Реферат: Роль Cберегательного банка в обслуживании населения
Название: Роль Cберегательного банка в обслуживании населения Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
ГЛАВА 1 РОЛЬ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ. 1.1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ. Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств клие- нтов и предприятий и их эффективного размещения на услови- ях возвратности , платности , срочности в интересах вкладчик- ов банка и развития хозяйства . Банк занимается кредитно- расчетным обслуживанием хозяйственных структур , осущест- влияет валютные операции по расчетам клиентов с иностран- ными партнерами. С переходом к рыночным отношениям Сберегательный банк РФ способствует инвестированию сбере- жений клиентов в экономику через участие в рынке ценных бумаг либо напрямую путем приобретения средств производст- ва и самостоятельной предпринимательской деятельности. Банк сосредотачивает значительный обьем депозитов и выполняемых операций , имеет широкую сеть учреждений, филиалов , значительную численность персонала. Основное направление в деятельности Сберегательно- го банка России состоит в оказании клиентам разнообразн- ых услуг .Банк стремится максимально соблюдать интересы клиентуры и заботится об удовлетворении собственных инте- ресов , добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитн- ой и прочей деятельности. К основным функциям Сбербанка относятся: ~ мобилизация временно свободных и неиспользуемых на текущие потребительские цели денежных средств предприятий и юр.лиц ; ~ размещение привлеченных средств в экономику и в операции с ценными бумагами ; ~ кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций ; ~ кредитование потребительских нужд клиентов ; ~ осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве и с клиентами ; ~ выпуск , продажа , покупка и хранение векселей , чеков , сертификатов и других ценных бумаг ; ~ консультирование и предоставление экономической и финансовой информации ; ~ оказание коммерческих услуг ( факторинг , лизинг ) ; ~ учредительская функция ; ~ совершение валютных операций и международных расчетов ; Одной из наиболее важных функций Сбербанка явля- ется привлечение временно свободных средств предприятий и юридических лиц . Благодаря этой функции клиенты получают доход в виде процентов. Вместе с тем привлечение средств выгодно и самому банку. С одной стороны , концентрируя эти средства , банки затем инвестируют их в экономику , что рас- ширяет возможности дополнительных вложений в развитие хозяйственных структур. С другой стороны , стабильный рост депозитов обеспечивает банку устойчивую кредитную базу. Важное экономическое значение имеет функция креди- тования предприятий , государства и юридических лиц . Банк выступает в качестве финансового посредника , получая денежные средства у кредиторов и давая их заемщи- кам . За счет кредитов банка осуществляется финансирование промышленности , сельского хозяйства , торговли . Банк предо ставляя ссуды клиентам способствует росту их уровня жизни. Одной из функций банка является обеспечение расчетно-платежного механизма.Выступая в качестве посре- дника в платежах , банк выполняет для своих клиентов опера- ции , связанные с проведением расчетов и платежей . Эмиссионо-учредительская функция осуществляется путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций и облигац- ий) . Выполняя эту функцию , банк становится каналом , обе- спечивающим направление сбережений для производсвенных целей . Учитывая концентрацию в Сбербанке подавляющей мас- сы денежных сбережений клиентуры и реально складывающе- еся положение в банковской сфере , в ближайшие годы его учреждения будут выполнять главную роль в обслуживании населения , по крайней мере до тех пор , пока сеть других банков не будет соответственно развита . На развитие операций Сбербанка существенное влия- ние оказали факторы , связанные с изменением экономическ- их условий в обществе . Наиболее важными из них являются : ликвидация монополии Сбербанка и возрастание конкуренции между коммерческими банками за привлечение средств клие- нтов ; динамика структуры цен , предложения товаров и услуг и соответствующих расходов клиентов ; увеличение спроса на кредит ; дифференциация клиентов по уровню доходов ; процентная политика банков . Банк стремится максимально соблюдать интересы кли- ентуры и заботиться об удовлетворении собственных интере- сов , добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитной и валютной деятельности . Выполнение банковских операций с широкой клиентур- ой - важная особенность современной банковской деяте- льности во всех странах мира , имеющих развитую кредитно- валютную систему . Например , крупнейшие коммерческие банки Великобритании - клиринговые банки -выполняют около 100 различных операций по обслуживанию своих клиентов , коммерческие банки США - свыше 150 видов операций , а банки Японии - около 300 видов .Более того , последнее поко- ление АТМ ( банкоматов ) в США выполняет сегодня 125 видов различных видов операций. Для сравнения можно отметить , что Сбербанк в 1995 г. выполнял 70 видов банковских операций и услуг . В настоящее время количество операций возросло. Панова Г.С. " Банковское обслуживание частных лиц " стр . 9 АО ДИС , Москва , 1994 г . 1.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ . Становление современной банковской системы нача- лось в конце 80-х гг., с акционирования специализированных государственных банков . За неполных 10-лет банковская сис- тема России прошла головкружительный путь развития от , по сути , учетных финансовых контор до современных кредитных учреждений , наиболее передовые из которых уже начинают пользоваться доверием международного банковского сообще- ства . В настоящее время в России сложилась двухуровне- вая банковская система : Центральный банк , находящийся на 1-м уровне , выполняет роль главного координируещего органа денежно-кредитной системы страны и осуществляет операции только с кредитными организациями 2-го уровня и государст- венными структурами , а кредитные организации 2-го уровня работают со всеми остальными участниками финансового рынка - юридическими и физическими лицами . По состоянию на 1-января 1997 г. общее количество кредитных организаций , имеющих лицензию Банка России на совершение банковских операций , составило 2030 , из которых 1155 являются обществами с ограниченной ответст- венностью , а 872 - акционерными кредитными организациями. Из общего числа действующих кредитных организаций 782 имеют право на совершение операций в рублях и иностранной валюте с ограниченным кругом операций , 291 - лицензию на проведение всех видов рублевых и валютных операций ( генеральную лицензию ) , 90 - право проводить операции с драгоценными металлами . К началу 1997 г. насчитывался 5131 филиал кредитных организаций , из которых 1206 составили филиалы Агрпром- банка . Филиальная сеть Сберегательного банка состоит из 34426 филиалов , агенства и отделений . В настоящее время на территории Российской Федера- ции деятельность с участием иностранных инвестиций осуще- ствляют 152 кредитные организации , 13 из которых действу- ют полностью за счет иностранных инвестиций ( основная часть этих банков расположена в Москве - 100 банков ) , а в 10 иностранный капитал составляет более 50 % . Величина взноса иностранных инвестиций в уставной капитал банков - резидентов в совокупности составила 808,6 млрд. рублей ., в том числе из ближнего зарубежья - 46,8 млрд.руб. - это составило 4,3 % от суммарной величины уставного капи- тала коммерческих банков России. Основные показатели деятельности коммерческих банков России представлены в таблице .1. В своём развитии банковская система прошла неско- лько этапов . Условно выделим 3. 