбинировать условия соглашения очень гибко, принимая во внимание специфику различных видов деятельности.
В.В. Довгань в своей книге о франчайзинге [2] констатирует: “Почему умер франчайзинг по пицце? Ведь это была блестящая идея, с которой можно было бы хорошо зарабатывать. Из шестнадцати пиццерий, которые работали в Тольятти, около офиса, буквально под рукой, только две делали качественную пиццу, соблюдая рецептуру. Остальные начали не докладывать.”
Одна из основных целей франчазера состоит в привлечении средств франчайзи. По сути, франчайзи выполняет две основных функции:
3. предоставляет капитал для создания нового предприятия;
4. осуществляет управление торговым предприятием.
Использование франчайзи как важнейшего источника капитала является главным элементом механизма франчайзинга. Хотя возможны и другие варианты.
Существуют различные виды франчайзинга: товарный, производственный, деловой или франшизы бизнес – формата.
Последний из перечисленных видов предполагает, что франчайзер лицензирует бизнес-формат: организационную систему и торговую марку, которые и использует франчайзи.
Использование данной формы, которая исследуется в этой дипломной работе, предполагает, что франчайзи вместе с маркой покупает и ноу-хау франчайзера, которые и применяет в своей деятельности. Таким образом, франчайзи в системе бизнес-формата действует в соответствии с рыночной стратегией головной корпорации, руководствуясь ее правилами менеджмента и соблюдая ее технические требования и технологические требования к производству продукта или предоставлению услуги. Очевидно, что для выполнения этих условий в системе франчайзер-франчайзи необходимо наличие единого информационного пространства, которое поддерживается между ними за счет обмена информацией с помощью программ обучения.
Наиболее типичным примером использования этой формы франчайзинга в настоящее время является предоставление услуг населению или бизнесу, а именно, создание сети производителей программного продукта, сети гостиниц ресторанов быстрого питания и т.д в которых выполняются такие же, как и в головном предприятии, требования к качеству и технологическому процессу изготовления продукта и предоставления услуги.
Таким образом ожно сделать вывод, что у франчайзинга большое будущее в России.
3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
Данная глава дипломной работы посвящена анализу преимуществ и недостаток использования франчайзинга в хозяйственной деятельности. Этот вопрос был частично рассмотрен в главе 1.1, здесь же более полно рассмотрена эта проблема.
Преимущества для франчайзора . Франчайзор - это человек, который смог создать работающий бизнес. Это бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзора. Бизнес франчайзора всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию.
После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируя прибыль или создавать франчайзинговую систему. При создании и развитии франчайзинговой системы, ее основатели будут рассматривать пять позиций:
· Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса . Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзор сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзора
· Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзором. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзору за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).
Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзору быстро и эффективно развиваться на рынке. Именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзор получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзора никогда не хватило бы денег.
Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.
Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Франчайзор развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных предприятий. Франчайзор разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе.
Преимущества для франчайзи. Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзорами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг. Но, если смотреть шире, то самым большим преимуществом являются отношения между франчайзором и франчайзи.
Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзор остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.
Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.
Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзор и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.
Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзору и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзором и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзора. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.
Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald-s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзором. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от франчайзи индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзора уже получившего всеобщее признание.
Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.
Недостатки Франчайзинга. Как бизнес концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзора. Но есть и недостатки. Вот что нужно принять во внимание обеим сторонам.
Недостатки для франчайзора:
· Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.
· Франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.
· Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.
· Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.
· Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.
· Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.
Для того, чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзор должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзор должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзор должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения.
Франчайзор должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзоры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе.
Недостатки для франчайзи:
· Невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему.
· Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзора. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.
· Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.
· Отсутствие поддержки со стороны франчайзора. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзор необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзора является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзора подрывает силу франчайзинговой системы.
· Определение финансовой мощи франчайзора. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзора. Может случиться так, что франчайзор объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.
До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзором. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзор выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Франчайзи должен узнать является ли франчайзор членом местной ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзор должен выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации. Так же следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы больше узнать о франчайзоре.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что опыт западных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией мелких фирм и крупных компаний, которые являются основными элементами системы западной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса на основе франчайзинга необходимо и для успешного развития России.
