Реферат: Социально-экономическая сущность маркетинга 2
Название: Социально-экономическая сущность маркетинга 2 Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 4 1. Социально-экономическая сущность маркетинга 5 1.2. Сегментация рынка 5 2. Функции маркетинга 7 3. Принципы маркетинга 13 4. Управление маркетингом 15 5. Основные концепции управлением маркетингом 17 6. Отечественный маркетинг 21 7. Аналитический раздел 25 Список литературы 35 Введение В современной России маркетинг только еще начинает развиваться. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга. В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя. Поэтому эта тема актуальна и требует особого изучения и внимания. Основная цель: изучение маркетинга, как концепции рыночного управления. Основные задачи: - Характеристика организации структуры управления маркетингом. - Анализ эффективности управления маркетингом предприятия и путей её повышения. 1 Социально-экономическая сущность маркетинга Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли. В термин "маркетинг" специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений. В качестве функции управления маркетинг имеет не большее и не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д. В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как "демократический" процесс, при котором потребители имеют право "голосовать" за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя. Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Заставить покупателя купить то, что может предложить компания задача сбыта. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю. Маркетинг двусторонний процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя. 1.2 Сегментация рынка Сегментация рынка может быть определена как стратегия, с помощью которой рынок разделяется на сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на мероприятия комплекса маркетинга. Цель состоит в максимальном проникновении на такие сегменты рынка, вместо того, чтобы распылять усилия по всему рынку. Можно выделить несколько классификационных признаков, используемых при сегментации рынка: 1 Социально-экономические переменные (возраст покупателя, пол, размер семьи, доход, род занятий, образование, принадлежность к социальному классу, раса, религия и т.д.). 2 Культурные различия (например, мода). 3 Географические факторы (городское и сельское население) 4 Поведение потребителей на рынке (например, различают потребителей по количеству и качеству приобретаемых товаров). В ряде случаев используют и другие классификационные признаки. Главное, чтобы выбранный сегмент сулил наибольшую прибыль. Выбор правильного принципа сегментации в существенной мере влияет на конечные результаты коммерческой деятельности. Сегмент рынка в идеале должен отвечать следующим четырем условиям: быть достаточно емким, предоставлять возможности дальнейшего роста, не быть объектом коммерческой деятельности конкурирующих фирм, характеризоваться потребностями, которые данная компания может удовлетворить. 2 Функции маркетинга Выделяют 4 функции маркетинга: 1 Аналитическая функция 2 Товарно-производственная функция 3 Сбытовая функция 4 Организационная функция 1 Аналитическая функция Первой функцией маркетинга является аналитическая функция, которая состоит из двух подфункций: - комплексное исследование рынка; - анализ внутренней среды фирмы. При этом обе подфункции тесно взаимосвязаны между собой: по данным реализации и той, и другой уточняются цели, стратегия и тактика маркетинга. Фирмам, работающим в условиях конкуренции, нецелесообразно экономить на маркетинговых исследованиях, так как обеспечить достижение целей, работая вслепую, невозможно. Кроме того, цена рисков, связанных с деятельностью на малознакомом рынке, в несколько раз превышает затраты на исследования. Комплексное исследование рынка Комплексное исследование рынка начинается с ознакомления с товароведением, а именно с особенностями производства, использования товара, выявления его преимуществ и недостатков по сравнению с аналогичным товаром конкурентов; оно включает: - товароведение, - изучение потребителя или спроса, Анализ внутренней среды фирмы Реализация целей, стратегии и тактики фирмы во многом зависит от ситуации на ней, от ее внутренней среды. Маркетинг активно влияет на формирование этой среды, предварительно анализируя ее по следующим основным направлениям: - анализ производственно-сбытовой деятельности с целью поиска внутренних резервов, организации "центров прибыли", субсидирующих разработки и выпуск новинок за свой счет для выявленных ниш рынка; - анализ издержек производства для обнаружения возможностей их снижения; - сравнение показателей "целевой" и фактической нормы прибыли и выявление причин возникшей в этих показателях разницы; - исследование кадрового состава фирмы (квалификация, мотивация и информированность) и приведение в соответствие структуры и уровня персонала с задачами предприятия. 