1 - формирование двухуровневой банковской системы России , характеризующееся бурным ростом банковск- ой системы , увеличением активов и банковского капи- тала , а также скрытым развитием и накоплением нега- тивных тенденций в банковской системе . Этап продо- лжался до 1995 г. 2 - развитие кризисных проявлений на финансовых ры- нках характеризующееся переходом проблем банков из скрытой в открытую форму под воздействием неск- ольких кризисов на рынке М БК и валютном рынке , уси- лением контроля со стороны Центрального банка и началом массового отзыва лицензий . До 1995 г. у банк- ов было отозвано около 70 лицензий , а за 1995-1996 г. - почти 500 . Этот этап продолжался с 1995 по 1996 г . ; 3 - оздоровление банковской системы , характеризую- щееся значительным ужесточением условий работы ( прежде всего снижение инфляции и снижение доход- ности банковских операций ), ужесточением требован- ий Центрального банка и началом санации и слияния банков , неустойчивых в финансовом отношении . Этот этап начался в 1996 г. и продолжался до настоящего времени . Его окончание должно ознаменовать готов- ность банковской системы к работе в новых условиях : ~ низкие процентные ставки ; ~ зависимость уровня доходности прежде всего от профессионализма работы банка на рынке ; ~ основное направление вложений банка - кредитован- ие реального сектора при значительном снижении соответствующих рисков ; ~ значительное сокращение в банковской системе ко- личества неустойчивых кредитных организаций ; В отличии от других отраслей экономики в первой половине 90 - х гг. банковская система пережила бурный расцвет. Дохо- дность в этой отрасли была необычайно высокой в силу трех причин : 1 - высокий уровень инфляции ; 2 - дефицит финансовых ресурсов ; 3 - спекуляция на валютном рынке ; На это же время пришёлся период становления Центрального банка , поэтому его контроль за кредитными организациями и финансовыми рынками не соответствовал потребностям времени . Кроме того , конец 80-х -начало 90-х гг. - это период глобального передела собственности в России . По опубликованным материалам БРФ . Средства из государственного сектора устремились в частн - ый , и львиная доля перераспределяемых средств питала в те годы банковскую систему . В этих условиях за 3-4 года к специализированным банкам , которых насчитывалось мене 10 , добавилось почти 2000 новых , тем более , что в то время для открытия банка не требовалось проходить жестких процедур и вкладывать дос- таточно много собственных средств . Заниматься банковским делом считалось очень прибыльным , и действительно , тогда это была самая рентабельная отрасль . Другой , не менее рас- пространенной причиной увеличения количества специализи- рованных банков являлась недоступность кредитов для большинства организаций ( из-за отсутствия конкуренции на финансовом рынке и высокой инфляции ) . Так в России появи- лось множество небольших , " карманных " банков , основной целью которых было привлечение внешних заемных средств ( иногда под любые проценты ) для льготного кредитования организаций , владевших таким банком . Не обошлось и без мошенников , хотя им гораздо больше удалось собрать сред - ств , и не прибегая к организации банков и не имея банковск - их лицензий ( " МММ " , " ТИБЕТ " и пр. ) . В силу перечисленных причин ( высокий уровень инф - ляции , дефицит финансовых ресурсов , спекуляции на валют - ном рынке ) , а также отсутствия в начале работы убытков , связанных с невозвратом кредитов и другими недостатками в работе кредитных организаций , угрозы банкротств , тем более массовых , перед банковской системой не возникало . Приток средств в банки был настолько мощным , что с лихвой перекрывал и потребности самого банка , и его промахи в ра - боте , и потребности клиентов в кредите . Положение стало коренным образом меняться к 1995 г. Уровень инфляции все еще оставался значительным для того , чтобы приносить высокие прибыли . Дело в том, что из-за запрета на осуществление валютных операций , сущест - вовавшего в СССР к моменту обвального роста инфляции , лишь незначительное количество участников финансового рынка имело существенные запасы валюты , а экономическая ситуация и послабление контроля со стороны государства в этой области привели к очень высокому спросу на иностран - ную валюту . Но валюта приобреталась большинством участ - ников не только как инстремент , защищающий от инфляции , но и как ликвидный актив , которым можно было абсолютно гарантированно расплатиться в любой ситуации . Напомним , что первая половина 90 - гг. характеризуется безоговорочным ростом курса доллара , и ситуация , при которой доллар растет очень медленно или обесценивается , рассматривалась как искусственная и заранее обреченная . Поэтому вопрос поку - пки валюты упирался только в отсутствие средств у участника рынка , а вот расставались с валютой очень неохотно и , как правило , ненадолго , т.е . спрос постоянно и многократно превышал предложение . Однако существовал один нюанс - неконвертируемость национальной валюты выражается прежде всего в том , что кроме участников - резидентов фи - нансового рынка национальную валюту никто покупать не бу - дет . И когда на фоне упомянутых особенностей банковской системы в 1995 г. были введены новые резервные требования для банков , которые им пришлось выполнять , фактически используя свободные активы ( так как привлеченные сред - ства , попавшие под резервные , уже были размещены ) , банки , естественно , прибегли к наиболее надежному и ликви- дному активу , находившемуся в их распоряжении , - они нача- ли продавать валюту на финансовом рынке , причем всю сразу и на очень большую сумму . Нетрудно догадаться , что факти - чески на рынке оказался один покупатель - Центральный банк. Рост курса доллара сначала остановился , а потом начал сни - жаться . Впервые за долгие годы рост рубля объяснялся есте- ственными причинами , кроме того , у Центрального банка по- пополнились свои не очень большие валютные резервы , не переплачивая за это , поэтому он не собирался форсировать события . Однако большинство участников рынка рассматри - вали валюту как доходный инструмент , а ее обесценение - не что иное , как прямые убытки . В этой ситуации разумным действием любого финансиста является продажа активов , не приносящих доход . И такая продажа также началась в массо - вом порядке . Произошел обвал . И хотя ситуацию удалось стабилизировать , введя валютный коридор , ее последствия для банковской системы оказались весьма серьезными и по - дорвали и без того уже небольшой запас прочности многих банков , которые понесли прямые убытки от валютных опера - ций и для которых валюта перестала быть ликвидным инстру - ментом . Фактически банк мог быстро мобилизовать средства лишь за счет нарождающегося рынка ГКО или МБК , т.е. нагрузка на эти рынки значительно возросла . Поэтому стаби - лизация оказалось недолгой . Сбой произошел 24 августа 1995 г. на межбанковском рынке . К тому времени проблемы в банковской системе обострились настолько , что не возврат нескольких кредитов на межбанковском рынке спровоцировал целую цепочку неплатежей , собственные ликвидные средст - ва многих банков оказались полностью исчерпанными . Мно - гие банки понесли тяжелые финансовые потери , более чем для 100 из них это окончилось банкротством , а межбанковск - ий рынок с большими трудностями восстанавливался на про - тяжении двух лет . Итак , к 1996 г. бурное расширение банковской системы прекратилось . Источники интенсивного развития системы оказались исчерпанными ( кризисы 1995 г. это показал со всей очевидностью ) , и банковская система должна была перейти на использование экстенсивных источников , т.е. развиваться за счет качественного роста . Ресурсная база банков 1996 г. формировалась в основ- ном за счет трех источников : ~ средства на расчетных и текущих счетах ; ~ вклады населения ; ~ межбанковские кредиты ; В течении года их соотношение почти не менялось . При неко- тором росте удельного веса вкладов населения наблюдалось незначительное падение объемов межбанковского кредито - вания . Вместе с тем отмечается существенный рост выпущен- ных банком собственных долговых обязательств ( с 3 до 5 % от величины пассивов ). На межбанковском рынке в структуре привлеченных средств происходит постепенная переориентация с российс- ких банков на зарубежные . Тенденция развития банковской системы России , на наш взгляд , в ближайшие несколько лет будут определяться следующими факторами : ~ снижение доходности финансовых рынков ; ~ постепенная стабилизация экономики страны и создание более благоприятного инвестицион- ного климата ; ~ рост квалификации банковских служащих , прежде всего среднего управленческого звена ; ~ укрепление и расширение законодательного поля в банковской сфере ; ~ концентрация и объединение крупных фина - нсовых и промышленных капиталов ; Эти факторы должны способствовать переориентации банков с вложений на финансовых рынках на кредитование прямых заемщиков и увеличение портфельных инвестиций , как за счет собственных средств , так и на основе доверите - ного управления портфелями своих клиентов . Начало эконо - мического подъема в стране привлечет значительные средст - ва в регионы России , однако в Москве на протяжении еще длительного периода будет сконцентрирована основная доля банковских капиталов . Создание банковских и финансово - промышленных групп получит дальнейшее развитие , скорость которого будет определяться двумя моментами - решением проблемы неплатежей предприятий и оздоровлением самой банковской системы ( в первую очередь , за счет снижения доли убытков и некачественных активов до приемлемого уров - ня и увеличения собственных средств до уровня междунаро - дных стандартов , а также повышения качества управления , гарантирующего стабильную работу кредитных организаций ) . В данной работе мы не будем рассматривать вопрос о возможных способах решения проблемы неплатежей . Что же касается перспектив оздоровления банковской системы , то Центральный банк решает эту проблему сразу в нескольких направлениях . Во-первых , процедура получения банковской лицензии для вновь открываемых банков значительно ужесто - чилась и в значительной мере препятствует появлению непро - фессиональных и неустойчивых в финансовом отношении новых участников финансового рынка . Во-вторых , придается особое значение ликвидации и санации финансовонейстойчи- вых банков - за последние 2 года лицензии отзываются у более 200 банков ежегодно , и этот темп не ослабевает В-третьих ужесточается надзор за действующими банками . И хотя реформа в надзорных органах все еще продолжается , существующие процедуры позволяют уже сейчас составить правильное представление подавляющей части банков . В-четвертых , в целях увеличения защищенности от банковск - их рисков разработана и внедряется в настоящее время прог - рамма по увеличению уставных капиталов банков , согласно которой 1999 г. в России не должно остаться банков с уставн - ым капиталом менее 1 млн.