Сочинение: Толстой л. н. - идейно - Композиционное значение диалогов князя андрея и пьера
Название: Толстой л. н. - идейно - Композиционное значение диалогов князя андрея и пьера Раздел: Остальные рефераты Тип: сочинение |
Роман Толстого <Война и мир> содержит значительную философскую часть, которая выражается различными способами. Философия произведения <полифонична> . Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев, но пытается раскрыть не только свой взгляд на мир, но и другие возможные взгляды. Герои книги отстаивают различные позиции, причем все они (позиции) изображены довольно беспристрастно. Основной философский конфликт возникает между двумя главными героями - князем Андреем и Пьером. Выразить этот конфликт не-возможно, используя лишь их внутреннюю речь. Необходимо действительное столкновение, и в книгу вводится диалог - разговор нескольких лиц. Но в романе Толстого, как и в романе Достоевского <Преступление и наказание>, диалог - это не просто акт речевого общения, это попытка слить разные взгляды или понять, наконец, какая точка зрения вернее. С самого начала проводится параллель князь Андрей - Пьер. У них разные взгляды на жизнь, разная судьба, но они очень близки друг с другом. Возникает ассоциация, основывающаяся на именах апостолов братьев Петра и Анд-рея. Петр принес христианство в Европу, а Андрей - на Русь (также предрекал основание Киева и т. д.).Столкновение <западного> Петра (Пьера для большей убедительности) и <восточного> Андрея и раскрывает автор. Толстой через образы этих героев предлагает различные пути к одной цели - счастью, причем и счастье они понимают по-разному. иалоги князя Андрея и Пьера соединяют несоединимые, казалось бы, полюса: Восток - Запад; дом - политика, общество; созерцание - активность - эти понятия взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют, рождая идеал. Диалоги князя Андрея и Пьера проходят через все произведение, но вне их они почти не взаимодействуют. Диалоги, с одной стороны, создают, возможно, наиболее важную ось произведения, а с другой стороны, подводят итог прожитого отрезка жизни и начинают новый, полнее выражают их мировоззрение. Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьера вместе в салоне Анны Павловны Шерер. Они перебрасываются несколькими фраза-ми, но мы видим близкие, дружеские отношения по мягкой улыбке князя, по разговору в целом. Настоящий диалог начинается позднее, когда, покинув салон, друзья могут освободиться от необходимых условностей, раскрыть свою душу. Но диалог не строится. Идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере Пьера и женитьбе. <Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами о вечном мире>. Но говорить о войне начинают уже здесь. Пока что это романтические, наполеоновские мечтания князя Андрея, с радостью расстающегося с женой. Из этого диалога мы видим князя Андрея до начала исканий и Пьера, понявшего, что надо что-то делать, но что - не понимающего. Князь Андрей уезжает на войну, но никто не думает о том, что на войне убивают, - маленькая княгиня переживает только потому, что ей придется пожить в деревне; Пьер, говоря о вечном мире, пытается решить любопытную задачу. Первый диалог не отделяет князя Андрея и Пьера от всего мира, делая их святыми, но разделяет их между собой. Для Андрея - это последний диалог светской части жизни. Между первым и вторым диалогом проходит не так много времени, но разговор в Богучарове открывает нам совершенно новых героев. Андрей видел вечное небо Аустерлица, видел бессмысленность, жестокость убийства, он опустошен, все его идеи, мечты рухнули разом. У Пьера, напротив, духовный подъем. Он увлекается масонством, ему кажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно в этом прекрасном, полном скрытого смысла мире быть несчастным. Между столь разными, столь разошедшимися людьми не может завязаться откровенный разговор. Сперва диалог носит светский оттенок, но именно в это время Пьер пытается понять омертвевшую душу князя Андрея. Начинается диалог об убийстве - можно ли убивать вообще. Князь Андрей допускает разделение на <хороших> и <плохих>, на тех, кого можно убивать и кого нельзя. Пьер испуган этими страшными словами, напоминающими нам теорию Раскольникова о <крови по совести>. Князь Андрей опровергаетслова <поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе>. Князь Андрей говорит, что мы не можем знать, что есть зло для других, то есть жить надо, стремясь к счастью, которое в понимании князя состоит в отсутствии угрызений совести и болезней. Диалог о зле и счастье - один из самых важных морально-этических моментов произведения. В разговоре с Пьером князь Андрей категорично утверждает, что никогда больше не будет служить в русской армии. Таким образом, разговор в Богучарове играет значительную композиционную роль и служит для дальнейшего развития сюжета, но наиболее важен внутренний, философский смысл этого диалога. В любом диалоге можно лучше понять себя, свои мысли, и здесь князю Андрею необходимо выговориться, он должен излить тяжелые свои мысли, чтобы разобраться в себе, а для Пьера это проверка твердости его масонских идей. Пьер распаляется. Он, наконец, решает рассказать о масонстве. Он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом <уронит все его ученье...>. По дороге в Лысые горы начинается новый диалог, точнее, монолог Пьера о масонстве, о будущей жизни и о добре и зле в мире и на земле. Монолог Пьера значителен как часть его философского развития и как часть философии самого Толстого, но Андрей почти не слушает. До философских откровений надо доходить самому, и никто словами не сможет передать суть учения, откровения. Но слова Пьера о Боге, об истине уже к концу монолога растапливают сердце князя Андрея. Он вслушивается в смысл слов Пьера, вникает, но видит дальше, глубже масонской философии. Слова Пьера открывают ему свой новый путь. Вновь князь Андрей смотрит на небо и видит то высокое и вечное небо, в которое он смотрел на Аустерлице, и опять на него снисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мирозданья. <Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь>, - подводит итог разговора на переправе сам Толстой. Следующая, малозначащая встреча происходит на балу в Петербурге, первом для Наташи. Там нет больших диалогов - только короткие фразы: Пьер просит князя Андрея пригласить на танец Наташу. Последняя физическая встреча князя Андрея с Пьером происходит накануне Бородинского сражения. Андрей боится остаться наедине с Пьером - он чувствует, что ему не суждено жить. Чувствует это и Пьер. Вновь разговор идет об убийстве - о войне. О философии войны и о философии победы. Офицеры понимают, что завтра они победят любой ценой. Пьер со страхом смотрит на чужого, озлобленного князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но в Бородино именно князь Андрей не делает ни одного выстрела и олицетворяет святое войско, а Пьер духовно помогает на батарее Раевского. Вновь мы видим противоречие между князем Андреем и Пьером. Князь Андрей призывает к непротивлению злу насилием, он призывает обратиться в себя, в семью, а Пьер всеми силами пытается принести пользу своей армии. Он думает, что может сделать добро для России, занимаясь политикой и т. п. Князь Андрей надеется добиться гармонии через внутренний мир. Если он будет счастлив, если будет счастлива его семья и если каждый думает о личном благе, то мир, наконец, достигнет гармонии. Пьер, несмотря на свою физическую неактивность, занимается государственными делами и т. п" Но мы так и не получаем ответа, какой путь истинен. После смерти князя Андрея диалог его с Пьером не заканчивается. Пьер вспоминает князя Андрея и общается с ним духовно. Князь Андрей не ушел полностью из этого мира. Это чувствует и его сын Николенька, который внутренне часто обращается к отцу и, вероятно, продолжит его духовный поиск. |