В то же время опыт проведения российских реформ показывает, что отсутствие должного внимания к обеспечению устойчивости их проведения не только влечет за собой неэффективно используемые средства и усилия, но и ставит определенные преграды на пути дальнейшего их проведения, порождая определенное недоверие к ним со стороны тех или иных субъектов рынка, как российских, так и иностранных. В связи с этим очень важно, чтобы начинающая формироваться тенденция развития франчайзинга в больших городах России приобрела необходимую устойчивость и помогла одним из российских предприятий перенять лучшие образцы западных технологий, а другим – создать свои марки и в недалеком будущем начать завоевывать развивающиеся, а впоследствии и западные рынки.
Для осуществления этих позитивных сдвигов, являющихся важной составляющей структурных реформ российской экономики (особенно в инновационно ориентированных отраслях), необходимо уметь оценивать различные аспекты взаимодействия (основными из которых являются прибыли, риски) в различных формах франчайзинга, так как только такие подходы смогут обеспечить устойчивое развитие этой, а также других форм кооперативного взаимодействия.
Что касательно рекомендаций по дипломной работе, то, исходя из специфики темы работы, хотелось бы дать действенную, на наш взгляд, схему оценки предпринимателем потребности для его бизнеса покупки франшизы.
Несмотря на то, что франчайзинг является доказанной успешной концепцией, покупка конкретной франшизы не дает гарантии на 100% успех. Необходимо провести тщательное исследование, и следующие 13 вопросов должны помочь определить, насколько франчайзинг подходит для конкретного предпринимателя.
1. Хотите и способны ли вы брать на себя обязанности по управлению собственным предприятием?
Перед покупкой франшизы необходимо провести тщательный самоанализ. Один из мифов о франчайзинге говорит, что заниматься франчайзингом очень легко. Это лишь миф.
Да, франчайзор предоставит обучение и постоянную поддержку, но предприниматель должен быть готов управлять предприятием самостоятельно. Многие франчайзоры не разрешают, чтобы предприятие франчайзи управлялось менеджером, назначенным франчайзи. Предприниматель должен понимать, что ему придется очень много работать - больше, чем когда-либо раньше. 40 часов в неделю - это миф, особенно в начальной фазе развития предприятия. Более реалистичная цифра - 60-70 часов. Предприниматель также должен быть готов мыть полы, выбрасывать мусор из корзин, увольнять служащих и общаться с недовольными клиентами.
2. Будете ли вы получать удовольствие от работы?
Некоторые люди покупают франшизу для того, чтобы заработать много денег, и через некоторое время они обнаруживают, что им не нравится эта работа. Необходимо подумать о том, что вы хотите и что вам нравится. Надо поговорить с семьей и друзьями. Затем просмотреть все возможные франшизы в этой отрасли и сделать запрос у франчайзора на более детальную информацию. Выбранная франшиза должна приносить удовольствие в течении следующих 10-15 лет.
3. Готовы ли вы следовать всем стандартам и требованиям франчайзора?
Самый главный ключ к успеху франчайзинговой системы - это единообразие продукта и услуг во всех предприятиях франчайзи. Вывеска со знаком франшизы означает для клиентов, что вы следуете стандартам этой системы. Люди предпринимательской натуры, которые не любят ограничивать себя заданными стандартами, не являются идеальными кандидатами в франчайзи.
4. Это формальная сделка?
Франчайзор может быть близким родственником, но если он решит продать свой бизнес, то предпринимателю придется общаться с незнакомыми людьми. Все положения в договоре должны быть составлены с предположением, что они могут быть использованы в суде.
5. Получается ли у вас в жизни хорошо ладить с людьми?
Многие франчайзинговые предприятия основаны на общении с людьми. Исключительна важна способность предпинимателя общаться с франчайзором, другими франчайзи, служащими и клиентами. Плохая репутация одного предприятия может бросать тень на всю франчайзинговую систему. Предприниматель должен уметь хорошо ладить как с вышестоящим, так и подчиненными ему людьми.
6. Хватит ли вам денег?
Одна из основных причин неудач франчайзи - недостаток средств. Несмотря на то, что франчайзор может дать достаточно точную оценку расходов на открытие предприятия, предприниматель может столкнуться с дополнительными затратами. У него должно быть достаточно денег не только для того, чтобы открыть предприятие, но и для поддержания себя, своей семьи и самого предприятия до тех пор, пока не будет достигнута точка безубыточности.
