Учебное пособие: Инновационный менеджмент 8
Название: Инновационный менеджмент 8 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ) Менеджмент организации УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______ А.Д. Немцев «___» ____________ 2007г. «Инновационный менеджмент» 080507.65 «Менеджмент организации» Тольятти, 2007 г. Тальнов Ю.Н., Нетишина С.И. методические указания по написанию курсового проекта по дисциплине «Инновационный менеджмент» - Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2007 г.- 19с. Методические указания составлены для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утвержден на заседании кафедры менеджмента организации. Методические указания согласованы с кафедрой: Зав. кафедрой «___» __________ 2007г. _________________________ (Ф.И.О.) обсуждены и рекомендованы к изданию решением кафедры от «___» _ _____ 2007 г., протокол № ___ Зав. кафедрой ________________ Г.М. Кулапина Одобрены Научно-методическим советом факультета «___» __ ___2007 г., протокол № ___ Председатель НМСФ _____________ А.И. Афоничкин Одобрены Учебно-методическим советом университета «___» ______________ 2007 г., протокол № ___ Председатель УМС ______________ А.Д. Немцев ã Волжский университет им. В.Н. Татищева Тальнов Ю.Н., Нетишина С.И. методические указания по написанию курсового проекта по дисциплине «Инновационный менеджмент» - Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2007 г.- 19 с. Даны методические указания по написанию курсового проекта по дисциплине «Инновационный менеджмент», библиографический список. Рецензенты: д.э.н., профессор Горелик О.М. к.т.н., доцент ТГУ Гомельский М.В. Научный редактор : д.э.н., профессор Кулапина Г.М. Утверждено учёным советом ВуиТ ________2007 г. Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2007 Требования к содержанию курсового проекта по дисциплине «Инновационный менеджмент» 1. Общие положения Курсовой проект – это форма отчетности по самостоятельной работе студента по определенной теме и имеющая структуру, приведенную на рис. № 1 и № 2. Тема курсового проекта формулируется преподавателем совместно со студентом, с учетом информации, полученной во время производственной практики студентом на каком-либо предприятии. Тема проекта должна быть конкретной, нацеливающей студента на разработку инновационного предложения для решения обнаруженной на предприятии проблемы. 1.1 Краткий анализ деятельности предприятия и выявление проблемы может проводиться по различным направлениям (см. таблицу 1.) Таблица № 1
Рис. 1 Рис. 2 Проблемы формулируются как некое противоречие, которое мешает развитию предприятия. Правильно сформулированная проблема «подсказывает» направление поиска путей ее решения. Например: 1) Применяемый для шумоизоляции Вазовских автомобилей материал не позволяет достигнуть нормативных показателей по уровню шума в салоне. Понятно, что в этом случае следует искать решение данной проблемы на пути использования новых шумоизолирующих материалов. 2) Шумность агрегатов и отдельных соединений узлов и деталей такова, это известные шумоизолирующие материалы не позволяют достигнуть нормативных показателей по уровню шума в салоне. В этом случае решение проблемы находится в области конструкции узлов и агрегатов, качества их изготовления. 3) Потребность покупателей в новых видах хлебобулочных изделий не удовлетворяется из–за отсутствия бездрожжевой технологии в ОАО «Тольяттихлеб». И в этом случае понятно направление поиска путей решения проблемы. 1.2 Предполагаемые варианты решения проблемы Варианты решения проблемы следует искать в использовании новшеств (инноваций), которые позволили бы предприятию приобрести конкурентное преимущество на относительно длительный период, т.е. новшество должно быть оценено на перспективность и на сложность копирования его конкурентами.. Важным моментом является проверка новшества на приемлемость и реализуемость, т.