2 Товарно-производственная функция маркетинга Результаты аналитической функции маркетинга служат базой для осуществления его товарно-производительной функции, подфункциями которой можно считать: - разработку рекомендаций по формированию товарного ассортимента (созданию товара); - моделирование показателей уровня конкурентоспособности товара. Методы создания товара Рассмотрение проблемы разработки рекомендаций по товару: - предопределяет эффективность всей деятельности предприятия; - дает возможность минимизировать риски в бизнесе; - предшествует технологической подготовке производства, сбыта, послепродажного обслуживания, т. е. формирует условия работы на предприятии в целом; - является не единовременным актом, а постоянной, периодически повторяемой функцией управления, в которой реализуется маркетинговая стратегия. В настоящее время существует несколько стратегических подходов к созданию товара: - модификационный; - пионерный; - имитационный, совместный с конкурентами (путем покупки лицензий или создания совместных предприятий и т. д.); - случайный. Моделирование показателей уровня конкурентоспособности товара Моделирование показателей уровня конкурентоспособности изделий осуществляется на второй стадии создания товара с тем, чтобы еще на чертежной доске обеспечить фирме конкурентные преимущества. Учитывая особую важность этой работы, целесообразно выделить рассмотрение данного вопроса. 3 Сбытовая функция маркетинга После того как товар произведен, он попадает на рынок, и основной задачей маркетинга становится его эффективный сбыт, доведение до потребителя. По существу, при реализации сбытовой функции товар "проверяется" окончательно и становится ясно, насколько качественно были осуществлены аналитическая и товарно-производственная функции. Осуществление товарной политики в процессе реализации Основы товарной политики закладываются в процессе создания продукта, моделирования параметров его конкурентоспособности и материализуются в производстве. Но наконец готовое изделие поступает на рынок. Перед специалистами по маркетингу встает вопрос о том, как целесообразнее продолжить осуществление товарной политики для того, чтобы продукт как можно дольше пользовался спросом у покупателей и, как следствие, принес бы прибыль, окупающую затраты по его созданию и производству, а также средства, необходимые для дальнейшего развития фирмы (целевую прибыль). Организация сбыта Основной задачей товародвижения является превращение продукции в товар, т. е. преодоление расстояния между производителем и конечным потребителем. Взаимосвязанными сторонами этого процесса можно считать: - формирование каналов товародвижения; - организацию реального движения товаров (логистику). Работа по формированию каналов товародвижения включает следующие этапы: - анализ факторов, влияющих на выбор каналов; - выбор системы каналов; - работа с посредниками. Ценовая политика Работа с ценами и осуществление ценовой политики являются подфункцией сбытовой функции маркетинга. При этом задача менеджеров по маркетингу состоит в том, чтобы подготовить все необходимые материалы по вопросу о цене, решения же принимает руководство фирмы. На первом этапе развития маркетинга роль цен в решении проблем сбыта считалась определяющей. Снижение цен являлось основным средством выделения изделий фирмы среди товарной массы конкурентов с целью завоевания позиций (доли) на рынке. Коммуникации в маркетинге Система маркетинговых коммуникаций – это целенаправленное и комплексное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду фирмы, прямо или косвенно способствующее достижению основной ее цели: получение прибыли. В последнее время отмечается рост значимости коммуникационной политики в маркетинге в связи со следующими обстоятельствами: - усиление конкурентной борьбы за потребителя; - повышение рисков, связанных с созданием новых товаров; - рост требований к стандартам качества, что затрудняет дифференциацию товара. Обычно к формам коммуникаций относят: Рекламу, Паблик рилейшнз, стимулирование продаж, персональную продажу, участие в выставках и ярмарках. 4 Организационная функция маркетинга Планирование маркетинга При внутрисистемном планировании, которое должно стать основным в практической деятельности российских предприятий в условиях рыночных отношений при их достаточно полной хозяйственной самостоятельности, важны, по крайней мере, три основные принципа: - разрабатывать планы должен тот, кто эти планы будет претворять в жизнь; - уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжения ресурсами предприятия; - необходимо обеспечивать гибкость и адаптивность планирования в соответствии с изменениями во внешней и внутренней средах предприятия. Маркетинг-аудит Основными объектами контроля в маркетинге являются: - объемы продаж; - размеры прибылей и убытков; - реакция покупателей на предлагаемые предприятием новые товары и услуги; - соответствие запланированных и реальных (фактических) результатов производственно-коммерческой деятельности. В стратегическом плане предприятию важно знать, действительно ли оно использует все из имеющихся у него маркетинговых возможностей, и насколько эффективно оно их использует. 