ЭКЮ ( 6530 тыс.руб. ) . Для прове - дения же всего спектра банковских операций необходимо буд- ет иметь не менее 5 млн.ЭКЮ ( 32 650 тыс.руб. ). Банки , кото - рые не могут выполнить новые требования , будут поставлены перед выбором : слиться с более крупными банками , либо перерегистрироваться как небанковская финансовая органи - зация с очень ограниченным перечнем проводимых операций, либо подвергнуться ликвидации . Подведем итог нашему небольшому исследованию . За короткий отрезок времени банковская система прошла гигант - ский путь развития . Однако условия , в которых она развива - лась и функционировала , сильно изменились . Поэтому ее устойчивость и дальнейшее развитие во многом будут опреде- ляться тем , насколько успешно банки решат ряд насущных задач : ~ повышение качества активов ; ~ значительное снижение издержек в работе ; ~ наращивание капиталов ; ~ защита вкладов ; ~ широкий выход на региональные рынки ; ~ адекватный контроль со стороны Центрального банка ; ГЛАВА 2 ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 2.1. ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ . Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности и ва - лютно -хозяйственной самостоятельности различных предпри- ятий , обществ , объединений . В этих условиях десятки тысяч предприятий и организаций различных форм собственности получили право самостоятельного участия во внешнеэкономи - ческой деятельности . Валютные средства любого юридического лица , с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированного в России , хранятся на его валютном счете , поэтому для проведения валютных операций предва - рительно необходимо открыть данный счет. Предприятие может открыть валютный счет на территории России в любом банке , уполномоченном Центральным Банком на проведение операций с иностранной валютой , а также в иностранном банке за границей . Для совершения операций по счету за границей необходимо разрешение ЦБ России , выдаваемое с учетом специфики проведения конкретных валютных операц - ий . Банки , дейсвующие на территории России на основе лицензии , выдаваемой Центральным Банком Российской Федерации на совершение операций с иностранной валютой имеют право для проведения расчетов по договорам и контр- актам , заключенным российскими предприятиями ,- участни - ками внешнеэкономической деятельности , открывать счета в следующих иностранных валютах : австралийских доллар , австрийский шиллинг , английский фунт стерлингов , бельгий- ский франк , немецкая марка , датская крона , доллар США , французский франк , шведская крона , швейцарский франк , турецкая лира , кувейтский динар , сингапурский доллар , японская иена . Уполномоченный банк открывает предприя - тию только один счет в любой свободно конвертируемой валюте , но возможно открытие счета сразу в нескольких валютах . Это выгодно в целях избежания конверсии валюты из одной в другую в том случае если у предприятия несколько договоров с разными странами и соответственно в разных видах валют . При этом следует помнить , что основные принципы осуществления валютных операций в России определены Законом РФ " О валютном регулировании и валютном контро - ле " , в соответствии с которым функция основного органа ва - лютного регулирования возложена на ЦБ России .Во исполне - ние данного Закона ГТК РФ и ЦБ РФ приняли Инструкцию " О порядке осуществления валютного контроля за поступлени- ем в РФ валютной выручки от экспорта товаров " , которая свя - зывает субъекты экспортной сделки ( экспортер-таможня-банк). В связи с этим в Сберегательном банке введены следующие операции по обслуживанию юридических лиц : ~ Открытие и ведение валютных счетов для экспортно - импортных операций ; ~ Валютное кредитование ; ~ Безналичная покупка валюты ; ~ Безналичная продажа валюты ; ~ Наличный и безналичный перевод валюты за рубеж ; ~ Безналичный перевод валюты в другие отделения Сберегательного банка ; ~ Выдача пластиковых карточек " VISA ", " IAPA ", " EUROCARD " . ~ Продажа и покупка дорожных чеков ; ~ Конвертация валюты одного государства на валюту другого государства ; ~ Выдача наличной валюты на целевое использование с требованиями валютного законодательства ; При совершении операций с иностранной валютой рублевый эквивалент исчисляется на основе последнего рас - поряжения курсов иностранных валют Центрального банка . Курсы покупки и продажи иностранной валюты , устанавливаются банком самостоятельно . 2.2. ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА . В обменном пункте Сбербанка совершаются следующие операции : ~ покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли ; ~ покупка и продажа платежных документов в иностран- ной валюте за наличные рубли , а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту ; ~ прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в ино - странной валюте ; ~ прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в иностранной валюте ; ~ выдача наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным картам , а также прием наличной иностран- ной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках , служащие для расчетов по кредитным и дебетным картам ; ~ обмен ( конверсия ) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную ино - странную валюту другого иностранного государства ; ~ размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства ; ~ замена неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства ; ~ покупка неплатежных денежных знаков иностранных государств за наличные рубли . За совершение валютных операций банк может взимать комиссионое вознаграждение . Операция по приему на экспертизу денежных знаков иностранных государств , подлинность которых вызывает сомнение , является обязательной . Валютно - обменные операции совершаются с обяза - тельным оформлением и выдачей физическим и юридическим лицам справки формы 0406007 . Справка действительна в течении двух лет с датой выдачи для вывоза валюты за границу . 2.3. ТАРИФЫ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА . ( ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ) Переводы по поручениям граждан : ~ за границу 1 % от суммы ( min 10 USD) ~ на территории России 0,5 % от суммы ( min 10 USD) ~ из одного учреждения Сбербанка - 10 USD России в другое ~ Инкассо наличной иностранной валюты- 10 % от и платежных документов в иностранной суммы валюте ~ Размен платежных денежных знаков - 0,25 USD иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства ( за каждую банкноту участвующую в операции ) ~ Обмен платежного денежного знака - 2 % от иностранного государства одного суммы номинала на платежный денежный знак того же иностранного государства с тем же номиналом Операции с дорожными чеками : " Amerikan Express " " Thomas Cook " ~ продажа за наличную валюту 1 % от суммы ( min 1 USD ) ~ продажа за рубли по банковскому курсу продажи ~ продажа за счет средств , 1% списанных с валютных счетов ( min 1 USD ) ~ оплата в наличной валюте 4 % от суммы ( min 1 USD ) ~ оплата в рублях по банковскому курсу покупки ~ оплата с зачислением средств 3.50% на валютные счета граждан ( min 1 USD ) ~ выплата эквивалента в рублях , в случае признания подлинности 10% от суммы денежных знаков иностранных государств или платежных документов в иностранной валюте , ранее принятых на экспертизу 2.4. ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ . АНАЛИЗ ВАЛЮТНЫХ ВКЛАДОВ НА ПРИМЕРЕ ОСБ - 35 . В условиях денежной политики , направленной на сни - жение инфляции , Банк существенно упрочил свои позиции на финансовом рынке , сохранив репутацию надежного финансо- вого партнера . Сбербанк стабильно занимает лидирующие позиции среди коммерческих банков России . Банк проводит последовательную и целенаправленную работу по наращиванию собственного капитала , повышению эффективности своей деятельности , что дало возможность значительно увеличить потенциал Банка и обеспечить дина - мичное поступательное развитие по всем направлениям деятельности . Банк оперативно реагирует на экономические процессы , происходящие в стране , и вызванные этим коле - бания конъюктуры финансового рынка , постоянно расширяя спектр предоставляемых клиентам услуг на основе использо - вания современных банковских технологий . В начале 1996 года была утверждена Концепция разви- тия Сбербанка России до 2000 года . В основе Концепции за - ложена стратегическая линия на развитие Сбербанка как уни - версального коммерческого банка , традиционно ориентиру - ющегося на работу с населением при усилении координации действий с Правительством Российской Федерации и Центра- льным Банком Российской Федерации . В развитие Концепции определены " Приоритетные направления деятельности Сбербанка России и меры по их реализации до 2000 года " . Оплаченный уставный капитал увеличился до 700 , 1 млн.