Надо просчитать прибыль от инвестиции за вычетом расходов на финансирование и предполагаемой зарплаты для себя;
Необходимо просчитать выручку по месяцам на один год и по годам на два года для определения общей суммы, необходимой для работы;
Необходимо убедиться, что у вас есть источник финансовой поддержки в течении первых шести месяцев работы на случай непредвиденных обстоятельств.
При необходимости надо обратиться к помощи профессионального бухгалтера.
7. Внимательно ли вы изучили юридические документы?
Франчайзор попросит подписать документ, под названием "франчайзинговый договор". Этот документ дает необходимую информацию о франшизе и излагает условия сотрудничества с франчайзором. Франчайзинговый договор является жизненно важным документом и должен быть очень внимательно изучен.
8. Есть ли у вас необходимые юридические и экономические знания?
Если у вас нет специального экономического образования, то грамотно было бы привлечь бухгалтера, который дал бы независимую оценку финансовой информации, предоставленной франчайзором. Аналогичным образом юрист должен изучить франчайзинговый договор. Желательно, чтобы юрист и бухгалтер имели опыт во франчайзинге. Такой профессиональный совет может сослужить хорошую службу и оправдать расходы.
9. Является ли франчайзор успешным или нет?
Нужно лично познакомиться с ключевыми фигурами в компании франчайзора, с их опытом работы и узнать финансовую историю предприятия. "Молодой" франчайзор может предоставить прекрасную франшизу, но может оказаться, что он не до конца доработал структуру и принципы всей системы.
10. Насколько другие франчайзи этой системы успешны и счастливы?
По вашему запросу франчайзор должен предоставить вам список всех франчайзи системы с контактными адресами и телефонами. Рекомендуется связаться с несколькими из них и обсудить их опыт общения с франчайзором. Выполнял ли он свои обещания? Получил ли франчайзи полное обучение? Купили ли бы они еще раз эту франшизу или посоветовали бы они это сделать своим друзьям? Прибыльный ли их бизнес? Чтобы они посоветовали бы в целом?
11. Нравится ли вам персонал франчайзора - люди, с которыми вам придется постоянно общаться?
Один из наиболее важных элементов франчайзинга - это постоянная поддержка от франчайзора, поэтому важно, чтобы предприниматель чувствовал себя хорошо, общаясь с представителями франчайзора в течении многих лет.
12. Довольны ли вы пособием по функционированию предприятия и обучающими пособиями?
Пособие по функционированию предприятия, которое может состоять из нескольких томов, должно описывать все детали работы предприятия от закупок до помещения объявлений о найме новых сотрудников
13. Поддержит ли вас семья?
Управление предприятием займет все время. Вы не сможете больше уделять прежнее внимание семье и своим хобби. Ваша семья должна понимать, что отныне ваше время становится исключительно дорогим удовольствием. Вам необходимо заручиться поддержкой своей жены / мужа и детей. Взаимопонимание между супругами исключительно важно, так как многие франчайзинговые предприятия могут эффективно управляться семейной командой франчайзи.
Еще раз отметим, что несмотря на то, что франчайзинг является доказанной успешной концепцией, покупка конкретной франшизы не дает гарантии на 100% успех. Необходимо провести тщательное исследование и тогда шанс на успех резко возрастает.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Довгань В.В. Франчайзинг – путь к расширению бизнеса. – М.: Наука, 1994.
3. Дюбин Г. Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр. =- М.: Наука, 1981.
4. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом. - Экономика и математические методы, , том 35, №2, 1999.
5. Ермолинский А. Как франчайзинг помогает уйти от НДС // Деловой еженедельник Приморья "Золотой Рог" №47
6. Киреев А.П. Международные бизнес-схемы на основе франчайзинга., М., Экспо., 2005.
7. Кохан Т.С. Перспективы развития франчайзинга в России. // Маркетинг в России и за рубежом, №7 1999.
8. Кравчук А.Н. Франчайзинг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом, №5 2004.
9. Крученко О.С. Как открыть собственный бизнес на основе франшизы., М.: Экспо., 2005.
10. Плотников Г.Н. Теоретический экскурс в франчайзинг //Бизнес и экономика, № 3, 2001.
11. Розенмюллер И. Кооперативные игры и рынки. – М.: Мир, 1974.
12. Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом, №1 2001.
13. Семенов Н.А. Международные экономические отношения., М., Финансы и статистика., 2000.
14. Тамбовцев В. Товарный знак как товарный нематериальный актив. - Вопросы экономики, №12, 1999.
