Реферат: Торговые сети
Название: Торговые сети Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение………………………………………………………………...…2 Сетевая торговля……………………………………………………..….3 Крупнейшие торговые сети России в 2007 году………………….…11 Заключение………………………………………………………………15 Список литературы……………………………………………….……16 Введение Сетевая торговля в России шагает семимильными шагами. То и дело в СМИ появляются сообщения об открытии нового торгового гипермаркета или дискаунтера в одном из уголков страны. По оценкам РосБизнес Консалтинг, на сегодняшний день в России существует порядка 150 торговых сетей, охватывающих 25% рынка розничной торговли РФ. Основными законодателями мод на розничном рынке пока остаются столичные сети. Так, Москва опережает всю Россию по развитию сетевой торговли на 3-4 года. Только в 2007 году рост доли торговых сетей в Москве составил 62%. Не намного отстает по количеству сетевых магазинов и северная столица России. Все очевидней становится факт, что сетевая торговля перестает быть прерогативой только столичных мегаполисов. Сегодня ритейл раскинул свои сети в большинстве крупных и мелких городов России. По сообщению Росс Бизнес Консалтинг, лидерами по присутствию в регионах в 2007 году явились такие сети как “Магнит” (охватывает 44 региона), “Патэрсон”(19 регионов), “Перекресток”(17 регионов), “Пятерочка”(17регионов) и “Метро” (14 регионов). Вместе с ростом количества сетей, растет и их популярность среди населения. Так, например, среднее количество покупателей по результатам за 2007 год в сети магазинов “Магнит” составило 1290 человек в день, в “Пятерочке” - 608 покупателей, в “Копейку” каждый день заглядывают в среднем 388 человек. Сетевая торговля Натиск со стороны зарубежных компаний требует от отечественных ритейлоров (розничных продавцов) использования новых методов торговли и эффективных технологий. Для иностранных компаний рынок России в высшей степени привлекателен по своим масштабам и возможным доходам. Эти компании имеют преимущество не только в новейших формах, методах, технологиях, но и в крупных инвестициях. Известные транснациональные корпорации Wal Mart , Aldi , Carrifour контролируют в отдельных странах мира от 60-90% розничного товарооборота. Поэтому сеть отечественных ритейлоров вынуждена активно использовать элементы маркетингав целях гибкой адаптации к зарубежным конкурентам и рыночным конкурентам. Положительный опыт дает работа компании «Вимм Билль Данн» в области организации мерчандайзинга в торговых сетях магазина «Седьмой континент». Только за 2003 год компании удалось увеличить оборот в 6 раз. Как мировой, так и российский опыт подтверждают, что объединение магазинов в единую сеть – саамы эффективный путь развития розничной торговли. В Европе сетевая торговля контролирует 70-75% розничного товарооборота, а в России – на уровне 20-30%. По мнению экспертов, торговая сеть может быть эффективна тогда, когда в нее входит 20 магазинов. Сегодня состав всем известных сетей «Пятерочка» насчитываем 69 универсамов эконом-класса, в сети магазинах «Перекресток» входит 46 объектов торговли, «Копейка» - более 20 магазинов, «Кнакер», «Седьмой континент» - более 15, «Рамстор» - более 12. В России активно развиваются сети магазинов и меньшей площадью – до 400 кв.м. – это «Кнакер», «Дикси», «Пятерочка», «Авоська». Преимущество сетевой торговли очевидно: известно, что крупные поставщики всегда стремятся работать с крупными клиентами. Поэтому закупочные цены, условия поставки для центрального офиса сетевой торговли всегда более привдекательна, чем для любой изолированной торговой точки. Централизация коммерческой деятельности в сетевой торговле позволяет избежать многих недостатков, которые характерны для отдельного магазина. Изолированному магазину «не по деньгам» сформировать привлекательный ассортимент по конкурентоспособным ценам. Ориентировочное построение центрального офиса сетевой торговле приведено на рисунке 1. Рис.1. Организационная структура центрального офиса сетевой торговли. Торговая сеть характеризуется современными формами обслуживания, главным признаком которых является формат магазина – совокупность характеристик магазина, определяющая ассортимент, размер торговой площади, формы и методы обслуживания магазинов. Условно форматы можно подразделить по торговой площади: - на мини-маркеты (Бентамы) – 90 – 400 кв.м; - унивесамы, супермаркеты, дискаунтеры – 400 – 3000 кв.м; Гипермаркеты – свыше 3000 кв.м. Супкрмаркет – универсальный магазин торговой площадью более 400 кв.