3 Принципы маркетинга Принципы маркетинга — это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга, как показано выше, состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы: 1 производить только то, что нужно потребителю; 2 выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей; 3 организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса; 4 концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности предприятия; 5 использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей, что предполагает формирование маркетинговых программ на основе применения комплекса маркетинговых средств, их сочетания, а не отдельные маркетинговые действия, так как только взятые во взаимосвязи и взаимообусловленности средства маркетинга могут обеспечить синергетический эффект; 6 применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю; 7 ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке; 8 учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла; 9 помнить о первичности рынка (но не противопоставляя его) по отношению к планам организаций и отраслей; 10 придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации планов в целях сбалансированности спроса и предложения; Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы: - необходимость ориентации всей научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на рынок, учет требований рынка; - необходимость дифференцированного подхода к рынку; - ориентация на нововведение; - гибкое реагирование на всякое изменение требований рынка; - постоянное и целенаправленное воздействие на рынок; - ориентация на длительный период времени; - эффективное управление, необходимость творческого, новаторского подхода к управлению со стороны руководства; - необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников фирмы. 4 Управление маркетингом Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п. Различают два уровня управления маркетингом: стратегический и тактический. Стратегический уровень управления маркетингом (маркетинговая стратегия) - долгосрочное согласование возможностей фирмы с ситуацией на рынке, т.е. в согласовании внутренней и внешней сред деятельности фирмы. Маркетинговую стратегию часто путают с целями компании по развитию деловой активности. Однако, в отличие от целей, маркетинговая стратегия - это план достижения этих целей, в котором должны быть отражены все элементы маркетинга, финансовые ресурсы и производственные возможности. Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются: - совершенствование организационной структуры фирмы; - организация проникновения на новые товарные рынки; - разработка и введение на рынок нового товара; - проникновение на новые рынки посредством создания совместных предприятий; - кооперация деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках. Тактический уровень управления маркетингом (маркетинговая тактика) ориентирован на формирование рыночного спроса на существующие товары и услуги компании. Возможные пути реализации маркетинговых мероприятий на этом уровне управления могут быть: изучение рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта; анализ товаров и управление их номенклатурой с целью максимального удовлетворения рыночных требований; прямые контакты с потребителями; увеличение и обучение персонала; активное участие в выставках и ярмарках; расширение номенклатуры (диверсификация) производимых товаров; создание и повышение эффективности сервиса; адаптация товара к специфическим требованиям покупателя; рекламные мероприятия; управление ценами. Управление маркетингом - это целенаправленная деятельность фирмы по регулированию своей продукции на рынке, посредством планирования, организации учёта, контроля, с учётом влияния рынка и конкуренции для достижения прибыли и эффективности своей деятельности. Технология управления маркетингом – это вся совокупность экспертно – аналитического и методологического инструментария по анализу и обнаружению угроз и осложнений со стороны конкурентов. Сюда же относится и принятие маркетинговых решений по планированию, определению стратегий, т.е. по продвижению фирмы на рынке. Цель управления маркетингом – получение эффективной прибыли и эффективности деятельности субъекта на рынке. Цели управления маркетингом реализуются за счёт функций управления. Принципы управления маркетингом – это правила, вытекающие из объективных экономических законов развития рынка, его конкуренции в условиях риска и неопределённости. 5 Основные концепции управления маркетингом Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении стоящих перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом - это управление спросом. Выделяют пять основных подходов (концепций), на основе которых коммерческие организации осуществляют свою маркетинговую деятельность, т.