руб. Акционерами Банка являются более 300 тыс.юриди - ческих и физических лиц . Крупнейшим акционером является Центральный банк Российской Федерации , который в соотве - тствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР" О Цен- тральном банке РСФСР ( Банке России ) " и Уставом Сбербанка России владеет контрольным пакетом акций . Сбербанк в истекшем году целенаправленно работал над созданием гибкой системы управления как Банком в целом так и его подчиненными учреждениями . Совершенствование методов экономического управления направлено на усиление централизованного начала в руководстве региональной сетью Банка путем создания целостной системы нормативов и лими - тов на всех уровнях принятия решений , разработки регламе - нтов и процедур по направлениям деятельности , способству - ющих реализации оперативной самостоятельности учрежде - ний Банка в рамках установленных параметров их деятельно - сти и усилению ответственности за конечные результаты ра - боты . Полностью изменена структура управления Банком , обеспечивающая , с одной стороны , усиление взаимодейст - вия с подчиненными учреждениями , а с другой - разграниче - ние функций и полномочий в различных сферах деятельности. Процесс совершенствования структуры управления Банком продолжается и в текущем году . При этом темпы роста доходов опережали темпы роста расходов и составили за год соответственно 2,1 и 1,9 раза . В 1997 году в учреждениях Банка наблюдался устойчи - вый прилив вкладов . Общий прирост валютных вкладов соста- вил за год 643 млн .долларов США . К началу 1998 года в учреждениях Сбербанка России было открыто свыше 1,5 млн.валютных счетов ,на которых хра- нилось 2,3 млрд .долларов США . Банк проводит работу по повышению привлекательнос - ти и расширению разнообразия банковский услуг , населению . Введен валютный срочный с ежемесячным начислени - ем процентов , осуществляется прием срочного депозита на срок 3 месяца с начислением фиксированной процентной ставки за установленный срок хранения . Банк ориентируется на введение вкладов с фиксированной процентной ставкой . Так введены с 1998 года новые виды вкладов : ~ Пополняемый Сбербанка России ; ~ Особый Сбербанка России ; Проводится работа по упорядочению структуры дейст - вующих вкладов для клиентов . Прекращен прием не пользую - щихся популярностью среди вкладчиков таких как " Банкнотн - ый " , " Валютная рента " , " Детские " и " Срочные " . На 1 января 1997 года в учреждениях Сбербанка Рос - сии обслуживалось 587 тыс. текущих , расчетных и депозитн - ых счетов предприятий и организаций на которых хранилось 114,3 млн.долларов США . Количество обслуживаемых в уч - реждениях Банка счетов юридических лиц возросло за год в 1,4 раза. Сбербанк , наряду с операциями по привлечению валю- тных средств клиентов , активно развивает и другие операции в инвалюте . Учреждения Банка осуществляет операции с 27 видами национальных валют . Годовые объемы купленной учреждениями Сбербанка России наличной иностранной валюты у клиентов составили 2,9 млрд.долларов США ; объемы проданной наличной ино - странной валюты клиентам - 4,6 млрд.долларов США , что превышает аналогичные показатели 1996 года в 1,2 и 1,5 раза соответственно . Учреждения Сбербанка России предоставляют населе- нию услуги по оплате и продаже дорожных чеков " Thomas Cook " , " American Express " , а также по оплате дорожных чеков " VISA " . В 1997 году оплачено чековна общ - ую сумму 4,6 млн.долларов США и продано на сумму 8,7 млн. долларов США , что превысило показатели прошлого года в 2,3 и 1,9 раза соответственно . Учреждения Банка активно осуществляют переводы неторгового характера в пользу и по поручениям граждан . Основную долю в общем объеме таких операций составляют переводы грантов ( благотворительных премий ) Института " Открытое общество " , сумма которых превысила 15 млн.дол - ларов США . Дальнейшее развитие получили операции по выполне - нию Банком функций агента валютного контроля за проведени- ем экспортно - импортных операций клиентов Банка . Расширяется и совершенствуется система корреспон - дентских отношений Банка с российскими и зарубежными банками . Проведена инвентаризация корреспондентской сети Сбербанка и осуществлены меры по ее оптимизации . Созданы необходимые условия для развертывания операций в " мягких валютах " . Рядом зарубежных банков предоставлены Сбербанку более выгодные режимы счетов " Ностро " . Около 100 банков открыли кредитные линии на Сбербанк для совершения доку - ментарных , валютно - конверсионных и депозитных операций. Банк имеет свыше 300 зарубежных банков - корреспо - ндентов . 80 российских коммерческих банков и банков из стран ближнего зарубежья имеют свои счета в Сбербанке , общее количество счетов увеличилось за год в 2 раза . Учреждения Сбербанка России обслуживают собствен- ные микропроцессорные - банковские карточки , а также карто- ки международных платежных систем VISA lnt. и EUROPEY lnt. АНАЛИЗ ВАЛЮТНЫХ ВКЛАДОВ НА ПРИМЕРЕ ОСБ N 35 . Основой валютных отношений как мы уже написали является Закон РФ " О валютном регулировании и валютном контроле " . Все валютные операции проводятся через уполномо - ченные банки , то есть коммерческие Банки , получившие лице- нзию на проведение операций в иностранной валюте . Сбербанк ведет валютные счета граждан и юридическ - их лиц , осуществляет расчеты и перечисления в иностранной валюте , конвертирует рублевые средства с одновременным зачислением приобретенной валюты на счета граждан . В настоящее время в учреждениях Сбербанка открыто свыше 1,5 млн.валютных счетов , сумма вкладов которых сос - тавила более 2,3 млрд. долларов США . Валютные счета открываются в конкретных видах валют и для каждого нового вида валюты открывается новый счет . В Златоустовском отделении счета открываются только в долларах США , немецких марках и австрийских шиллингах . По усмотрению клиента могут быть открыты следующие виды вкладов : ~ До востребования ; ~ Срочный с ежемесячным начислением процентов ; ~ Срочный с дополнительными взносами ; ~ Срочные депозиты ; ~ Пополняемый Сбербанка России ; ~ Особый Сбербанка России ; Проценты по валютным счетам и депозитам начисля - ются и выплачиваются в соответствующей валюте . Комиссионное вознаграждение взимается в валюте ( в доллорах США ) и рублях . Вклады отличаются друг от друга условиями хранения , и размерами дохода это видно по таблице 2.4.1. Вставить таблицу 2.4.1. ~ изыскание дополнительных источников привлечения денежных средств граждан во вклады , путем расширения и совершенствования сферы оказыва - емых услуг ; ~ эффективное развитие и рекламирование безнали - чных поступлений средств граждан на вклады ; ~ рекламирование пластиковых карточек и дорожных чеков как надежные сбережения от воров и мошен - ников ; ~ проведение рекламы , агитации и своевременное информирование граждан о новых видах вкладов и процентных ставках ; ~ рекламирование покупки и продажы платежных доку - ментов в иностранной валюте ; 2.5. Современное развитие рынка финансовых услуг хара - ктеризуется бурным внедрением электронных технологий , что привело к широкому использованию пластиковых карт , как международных , так и локальных. Ассоциация российских членов Europay International , объединяющая 34 российских банка , которые выпускают меж- дународные пластиковые карточки Eurocard/MasterCard , соз - дана 18 октября 1995 г. с целью координации деятельности банков по формированию рынка международных пластиковых карт в России с учетом использования передового мирового опыта . Банками - членами Ассоциации в 1996 г. выпущено более 480 тыс. международных пластиковых карт Eurocard - MasterCard , а к концу текущего года ожидается , что в России будет выпущено свыше 1 млн.таких карточек .