м, реализующий широкий ассортимент, более 5000 наименований, в режиме высокого сервиса обслуживания клиентов. К классическим супермаркетам можно отнести магазины торговых домов «Перекресток», «Седьмой континент», «БИН», «Азбука вкуса». Они характеризуются большим ассортиментом (5000-12000 наименований), хорошим качеством обслуживания, ценами выше, чем в обычных магазинах, с высокой торговой наценкой в пределах 30%. Как правило, супермаркеты ориентированы на покупателей со средним достатком. Формату «экономичного» супермаркета больше соответствуют супер- и гипермаркеты «Рамстор», «Паттерсон», цены в которых несколько ниже, чем в «классических». К «мягким» супермаркетам относятся магазины сетей «Мини-перекресток», «Копейка», «Авоська». Главная миссия такого магазина заключена в обеспечении покупателей качественными товарами по доступным ценам товаров несколько ограниченного ассортимента (1500-2000 наименований). При этом предусмотрено минимум персонала, упрощенная выкладка, ограниченный сервис. В мире накоплен богатый опыт функционирования сетей магазинов розничной торговли через магазины формата дискаунтера. Дискаунтер – розничный продовольственный магазин, представляющий сокращенный вариант супермаркета как с точки зрения размещения объекта, так и применительно к ассортименту, торговым технологиям, ценам, сервису. Главная идея дискаунтера – максимально низкие цены при гарантированном качестве товаров и простоте обслуживания. Это становится возможным в режиме комплексного обеспечения со стороны дистрибьюторского центра, обеспечивающего сразу несколько торговых точек по низким закупочным ценам, гарантированным ассортиментом. В результате происходит значительное снижение затрат на содержание управленческого персонала. Столичное правительство после преобразования множества оптовых рынков в торговые центры ставку сделало именно на формат дискаунтера. Можно выделить два вида дискаунтеолв. Первый тип – это традиционные дискаунтеры, обеспечивающие покупателей минимально достаточным ассортиментом в режиме поточной технологии. К этому типу можно отнести дискаунтеры «Пятерочка», «Мини-перекресток». Второй тип отличается более современным оборудованием торгового зала, его дизайна, маркетинговыми решениями по продвижению продуктов. К этому типу относятся дискаунтеры сетей «Копейка», «Спар». В данном формате активно используются маркетинговые коммуникации по организации дегустаций, рекламных кампаний и других промоакций со стороны мерчандайзеров поставщиков готовой продукции, но при этом сохраняются доступные цены. Например, работа дискаунтеров сетей «Копейка» основана на адаптации к условиям функционирования торговой технологии сетевой компании « ALDI ». Все холодильное и кассовое оборудование приобретается из числа бывшего в употреблении, благодаря чему экономится более 40% стоимости комплекта оборудования. Это дает возможность магазину устанавливать довольно низкие цены. Практика показала, что характерными признаками работы дискаунтеров являются: · Централизация управления закупками и доставкой товаров до пунктов продаж; · Ограничение ассортимента товарных групп товарами повседневного спроса; · Отсутствие магазинах складов, операций по приемке доставляемой продукции с центрального склада; · Простота торгового процесса и самообслуживание; · Полная взаимозаменяемость торгового персонала при минимальном количестве сотрудников дискаунтера. Гипермаркет – это универсальный магазин с торговой площадью более 5000 кв.м, который продает товары широкого ассортимента (продовольственные и непродовольственные) преимущественно методов самообслуживания. Примером гипермаркета может служить сеть магазинов турецкой компании «Рамэнка», которая в Москве в 2000 г. построила первый гипермаркет. Сегодня число подобных гипермаркетов значительно выше, они функционируют как крупные торговые комплексы самообслуживания с умеренной торговой наценкой в пределах 15%. Здесь по умеренным ценам предлагаются различные продукты питания и промышленные товары более 30 000 наименований. Кроме того, гипермаркеты компании «Рамэнка» имеют собственные пекарни, поэтому покупателей всегда радует свежая выпечка. В гипермаркете «Рамэнка» из 20 000 кв.м торговой площади под основной продовольственный зал отведено 7000 кв.м, а остальную часть занимают многочисленные торговые точки других европейских компаний, кафе, бары. Ежедневно через кассовые аппараты проходят свыше 10 000 человек, а в праздники бывает и более 25 000. Для гипермаркетов характерными являются регулярные сезонные распродажи с 30-50%-ными скидками, рекламно-развлекательные шоу с розыгрышами чеков, бесплатных призов, конкурсами. С 2000 г. к строительству гипермаркетов подключилось и правительство Московской области, выделив в рамках целевой программы «Губернаторское кольцо» 20 крупных земельных участков под строительство торговых комплексов. Необходимо отметить, что в основе сетевой торговли используется система франчайзинга. Франчайзинг (дословный перевод – «льготное предпринимательство») представляет форму длительного коммерческого сотрудничества нескольких фирм, в рамках которого фирма-франчайзер передает права на продажу своих товаров и услуг другой фирме – франчайзи, получающий одновременно и права на использование торговой марки, маркетинговых технологий, стандартов обслуживания, фирменного дизайна и деловой репутации франчайзера. Система франчайзинга в сетевой торговле представлена на рисунке 2. Рис.2.