е. оно должно быть своевременным, действительно решать проблему и предприятие должно обладать необходимыми знаниями и ресурсами для его осуществления. М. Портер определил основные направления, в которых могут проводиться инновации: - новые товары; - новые рынки; - новые материалы; - новые процессы; - новые методы организации и управления; Источниками информации для поиска инновационных идей могут быть: - научная литература; - собственная база знаний предприятия; - заимствованный опыт; - разработки консалтинговых организаций; - результаты творческой деятельности персонала предприятия; - разработки специализированных проектных организаций; Студент на основе изучения учебной, научной и специальной литературы должен дать 2-3 варианта возможного решения реально существующей проблемы и выбрать наиболее подходящий. 1.3 Маркетинговое исследование для определения целевых показателей проекта В этой части проекта, на основе изучения рынка определяется возможный объем продаж, ассортимент товаров и услуг, их качество, определяются целевые параметры проекта. Например: для решения транспортной проблемы пассажиров одним из вариантов может быть строительство скоростного трамвая между районами города. Целевыми параметрами для этого проекта могут быть: 1. общий пассажиропоток; 2. время поездки; 3. конечные пункты и остановки; 4. стоимость проезда; 5. лимитная стоимость проекта; 6. время осуществления проекта; 7. безопасность и экономичность; 1.4 Структуризация проекта Проводится обычно по объектам и затем по работам, необходимым для его осуществления. При структуризации по объектам для каждого объекта определяются его целевые параметры. В результате этой работы оформляется дерево целей проекта: Рис. 3 Дерево целей Структуризация по видам работ оформляются в виде «дерева работ»: Рис. 4 Дерево работ. На основе «дерева работ» разрабатывается «перечень работ», при этом работы группируются по объектам, по фазам жизненного цикла проекта, по видам работ, по исполнителям и т.д. 1.5 Оценка стоимости проекта Стоимость проекта складывается как сумма стоимости отдельных объектов и затрат на управление проектом в целом, а стоимость объектов, в свою очередь, состоит из стоимостей работ по данному объекту. При определении стоимости работ учитываются все ресурсы, используемые при их выполнении: - заработная плата и начисления на нее; - оборудование, машины, оснащение, инструмент; - материалы; - энергия; - информация; - производственные площади; - управленческие затраты, выделяются в отдельную статью расходов; В результате этой работы складываются пообъектные сметы и общая смета проекта. 1.6 Организация выполнения задач по проекту 1.6.1 Распределение задач по исполнителям В начале этого этапа определяются участники проекта по каждому объекту, по видам работ и по проекту в целом. (рис.5 ). Исполнители задач могут быть, как подразделения предприятия, так и внешние организации (подрядчики). До исполнителей доводится вся необходимая информация по проекту для выполнения поручаемых им задач, уточняются необходимые ресурсы, согласуется продолжительность работ. 1.6.2 Разработка графиков проведения работ Для сложных объектов широкое распространение получили сетевые графики, которые представляют собой стратегию диаграммы, схематически отображающие последовательность выполнения работ в их взаимосвязи и взаимозависимости. После анализа и оптимизации сетевого графика – работа, которая проводится с участием всех исполнителей работ, утверждается график выполнения проекта, заключаются договора, переходят к фазе осуществления проекта. Сетевой график позволяет осуществлять контроль, анализировать состояние работ по проекту, принимать корректирующие управленческие решения. На всех этапах возможны различные варианты реализации проекта, оценка вариантов проводится по показателям экономичности, качества исполнения работ и сроков. Важным моментом является оценка вариантов с точки зрения рисков и неопределенности.