Более 100 рос - сийских банков работают сегодня с международными пласти - ковыми картами , растет интерес к ним и у специалистов . Сегодня российская банковская система переживает настоящий бум " карточного бизнеса " . Количество банков , эмитирующих пластиковые карто - чки различных отечественных и международных платежных систем , несмотря на все трудности ,постоянно увеличивается . Расширяется сеть торговых предприятий , реализующих свои товары с использованием пластиковых карт , банки активно внедряют в сферу своих услуг выдачу наличных денежных средств по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах , растут объемы операций по картам . Однако не только внедрение передовых технологий и хорошо поставленная коммерческая работа являются услови - ями положительных результатов . Не менее важно - правильно организовать операционную работу и бухгалтерский учет сове- ршаемых операций . Как показывает опыт , это далеко не простое дело . Осо- бенно если учесть то обстоятельство , что до настоящего вре - мени Центральным банком основополагающих нормативных документов по этому вопросу не разработано , а в Гражда - нском кодексе Российской Федерации о пластиковых картах нет даже упоминания . В связи с таким нормативным вакуумом коммерческие банки вынуждены самостоятельно решать эту проблему , опи - раясь на мировой опыт , здравый смысл и существующие доку- менты ( по аналогии или исходя из смысла этих документов ) . В таких условиях правильная организация операцион - ной работы и бухгалтерского учета возможна только при пра - вильном понимании сути процессов , которые происходят при опреациях , совершаемых с использованием пластиковых карт. Рассмотрим технологию , когда авторизация операций и представляемые для расчетов финансовые сообщения не совпадают по времени , а ряд операций вообще может прово - диться без авторизации ( так называемая технология " двух сообщений " ). Такая технология в основном и реализуется сегодня в России как международных , так и для российских пластиковых карт. Технология " одного сообщения " ,когда авторизацион - ный запрос является одновременно и распоряжением на спи - сание средств со счета,т.е. технология прямого доступа к счету держателя карты , в настоящее время применяется в нашей стране , как правило ,только в локальных банковских системах. Внимательное рассмотрение технологии '' двух сооб - щений " позволяет сделать вывод , что в пластиковой карте , " работающей " по этой технологии , сосредоточены две осно - вные функции . Во-первых,она является инструментом предоставления гарантий банка , выпустившего карту , гарантий по оплате банком тех операций , которые с помощью этой карты были со- вершены ее держателем ( так называемая авторизация ).При этом , по всей видимости , операции, совершенные без автори- зации ( ниже так называемого " floor limit ") ,как это ни покажет- ся странным , также являются авторизованными операциями , только авторизованы они не в момент их совершения , а зара- нее , в тот момент ,когда эмитент вступал в Платежную систему и , соглашаясь с таким порядком авторизации , гарантировал оплату таких операций . Во-вторых , пластиковая карта - это инструмент офо - рмления документа , подтверждающего совершение сделки , документа , являющегося по существу долговым обязательств - ом держателя карты , которое в последующем , используя ин - фраструктуру платежной системы , предъявляется к оплате мерчантом ( предприятие , реализующее товары и услуги с ис - пользованием пластиковых карт ) через банк - эквайрер банку - эмитенту под его выданные гарантии . Банк -эмитент , в свою очередь , оплатив предъявленные ему долговые обязательст- ва , предъявляет их к оплате держателю карты . При выдаче наличных денежных средств предъявление банку - эмитенту долговых обязательств держателя карты осуществляется банком - эквайрером . При таком понимании происходящих процессов карточн ый счет держателя дебетной карты ( карты типа " pay now " ) является не чем иным , как счетом для размещения обеспече - ния , под которое банк - эмитент выдает свои банковские гара- нтии и с которого , после оплаты представленных к оплате дол- говых обязательств держателя карты , он списывает в свою пользу причитающиеся средства . Для кредитных карт ( карт типа " pay later " ) в банке-эми- тенте нет специального обеспечения под предоставляемые им банковские гарантии.Банк дает эти гарантии по согласованной с держателем карты схеме , а после оплаты его долговых обязательств предоставляет держателю карты кредит на тех или иных условиях . Таким образом , можно сделать вывод , что операцион - ная работа в банке по пластиковым картам , " работающим " по технологии " двух сообщений " , это прежде всего : предоставление банковских гарантий по операциям , совершаемым с использованием пластиковых карт банка , ко - торое сопряжено в отношении держателя карты либо с депо - зитными операциями , когда банковские гарантии выдаются только при наличии на специальном счете клиента необходи - мых для этого денежных средств ( дебетные карты ) , либо когда специальных средств клиента не требуется , а выдавае - мые банковские гарантии обеспечиваются иными способами ( кредитные карты ) ; расчеты ,связанные с оплатой банками предъявленных им долговых обязательств держателей карт ; расчеты , связанные c оплатой держателями карт своих долговых обязательств перед банком - эмитентом либо сразу по предъявлению их банком к оплате ( дебетные карты ) , либо с рассрочкой платежа ( кредитные карты ) . На основе изложенного выше представляется целесо - образным учет авторизованных , но неоплаченных операций , вести " за балансом " , как это делается для банковских гара - нтий по кредитам , это позволит более точно определять резу - льтирующие финансовые показатели банка ( например , доста- точность капитала ) , знание которых необходимо для прави - льной оценки финансового состояния банка и соответственно для принятия решения о его целях и политике . Еще один важный вопрос , без понимания которого невозможно правильно организовать операционную работу и бухгалтерский учет по пластиковым картам . Это вопрос о сче - тах держателей карт . Как показывает практика ,даже у опытных специалистов здесь есть определенные заблуждения . К сожалению , очень часто приходится слышать такие фразы : "средства , зачислен- ные на карту ", " деньги на карте " и т.п. Эта ошибка , по всей вероятности , связана с тем , что индивидуальный номер карты принимается за номер банковского счета , открываемого для отражения операций , совершаемых с использованием карты , т.е . между пластиковой картой и счетом ставится знак раве - нства , что совершенно недопустимо . Нада четко и ясно понимать , что пластиковая карта -это технический инструмент , если хотите , инструмент доступа к сложному программно - техническому комплексу , с помощью которого совершается целый ряд взаимосвязанных финансо - вых операций . Денежные же средства могут находится только на специально предназначенных для этого банковских счетах, которые имеют свои номера , не совпадающие с номерами пластиковых карт по структуре , поскольку функции этих номе - ров совершенно разные . Функции номера счета дежателя карты -идентификация в соответствии с установленными правилами действия лицево- го счета клиента в банке , на котором осуществляется аналити- ческий учет совершенных операций , а также идентификация счета , по поводу которого с клиентом заключен договор банко- вского счета . При этом очевидно , что номер счета , указанный в договоре счета ,и номер счета аналитического учета должны совпадать . Номер пластиковой карты выполняет совсем иные фун- кции , одной из которых , с точки зрения расчетов и учета , яв - ляется функция соответствия банка - эмитента карты ее держа- телю для того , чтобы по правильному адресу обратиться за банковскими гарантиями , безошибочно определить лицо , под операции которого она выдается , а затем по правильному маршруту выставить долговые обязательства на оплату . Недопустимость термина " деньги на карте " в полной мере относится и к ЧИП-картам . В ЧИП записывается , все та же сумма выданных банко- вских гарантий ( т.е.сумма авторизованных и неоплаченных операций ) , которую банк при ее загрузке в ЧИП непременно должен учесть " за балансом " . При загрузке ЧИПа происходит как бы авторизация банком операций на сумму , загруженную в ЧИП . Поэтому одновременно и уменьшается на соответствую- щую сумму ведущийся в центральной базе данных лимит авто - ризации по этой ЧИП-карте , который также целесообразно учитывать за балансом , рассматривая его как сумму обяза - тельств банка по предоствавлению банковских гарантий . И никак не " деньги на карте " ( деньги на счете , наличные , но не " на карте " ) . Однако вернемся к вопросам , касающимся счетов дер - жателей пластиковых карт . А именно к вопросу о количестве счетов , открываемых для пластиковых карт ,операций по кото- рым могут проводиться без авторизации . Во многих банках для каждой из таких карт открывается два счета : текущий карточный и счет страхового покрытия ( или устанавливается неснижаемый остаток на карточном счете ) . Что касается статуса счетов ,то, по всей вероятности , карточные счета для дебетных карт , " работающих " по техно - логии " двух сообщений " с возможностью неавторизованных операций , должны иметь статус залоговых счетов . Это позво - лит избавить банк от лишних проблем , связанных с возможны- ми взысканиями , обращаемыми на эти счета . Говоря о счетах держателей пластиковых карт , нельзя не сказать о комиссиях банка , взымаемых с их держателей . Правильная формулировка наименования оказываемой услуги позволяет банку обоснованно платить или не платить налог на добавленную стоимость . С учетом последних изменений в законодательстве по этому вопросу представляется целесообразным внести неко - торые изменения в устоявшуюся практику ,а именно отказаться от