15. Birch D. L. Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Most People to Work. N.Y.: Free press 1987.
16. Birch D. L. The Job Generation Process: a Report, prepared by the Massachusets Institute of technology Program on Neighbourhood and Regional change for the Economic Development Administration. US Department of Commerce. Washington Cambridge. Mass: MIT, Press, 1979.
Приложение
Приложение 1
ДИЛЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ |
|
г. Москва "___"___________200___г.
ООО "Дарумсан" в лице директора Кузнецова Игоря Владимировича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________________________________________________________ (далее - ДИЛЕР), в лице _____________________________________, действующего на основании ________________, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ
1.1. ДИЛЕР приобретает программные продукты (далее - ПРОДУКТЫ), печатную продукцию и методические материалы, поставляемые фирмой "1С" и другими поставщиками ООО "Дарумсан" для дальнейшей продажи, если особый порядок их распространения не предусмотрен иными договорами * .
1.2. Программные продукты являются объектом авторского права и охраняются законами Российской Федерации.
2. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ
2.1. Необходимым условием заключения дилерского соглашения является закупка не менее 5 ПРОДУКТОВ выпускаемых фирмой "1С" (далее - ПРОДУКТЫ "1С") на сумму не менее 100 долларов США или не менее 3 ПРОДУКТОВ других фирм на сумму не менее 250 долларов США.
2.2. Оплата производится на основании счета в рублях по курсу, установленному ЦБ РФ на дату оплаты. Закупка осуществляется по дилерским ценам.
3. ДИЛЕРСКИЕ СКИДКИ И ЛЬГОТЫ
3.1. ДИЛЕР приобретает ПРОДУКТЫ "1С" делового назначения со скидкой 50%, а ПРОДУКТЫ других фирм по ценам, определяемым колонкой "цена для дилера" прайс-листа ООО "Дарумсан".
3.2. ДИЛЕР, не имеющий невыполненных обязательств и достигший разово или нарастающим итогом в течение квартала объема закупок 500 долларов США, или при единовременной закупке 20-100 ПРОДУКТОВ "1С" делового назначения, получает статус "постоянного партнера", скидку на ПРОДУКТЫ "1С" делового назначения - 55% и право приобретения ПРОДУКТОВ других фирм по ценам, определяемым колонкой "цена для постоянного партнера" прайс-листа ООО "Дарумсан". Если до конца следующего квартала "постоянный партнер" не подтвердит свой статус, скидки и цены устанавливаются в соответствии с колонкой "дилер" прайс-листа ООО "Дарумсан".
3.3. ДИЛЕР получает скидку 60% на ПРОДУКТЫ "1С" делового назначения и имеет право приобрести ПРОДУКТЫ других фирм по ценам, определяемым колонкой "цена для дистрибьютора" прайс-листа ООО "Дарумсан" при следующих условиях:
· единовременная закупка не менее 100 ПРОДУКТОВ "1С" делового назначения
· единовременная закупка не менее 400 комплектов продуктов "1С" для дома, за исключением экономичных выпусков продуктов
· единовременная закупка не менее 1000 экземпляров экономичных выпусков продуктов "1С" для дома
· при заключении специального соглашения на региональную дистрибьюцию.
4. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДИЛЕРА.
4.1. ДИЛЕР обязуется:
4.1.1. Строго придерживаться и не нарушать правил лицензионного использования ПРОДУКТОВ, устанавливаемых "1С" или другими фирмами.
4.1.2. Не распространять нелицензионные ПРОДУКТЫ "1С" или других фирм.
4.1.3. Обеспечивать конфиденциальность полученной при сотрудничестве с ООО "Дарумсан" коммерческой и технической информации.
4.2. ДИЛЕР имеет право:
4.2.1. Пользоваться услугами службы технической поддержки по ПРОДУКТАМ "1С".
4.2.2. Принимать участие в дилерских семинарах и других учебных и методических мероприятиях.
4.2.3. Получать информацию о ценах, сроках поставки ПРОДУКТОВ, состоянии склада.
5. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ООО "ДАРУМСАН"
5.1. ООО "Дарумсан" обязуется:
5.1.1. Отпускать оплаченные ПРОДУКТЫ "1С" по заказам ДИЛЕРА в требуемом количестве со скидками, соответствующими статусу ДИЛЕРА.
5.1.2. Обеспечивать ДИЛЕРА образцами рекламных материалов по продуктам.