е. деятельность по управлению спросом: концепция совершенствования производства, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга. Использование каждой из них обязательно и, в первую очередь, ставит вопрос о том, каким должно быть соотношение интересов производителей, потребителей и общества в целом. Ведь довольно часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом. 1 Производственная концепция Или концепция совершенствования производства. Согласно этой концепции потребитель ориентируется на доступные для себя товары, имеющие невысокую цену. Предприятия, придерживающиеся такой концепции, имеют преимущественно серийное или крупносерийное производство с высокой эффективностью и низкой себестоимостью, а продажа выпускаемых ими товаров производится с помощью многочисленных торговых предприятий. К основным предпосылкам существования этой концепции управления маркетинговой деятельности можно отнести следующие: а) большая часть реальных и потенциальных потребителей имеют невысокие доходы; б) спрос равен или немного превышает предложение; в) происходит быстрое снижение высоких производственных расходов (обычно по новой продукции), что приводит к завоеванию большей доли рынка. Усилия предприятий, следующих этой концепции, как правило, должны быть нацелены на совершенствование процесса производства, а следовательно, на снижение уровня издержек и повышение производительности труда и эффективности производства. Производственной концепции придерживаются производители, которые четко ориентированы на отрасль с хорошими перспективами роста, имеют невысокую диверсификацию и действуют в условиях минимального политического и социального контроля. Диверсификация -- это расширение ассортимента производимых изделий и видов предоставляемых услуг на основе одновременного развития многих, не связанных друг с другом производств. 2 Товарная (продуктовая) концепция Или концепция качественного продукта, или концепция совершенствования товара. Основная идея этой концепции состоит в ориентации потребителей на те или иные товары или услуги, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем самым приносят потребителям больше выгоды. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, а следовательно, и цены. К факторам, поддерживающим существование такой концепции маркетинга, могут быть отнесены следующие: а) общество нуждается не в количественных, а качественных характеристиках уровня жизни; б) неустойчивость экономической конъюнктуры: в) инфляция; г) монополистические ограничения рынка; д) быстрый моральный износ товаров. 3 Сбытовая концепция Или концепция интенсификации коммерческих усилий, предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж. Основные предпосылки использования сбытовой концепции заключаются в следующем: - главная задача фирмы состоит в достижении определенного объема продаж своих товаров; - потребители не будут покупать товары в объеме, необходимом с точки зрения фирмы, без определенного воздействия; - потребителей можно заставить купить данные товары с помощью различных методов стимулирования продаж; - покупатели будут делать повторные покупки или имеется достаточное количество потенциальных потребителей. Фирмы, которые руководствуются сбытовой концепцией, обычно полагают, что потребители не имеют ярко выраженного намерения приобрести их товары, и поэтому необходимо проводить активный поиск потенциальных покупателей. 4 Рыночная концепция маркетинга или традиционная маркетинговая концепция Эта концепция отличается от других концепций тем, что: а) фирма видит свою задачу в удовлетворении потребностей определенной группы потребителей; б) фирма отдает себе отчет в том, что удовлетворение этих потребностей требует проведения целого комплекса маркетинговых исследований для их выявления; в) маркетинговая деятельность фирмы постоянно контролируется и анализируется; г) фирма уверена, что результаты ее деятельности по удовлетворению спроса приведут к повторным покупкам продукции и обеспечат благоприятное общественное мнение. Деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объема продаж, необходимого для получения прибыли, за счет проведения различных мероприятий по стимулированию сбыта. Деятельность же, основанная на концепции маркетинга, начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Фирма планирует и координирует разработку определенных программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Она получает прибыль посредством удовлетворения потребностей покупателей. Таким образом, концепция маркетинга - это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. 5 Социально-этическая концепция маркетинга Социально-этическая концепция маркетинга, характерная для современного этапа развития человеческой цивилизации, базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса. Ее цель состоит в обеспечении долговременного благосостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Нормы социально-этического маркетинга лимитируют, в известном смысле, предпринимательскую инициативу и производственную деятельность, ставят ее в зависимость от ориентиров общественного развития и от безусловного требования сохранения среды обитания. Так как цель социально-этической концепции маркетинга - обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом, то при управлении маркетингом на уровне предприятия необходимо учитывать, по крайней мере, четыре момента: потребности покупателя (потребителя), жизненно важные интересы потребителя, интересы предприятия интересы общества. 