такого тарифа , как стоимость пластиковой карты , а вместо него ввести тариф на новую , необлагаемую НДС чисто банко - вскую услугу - ведение счета в течении срока действия карты . Действительно , пластиковая карта - это собственность банка , подлежащая возвращению в банк после окончания сро- ка ее действия . Она никому не должна продаваться и уж тем более не сдаваться в лизинг , потому что карта не оборудова - ние для производства . Пластиковая карта является неотъе - млемой технической частью платежной системы , инструме - нтом , позволяющим держателю карты пользоваться ее услуга- ми , за оказание которых банк и взимает в соответсвии с тари - фами свои комиссии . И наконец , последний вопрос о счетах держателей карт , который непосредственно связан с операционной рабо - той в банке . Это подготовка договоров счета для потенциальн- ых клиентов , которые после их заключения попадают на исполнение в подразделения банка , занимающиеся операци - онной работой . Для того чтобы сильно не усложнять и без того сложную операционную работу по пластиковым картам , необходима унификация таких договоров с учетом разнообразия услуг - " карточных " продуктов , предлагаемых клиентам . Одним из решений этой проблемы является разработка типовых правил обслуживания держателей пластиковых карт , имеющих статус договоров присоединения . К каждому из таких правил -догово- ров , подписанных с одной стороны руководителем банка , может присоединиться в соответствии с изложенной в них про- цедурой любой потенциальный клиент банка . Однако при под- писании им соответствующих документов о присоединении никакие замечания , дополнения или уточнения правил со сто- роны клиента недопустимы . Вместе с тем замечания и предложения клиентов не должны оставаться незамеченными .При подготовке очередн - ых версий правил все замечания клиентов непременно должны анализироваться и по возможности учитываться . Хотелось бы подчеркнуть важность организационного выделения операционной работы по пластиковым картам в самостоятельное направление , целесообразно было бы возложить следующие задачи : ~ ведение счетов физических и юридических лиц , в том числе и банков , предназначенных для учета операц - ий , совершаемых с использованием пластиковых карт ; ~ ведение базы данных о клиентах и их пластиковых карт ; ~ определение ежедневного лимита авторизации по каждой пластиковой карте и его экспорт на исполнен - ие во " франт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ определение суммарного лимита авторизации для каждого банка , работающего через банк-спонсор , и его экспорт на исполнение во " фронт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ контроль за состоянием специальных и депозитных счетов , открытых для расчетов по пластиковым картам в расчетных и клиринговых банках российских и международных платежных систем , подготовка распоряжений на проведение операций по этим счетам ; ~ осуществление клиринговых операций , предваряющ - их межбанковские расчеты по пластиковым картам ( для банка-спонсора ) ; ~ осуществление операций по специальным корреспон- дентским счетам , а также по депозитным счетам бан- ков ,открытых для межбанковских расчетов по пласти- ковым картам ( для банка-спонсора ); ~ совершение операций по счетам держателей пласти - ковых карт ; ~ осуществление расчетов с торговыми предприятиями, реализующими товары с использованием пластиковых карт ; ~ совершение операций по счетам , предназначенными для учета наличных денежных средств в банкоматах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью воз - мещения наличных денежных средств , выданных по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью взи - мания комиссий по операциям , совершаемым с испо - льзованием пластиковых карт ; ~ расчеты по операциям " charge back " ; ~ предъявление штрафных санкций к участникам расче- тов в случае нарушения требований соответствующих договоров или нормативных документов ; ~ своевременное и точное отражение произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности ; Специалистами Управления Пластиковых Карт СБ РФ разработана , внедрена и успешно развивается банковская технология системы безналичных расчетов на базе стандарта U.E.P.S..С конца 1993 года . Сбербанк РФ широкомасштабно внедряет Систему в своих региональных отделениях . VISA international проявляет большую заинтересованность к проекту внедрения системы безналичных расчетов в Сберега - тельном банке России и официально выразила свою поддерж- ку проекту U.E.P.S. . Сберегательный Банк России подписал важные согла - шения об объединении усилий в выработке единых стандартов платежных систем на базе микропроцессорных карт с Пром - сройбанком России , Межбанковским Объединением Инвест - кредит , Ассоциацией 11-ти крупнейших банков Санкт-Петер - бурга " Объединенная Банковская Карточка ", что создало реальные предпосылки по созданию единой многоэмитентной платежной Системы безналичных расчетов на микропроцес - сорных карточках . Основным технологическим принципом U.E.P.S.являет - ся осуществление всех финансовых транзакций в режиме off - line при непосредственном взаимодействии двух интелектуа - льных карт . ~ Технологическая схема U.E.P.S. - УНИВЕРСАЛЬНА с целью создания платформы как для всех существу - ющих , так и для вновь возникающих финансовых ус - луг без необходимости каких-либо модификаций в механизме платежей и расчетов . ~ Технологическая схема U.E.P.S. - УНИВЕРСАЛЬНА в целях использования карточек широким кругом владельцев , не имеющих специальной квалификации и , вместе с тем , гарантирует минимальные риски финансовым и торговым организациям . ~ Технологическая схема U.E.P.S. - УНИВЕРСАЛЬНА с целью простого повсеместного внедрения и в макси- мальной мере использует существующей банковской инфрастуктуры . Преимущества U.E.P.S. для банков : ~ Новые источники доходов от средств , на картах кли - етов ( использование Holding Account ). ~ Доходов от участия банка в платежных операциях в торговых точках ( комиссии с торговых транзакций ). ~ Практически отсутствие финансовых потерь и рисков от взломов Системы и подделок микропроцессорных карт . ~ Отсутствие рисков неплатежеспособности клиентов . ~ Высокая информативность U.E.P.S. на всех уровнях , позволяющая получать актуальную информацию на любой момент времени . ~ Четкий контроль состояния счетов клиентов . ~ Привлечение новых клиентов , предоставление им нового типа банковских услуг . ~ Полная автоматизация обработки финансовых транзакций . ~ Сокращение объема операций при " физическом " контакте с клиентами посредством автоматизации всех процессов . ~ Отсутствие ответственности банка / процессингового центра и соответствующих рисков , связанных с под - держанием центральной базы данных по PIN - кодам всех владельцев карточек . ~ Персонал банка не несет на себе финансовые риски в процессе денежного оборота . ~ Уменьшение нагрузки на центральную компьютерную систему банка / процессингового центра в связи с отсутствием связи в режиме on - line с торговыми точками . ~ Простота , быстрота , надежность операций инкас - сации . ~ Улучшение имиджа банка как банка , использующего передовые и перспективные технологии . ~ Возможность принимать к обслуживанию на том же торговом терминале как микропроцессорные карточки стандарта U.E.P.S., так и традиционные магнитные карточки . Преимущества U.E.P.S.для предприятий торговли и сферы услуг : ~ Гарантированность оплаты транзакций - базовый элемент U.E.P.S. ~ Непосредственное кредитование счета торговца в момент инкассирования карточки ( списка совершен - ных транзакций ) в банковском учреждении. ~ Оперативность обслуживания клиентов , отсутствие затрат времени на проведение авторизации , отсутств- ие необходимости заполнения каких-либо бумажных документов . ~ Простота операций , не требующих специальных зна - ний и подготовки персонала для работы с оборудова - нием . ~ Процесс идеально подходит как для крупных,так и для небольших торговых точек . ~ Простой удобный контроль над всеми совершаемыми платежными операциями со стороны администрации магазина . ~ Отсутствие высоких административных затрат на эксплуатацию оборудования . ~ Отсутствие затрат на специальные линии связи . ~ Возможность принимать к обслуживанию на том же торговом терминале как микропроцессорные карточки стандарта U.E.P.S., так и традиционные магнитные карточки . Преимущества U.E.P.S. для владельцев карточек . ~ Отсутсвие больших сумм наличности в кошельке и связанных с этим неудобств и рисков потери , огра - бления , ошибок в расчетах . ~ Возможность начисления процентов на средства ,на - ходящиеся не только на счете в банке , но и на сре - дства , находящиеся на карточке . ~ Возможность пользоваться платежным механизмом ~ Уменьшение затрат времени на совершение покупки . ~ Наличие двух паролей , из которых один - на зачисле- ние средств на карту со счета клиента в банке , другой на расходование средств с карты в торговых точках ю ~ Технические гарантии защиты от мошенничества . УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ И ТАРИФЫ ПО КАРТОЧКАМ ~ Возможность менять пароль по мере необходимости в режиме off - line в любом торговом или банковском терминале. ~ Легкий , удобный контроль финансовых операций по списку транзакций на карте клиента . ~ При утрате карты неизрасходованная часть средств остается в банке и может быть возвращена на счет клиента . ~ Возможность осуществлять денежные переводы и специальные оплаты счетов с помощью карты . ~ Возможность обналичивать средства с карты в любом пункте обслуживания . В таблице 2.5.1 приведены тарифы и условия выдачи пластиковых карточек в Сберегательном Банке ОСБ -35 . ОСБ -35 предоставляет такие карточки как : VISA classic - в валюте VISA Gold - в валюте VISA Busines - только в рублях от 28.01.98 года. Международная ассоциация авиалиний предоставляет своим членам скидки при проживании в гостиницах , при про - кате автомобилей . Члены ассоциации подключаются к программам BAG - quard , key - quard уникальным системам поиска утерянного багажа и личных вещей . Привилегированное обслуживание в стране . Пластиковая карта IAPA является рассрочкой средств , дает возможность членам IAPA на получение скидок . Защищенность карточки от попыток взлома в ней испо - льзуется микропроцессор фирмы SGC -Thompson технически защищен от воздействия ультрафиолетовых , инфракрасных лучей , нагревания , сканирования электронным микроскопом . 2.6. ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ КЛИЕНТОВ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА . При переходе банков к работе в условиях рыночных от- ношений , межбанковская конкуренция возрастает , значение так называемых прочих операций Сбербанка.Прочие операции направлены на диверсификацию услуг , предоставляемых кли- ентам помимо пластиковых карт и валютного обслуживания , и на этой основе - расширение клиентуры , повышение прибы - льности и ликвидности банка .Развитие прочих операций со - ответствует тенденции к универсализации деятельности банков , стремлению максимально полно удовлетворить спрос клиентуры на деловые услуги . К прочим операциям Сбербанка относятся : ~ услуги по предоставлению населению индивидуальн - ых сейфов во временное пользование ; ~ выдача гарантий для получения третьими лицами банковских услуг ; ~ консультационные услуги ; ~ операции по продаже и выплате выигрышей по биле - там лотерей " Ветеран-герой "," Святая Русь ", " Пари - Париж " ; ~ через отделения Сбербанка ( некоторые ) ведется продажа нумизматических золотых и серебряных монет ; ~ второстепенные платные услуги: ~ брокерские операции по купле и продаже ценных бу - маг на вторичном рынке - 0,25-0,5 % от суммы сделки ; ~ информационно ( посреднические ) услуги , которые предполагают подбор учредителей , участников обмен- ных операций ; ~ информационно справочные услуги , в частности по - мощь в розыске сумм , наведение справок в архиве банка ; ~ создание банковских школ , центров переподготовки , подготовка кадров для других коммерческих банков . ~ продажа тенге ( казахской валюты ) ; Изучение опыта западных стран дает возможность определить пути развития прочих операций Сбербанка . ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 3.1. В условиях ,когда на банковском рынке идет достаточно жестокая борьба за привлечение клиентов от банка требуется максимум изобретательности и разнообразия предлагаемых услуг . Как показывает зарубежный и отечественный опыт , для вкладчиков важным стимулом служит уровень процентов , вып- лачиваемых банками по вкладам , он представляет собой инс- трумент управления процессами формирования денежных накоплений и одновременно средство в конкурентной борьбе за пассивы . В настоящее время Сбербанк России предлагает клие - нтам различные виды вкладов . Однако лишь некоторые из них (краткосрочные депозиты , срочные с ежемесячным начисле - нием дохода ) популярны , так как в условиях экономической нестабильности не выгодно хранить деньги во вкладах на дли- тельный срок . В мае 1998 года в ведены новые виды вкладов : " Пополняемый Сбербанка России " ," Особый Сбербанка Рос- сии ". Они по условиям очень удобны для клиентов и они начи- нают пользоваться популярностью . Зарубежная банковская практика последних лет свиде - тельствует о том , что банки , которые предоставляют клиентам разнообразные услуги высокого качества , обычно имеют пре - имущества перед банками с ограниченным набором услуг . В настоящее время все большее число крупных западных банков переходят на комплексное обслуживание клиентов . Это озна - чает , что помимо расчетного , валютного , кредитного и кас - сового обслуживания банки оказывают своим клиентам ряд других услуг , направленных на удовлетворение специфическ - их потребностей каждого конкретного клиента . Поэтому при разработке и введении новых видов вкладов надо учесть эти предложения,не забывая и о доходности и ликвидности банка . В зарубежной практике важное место среди финансов - ых услуг занимает обеспечение наиболее удобной формы платежа . Так , стремясь заинтересовать вкладчиков в хране - нии сберегательных вкладов,банки США открывают НАУ-счета, обеспечивающие возможность чековых расчетов . Другие счета ATS -счета позволяют клиенту в случае исчерпания текущего вклада автоматически перечислять деньги на этот счет со сберегательного вклада . И так , для привлечения средств во вклады можно испо- льзовать зарубежный опыт , в частности осуществлять : ~ разработку различных программ по привлечению средств клиентов ; ~ предоставлять клиентам - вкладчикам широкого спек - тра услуг , в том числе и не банковского характера ( например , элемент медицинского обслуживания ; ~ проведение широкой открытой рекламы ; ~ использование " тихой " целевой рекламы ( по почте , телефону ) ; ~ использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера с выплатой премии по окончании срока вклада ; ~ выплату постоянным вкладчикам премии " за верность банку " ; ~ использование счетов со смешанным характером функционирования типа НАУ , позволяющих оптими - зировать экономические интересы клиента и банка . 3.2. Задача развития безналичных расчетов клиентов чрезвычайно актуальна и сулит выгоды как в целом для госу - дарства , так и для клиентов , а также для банковской системы и торговых ( бытовых ) организаций . В свете государственных интересов развитие безналичных расчетов клиентов сократит потребность в наличных деньгах и уменьшит издержки обра - щения ( изготовление денежных знаков , их перевозка , хране- ние и т.д. ) , а также позволит ускорить оборот денежных средств в хозяйстве . Кроме того , развитие безналичных рас - четов через банки представляет собой расширение рынка платных услуг . Для населения развития безналичных расчетов привле- кательно с точки зрения удобства осуществления расчетов за товары ( услуги ) , повышения безопасности при расходовании денежных средств . Для банковской системы расширение безналичных расчетов создает возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов и увеличения доходов за счет развития новых видов платных услуг . Перспективным направлением развития и совершенст - вования безналичных расчетов клиентов через банки является внедрение новой техники и технологий в банковскую практику . Известно , что крупнейшие зарубежные банки тратят на авто - матизацию своей деятельности до 20 % ежегодной прибыли и таким образом сохраняют конкурентноспособность в обществе. Естественно , что клиент хочет , чтобы процедура его общения с банком отнимала мининум времени и сил . Решить эту задачу чрезвычайно сложно в нашей стране . В нынешней криминальной обстановке , когда носить с собой крупные суммы наличных денег просто небезопасно , клиентам банка просто удобно рассчитываться за покупки , тем более крупные , с помощью пластиковых карт . Но круг россиян использующих пластиковые карточки , не слишком широк .И это объяснимо . Не так уж много граждан , чей постоянный доход позволяет пользоваться карточками , особенно инвалютными межденародных платежных систем . У валютных карточек , по сравнению с отечественными , довольно высокие тарифы на их выдачу и обслуживание и ими пользуются состоятельные клиенты у которых довольно высокие доходы . Сказывается неразвитая инфраструктура предприятий , оказывающих услуги клиентам .Большинство из российских преприятий , связи не готовы к расчетам с помощью пластико - вых карт ,для этого у них нет соответствующего оборудования , плохо развита связь.Пользоваться карточками зачастую просто неудобно , гораздо быстрее и выгоднее расплатиться нали - чными . Очень сложно бывает обналичить деньги по карточке . Если на Западе банкоматы стоят практически везде , куда может попасть клиент в любое время дня и ночи,то у нас банки не могут позволить себе оставлять дорогостоящее оборудова - ние без присмотра.Поэтому банкоматы устанавливают в самих банках , в дорогих магазинах , отелях . Их очень мало и доступ к ним ограничен по времени . Банкомат в лучшем случае рабо - тает 8-10 часов в день , он себя практически не окупает . Сбербанк использует Smart-Card, пластиковые карточки со встроенной микросхемой.