5.1.3. Публиковать телефоны ДИЛЕРА, осуществляющего ежеквартальные закупки, в центральной прессе, обеспечивать информационную поддержку.
5.1.4. Поддерживать для дилеров и их пользователей телефонную линию консультаций по рабочим дням с 9:30 до 17:30, а также предоставлять дилерам возможность обращения на линию консультаций через корпоративную электронную почту (HLINE MLG). Обслуживание производится только в соответствии с регистрационными анкетами.
5.2. ООО "Дарумсан" имеет право вносить изменения в прайс-лист без согласования с ДИЛЕРОМ.
6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН
7.1. Настоящее соглашение действует до конца 200___ года и в случае, если стороны не имеют взаимных претензий, продлевается на следующий год.
7.2. Настоящее соглашение может быть расторгнуто по заявлению одной из сторон после проведения всех взаиморасчетов в рамках действия данного соглашения.
7.3. Адреса и реквизиты сторон:
ООО "Дарумсан":
Юридический адрес: 127644, г. Москва, Лобненская ул., д.18, стр.1
ИНН 7713218563
Почтовый адрес: 123056, г. Москва, а/я 64
ДИЛЕР: _____________________________________________________________________________________________
Юридический адрес: _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Почтовый адрес (если отличается от юридического)_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Телефон для рекламы: ___________________________ Телефоны для контактов:______________________________________
Персона для контактов: _____________________________________________________________________________________
Адрес электронной почты ______________________________________ Веб-сайт_____________________________________
М.п. М.п.
Директор ООО "Дарумсан" Должность
___________________ И. В. Кузнецов ____________________ / ______________________________/
Ф.И.О.
Приложение 2
Программный продукт, приобретаемый ООО «Сервистренд» на основе договора франшизы
Наименование | Стоимость программного обеспечения, у.е. | Валовой доход франчайзи от реализации программного обеспечения 1С., у.е. | |
полная | льготная для франчайзи | ||
1 | 2 | 3 | 4=2-3 |
1С:Предприятие 7.7 ПРОФ Комплексная поставка | 480 | 336 | 144 |
1С:Предприятие 7.7 ПРОФ Набор для небольшой фирмы (сетевая) | 750 | 525 | 225 |
1С:Предприятие 7.7 ПРОФ Комплексная поставка (сетевая) | 1500 | 1050 | 450 |
1С:Бухгалтерия 7.7 Базовая версия | 98 | 68,6 | 29,4 |
1С:Бухгалтерия 7.7 Упрощенная система налогообложения. Базовая версия | 98 | 68,6 | 29,4 |
1С:Бухгалтерия 7.7 Стандартная версия | 165 | 115,5 | 49,5 |
1С:Бухгалтерия 7.7 ПРОФ | 240 | 168 | 72 |
1С:Предприятие 7.7 Бухгалтерский учет. Типовая конфигурация (сетевая) | 480 | 336 | 144 |
1С:ТОРГОВЛЯ И СКЛАД 7.7 ПРОФ | 280 | 196 | 84 |
1С:Предприятие 7.7 Оперативный учет. Конфигурация Торговля и склад (для 3-х пользователей) | 480 | 336 | 144 |
1С:Предприятие 7.7 Оперативный учет. Конфигурация Торговля и склад (сетевая) | 960 | 672 | 288 |
1С:ЗАРПЛАТА И КАДРЫ 7.7 Базовая версия | 165 | 115,5 | 49,5 |
1С:ЗАРПЛАТА И КАДРЫ 7.7 ПРОФ | 280 | 196 | 84 |
1С:Предприятие 7.7 Расчет. Конфигурация Зарплата и кадры (для 3-х пользователей) | 480 | 336 | 144 |
1С:Предприятие 7.7 Расчет. Конфигурация Зарплата и кадры (сетевая) | 960 | 672 | 288 |
1С:Предприниматель 7.7 Учет и отчетность ПБОЮЛ | 118 | 82,6 | 35,4 |
1С:Платежные документы 7.7 CD | 19 | 13,3 | 5,7 |
1С:Налогоплательщик 7.7 | 50 | 35 | 15 |
1С:Налог на прибыль. Экономичная версия | 2,8 | 1,96 | 0,84 |
1С:Деньги 7.7 | 19 | 13,3 | 5,7 |
* Некоторые продукты производства фирмы "1С" распространяются только в соответствии со специальными договорами.