6 Отечественный маркетинг Общеизвестно, что социально-экономическая ситуация в России не отличается стабильностью. На протяжении последних более чем десяти лет экономика России находится в состоянии реформирования. Важнее то, что произошел переход от административно-командной системы хозяйствования к многоукладной экономике. В данный момент преобладают рыночные принципы ведения экономической деятельности. Разумеется, в плановой и рыночной экономике системы управления на предприятиях различаются коренным оора-юм. Рыночная экономика вынуждает предприятия строить свои системы управления в соответствии с принципами маркетинга. Проблема состоит в том, что помимо новых предприятий, образованных недавно, существуют и те, что были созданы ухе давно, еще в условиях плановой экономики. И большинству из них довольно трудно приспосабливаться к существованию в новых условиях. Те предприятия, которые управляются по-старому, терпят "бедствие" в экономическом смысле. С другой стороны, в России на данный момент создано достаточно много новых компаний, которые работают по-новому, прислушиваясь к требованиям рынка. И дела этих компаний идут успешно, многие из них процветают. Отсюда легко сделать простой, но очень важный вывод - предприятиям в условиях рыночной экономики необходимо строить систему управления в соответствии с концепцией маркетинга. В качестве яркого примера можно привести ситуацию на автомобильном рынке на данный момент. Эффективность маркетинговой концепции управления на примере автомобильной промышленности России. Очевидно, что российская автомобильная промышленность находится в состоянии затяжного кризиса. Многие заводы закрылись или оказались на грани закрытия (например, завод АЗЛК). Конечно, это можно объяснить нехваткой средств, отсталостью технологий и другими причинами. Но суть заключается в недостатках системы управления. Найти деньги для перспективной разработки - задача управления, а следовательно, и маркетинга. Разработать новую модель, составить проект производства, наладить необходимые контакты с поставщиками и дилерами, запустить производство, изучить потребительский рынок - это все задачи, входящие в сферу деятельности маркетинга. Конечно, при плановой экономик" все было отчасти проще - заводу давали указания сверху: у какого поставщика купить сырье, как организовать производство, куда сбыть продукцию. Но экономические условия объективны, и производители вынуждены считаться с этим. Продукция завода ВАЗ отчасти удовлетворяет запросы потребителя - автомобили относительно недороги, как по цене, так и в эксплуатации. По сравнению с другими отечественными автозаводами продукция выигрывает в качестве. Но все большее количество потенциальных покупателей задумывается, не проще ли купить подержанную иномарку, чем новые "жигули"? И многие едут в страны Европы за подержанными автомобилями, благо с запчастями сейчас проблем нет, и цены на ремонт автомобилей иностранного производства вполне сопоставимы с л-1 ал о личными показателями для отечественных автомобилей. Лучше дела обстоят у завода "ГАЗ". Они вовремя уловили запросы рынка и выпустили модель "Газель". Она хоть и проигрывает по сравнению с зарубежными аналогами по качеству, зато значительно выигрывает по цене. На эту модель есть устойчивый спрос как в стране, так и за рубежом (например, завод "ГАЗ" собирается наладить автосборочное производство моделей "Газель" и "Соболь" в Египте). Это говорит о продуманной маркетинговой стратегии и тактике завода. Подобный подход сразу дает ощутимые результаты. Российское правительство пыталось поддерживать отечественную автопромышленность - были повышены пошлины на ввоз новых и подержанных автомобилей, российские предприятия кредитовались из бюджета. Но это привело к ухудшению качества производства российской продукции. Иностранные компании активизировались и стали расширять сферу влияния на российском рынке. Многие иностранные компании нашли способ обойти высокие пошлины на ввоз автомобилей. Этот путь лежит через организацию "отверточного" производства прямо в России. Выгода состоит в том, что намного дешевле привезти в Россию комплектующие для автомобиля и собрать его, чем везти ухе готовый автомобиль. Тем более, что рабочая сила в России дешевле, чем в странах западной Европы или Азии. В январе 1998 года президент Б.Н. Ельцин выпустил указ, дающий существенные льготы инвесторам, вкладывающим в российскую экономику более 250 млн. долларов США в течении 5 лет. Этот указ стимулировал деятельность нескольких иностранных автопроизводителей на нашем рынке. На базе ГАЗа сформировано АО "Нижегородмоторс", учредителями которого являются компания " FI АТ", Европейский банк реконструкции и развития и Горьковский автозавод. Цель проекта - производство итальянских автомобилей на мощностях ГАЗа в количестве 150 тыс. штук в год. Выпускаемые FI АТ Marea способны серьезно подорвать позиции ВАЗа на рынке. Нижегородский проект - не единственный, возвещающий о наступлении нового этапа российской автомобилизации с непосредственным участием крупнейших мировых производителей. Компания " Ford " намерена наладить выпуск автомобилей " Ford Fiesta " на базе завода "Русский дизель" во Всеволжске. 