Главное преимущество таких карт в том, что информация о состоянии счета владельца карты на- ходится в самой карте , а не в компьютере процессенгового центра . Решение о возможности проведения платежа прини - мается при общении с торговым терминалом непосредственно в торговом зале . Вся процедура платежа занимает не более минуты. Основная проблема, возникающая при использовании такой карты ,- это ее защита от несанкционированного доступа к хранящейся в микропроцессоре информации . Создание такой карты обходится значительно дороже обычной магнитн - ой карточки.Однако она полностью окупает себя при использо - вании и с точки зрения удобства пользования , быстроты рас - четов , и с точки зрения защищенности хранящейся в ней информации . Несмотря на все трудности при внедрении нового спо - соба безналичных расчетов , в России растет интерес клиентуры к пластиковым картам . Сбербанк был и остается для большинства клиентов банком номер один , и вряд ли найдется человек , который не пользовался бы его услугами хотя бы раз в месяц - при пере - числении коммунальных платежей . Результаты статистики свидетельствуют , что три чет - верти всех средств , которые размещены населением в банко - вских вкладах , приходятся на Сбербанк . К началу 1998 года в учреждениях Сбербанка хранилось 80,3 % всех средств населения , против 61,3 % к началу 1997 года . Эта сумма составляет 95,2 трлн.рублей. Не будет большим преувеличением сказать , что в реа - лизации любой государственной финансовой программы , ориентированной на население , так или иначе участвует Сбербанк России . Конкурировать со Сбербанком по разветвленности фи - лиальной сети не может ни один из российских коммерческих банков : его структура насчитывает 75 территориальных упра - влений , 1850 отделений и 29536 филиалов . Как специализированному финансовому институту , работающему со средствами населения , Сбербанку в России также нет равных . Добавим к этому ,что ни один из российских коммерческих банков не в состоянии конкурировать с ним по величине активов , - и повышенное внимание к Сбербанку станет вполне объяснимым . В условиях перехода к рынку , когда идет конкуренция за привлечение средств клиентов Сбербанку необходимо совершенствовать методы работы и прежде всего в области управления сбережениями индивидуальных вкладчиков . Для вкладчиков важным стимулом служит уровень процентов , выплачиваемых банками по вкладам , он представляет собой инструмент управления процессами формирования денежных накоплений и одновременно средство в конкурентной борьбе за пассивы . В настоящее время Сбербанк России предлагает клие - етам различные виды вкладов . Однако лишь некоторые из них ( краткосрочные депозиты , срочные с ежемесячным начисле - нием процентов ) пользуются популярностью , так как в уловиях экономической нестабильности не выгодно хранить деньги во вкладах на длительный срок . В мае 1998 года введены новые виды вкладов : " Пополняемый Сбербака России " , " Особый Сбербанка России " с неизменной процентной ставкой за установленный срок . Вестник Сбербанка N 6 1997 г. Основные итоги деяте - льности Сбербанка за 1996 год. Банк проводит работу по упорядочению структуры дей - ствующих вкладов для населения . Прекращен прием не пользующихся популярностью среди вкладчиков" Банкнотный " " Валютная рента " . Сбербанк на всех этапах своего становления и разви - тия проводил определенную работу по развитию безналичных расчетов . При этом всегда преследовалось три основные цели : ~ добиться с помощью безналичных расчетов роста вкладов населения ; ~ создать вкладчикам , пользующимся безналичными расчетами , дополнительные удобства при использо - вании услуг ; ~ содействовать сокращению налично-денежного оборота ; Сбербанк традиционно осуществляет прием коммуна - льных услуг .В последнее время коммерческие банки стараясь привлечь наличные деньги граждан начали осуществлять при - ем платежей . При помощи безналичных расчетов вкладчики Сберба - нка могут оплатить коммунальные услуги , налоговые , страхо - вые и другие платежи в бюджет и другие организации . Пору - чения могут быть выполнены Сбербанком как в разовом поря - дке ,так и в течении продолжительного времени. Эти операции сокращают объем наличных денег в обороте , они удобны для вкладчика . Зарубежный опыт подсказывает , что основной путь использования безналичных технологий применим в сфере услуг . Для повышения качества предоставляемых услуг и рас - четов Сбербанк осуществляет переводы наличных денег и вкладов по клиринговой связи .Это быстро и очень удобно для вкладчиков . Наиболее перспективным видом безналичных расчетов являются микропроцессорные карточки для выплаты заработн- ой платы , а также осуществления расчетов с предприятиями торговли и сферы услуг . Это можно видеть на примере Злато - устовского отделения , которое предоставило кредит Админи - страции города для погашения задолженности по зарплате работников бюджетных организаций.Операции по пластиковым картам , согласно договору , совершаются только по оплате товаров и услуг . Это удобно как для населения , торговых ор - ганизаций и сферы услуг , также и для банка . Банк получает проценты по кредиту , увеличиваются остатки на счетах торго - вых организаций и сферы услуг , так как эти организации нахо- дятся на расчетно-кассовом обслуживании в этом банке . А это в свою очередь , сводит на минимум отвлечение средств в дру- гие коммерческие банки . Сбербанк ведет валютные счета клиентов,осуществляет расчеты и перечисления в иностранной валюте , проводит операции по купле-продаже наличной валюты , конвертирует рублевые средства с одновременным зачислением приобре - тенной валюты на счета клиентов . В настоящее время в учреждениях Сбербанка открыто 1,5 миллиона валютных счетов , сумма вкладов на которых со - ставила 2,3 млрд.долларов США . В учреждениях Сбербанка также используются плаcти - ковые карты в валюте это ( VISA Classic , VISA Gold ) . Учреждения Сбербанка предоставляют населению услуги по оплате и продаже дорожных чеков " Tomas Cook " , " American Express " , а также по оплате дорожных чеков "VISA" Учреждения Банка активно осуществляют переводы неторгового характера в пользу и по поручению клиентов . Основную долю в общем объеме таких операций составляют переводы грантов ( благотворительных премий ) института " Открытое общество ",сумма которых превысила 15 млн. дол- аров США . Зарубежная банковская практика последних лет свиде - тельствует о том , что банки , которые предоставляют клиентам разнообразные услуги высокого качества , обычно имеют преимущества перед банками с ограниченным набором услуг . В настоящее время все большее число крупных западных банков переходят на комплексное обслуживание клиентов .Это означает , что помимо расчетного , кассового обслуживания банки оказывают своим клиентам ряд других услуг , направлен- ных на удовлетворение специфических потребностей каждого конкретного клиента . В основе разработки и внедрении новых финансовых продуктов и услуг Сбербанк придерживается двух основных принципов : их рентабельности для банка и привлекательности для клиентов . К таким услугам относятся : ~ услуги по предоставлению клиентам индивидуальных сейфовых ячеек во временное пользование ; ~ консультационные услуги ; ~ через отделения Сбербанка (некоторых) идет продажа нумезматического коллекционного материала в виде серебрянных и золотых монет ; ~ второстепенные платные услуги : Федеральный Закон " О банках и банковской деятельности " от 3 февраля 1996 г. // Деньги и кредит , 1996 , N 2 . Инструкция N 27 " О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации , совершения и учета валютно - обменных операций уполномоченными банка - ми " // Москва 27 февраля 1995 г. " Деловой партнер " N 8 1998 . " Тенденции развития банко - вской системы России " . Осипова .Ю.М. " Основы предпринимательского дела " , // Москва АО " МП ТРИТОН " 1996 г. Кузьминова О.А. " Оформление валютных операций " , // Москва АО " ПРИОР " 1995 г. U.E.P.S."Универсальная Электронная Платежная Система " 1998 г. " Тарифы Сбербанка России по выпуску и обслуживанию Международных пластиковых карт " протокол N 62 & 8 от 13 января 1998 г. Инструкция N 299 " О порядке совершения операций с международными банковскими картами в учреждениях Сбере- гательного банка Российской Федерации ( Эмиссия ) " // Моск - ва 1997 г. " Основы операционной работы по пластиковым картам " // Деньги и кредит , 1997 г, N 2 . " Валютный режим России : плюсы и минусы " // Банковское дело , 1997г , N 10 . " Иностранные инвестиции по нефинансовому сектору " // Банковское дело ,1997г. N 12. "О политике валютного курса"// Деньги и кредит ,1997г , N 11 " Денежно -кредитная и валютная политика Канады : при - нципы и инструменты " // Деньги и кредит , 1997 г , N 3 . " Проблемы организации службы внутреннего контроля в коммерческом банке " // Банковское дело , 1998 г , N 4 . " Основные итоги деятельности Сберегательного банка Российской Федерации за 1996 год " // Вестник БАШСБЕРБАНКА , 1996 г . |