Система франчайзинга в сетевой торговле Как видно из рисунка 2, сбытовую сеть возглавляет компания франчайзера, которая через заключенный контракт-франшизу, получает права на организацию торговли через созданную сеть магазинов. Франчайзи является независимым хозяйствующим субъектом, который в рамках договора франшизы обязан соблюдать стандарты качества продукции, технологии производственных и обслуживающих операций. При этом франчайзер оставляет за собой право контроля над принятыми обязательства в рамках франшизы. Система франчайзинга выгодна для всех участников договора. Франчайзер в высшей заинтересован в увеличении объема реализации, не требующего при этом крупных капиталовложений. Для франчайзи работа под маркой всем известной торговой сети является гарантией «выживания» бизнеса и мотивацией его развития. По статистике известно, что среди независимых торговых компаний выживают на рынке только 15%, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний. Для франчайзера при развитии сетевой торговли есть риск возможной конкуренции со стороны новых франчайзи, кторых обучили и посвятили в секреты корпоративных ноу-хау. В России система франчайзинга имеет все предпосылки для быстрого развития. Любая фирма, которая собирается выступить в роли франчайзера, должна помнить, что при создании торговой сети важно учитывать следующие критерии. Изначально, фирме-франчайзеру необходимо обладать популярным брендом. Но на нашем рынке далеко не все компании имеют действительно хорошо раскрученную торговую марку, тогда как именно бренд является нематериальным активом, аренда которого приносит его владельцу доходы в виде «марочного капитала». Фирме-франчайзеру также необходимы апробированные на практике торговые технологии и методы высококачественного менеджмента. Величина доходов должна быть достаточной, чтобы вернуть вложенный капитал и укрепить корпоративное влияние в сегментах сбыта. В сфере торговли используются два варианта франчайзинговых сетей: товарный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата. В условиях товарного франчайзинга франчайзи становится самостоятельным продавцом товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать товар только у франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм-производителей, которые могут составить конкуренцию эта система франчайзинага активно используется у компаний-производителей и оптовых торговцев. На рынке России в рамках торгового франчайзинга успешно функционируют сети компании «Монарх», «Эконика» - торговля обувью. Франчайзи получает общие рекомендации по оформлению магазина, наружной рекламе и выкладке. При этом присутствует сравнительно невысокая степень регламентации корпоративной торговли со стороны компании-франчайзера. Более затратной системой франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. По такому типу развиваются сети «Макдоналдс», «Седьмой континент», «Копейка». В этом случае от франчайзи требуется высокое мастерство и четкое следование установленным стандартам качества, торговым технологиям, системе распределения и продвижения, а также стандарту сервисного обслуживания. Должна быть соблюдена регламентация всех операций, с поиска места под магазин и заканчивая должностными инструкциями для каждого исполнителя. Франчайзинг бизнес-формата понимается как единая организационная структура, которая является типичной для любого магазина торговой сети с включением фирменной одежды, корпоративной культуры и социальной ответственности перед клиентами. Данное разделение системы франчайзинга в высшей степени условно, так как на практике наблюдается смешение основных элементов этих систем. При создании системы франчайзинга франчайзер исполняет следующие функции: · Исследование рынка и выбор места расположения будущей торговой точки в различных регионах страны с учетом перспективы развития сетевой торговли на ближайшие 5 лет; · Разработку и планирование торговых помещений с учетом основных стандартов компании-франчайзера с использованием корпоративных технологий, рабочих чертежей по ремонту и перепланировке торговой площади с гибким применением элементов лизинга; · Оказание компнаий-франчайзи деловых консультаций в области планирования бизнеса, разработки разделов типового контракта-франшизы; · Разработку инструкций по алгоритму действий и выполнению операций, а также стандартов торговли для