Борис Леонидович Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой неповторимый мир и увлекал за собой читателей, раскрывая перед ними лабиринты образов и мыслей. Он выражал сложность человеческих переживаний. «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану», – писал поэт. На первый взгляд, мир Пастернака кажется странным, вычурным, сбивчивым, но это только лишь первое впечатление. Мир поэзии Б.Л. Пастернака многогранен, неповторим.
Мое знакомство с его творчеством началось с произведения, которое называется «Про эти стихи». Оно входит в книгу «Сестра моя – жизнь», которая появилась в печати в тысяча девятьсот двадцать втором году. Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвятил его М.Ю. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения».
«Про эти стихи» – первое произведение цикла «Не время ль птицам петь?». Стихотворение не раз приводилось в укор поэту как свидетельство его оторванности от жизни, от современной эпохи. Но время показало, что современники Л.Б. Пастернака не всегда были справедливы по отношению к нему и его творчеству.
«Про эти стихи» – необычное, захватывающее стихотворение. О чем оно?
Конечно, о творчестве, о нелегком труде поэта, из-под пера которого рождаются шедевры.
Мир, окружающий поэта, не похож на наш. В нем все гармонично, все с автором «заодно»: потолок, сырые углы, чердак, рамы, карнизы, фортка, любимые книги Э. По, Д. Байрона, М.Ю. Лермонтова. В такой обстановке совершается таинство – рождение стиха.
О реальном мире напоминает «фортка», через которую лирический герой задает неожиданный вопрос, обращенный к детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Пастернак непредсказуем, неординарен. Неожиданно начинается стихотворение:
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам, –
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам…
Средства поэтической выразительности помогают наиболее точно передать атмосферу творчества. Инверсия («задекламирует чердак», «к карнизам прянет чехарда», «буран не месяц будет месть») влияет на интонационную характеристику поэтической речи, распределяет иначе смысловые акценты в данном произведении, на первое место выводит действие. Использование олицетворения («задекламирует чердак», «буран заметет», «разгулявшийся денек») у Б.Л. Пастернака особенное. Он обычно не подчеркивает наружное сходство с человеком, но очеловечиваются сами повадки, действия природы, предметов. Таким образом пастернаковские олицетворения в большей мере используют изобразительные возможности русского глагола.
Поэтический мир Б.Л. Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций. Он помогает увидеть нам то, что нас окружает, в ином свете, разобраться в себе, понять себя.
|