Рис. 5 Принципиальная схема участников проекта 1.7 Управление рисками при реализации проектов Результаты анализа рисков на всех этапах проекта сводятся в отдельный раздел и являются предметом управления наравне с другими разделами проекта. Общая схема управления рисками в течение жизненного цикла проекта приведена в таблице № 2. Студент должен выбрать несколько рисков, свойственных его проекту, оценить их и предложить метод управления. Таблица № 2
1.8 Оценка экономической эффективности проекта проводится по показателям: - срок окупаемости (РР) – это число лет, необходимое для возврата первоначальных капиталовложений. Рис. 6 Определение срока окупаемости Здесь - размер инвестиций периода t - средний уровень инфляции - денежный поток от проекта периода t - чистая прибыль периода t - сумма амортизационных отчислений периода t n - жизненный цикл проекта - средняя доходность инвестиций ( AR ) – отношение средней величины чистой прибыли за время жизненного цикла проекта к средней стоимости инвестиций. Средняя величина стоимости инвестиций определяется как полусумма инвестиций и ликвидационной стоимости на момент окончания жизненного цикла проекта. - чистая приведенная стоимость ( NPV ) Характеризует абсолютную доходность проекта за время его жизненного цикла с учетом дисконтирования денежных потоков. - внутренняя норма доходности ( JRR ) представляет собой максимальную ставку по кредиту, выше которой проект теряет свою целесообразность. Проще всего она определяется графически, путем построения зависимости (рис.7) Рис. 7 2.0 Результаты разработки оформляются в виде пояснительной записки, имеющей следующие элементы оформления: - Титульный лист - Аннотация - Содержание - Введение - Аналитическую часть - Проектную часть - Экономическую часть - Заключение - Список литературы В конце пояснительной записки может приводиться приложение. Оформление курсового проекта должно соответствовать стандартным требованиям. Литература: 1. Ф. Бэгвюли Управление проектом / Пер. с англ. В. Пестрашек – М. Фаир – Пресс, 2004г. 2. Г. Дитхелм Управление проектами: в 2 т. / пер. с немецкого СПБ изд. Дом «Бизнес – пресса», 2003г – Т 3. А.С. Товб, Г.Л. Ципсс. Управление проектами: стандарты, методы, опыт – М. ЗАО «Олимп – Бизнес», 2003г. 4. М.Л. Разу, В.И. Воропаев, Ю.В. Якутин. Управление программами и проектами. Модуль 8. М. инфра – М, 2000 г. 5. К.Ф. Грей, Э.У. Ладеян. Управление проектами. Практическое руководство / пер. с англ. М. Дело и Сервис, 2003г. 6. Б.А. Контенюк. Инвестиционные проекты. Учебник СПБ. Издательство В.А. Михайлова, 2002 г. Управление проектами. Учебное пособие. Попов Ю.И., Яковенко О.В., Инфра – М, 2007г. 7. Управление проектами: руководство по ключевым процессам, моделям и методам, Орр А.Д., Баланс Бизнес Букс, 2006г. 8. Управление проектами: Практическое пособие, Гейзлер П.С., Завьялова О.В., Книжный дом, 2006г. 9. Управление проектами: пер. с польского, Троцкий М., Груча Б., Огонек В., Финансы и статистика, 2006г. 10. Управление проектами: пер. с немецкого, Литке Х.Д., Кунов И., Омега – Л, 2007 г. 11. Управление проектами: от планирования до эффективности: практическое пособие, Лапыгин Ю.Н., Омега – Л, 2007г. 12. Управление проектами. Быстрый старт, Хэлдман К., ДМК – Пресс, 2007 г. 13. Управление проектами, Мазур И.И., Шапиро В.Д., Омега – Л, 2007г. 14. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче экзамена, Ньюэлл М.В., КУДИЦ – ОБРАЗ, 2006г. 15. Управление проектами в Mikrosoft Project 2003. Учебный курс + CD , Богданов В.В., Питер, 2005г. 16. Управление проектами ( Project Management ). Предмет. Управление персоналом, АСС – Бюро, 2004г. 17. Планирование и управление проектами для менеджеров: пер. с англ., Гордон У., Дело и Сервис, 2006г. 18. Все по плану! Успешное управление проектами с использованием Microsoft Project , Бьяфоре Б., Русская редакция, 2006г. 19. Project 2003. Сетевое планирование и управление проектами, Кудрявцев Е.М., ДМК – Пресс, 2006г. |