компании-франчайзи. Предлагаются формы отчетности, направления политики «найма» исполнителей, их мотивации; · Создание комплексной программы подготовки и переподготовки руководителей, а также обучения исполнителей компнаии-франчайзи в целях успешного тиражирования технологий и ноу-хау корпоративного бизнеса. Во многих случаях создаются учебные центры по подготовке продавцов. Обучение продавца-консультанта со средним специальным образованием составляет 5-7 дней. По таким программам обучаются в режиме стажировки старшие менеджеры торговых залов, бухгалтера, кассиры, мерчандайзеры, промоутеры в целях успешной организации рекламных акций. Для управляющего предусмотрена стажировка в действующем магазине сети. Для успешной работы франчайзинговой сети за каждым франчайзи закреплен менеджер головной компании, который консультирует и оказывает оперативную помощь. При этом предлагаются маркетинговые планы развития торговли и рекомендации по рекламе, выкладке образцов в торговом зале и эффективные акции стимулирования торговли. Для каждого франчайзера важно, чтобы основные участники торговой сети регулярно в течение 3-5 лет проходили переподготовку на платной основе. Исследователи выделяют среди присутствующих в России торговых сетей следующие типы: 1. Национальные (федеральные или общероссийские), в т.ч.: Дальнейшее развитие локальных сетей может идти по пути их поглощения общероссийскими, получения ими франшизы общероссийских компаний либо создания сильных компаний современного формата, однако последний путь может упираться в отсутствие достаточных средств. Аналитики отмечают также наличие варианта, при котором региональные власти и предприниматели не пускают на рынок своего региона общероссийских сетевых операторов. Интенсивное развитие сетевой торговли, активные процессы концентрации являются характерными для современного мирового рынка розничной торговли. Например, в США менее 10% от общего числа магазинов обеспечивают более 50% всего розничного оборота страны, причем на 10 крупнейших розничных сетей приходится более 15% всего розничного товарооборота. В Великобритании на четыре крупнейшие розничные компании приходится 40% от общего количества продовольственных магазинов и аптек. Крупнейшие торговые сети России в 2007 годуВ настоящее время российский рынок продуктового ритейла находится в стадии активной консолидации, демонстрируя более медленные темпы роста по сравнению 2000-2005 гг. Усиливающаяся конкуренция приводит к активизации сделок M&A, причем инициатива исходит как от федеральных игроков, так и от региональных. В 2007 г. значительное влияние на темпы роста розничной торговли оказал мировой продовольственный кризис. Таблица 1. Рейтинги торговых сетей
В 2007 г. продолжилось строительство торговых центров, что привело к некоторому снижению дефицита торговых площадей и к усилению конкуренции за место якорного арендатора торгового центра. Согласно последнему отчету "Европейские торговые центры", подготовленному компанией Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, в 2007 г. на территории РФ было введено в эксплуатацию 1 841 млн кв. м площади торговых центров. Таким образом, Россия возглавила рейтинг из 34 стран Европы по количеству квадратных метров качественных торговых площадей, готовящихся к открытию в 2008-2009 гг. Общая площадь строящихся в России новых торговых центров, составляет 3,2 млн кв. м. В перспективе ввод в эксплуатацию новых торговых центров продолжится. Торговые центры начали строиться не только в крупных городах, но и в т.н. городах "второго уровня" – средних и небольших населенных пунктах. Это означает, что фокус внимания крупных ритейлеров переместится на небольшие города, где, благодаря строительству торговых центров, появится возможность открывать супермаркеты и гипермаркеты. . В 2006 году доля торговых сетей в обороте розничной торговли России выросла почти в два раза и составила 8 %. При этом её рост впервые происходил не только за счёт Москвы и Санкт-Петербурга, но и вследствие развития розничных сетей в крупных региональных центрах . К 2007 году доля торговых сетей в обороте розничной торговли России составила 8 % против 4,5 % на начало 2006 году. По итогам 2003 году этот показатель равнялся 2,7 %. В то же время с конца 2002 по конец 2003 года доля торговых сетей в розничном обороте Москвы увеличивалась с 8 до 20 процентов, а за 2004 год — до 30 %. В 2007 году движение столичных торговых сетей в регионы продолжится. - в регионах больше места, там дешевле строить или арендовать магазины. В столице же наблюдается дефицит торговых площадей, поэтому развитие здесь затруднено, хотя нельзя говорить, что столичный рынок уже насыщен с точки зрения количества магазинов на душу населения. Для того чтобы поддерживать высокие темпы роста, московским