50 тысяч автомобилей этой модели по цене не более 10 тысяч долларов могут стать серьезным ударом по "АвтоВАЗу". В то же время на мощностях "АвтоВАЗа" планируется сборка автомобилей " Opel Astra ". Наибольшую активность проявляют южнокорейские фирмы " Daewoo ", " KIA " и " Hyundai ". Первая, потерпев неудачу при покупке контрольного пакета акций "АвтоВАЗа", взялась за освоение российского рынка с другой стороны. Вовсю идет сборка автомобилей " Daewoo " на ростовском заводе "Красный Аксай" и на Таганрогском комбайновом заводе. Другие южнокорейские фирмы работают не менее успешно. Правительство поддерживает подобную стратегию развития отечественного автомобилестроения, основываясь на признании того, что в стране нет денег на создание современных российских моделей автомобилей. Это позволяет иностранцам завоевать российский автомобильный рынок в самые короткие сроки. Многие иностранные производители, внедряясь на производственные мощности отечественных предприятий утверждают, что сборка автомобилей из привозных деталей будет осуществляться только сначала, а затем заводы сами будут производить детали. Но мало кто из них реально намерен воплощать эти планы в жизнь. Конечно, крупные иностранные инвестиции в российскую экономику - это хорошо. Плохо то, что российские предприятия постепенно перестают заниматься разработкой новых отечественных моделей. Отмирают целые отрасли, производящие отечественные комплектующие. 7 Аналитический раздел 7.1 Общая характеристика хозяйствующего субъекта Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Наименование мастерской ООО «Туфелька». Учредителем предприятия является директор. Основной деятельностью предприятия является оказание услуг в сфере пошива и ремонта обуви.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Мастерская ООО «Туфелька» оказывает следующие виды услуг: - ремонт обуви; - пошив обуви на заказ. 7.2 Анализ микросреды фирмы 7.2.1 Анализ поставщиков К микросреде фирмы относят: поставщиков, посредников, потребителей, конкурентов, контактную аудиторию. Таблица - 1 Анализ обеспеченности ресурсами
Таблица - 2 Характеристика поставщиков
Таблица - 3 Анализ поставщиков
Согласно таблице и методу бальной оценки с учетом коэффициента весомости наилучшим является поставщик 1, так как у него наибольшее количество баллов (4,40). 7.2.2 Анализ посредников Фирма не взаимодействует с посредническими организациями. 7.2.3 Анализ потребителей Таблица - 4 Характеристика потребителей
Таблица - 5 Анализ потребителей
Согласно таблице и методу бальной оценки с учетом коэффициента весомости наилучшим является потребитель 1, т. е. конечный потребитель, так как у него наибольшее количество баллов (4,30). 7.2.4 Анализ конкурентов Таблица – 6 Информация для анализа конкурентов
Таблица - 7 Анализ конкурентов
Согласно таблице и методу бальной оценки с учетом коэффициента весомости самым сильным конкурентом является ООО «Шлеп», так как у него максимальное количество баллов (4,85). 7.2.5 Анализ контактных аудиторий Таблица - 8 Характеристика контактных аудиторий
Чтобы улучшить функционирование предприятия необходимо наладить взаимодействие с контактными аудиториями. Для этого можно предложить следующие мероприятия: - усилить взаимодействие со средствами массовой информации для улучшения имиджа; - улучшить взаимоотношения с банками для получения льготных кредитов. 7.3 Анализ макросреды фирмы Таблица - 9 Характеристика факторов макросреды
Таблица - 10 Анализ факторов макросреды
В основном на фирму оказывают влияние природные факторы, т.к. от погоды зависит, какая обувь нужна потребителям. Для совершенствования маркетинговой деятельности необходимо устраненение «узких мест» в фирме. Нужно расширить ассортимент производства, тогда будет больше спрос. Нужно уменьшить финансовые ресурсы с 3400850 тыс.руб. до 3200650 тыс.руб. Нужно заменить поставщика1 другим поставщиком, который будет приносить больше прибыли. Список литературы: 1 Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. М., Финпресс, 2002. c. 318. 2 Рэпп С., Коллинз Т.Л. Новый максимаркетинг. Челябинск, Урал LTD, 2002.с.312. 3 Котлер Ф. "Управление маркетингом". .- М.: Международные отношения, 1980. 4 Ващекин Н.П. "Маркетинговая информация: // Стоимостной аспект. /Маркетинг" №4/97. с. 35. 5 Гольцов А., Новиков С. "Использование стратегического маркетинга в российской экономике переходного периода, маркетинг" 6 Овечкина, О.М. Основы маркетинга [Текст] : учеб. пособие / О.М. Овечкина. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2004. - 288с. 7 Лукина, А.В. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / А.В. Лукина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006 |