ритейлерам приходится даже выступать в несвойственной им роли девелоперов. На днях о решении построить 2 собственных торговых центра заявила компания «ВиК-Холдинг», развивающая сеть магазинов «Самохвал». Ранее об аналогичных намерениях сообщала «Копейка». «Естественно, есть случаи и движения из регионов в Москву — Так, например, петербургская сеть „Пятёрочка“ два с половиной года назад стала со страшной скоростью открывать тесные магазинчики на месте бывших советских продмагов. Сеть магазинов по продаже бытовой техники „Эльдорадо“ тоже начинала с регионов. Но логичнее, конечно, двигаться из Москвы в другие города. Такой процесс можно объяснить тем, что во всех областях потребительского рынка через 3 года закончится время безграничного роста. Конкуренция станет более жёсткой, поэтому уже сейчас столичным сетям нужно застолбить себе место за пределами МКАД. Нельзя забывать, что в скором времени на розничном рынке появятся новые крупные игроки, которые придут с Запада. В какой-то момент они пойдут в крупные региональные центры, а затем и в менее крупные города. На данном этапе их развитию препятствует необходимость строительства собственных сетей дистрибуции, что играет на руку отечественным ритейлерам». Следует отметить, что дефицит торговых площадей для небольших торговых форматов, таких как жесткий дискаунтер и магазин у дома, по-прежнему останется на высоком уровне. С точки зрения потребительского спроса можно отметить следующие тенденции: повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров и замедление роста покупательского спроса, особенно в крупнейших городах России, где насыщенность торговыми сетями уже достигла определенного уровня. В средних и небольших городах России по-прежнему высока доля рынков и традиционных прилавочных магазинов в обороте торговли продовольственными товарами. Доля сетей здесь минимальна, а крупные форматы зачастую отсутствуют вовсе. Поэтому потребители здесь предъявляют не столь высокие запросы, как в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных городов России, однако ценовой фактор играет наиболее важную роль при выборе магазина. Для развития федеральных российских сетей в последние годы были характерны следующие черты: снижение прибыльности, увеличение долговой нагрузки за счет бурного роста сетей и увеличение сделок M&A. В то же время повышается прозрачность бизнеса российского продуктового ритейла, оптимизируется структура крупных компаний, развивается логистическая составляющая бизнеса. С точки зрения регионального развития российского продуктового ритейла можно с уверенностью сказать, что Москва и Санкт-Петербург постепенно утрачивают лидерские позиции на фоне развивающихся российских регионов. В течение 2005-2007 гг. совокупная доля Москвы и Санкт-Петербурга в обороте розничной торговли РФ снизилась с 27,6% до 23,8%, в перспективе данная тенденция продолжится, к 2010 г. можно прогнозировать сокращение доли двух крупнейших городов России до 21%. Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из быстрорастущих отраслей отечественной экономики, хотя темпы прироста продуктового ритейла год от года снижаются. Несмотря на это, рынок сетевой торговли продуктами питания растет быстрее совокупного рынка розничной торговли продовольственными товарами: в 2007 г. темпы прироста продуктового ритейла составили чуть более 40%, а весь рынок розничной торговли продуктами вырос на 32% в долларовом выражении. В среднесрочной перспективе можно ожидать увеличения темпа освоения регионов федеральными и иностранными игроками. Это будет происходить как за счет поглощения локальных и региональных компаний, так и за счет органического роста. Таким образом, в ближайшие несколько лет сохранится высокий темп роста доли современных форматов. Заключение Сетевая торговля в России подтвердила свою жизнеспособность. Это было достигнуто в результате централизации управления системами закупок и сбыта; равноправного партнерства всех участников сети; использования стратегий проникновения на рынок; маркетинговых форм и методов организации торговли и стимулирования продаж. В целом для развития франчайзинга в стране сложилась благоприятная ситуация, в которой уверенно побеждают цивилизованные формы торговли, а также четкая ориентация на запросы покупателей. Главная задача сегодня – это подготовка квалифицированных кадров в области сетевой торговли, способных понять национальную экономику на более высокий уровень. Список литературы 1. И.М.Синяева маркетинг в коммерции: Учебник/ Под ред. Л.П.Дашкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 2. Статья - «ТЕНДЕНЦИИ развития крупных торговых сетей и изменение положения производителей в Российской ФедерациИ» - Центр исследования рыночной среды. 2005 3. Интернет – статистические данные. |